• Авторизация


Н.К. Рерих - Пещеры в скалах (Cliff Dwellings). Санта-Фе, Нью-Мексико. Царица Мексики. 15-02-2022 03:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Н.К. Рерих - Пещеры в скалах (Cliff Dwellings) неподалёку от Санта-Фе, штат Нью-Мексико.

 

Н.К.Рерих. Пещеры в скалах. Нью-Мексико.1921

145_Pesheri_v_skalah_copy (700x457, 431Kb)

 Фото изображенного объекта
Изображены жилые пещеры в Frijoles Canyon на запад от Санта-Фе.

foto id616 (600x365, 250Kb)

А. М. Лукашов пишет (1989, 2001): «Художник всюду ищет следы прошлого. Особое таинственное волнение он испытывает, наблюдая каньоны, расселины, пещеры в горах. В связи с легендами о племени, ушедшем под землю, о “чуди подземной”, Рерих ещё в Финляндии изучал неведомые подземные ходы. В 1921 году тот же интерес приводит Рериха в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, где пишется картина “Пещеры в скалах”. Что стоит за этим миром безмолвия? Следы исчезнувшей цивилизации или загадочная жизнь, скрытая от любопытных глаз современников?» На заданные А. М. Лукашовым вопросы исчерпывающе ответил другой исследователь творчества художника – Д. Н. Попов в статье «Североамериканские индейцы в жизни и творчестве Н. К. Рериха» (2004). В ней опубликован ещё один вариант картины 1921 г. На этих полотнах изображено известное место «Puyé Cliff Dwellings» неподалёку от Санта-Фе, что в штате Нью-Мексико. В каталоге МР 1930 г. № 202 и 203: «Cliff Dwellings» («Жилища в скалах»).

Возможно, к этому произведению имеют отношение следующие слова Учителя Мории, записанные в дневнике Е. И. Рерих вечером 18 августа 1921 г.: «– Дорогою в cliff dwell[ing]s надо найти то место, где чисто растёт сосна. –

<…> На дороге Мексики, считаю, увидите Меня. <…>

Я считаю нужным “Ущелье Мории” назв[ать] новую картину. <…>

– Cliff dwell[ing]s – священное место. <…>

  Думайте рисовать Меня в cliff dwellings».

(http://vek.roerich.info/node/186)

 

 Н.К.Рерих
Пещеры в скалах (Cliff Dwellings)
1921

painting_id1486-NKR_Peschery_v_skalah_(Cliff_Dwellings) (700x459, 397Kb)

Агни-Йога. Высокий Путь, часть 1

77 3 июля

... Зовем вас в горы Нью-Мексико.

 

 Н.К.Рерих. Санта-Фе. 1921

Пейзаж с видом гор Санта-Фэ 

В этом произведении уже просматриваются колористические решения, которые свойственны Рериху в азиатский период творчества. Художник неоднократно писал о культурной общности коренных народов Азии и Америки, которая исходила также из глубокого единства этих народов с окружающей природой. Окрестности Санта-Фэ стали для Рериха не только местом отдыха, но и пристанищем для внутренней работы, преображения, в результате которого художник создал запечатлевшие «Чудо величия и молчание Космоса» пейзажи. В этом произведении, написанном маслом, мы видим симфонию дополнительных тонов – лиловые горы, у подножия которых расстилается пустыня разных оттенков бронзы, и небо, расцвеченное нежным золотом. Суккуленты, едва обозначенные художником, похожи в своих очертаниях на древние петроглифы. (http://gallery.facets.ru/show.php?id=5742)

painting_id5742-NKR_Santa-Fe (700x525, 439Kb)

Н.К. Рерих. Санта-Фе. Нью-Мексико (Красные горы. Санта-Фе). 1921

RoerihNK-060 (700x423, 453Kb)

Санта-Фе — город на юге США, административный центр штата Нью-Мексико, а также административный центр и крупнейший город округа Санта-Фе.

«Четырнадцать лет тому назад мы знакомились с условиями природы Новой Мексики, Аризоны и Калифорнии. Тогда эти наблюдения имели для нас общепоучительное значение, но сейчас они оказались для нас насущно потребными...

