Путь к победе над кармой Тамерлана. / Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. /
К 110-летию со дня рождения выдающегося учёного, мыслителя, лингвиста
Юрия Николаевича Рериха издательство «Дельфис» готовит к выпуску сборник
статей, в который войдут очерки и исследовательские материалы,
написанные о нём Е.М.Величко (см. «Дельфис» № 3(71)/2012) и Е.Б.Герман.
Две главы, автором которых является Е.Б.ГЕРМАН, мы публикуем ниже. В
этом исследовании, касающемся очень трудного и судьбоносного периода в
биографии Ю.Н.Рериха, впервые делается попытка понять и прояснить суть
происходивших в его личной жизни событий.

Ю.Н.Рерих /16 августа 1902 — 21 мая 1960 /
Друзья, у Нас готовы ответы, но пусть протекает река Кармы – запруда часто грозит наводнением.
Листы Сада Мории, кн.I, 1 авг. 1921 г.
Запруда на реке Кармы
Перед отъездом из Америки в 1922 году Юрий Рерих имел
поручение посетить в Париже Ирму Владимировну де Манциарли для
установления контактов с центром теософского движения в Адьяре.
«Явление Манциарли нужно Удрае, но, чую, надо туман рассеять около Моих поручений.
Удрая отнесётся, трудом объятый, к Моим Словам забывчиво.
Манциарли поможет ему сохранить атмосферу влияния» [8, 28 авг. 1922 г.].
И.В. де Манциарли, русская по происхождению, выйдя замуж за француза,
покинула Петербург и переехала жить во Францию. В теософских кругах она
была известна ещё и как переводчица «Бхагавадгиты»; была знакома с
Р.Тагором, Шри Ауробиндо и многими другими выдающимися индусами.
В Париже стала активным членом французского отделения Теософского
общества, пользовалась авторитетом в теософских кругах, была близким
другом А.Безант и Д.Кришнамурти, неоднократно приезжала в Адьяр –
штаб-квартиру Теософского общества; её поддержка деятельности Н.К.Рериха
в Индии могла быть существенной. Рерихи познакомились с ней в Лондоне,
встречались в Америке, вели переписку, их совместная работа носила не
только деловой, но и дружественный характер.
По воспоминаниям современников, м-м Манциарли была красивой,
маленькой и очень энергичной женщиной, имела трёх дочерей и сына,
которых сделала ещё детьми членами Международного ордена «Звезда
Востока», специально основанного Анни Безант для Джидду Кришнамурти
[44]. Перед орденом стояла задача объединить тех, кто верил в скорое
явление Мирового Учителя, и подготовить общественное мнение к его
приходу. С этой целью в Адьяре начал издаваться журнал ордена – «Вестник
Звезды».
Разъезжая по миру со своим учением, выступая с лекциями,
Д.Кришнамурти приобрёл множество сторонников, включая видных
государственных деятелей и интеллектуалов. В том, что привлекало людей к
Д.Кришнамурти, немалое значение имела его внешность, он был необычайно
красив, но наибольшая притягательность состояла в его личном обаянии,
которое ощущали присутствующие на его публичных выступлениях.

Джидду Кришнамурти, 1920-е гг.
По просьбе А.Безант м-м де Манциарли принимала живое участие в жизни
юного Д.Кришнамурти. Когда в январе 1920 года он приезжает в Париж, м-м
Манциарли берёт на себя заботу о нём и его брате Нитью, поселив их в
своём доме.
Старшая дочь де Манциарли Марсель, ровесница Кришны (так называли
Кришнамурти в доме м-м Манциарли), талантливая пианистка и композитор,
стала его близким другом. Вместе с ней они окунулись в Париже в светскую
жизнь, свойственную молодости. Летом м-м Манциарли и её дочери вместе с
Кришной и Нитью отдыхают на Женевском озере, затем переезжают в
живописные пригороды Парижа. Но приходит время Д.Кришнамурти вернуться к
работе в ордене, так как в Париже в июле 1921 года должен состояться
Международный Конгресс теософов, а за ним Первый съезд ордена «Звезда
Востока».

