
Борис Николаевич Абрамов – духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих,
мыслитель, деятель культуры.
2.08.1897 – 5.09.1972
Встреча Абрамова с Рерихом решает всю его дальнейшую судьбу. В это время Борису Николаевичу было 37 лет. Человек высокой культуры и обширных знаний, он не только любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись, но и сам писал стихи и рассказы, рисовал, сочинял музыку. Глубоко изучал философские учения Востока.
В Харбине вокруг Н.К. Рериха сложилась небольшая группа людей, стремящихся к духовным знаниям и наиболее готовых к сотрудничеству. Для них Николай Константинович стал духовным Учителем. (После отъезда Рериха из Харбина созданное им содружество существовало многие годы, пока его члены не разъехались по разным странам).
Из всей группы Николай Константинович выделил двоих и перед отъездом в Индию вручил им привезённые из Гималаев кольца ученичества как знак особого доверия и духовной близости. Одним из этих людей был Б.Н.Абрамов.
Так долгие поиски смысла жизни привели его к Учителю и Учению Живой Этики.
https://etikavomne.agni-age.net/biograph/abramov.htm#fosdik
Кольцо Б.Н. Абрамова,
полученное от Н.К. Рериха
[207x222]
З.Г.Фосдик. СВЕТЛЫЙ ДУХ
С Б.Н.Абрамовым я познакомилась через письма, в начале 50-х годов. Е.И.Рерих мне о нём писала, указывая на его светлый дух и серьёзную работу по изучению философии и учений Востока. Я начала с ним переписываться, и меня всецело очаровал его чудесный язык и тонкость его переживаний, а также поэтическая жилка, проходившая через его письма. Он тогда много общался с молодёжью и укреплял в ней любовь к Родине и к служению ей. Сам он всегда стремился вернуться на Родину, что ему удалось в 1959 году.
Жизнь его была трудной, из-за серьёзно больной жены; кроме того, он боялся, что продолжительное путешествие явится опасным для неё. Я его увидела в 1961 году, когда приехала в Москву по поручению нашего Музея для изучения архивов о Н.К.Рерихе. Борис Николаевич во многом мне способствовал, был полон воодушевления, находил для меня нужные справки, а также знакомил меня с кипучим духом тогдашней жизни и устремлениями молодёжи к новым веяниям в литературе и искусстве. Сам он горел огнём духа, верил в светлое будущее, был полон внутренними исканиями. Красота, в чём бы она ни выражалась, на него глубоко действовала, он весь светился при соприкосновении с нею. Всем он хотел помогать, чем только мог. Помню его слова: «Я всегда привык давать, а вот брать трудно для меня».
Ушёл чистый, прекрасный человек, пробудивший во многих сердцах любовь к красоте, и эти семена, посеянные им, будут произрастать, чем и докажут, что смерти нет, а есть лишь беспрерывный поток, вечно несущийся вперёд, в светлое для всех будущее.

Б.Н. Абрамов родился 2 августа 1897 года в Нижнем Новгороде, в семье военного, потомственного
дворянина Н.Н. Абрамова.
Борис Николаевич с отличием закончил Нижегородский дворянский Александровский институт, поступил на юридический факультет Московского университета, но был вынужден оставить его в связи с семейными обстоятельствами. Прошёл курс обучения в Кронштадтском военно-морском училище.
В годы Гражданской войны Б.Н. Абрамов эмигрировал в Китай. Жил в Харбине, работал в химической лаборатории, в организациях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), секретарём и заведующим студенческим клубом в Христианском союзе молодых людей, преподавал русский язык в Харбинском политехническом институте.
Бориса Николаевича привлекали философские учения Востока, и он глубоко изучал их.
В 1934 году, во время научной экспедиции, в Харбин прибыл Николай Константинович Рерих вместе с сыном Юрием. Встреча с Рерихом определила всю дальнейшую судьбу Б.Н. Абрамова. Николай Константинович стал для него духовным наставником.
Так долгие поиски смысла жизни привели Бориса Николаевича к Учителю и Учению Живой Этики.
После отъезда Н.К. Рериха в Индию Б.Н. Абрамов продолжает общение с ним и его женой Еленой Ивановной через переписку.