В местах, примыкающих к Большому Каньону или на путях в Лос-Анжелос “заколдованные мезы”* и посейчас хранят своё пустынное очарование...  Там велика бывает жара... Там налетают бури и вихри, вздымающие пески. Там бывает великая засуха... Но приспособляемость великое качество во всякой жизни... Всё, что хочет жить, — непобедимо приспосабливается...
Кто захотел жить — тот и выжил».
Н.К. Pepиx. «Добро»

* Меза, или меса (исп.) — в Нью-Мексико и Аризоне горы с широкими плоскими вершинами, образовавшиеся в результате размывания и выветривания.

Santa-Fe. Nicholas Roerich. Date: 1921; United States 

santa-fe-1921 (480x354, 127Kb)
 

Агни-Йога. Высокий Путь, часть 1

82 10 июля

...

Луч Мой Ловец получит в С[анта-]Фе.

Луч Мой Урусвати узрит в С[анта-]Фе.

 

84 12 июля

Я дам тебе, Урусвати, помощь в поездке в Индию.

Думаю, счастливо поедешь в Санта-Фе. ...

 

90 18 июля

Урусвати не должна думать каждый раз, сомневаясь всякий день в моем разуме.

Пусть помнит — все происходящее не без значения.

Рерих, успокойся, иди указанным путем.

Отдохните теперь.

Дам стансы в Санта-Фе. ...

 

91 19 июля

Счастье читать твои мысли, Урусвати. ...

Новую тропу начни в Санта-Фе. ...

 

97 29 июля

Явись, я зову в Санта-Фе.

Зову Урусвати. ...

 

100 2 августа

Чудное время для вас в Санта-Фе уготовлю.

Чудо чистого, доброго достижения Мории. ...

 

101 3 августа

...

Урусвати, храни улыбку.

Вам ответы приготовлены в Санта-Фе.

 

103 6 августа

... Увидишь Меня в Санта-Фе.

 

107 10 августа

Довольно, пора, считаю, набраться воздуха.

Дух твой засияет в Санта-Фе. ...

 

110 18 августа

...

Дорогою в Клиф-Двеллерс надо найти то место, где чисто растет сосна.

Ружья не люблю, не берите с собою.

Рерих [будет] счастлив увидеть Меня первым.

На дороге Мексики, считаю, увидите Меня.

Выехать [надо] в 6 часов утра, ехать со стариком.

Можете не ехать в тумане, считаю, увидите Меня, и ярко явлю вам Себя.

...

Я считаю нужным «Ущелье Мории» назвать новую картину.

Счастливую сюиту закончить задумал Рерих.

Рерих явит родину царицы Мексики.

Дворец стоял на месте церкви Мигуэля.

Клиф-Двеллерс — священное место. ...

Думайте рисовать Меня в Клиф-Двеллерсе.

 

                                               3. Царица Мексики

УРУСВАТИ
А.В.Владимиров

 

В землях Нью-Мексико воплощалась Урусвати – она была тогда, как сказано, царицей Мексики.

Урусвати тогда звали Ябучтуу, что переводится как «жемчужина»; её супругом, царём Мексики, был Учитель Мориа – его звали Курновуу

665x889_0xac120005_10552317131529047525 (523x700, 262Kb)

Санта-Фе, в котором Рерихи провели два месяца, находится на высоте немногим более 2000 метров, окружённый живописнейшими каньонами и степями – исконными местами обитания индейцев пуэбло и других племён Северной Америки. Гималайский Ашрам Рерихов в Наггаре, в котором они на двадцать лет обоснуются с 1929 года, будет находиться на такой же высоте. Благодаря такому расположению Санта-Фе оказался высочайшей из всех столиц американских штатов. Высота окажется точно такой же, что и в Гималаях – в Наггаре и Дарджилинге, в которых Урусвати проведёт 22 года своей жизни и где произойдут основные стадии её трансмутации. Город известен также тем, что является вторым старейшим из американских городов, основанным европейскими колонистами, из ныне существующих.

Здесь по указанию Учителя Рерихи посетили священное место, Клифф Двеллерс, представляющее сегодня руины древнего поселения так называемых «жителей скал»:

«18.08.1921. – Дорогою в Клифф Двеллерс надо найти то место, где чисто растёт сосна. <...>

– Рерих счастлив [будет] увидеть Меня первым.