Марсель Манциарли
После торжественных мероприятий, сопровождавших конгресс теософов и
съезд Ордена «Звезда Востока», Д.Кришнамурти покидает Европу и прибывает
в Адьяр для выполнения миссии Мирового Учителя.
Приглашение от Кришнамурти посетить Адьяр было получено Н.К.Рерихом в
начале 1922 года с заверениями, что там ждут встречи с ним [38, 30 апр.
1922 г.].
Юрий Рерих был направлен Руководителями (Учителями. – Ред.) в
семью И.В. де Манциарли, связавшую свою жизнь с духовными исканиями и
верой в братство людей и равенство религий. Находясь в Париже, Юрий
легкомысленно отнесётся к поручению, и визит к Манциарли был отложен.
«Опять дух захромал, подковать нужно.
Пусть помнит, один не дойдёт.
Моя мощь на нём через вас» [8, 20 авг. 1922 г.].
Е.И.Рерих приходится напоминать Юрию о значении визита к м-м
Манциарли, её особом положении в теософских кругах: «Милый мой мальчик,
не забудь своё поручение у Манциарли. Помни, что ты должен высоко
держать наше имя. Она сейчас проникнута восторженным поклонением к папе и
видит в нём будущего лидера, а потому удержи её в этом понимании. Это
очень важно, ибо ты знаешь, что в Адьяре мы ничего не найдём» [31, 28
окт. 1922 г.]. А пока, до особых указаний Владыки, значение центра в
Адьяре оставалось по-прежнему важным для осуществления поездки Рерихов в
Индию.
В октябре 1922 года семья Манциарли принимает в свой круг Юрия
Рериха. Здесь он встречает поддержку планам по строительству Новой
Страны. Дом м-м Манциарли, расположенный на улице Лафонтен, Юрий
посещает почти ежедневно. Старшая из дочерей, Марсель – домашнее имя
Мара, берёт Юрия под своё покровительство. Вместе они проводят свободное
время, посещают музеи Парижа, изучают восточные коллекции. В Лувре
наибольшее впечатление на Юрия производит буддийская бронза из собрания
П.Пеллио. «Какие чудные вещи, мистические Будды, утончённые Бодхисаттвы и
свирепые kin-kang, гении-хранители доброго закона. Вообще буддизм меня
страшно привлекает. В нём я нахожу глубоко мистическое чувство и
красочность», – пишет он родителям в Америку [45, 30 окт. 1922 г.].
Следует отметить, что с января 1921 года в Америке проводились
совместные с Европой сеансы собеседования с духовными Руководителями. В
них принимали участие: в Лондоне – В.Шибаев, в Париже – Г.Шклявер, в его
группу также входила и Мара Манциарли. С приездом Юрия сеансы
возобновились, теперь они проходят в доме м-м Манциарли и предназначены
Учителем только небольшой группе, в которую входили, помимо Юрия, И.В.
де Манциарли, Марсель (Мара), её сестра Иоланта (Ио) и брат Саша.
«Будьте объединены в вашем искании. Недаром встретились.
Воспользуйтесь для полного объединения. Встречи не повторяются» [46].
Записи бесед Юрий вёл в небольшом блокноте, они продолжались с осени
1922 года до весны 1923-го и составили так называемый «Парижский
дневник».
Юрий с радостью делится с родителями тем, как проходят сеансы:
«Начали также очень успешно писать автоматически. Были даны
замечательные указания Ирме Вл. и Маре Степановне… Через автоматическое
письмо Учитель постоянно проводит идею…» [47, 30 окт. 1922 г.].
«И в 1931 году славится Россия, Мать Мира.
В России заложен Камень вашей работы, там всё должно быть» [46].
Строительство Города Знаний в Звенигороде было частью Великого Плана
космической эволюции. Парижская группа, так же как и члены Кембриджского
кружка, готовились Учителями принять практическое участие в создании
духовного центра в Звенигороде – Храма Знаний и Красоты, нести людям
сокровенные знания Востока, оповещать пути роста духа.
«Во имя духа совершится будущее строительство России. М.М.» [46, окт.–нояб. 1922 г.].

Рисунки из дневника Ю.Н.Рериха. 1922–1923
Особенность этой группы состояла в том, что её участники кармически
были связаны друг с другом, встречались в прошлых воплощениях. «Из вековечных глубин вырвал Я вас»,
– записаны в дневнике Юрия слова Владыки, открывшего ученикам эту
тайну. Наиболее значимой для успеха исполнения плана Владык была встреча
Юрия и Мары. В те времена, когда Юрий был воплощён Тамерланом, Мара
была его женой, её имя – Улута-Ханум, она сопровождала Тимура в его
многочисленных походах...

Рисунок Ю.Н.Рериха. 1922–1923
Ссылка на источник : http://www.delphis.ru/journal/article/put-k-pobede-nad-karmoi-tamerlana
«Моим сыном назову Удраю. Пусть пройдет мужественно ученичество. Удрая у
кармы может отвоевать полосу счастья… Но уберегись от жертв Тамерлана»
(1922)
«Предлагаю
Удрае выбрать один из данных вариантов пути, но без службы, потому надо
обновить запыленный дух, и Сам Покажу, насколько Удрая теряет, нарушая
путь. Брака не видим, кроме исключительных поручений… У Тамерлана много
жертв, и они будут тянуться к нему, и только понимание духовной работы и
почитание Урусвати* поможет. Удрая, тебе Говорю, пойти судьбу Тамерлана
и почитай Воительницу твоего счастья – Урусвати, обрати меч к власти,
которую можешь наследовать…Восходи же, Тамарлан».1923г)
И дух Тамерлана восходит, ступень за ступенью, одна из которых –
Институт «Урусвати». Еще в 1922году Учитель Говорит о необходимости
изучать санскрит, тибетскую грамматику, монгольский язык, а также в
одиночестве ( в безбрачии) идти по Его Пути туда, где Рука Его укажет. А
«лукавые мысли , дух принижающие, рушь, - призывает Он.
– «начинается важное время для Тамерлана. Пусть всё ненужное удалит,
ведь явление Удраи в России можно предвидеть… Я Обещал сделать тебя
лучшим ученым Земли, тебе Хочу дать Мои все хранилища». (1925г)
Облик Тамерлана, восстановленный М.Герасимовым

Пронесся он на российском небосклоне
быстрой кометой, как устремленная в будущее звезда. Пронесся, как герой,
искупив деяния жестокого воителя, оставив за собой шлейф благодарных
учеников и трудов в ориентологии, закрепив в сердцах и умах подвиг всей
своей семьи – во имя будущего, во имя России. Уйдя в назначенный судьбою
срок – как нежданно скрывшийся в людских глаз стремительный вестник
Небес. Но отрченное сердце сияет на миром!
( Статья из Журнала «Дельфис» №3/2009 в сокращении)
http://www.astrolog-radea.ru/index.php/derzhava-rerihov/24-iskuplenie-tamerlana