Всю жизнь Б.Н. Абрамов ведёт напряжённую духовную работу по изучению Живой Этики, самосовершенствованию и передаче накопленных знаний ученикам.
Борис Николаевич стал воспринимать приходящие из пространства мысли и записывать их. Е.И. Рерих указала на Высокий Источник этих сообщений.
До конца своих дней Борис Николаевич вёл Записи, которые спустя несколько десятилетий стали известны читателям как «Грани Агни Йоги».
В 1959 году, выполняя указание Рерихов, Б.Н. Абрамов возвращается на Родину. Он провозит через границу книги Учения, свои Записи, переписку с Рерихами.
Последние годы жизни Бориса Николаевича прошли в городе Венёве Тульской области, где его посещали друзья и ученики, приезжавшие из других городов России.
5 сентября 1972 года Б.Н. Абрамов ушёл из жизни.

Re: Б.Н. Абрамов
Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ.
Ярый Абр[амов], именно, на пути Архатства и ярый может скоро стать Архатом, если удержится на пути преданности и любви к тебе, именно, к тебе, ибо яро Мне нужна преданность его к Моей вечной Спутнице.
Ярая Урусвати была со Мною и яро Я беседовал с тобою. Яро Я приоткрыл ее Солнечное Сплетение и Мокротная железа стала уявляться на новой деятельности (Ниночка).
Ярая Ниночка не может иметь больших явлений, ибо ярой необходимо подкрепиться и иметь отдых после процесса приоткрытая солнечного сплетения. Ниночка оявлена на развитии психическом организма. Но ярый Бор[ис] оявлен на медиумистическом строении и ярый оявится на приоткрытии солнечного сплетения позднее и яро легко. Ярые оявятся на отъезде в конце идущего 53-го года. И ярая Ек[атерина] оявится с ними в одно время, обстоятельства изменятся, посоветуй обeим девушкам поехать с ними. Позднее будет труднее. Посоветуй Нате тоже с ними, остальные должны переждать, от одного до двух лет.
Все явления у Моей Сотрудницы настолько несравнимы, что яро, Мне больно, когда ярая сравнивает себя с медиумами. Борис слышит Мой Голос Молчания своим тонким телом, оболочкой двойника, тонкими центрами в оболочке страстного тела.
Двойник − страстный проводник всех энергий как сверху, так и снизу. Мои уявления с тобою оявлены ученику, который тебе особенно близок. Яро уявляюсь с тобою ученику, который особенно близок тебе и Мне.
viewtopic.php?p=2542#p2542
Но страстные свидетели тут страстно нужны − и ярая Моя Зина, и новая Валентина и ярый Борис Мне нужен, как наиболее справедливый свидетель. Ярый Борис будет знать от Меня многое и яро тут сам подметит, родная.
viewtopic.php?p=6372#p6372
Абр[амов] страстно яро будет писать под Мою диктовку и яро напишет то, что никто другой не сможет сказать.
viewtopic.php?p=6418#p6418
Ярому Борису можно доверить многое из сокровенного Писания. Ярый − тут самый верный сотрудник и способный к языкам. Ярый прекрасно переводит и лучше, чем В[алентина] Д[утко].
viewtopic.php?p=16666#p16666
Яви краткое письмо и Нашему Борису и Нине. Ярые − славные души, и искренно любят Нас с тобою.
viewtopic.php?p=16523#p16523
viewtopic.php?p=16524#p16524
Яро оявлю корректив в лице свидетеля страстного ярого тут Абрамова. Ярый тут сотрудник лучший.
viewtopic.php?p=15916#p15916
Запишу тут Мое страстное Утверждение о Тебе, Моей Сокровенной Сподвижнице, данное тут через Моего ученика и сына Бориса Абрамова* — ярый записал многие Мои Утверждения, данные о Тебе. Впиши полученное вчера и добавь полученное Тобою раньше.
_______
Гимн.
Матерь Мира Великая, Матерь сияющая, Матерь, льющая Лучи свои на малую Землю, Тебя признаю, — Тебя утверждаю, Тебя призываю через малость мою явить величие и силу Твои для свидетельства о них людям — так прозвучал голос!**
_______
Ведь она имеет олицетворение свое в Матери Агни Йоги. И, почитая Первую, как же не почтить Вторую. Одно вытекает из другого. Кто же может лишить Меня сокровенного желания сердца посвятить Ей оставшиеся годы жизни. Ведь их не так уже много осталось.