– Другие не поверят ему художнику явлению Мастера //Мориа//. На дороге Мексики, считаю, увидите Меня.

– Явлюсь ему в понедельник.

– Выехать в 6 ч. утра, ехать со стариком. <…>

– Можете не ехать в тумане, считаю, увидите Меня, и ярко явлю вам Себя. <…>

– Я считаю нужным “Ущелье Мории” назвать новую картину.

– Счастливую сюиту закончить задумал Рерих.

– Рерих [картиной] явит родину царицы Мексики //воплощение Урусвати//.

– Дворец стоял на месте церкви Мигуэля.

– Клифф Двеллерс – священное место. <...>

– Думайте рисовать Меня в Клифф Двеллерс».

Рерих напишет несколько картин «Гранд Каньон» (Большой Каньон, 1921 год) и выполнит несколько эскизов. Вероятно, об этом каньоне, как об «Ущелье Мории», и шла речь в вышеприведённой Беседе.

Это самый большой в США и один из самых глубоких в мире каньонов, в нём можно обнаружить следы четырёх геологических эр Земли, отражающих около двух миллиардов лет геологической истории. У коренного народа этих мест, пуэбло, Гранд Каньон считается святым местом. Рерих по пути обратно в Санта-Фе с выставки в Сан-Франциско в письме к Шибаеву сообщал: «Пишу опять с пути. Только что видел Grand Canyon – чудо величия и молчания Космоса. Был там по указанию Master’а» (Н.К. 29.09.1921)[84].

Снять недорогой дом в Санта-Фе помогла Рерихам Франсис Грант – одна из первых сотрудниц Рерихов, которая стала для них своего рода «воротами» в Америку, во всяком случае, воротами в латиноамериканскую её часть. Когда приехавшие в США Рерихи ещё не сошли на американский берег, она, работавшая тогда репортёром, поднялась на борт и взяла у Рериха первое интервью. История с участием Франсис Грант интересна тем, что вершиной американских проектов Рерихов стало подписание в 1935 году в Вашингтоне Международного Пакта Рериха. Помимо США все остальные подписавшие страны были латиноамериканскими, и значительную роль в этом подписании сыграла Франсис Грант. По указанию Учителя она за несколько лет до подписания Пакта проехала с лекциями о Рерихе по странам Южной Америки и обществам женского движения этих стран (куда традиционно входили жёны ведущих политиков и президентов). Именно перед этими поездками Франсис Грант Елена Ивановна написала своё программное пламенное Обращение к женщинам мира, которое было включено в письмо для Грант[85]. После отхода от Рерихов Франсис Грант сосредоточила свою общественную и политическую деятельность на развитии отношений между США и Латиноамериканскими странами, преимущественно с задействованием женского движения[86]. В исследованиях по межамериканским отношениям впоследствии будет отмечаться, что «Грант… представляет собой ключевой аспект межамериканских отношений: связь между Соединёнными Штатами и Латинской Америкой»[87].

Из биографических сведений следует, что Франсис Грант (1896–1993) родилась в Нью-Мексико, в менее сотни километров от Санта-Фе, и с детства знала испанский язык как родной[88].

В одной из Бесед будет сказано, что Франсис во времена, судя по всему, поздней Атлантиды, была на этой мексиканской земле при Урусвати её слугой при храме[89], возможно, тот слуга именно тогда (или, может, при воплощении Грант в Испании) носил имя – Модра[90], это имя станет её духовным именем в американском Круге, присвоенным ей Учителем.

Во времена Атлантиды, когда сменявшая Атлантов нынешняя, Пятая Раса уже к тому времени существовала многие тысячелетия, в землях Нью-Мексико воплощалась Урусвати – она была тогда, как сказано, царицей Мексики. На языке ацтеков, называвших себя мешика, это слово, давшее имя «Мексика», означает «Солнце».

Урусвати тогда звали Ябучтуу, что переводится как «жемчужина»; её супругом, царём Мексики, был Учитель Мориа – его звали Курновуу[91]. Как сказано о том воплощении Учителя: «Когда Курновуу Правитель созидал Золотые Врата, Он стремился во храм, но всё же донёс свою жертву» (23.09.1922); «Курновуу, Правитель, золотом покрытый, получил от Тацлавуу Камень тёмный, который заключал кристалл жизни. И Правитель носил тот Камень поверх золота»[92], «Ябучтуу хранила его //Камень//, и Курновуу надевал его на праздник Солнца»[93].

