Георгий Тараторкин.

2 августа 2008
Как Вы пришли в искусство?
— Я не стал бы так категорически утверждать, что я туда уже пришел, или что искусство это такое место, куда можно прийти раз и навсегда. Если же вспоминать о том, как я начал, то могу сказать, что мне повезло — я встретился с Корогодским, у которого учился, в театре которого работал 1.0 лет. Если бы Корогодский так не поверил в теня, не было бы ничего, потому что, как я теперь пни и мат, видимых оснований для такой сумасшедшей веры не было. Вот если бы я пришел к нему таким, каков сейчас мой шестилетний сын, меня сразу надо было бы брать в актеры, ребенок — существо удивительно богатое, раскрепощенное. Я же, как большинство молодых людей, был закрепощен, заштукатурен и закомплексован. У Корогодского замечательный дар видеть не то, что умеет 17—18-летний человек, а то, что он имеет, и имеет ли.
— Как Вы работаете над ролью?
— Я не люблю этого слова. Что такое роль? Если она хороша,— значит это человеческая судьба, жизнь. Меня очень греет понятие судьба. Потому что пути моего сближения с образом не умозрительны, между мной и моим героем существует кровное родство.Ведь, действительно, кровь-то моя, нервы-то мои, сердце-то мое.
— Трудная у Вас профессия. Не слишком ли много сил Вы ей отдаете? Ведь существует же иной способ работать...
— Наверно, существует. Но меня, видимо, иначе воспитывали — переделываться мне уже поздно. Проблема же заключается в следующем: в таком публичном акте творчества, как творчество актера, отнюдь не от скаредности, необходимо сохранять себя при максимальной самоотдаче. Сколько бывало случаев, когда у актера все было истрачено, а вернее продано публике, и тогда он оказывался не нужен зрителю, ибо становился неинтересен как творческая личность. Поймите меня правильно, не прятать надо — что я могу спрятать, если речь идет о судьбе Ивана Карамазова или Петра Петровича Шмидта,— но сохранить в себе. На судьбах — давайте вместе сгорим, а свое личное сохраним, ибо только эта сохранность даст нам со зрителем возможность уважать друг друга при следующей встрече и удивляться друг другу.
— Скажите, а как Вы судите о реакции на Вашу работу, как оцениваете степень успеха?
— Вы знаете, я, честно говоря, не знаю, как это делается. Ну, как я могу измерить успех? По какой шкале? По количеству «чепчиков, подброшенных в воздух»? Но тут ведь очень легко промахнуться и принять за удачу что-то уж слишком несущественное. Так на что же ориентироваться? Наверно, в очень серьезной и хорошей работе бывают такие моменты взлета, когда сам себе можешь дать оценку...
— Александр Блок, которого Вы прекрасно сыграли в театре, в своем дневнике в момент взлета написал: «Сегодня я гений...» Вы никогда не испытывали похожего чувства?
— Мне кажется, это воскликнул не Блок, а бог в нем, художник. Это такая предельная степень искренности, которая и испытывает художника, и помогает ему. Да потом Блок это тихо написал, никому не показывал...
— Расскажите, пожалуйста, о Вашей сегодняшней работе в кино.
— Работа в кино вызывает у меня сегодня какое-то перспективно-радужное чувство.
Я имею в виду не результат, а ощущение творческой атмосферы, творчество климата. Во второй картине подряд я встречаюсь с людьми, с которыми готов работать сколько угодно долго. Речь идет о Михаиле Швейцере и Витаутасе Жалакявичусе.
К тому же наши встречи произошли на материале чрезвычайном: это Пушкин — фильм Швейцера «Маленькие трагедии», работа над которым уже закончена, и Чехов — «Рассказ неизвестного человека», который ставит Жалакявичюс и где я сейчас снимаюсь.
Не могу сказать, что съемочный процесс идет легко. Да и может ли быть он легок? У Чехова Орлов обрисован исчерпывающе точно и полно. Я бы даже сказал пристрастно с точки зрения человека, от имени которого у Чехова ведется рассказ — «Рассказ неизвестного человека». Фильм называется «История неизвестного человека». Мы хотели показать Орлова изнутри, развивая образ на протяжении всего фильма. Да простит нас Антон Павлович, но мы с ним сейчас выясняем отношения довольно жестко, разумеется, при огромном к нему изначальном уважении. Истинное уважение, почтение предполагает, как мне кажется, творческий диалог. Задача, которая перед нами стоит, заключается примерно в следующем: «Вот клубок. Теперь его нужно размотать до конца, посмотреть, что же там внутри такое, и потом попытаться смотать снова». Хорошо бы, конечно, чтобы клубок получился тот же, чтобы картина получилась чеховской.
Какие качества Вы больше всего цените в партнерах?
Когда партнер — человек живой, трепетный, не дурак, когда он склонен к импровизации, к актерской провокации. Для меня один такой партнер уже создает творческую атмосферу. В «Преступлении и наказании», например, это вся обойма: Смоктуновский, Булгакова, Бедова, Копелян. А у Жалакявичуса это и Женя Симонова, и Саша Кайдановский, и Люда Зайцева. Между такими партнерами всегда происходит процесс разгадки. Не на уровне кроссвордов в «Огоньке», а в других сферах и измерениях.
Беседу вела Е. Чернова
«Спутник кинозрителя», май 1980 года
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/779/
Георгий Тараторкин