Кроме того, Сын, хотя и далек, а тоже какое-то право на свою Маму имеет. Пусть, когда придет время, любимое Солнышко посветит и другим!
У всех были близкие, чтобы именно не забыли — коротка память людская!
viewtopic.php?p=7712#p7712
viewtopic.php?p=7713#p7713
Примечание редактора
* Борис Николаевич Абрамов − харбинский сотрудник и последователь Рерихов, автор дневниковых записей, опубликованных (с 1993 года) в серии книг под названием «Грани Агни Йоги». В 1959 г. вернулся с женой на родину в СССР. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Абрамов,_Борис_Николаевич
** См. Грани Агни Йоги, 1954 г. 491. (249).
Напиши Борису, что может утверждаться на своем желании оявиться на Служении Мне и Моей Сподвижнице и Матери Своей. Ярый может утвердиться на осознании своей лучшей ступени на яром страстном новом пути Архатства под Моим Отчим или Отеческим Лучом, но и на яром Благословении Матери. Ярое Благословение Матери, истинно, уявлено Мною с момента пробуждения его Духа и осознания значения Матери. Сокровенная Мать тут истинно Моя Сподвижница во всем, во всех Манвантарах, ярая напрягалась со Мною и на яром созидании Космоса и Нашей Земли. Ярая − Моя Космическая Сотрудница, и потому могу так легко сообщаться с нею и строить космически и на Земле. Напиши Нине о Моей нежности и заботе о ней и о ярой тут скоро новой радости духа ей − о посылке Моей.
Ярые сотрудники могут совершенствоваться в своих писаниях. Ярые скоро увидят лучшие результаты также, как и сам Борис. Пошлю им лучшие мысли, новые Гимны и Песнопения о Владычице Света Неизреченного.
viewtopic.php?p=1169#p1169
Ярый Абр[амов] может стать незаменимым сотрудником, ибо сможешь ему доверять. Ярый страстно будет служить тебе и яро страстно любить свою настоящую мать. Яро ояви ему в письме эту радость. Ярый может быть твоим доверенным секретарем и ярый будет страстно счастлив этим, и ярую Нину пригласим сотрудничать с Нами. Ярая уявлена помощницей ему. Яро напиши тут о яром им общении со Мною при тебе, и после твоего ухода, но для этого, конечно, нужна твоя рука, которая может установить необходимый провод.
viewtopic.php?p=2427#p2427
Матерь Агни Йоги в жизни Б.Н. Абрамова
Е.И. Рерих


... Елена Ивановна была Матерью и для Бориса Николаевича Абрамова. В жизни лично они не встречались, общаясь посредством писем. Ее первые послания Борису Николаевичу датированы 1936 годом, последние 1955 годом. «В этих письмах представлена вся история восхождения Бориса Николаевича на реальные и истинные Высоты совершенствования», - отмечает Людмила Васильевна Шапошникова [8]. Уже в одном из первых писем Елена Ивановна говорит Борису Николаевичу о своей внутренней связи с ним. «Сердце мое уже давно устремлено к Вам. Не ответила на первое письмо, ибо очень нездоровилось тогда, но не было дня, чтобы не вспоминала и не думала о Вас. <…> Несомненно, что нечто большее связывает меня с Вами, ибо иначе не укрепилось бы это памятование» [9]. А вот строки из письма Бориса Николаевича Елене Ивановне: «Трудное время мне было со своей родной матерью. Тяжкие следы остались на всю жизнь. И никогда сознательно, как помню, не называл я ее «мама». Не мог, не хотел, что-то мешало. И вот Вы единственный человек, кого я в глубинах моего сердца называю «мама» и вкладываю в это слово всю нежность, всю ласку, всю любовь сердца, никогда сознательно не обращавшего этого слова, великого слова к другому человеку. <…> Итак, в тайниках моего сердца я называю Вас «мама», не знаю, почему я это делаю, не знаю, отчего и как родилось это чувство и желание это сделать. <…> Знайте, что мы с Нинкой Ваши навсегда и без всяких условий» [10]. Елена Ивановна стала для Бориса Николаевича Абрамова самым близким и дорогим человеком в жизни. «Ближе Вас из людей никого не имел, и любимее» [11], - пишет он ей. И еще: «Если бы Вы только знали, какую особую радость дают мне Ваши письма. Вы не можете не понимать то могучее чувство, которое живет в моем сердце и которое с каждым разом разгорается все ярче и ярче, вытесняя все лишнее, ненужное. Теперь я понял, что такое любовь, понял, что это – все, что она сильнее всего, что это кратчайший путь, что выше нет ничего и цель – только через нее и ею. <…> Хочу, чтобы этот огонь сердца смел все ненужное и мешающее. Хочу этого во имя того, чтобы помогать Вам долго, чтобы иметь на это право и быть, если это мыслимо, около Вас» [12]. Елена Ивановна принимала любовь Бориса Николаевича как истинная мать. «…Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем, - пишет она, - и явиться Вам Матерью, но земного начала, еще сильно выраженного во мне. Я опасаюсь Вашего разочарования при нашей встрече! Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания» [13].