Их сыном был Святослав, его звали тогда – Люмоу[94]. Это имя его воплощения на землях древней Америки Учитель присвоит Святославу сейчас в качестве его духовного имени, подчёркивая тем самым характер его миссии. Также говорилось: «Рука Моя была над тобою, когда… жалела оставить ступени храма. – Какое здание было на месте этюда [Рериха]? – Господь Волю царю явил. – Воля сущего царя здесь запечатлелась. Суд правил» (24.08.1921). «– Владыка, слышанное мною имя Алетуу – есть имя времён Атлантиды и принадлежит мне? – Да, была учительницей Сокровенного знания» (26.07.1936).

В Беседах с Учителем приводятся некоторые сведения о позднеатлантической культуре: «Пояс материка соединял [тогда] покрытую [ныне] водою Атлантиду с цветущей плоскогорною страною [в Азии] “Готл”. Мудрый порядок доставил стране закон религии, возглавленный женским Началом. Нить, струна и змий составляли священную связь. Нить представляла очаг, струна – воззвание к Богу и змий – знание. Луч мог проникать до основания храма через отверстие в полуконической кровле. Круг был положен в основание построек. Храм Солнца, Храм Луны, Храм Змия. Женщины носили подобие змей, переплетая косы пластинками священных металлов. Конечно, размеры храмов были велики. Древний Вавилон мог дать понятие о размерах. Можно представить, как разнообразны были металлы. Начертания производились на металле, имея вид клинописи»[95].

Примечательно, что перед поездкой в Санта-Фе Юрий Рерих в марте написал родителям, что в одном из сообщений от Руководителей «дана была также храмовая молитва в Атлантиде»[96].

В Санта-Фе Николай Рерих написал характерную картину «Атлант».

Урусвати за время Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов побывает на многих древних местах, где она совместно с Учителем имела великие и значимые воплощения. Но это постатлантическое место в Центральной Америке – в Санта-Фе – станет первым таким посещением. Для миссии Урусвати как Провозвестницы Нового Учения, как Зачинательницы Нового Мира и устремительницы Шестой Расы, такое пребывание на месте Храма Солнца Атлантиды, где она воплощалась в канун великой эпохи Пятой Расы царицей Ябучтуу, знаменательно. Как будет сказано в Беседе о значении воплощения Великого Учителя в те времена: «Дух Курновуу новый мир впервые прозрел»[97].

Подобно тому, как в греческий эпос перекочевало из «Рамаяны» эпическое сказание о похищении у Рамы Ситы, превратившись у греков в Троянскую войну, разразившуюся из-за похищения Елены Прекрасной, так, возможно, и древнее сказание о плавании вождя города «Золотых Врат» – царя Мексики Курновуу превратилось у греков в плавание Ясона за золотым руном. В Беседе, возможно, о той эпохе позднеатлантического противостояния царя Курновуу и Атлантов говорится: «...Когда Мы строили Храм Солнца в Атлантиде... корабли врагов пытались не допустить окончание постройки. Тогда Мы стали у моря и повторяли: “Не допусти, Солнце!” И течение повернуло корабли» (16.03.1924). «Е.И.: Знали ли мы Матерь Мира в Атлантиде? – Да» (24.03.1924).

Подобно аргонавту Ясону или, может быть, царю Курновуу, путём первооткрывателей Нового Мира весной 1923 года Рерихи оставят американский континент и отплывут сначала в Европу, где в Париже они получат знаменитый камень Чинтамани, а затем отправятся в Гималаи и Центральную Азию, вплоть до Тибета и границ заповедной Шамбалы, подобно Ясону полагая пути для новой, теперь – Шестой Расы.

https://peacemaking.ru/books/online/urusvati/chast-pervaya-ot-pet/glava-iii-nachalo-uc/3-carica-meksiki/

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Н.К. Рерих - Пещеры в скалах (Cliff Dwellings). Санта-Фе, Нью-Мексико. Царица Мексики. | олег7 - Дневник Олег7 | Лента друзей олег7 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»