Георгий Георгиевич Тараторкин. Родился 11 января 1945 года Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) — умер 4 февраля 2017, Москве. Советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист РСФСР (1984). Секретарь Союза театральных деятелей России и Президент ассоциации «Золотая маска».
Георгий Тараторкин родился 11 января 1945 года.
В возрасте 7 лет потерял отца. Его и сестру Веру воспитывала мама, которая с раннего детства водила детей в театр и привила им любовь к творчеству.
В 1966 году окончил студию при Ленинградском ТЮЗе им. А. А. Брянцева, учился у Зиновия Корогодского и до 1974 года играл в ТЮЗе ведущие роли в большинстве спектаклей, поставленных Корогодским. Среди его работ: «Тебе посвящается» — Виталий Ромадин; «Глоток свободы» — Николай I; «После казни прошу…» — Петр Шмидт; «Хозяин» — Алексей Пешков; «Борис Годунов» — Борис; «Гамлет» — Гамлет; «Свои люди — сочтёмся» — Подхалюзин.
В 1970-1980-е годы, когда поэзия была особенно популярна на эстраде, радио и литературных вечерах, Тараторкин много выступал с чтением стихов Александра Блока и других поэтов «Серебряного века». Критики неоднократно отмечали мастерство артиста, его редкое умение донести не только содержание, но и красоту формы стиха.
Георгий Тараторкин в молодости

1974 году актёр получил приглашение в Театр имени Моссовета. Первой ролью стал Раскольников в известном спектакле Юрия Завадского «Петербургские сновидения», поставленном в 1969 году. Позже актёр сыграл ряд других ролей, включая Стрельцова в спектакле «Они сражались за Родину», Ивана в «Братьях Карамазовых», Каренина в «Живом трупе».
На сцене Театра им. Моссовета Тараторкин сыграл главные роли в спектаклях режиссёра Ю. Ерёмина: «Не будите мадам» по Жану Аную и «Серебряный век» по Михаилу Рощину. Георгий Тараторкин говорил, что безмерно счастлив играть на сцене, которая помнит Ростислава Плятта и Фаину Раневскую, с которыми ему выпало счастье играть и общаться.
С 1968 года актёр начал сниматься в кино, первый его фильм — «Софья Перовская».
В 1969 году на экраны вышел фильм «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова по роману Фёдора Достоевского, в котором Тараторкин создал образ Родиона Раскольникова. Эта роль сразу сделала его известным на всю страну.
Георгий Тараторкин в фильме «Преступление и наказание»

Далее успешно исполни роль Виталия Дудина в «Переводе с английского», Роберта Уорбека в «Чисто английском убийстве», Евгения Павловича в «Делах сердечных», Чарского в «Маленьких трагедиях».
Георгий Тараторкин в фильме «Чисто английское убийство»

В 1990-е и 2000-е также продолжал сниматься. Запомнился работой в картинах «Дюба-дюба» и «Умирать легко», снятых режиссёром Александром Хваном.
Среди ролей в телесериалах прежде всего стоит отметить образ Александра II в исторической ленте «Любовь императора», Валаева в «Спас под берёзами», и, конечно, Павла Жданова в популярном многосерийном фильме «Не родись красивой».
Георгий Тараторкин в сериале «Любовь императора»

Георгий Тараторкин в сериале «Не родись красивой»

В 2013 году актёр снялся в 8-серийном шпионском сериале «С чего начинается Родина» у режиссёра Рауфа Кубаева в роли разведчика Дмитриева.
С 1996 года Тараторкин преподавал во ВГИКе актёрское мастерство, вёл курс. В этом же году был избран первым секретарём Союза театральных деятелей России.
В последние годы Георгий Тараторкин боролся с тяжёлой онкологической болезнью. В конце января 2017 года он был госпитализирован в одну из московских больниц. Умер 4 февраля 2017 года.
Прощание с артистом состоялось в театре имени Моссовета 6 февраля 2017 года. Актёр был похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Источник: https://infakty.ru/biografiya/georgij-taratorkin
Георгий Тараторкин и Екатерина Маркова



Георгий Тараторкин с женой и детьми
Источник: https://infakty.ru/biografiya/georgij-taratorkin