В общении с Еленой Ивановной Рерих в сознании Бориса Николаевича крепнут мысли о подвиге, а в сердце все сильнее разгорается любовь к Иерархии Света. Подвиг и любовь к Высшему становятся фундаментом его внутренней жизни.
Мысли о подвиге зарождались в сознании Бориса Николаевича еще до встречи с Николаем Константиновичем Рерихом в Харбине. В одном из писем Е.Г. Зариной, члену Президиума Теософского общества г. Владивостока, издательнице журнала «Новые мысли, новые пути», в 1922 году он писал: «Единственная работа, которой с наслаждением мог бы посвятить всю свою жизнь – это работа по проведению в жизнь, в мир новых идей и мыслей, которые уже стали частью моей жизни; и желание мое помочь другим в этом крепнет с каждым днем» [14]. Со временем эти мысли укреплялись в его сердце и окончательно оформились после знакомства с Учением Живой Этики и общением с Еленой Ивановной Рерих. Вот строки из письма к ней 1950 года: «Я писал Вам о ноше непомерной, а теперь прошу добавить к ней еще одно слово: подвиг. Отныне все, что имею и внутри и вне себя, отдаю В[еликому] В[ладыке]» [15].
Елена Ивановна Рерих сама шла путем подвига. Огнем своего сердца она возжигала и сердца готовых к нему сотрудников. «Урусвати живет приказом — подвиг и мужество» [16], - говорит Учитель. И еще: «Ты не придаешь много значения твоему подвигу. Твой подвиг – в твоем вечно дающем сердце для эволюции духа и чистой Матери Мира» [17].
Подвиг сердца немыслим без любви, любви к тому, во имя кого он совершается. Елена Ивановна Рерих, которую Владыка назвал Матерью Агни Йоги, творила свой духовный подвиг во имя будущего человечества, его космической эволюции. Любовь к человечеству для нее была неразрывно связана с любовью к Высшему, к Иерархии Света. «Урусвати любит общение с Нами. Его нельзя приказать, его нельзя вызвать рассудком, только мощь любви может ввести его в жизнь» [18], - говорится в книге «Надземное». А вот строки из письма Елены Ивановны к Абрамову: «Как бы мне хотелось поведать Вам о моей пламенной Любви и Преданности к Тому, Кто истинно является Держателем нашего существования в полном смысле этого утверждения. Он Датель всей Радости, всей Красоты Творчества и Знаний Беспредельных! С Ним все возможно, все Доступно!» [19]
Борис Николаевич Абрамов также творил свой подвиг, горя огнями сердечной любви к Иерархии Света, важнейшим звеном которой являлась и почитаемая им Матерь Агни Йоги. «Для меня наш Любимый (Н.К. Рерих – Е.К.), Матерь и Великий Владыка – вот все мое. У меня нет других и не будут. Я из однолюбов Иерархии» [20], - пишет он Елене Ивановне Рерих. Его любовь была далека от эгоизма и приблизилась к такому проявлению, которое индийский философ Свами Вивеканада называет Божественной Любовью. Он характеризует ее тремя основными свойствами. Любовь, которая ничего не просит, она всегда дает. Любовь, не знающая страха. И Любовь, не имеющая причины. То есть такая любовь, которая никогда не может быть логически объяснена. «Никто не знает, почему он любит, - говорит Вивекананда, - ибо любовь нельзя объяснить» [21]. В одном из писем Елене Ивановне Борис Николаевич приводит следующие Слова Владыки: «Матерь тоже пребывает в состоянии напряженности. И если тебе не легко, то каково же ей? Помоги! Луч твоей любви – пища ее сердцу. Любовью не избалована. Интеллектуалисты, которых много, чудо любви не несут. Потому люби Матерь сокровеннейшей силой чувства огненного. И не слова вложены в твои письма, но нити любви серебряные, сердце Ее питающие» [22]. И еще: «Ояви любовь, ничего не требующую и лишь дарящую. Потуши себя. А ее можешь поднять еще выше в сердце своем. И чем выше поднимешь, тем ближе ко Мне подойдешь» [23]. Елена Ивановна писала ему в ответ: «Родной мой Борис, мой Бхакти-Йог, письма Ваши – мне радость. Чую прекрасную душу Вашу и радуюсь приобщению к красоте Йоги Сердца. Восторги этой Йоги ни с чем не сравнимы, и творческие порывы и созидание миров рождаются только восторгами и слияниями любви, ничем не омраченной, очищенной от всякого земного дыма и перегара. Родной, слушай Слова Посылаемые и не допускай и тени сомнения. Великий Владыка ближе близкого и Единый и Сокровенный Источник Вечной Любви и Красоты Необразимой. Радуйтесь, радуйтесь» [24].
Елена Ивановна не оставляет надежды увидеть воочию Бориса Николаевича и поработать вместе с ним над ее сокровенными записями. Лучшего помощника она себе не представляла. Но этой надежде не суждено было сбыться. Самой же ей оставался малый срок в этом мире. И она делится с Борисом Николаевичем своими соображениями по этому поводу. Он воспринимает это болезненно. «Не могу даже помыслить, что моей единственной и любимой, которая для меня одна, не будет. Не будет единственного человека в моей жизни, любовь моя к которому не знает предела и больше которого в сердце лишь Владыка. Без Вас я жить не могу и не хочу. И если бы зависело от меня уйти вместе с Вами, то с радостью согласился бы, не задумываясь ни секунды. Но увы: знаю, что именно потому, что жизнь свою ценю меньше возможности не расставаться с Вами и быть вместе где бы ни было, то именно поэтому-то и придется расстаться и остаться одному без Вас, чтобы закончить Ваше дело» [25].
Борис Николаевич Абрамов сдержал свое слово. После ухода Елены Ивановны, он до конца своих дней шел по Ее стопам, продолжая Ее дело. «Сын Мой, пойдешь по стопам Матери Агни Йоги, - говорит Владыка в «Гранях Агни Йоги». - Открыл Беспредельность тебе. Это и будет задачей твоей – раскрыть Беспредельность для мира» [26]. Через некоторое время после ухода Матери Агни Йоги связь с ней восстанавливается, а также и с Гуру. Борис Николаевич начинает получать «знаки привета» [27] от них. «Когда всем сознанием и сердцем обращаетесь мыслью ко мне, я с вами, и близко, и яро стремлюсь вас мыслью своею насытить, - говорит Матерь Агни Йоги Борису Николаевичу. – Поймите, родные, раздельности нет, отдельности нет, и нет расстояний, и нету для огненной мысли преград материального мира. <…> Сердцем и в мыслях я с вами. По-прежнему в сердце моем все вы, любимые мною» [28]. Когда Борис Николаевич записывал эти строки, он уже находился на высокой духовной ступени Архата. А это значит быть не просто учеником, а учеником-сотрудником, что предполагает взятие на себя части нелегкой ноши своих Ведущих и рост ответственности не только за свои внешние действия, но и малейшие внутренние побуждения и мысли, сила которых возрастает многократно. «Имеется возможность писать. Имеется возможность по Лестнице Иерархии входить в Общение с Гуру, Матерью Агни Йоги, Владыкой и Матерью Мира, а, быть может, и выше, - говорит Учитель в «Гранях Агни Йоги», - возможность постоянная, открытая всегда, когда созвучность сознания дозволяет» [29]. И слова Матери Агни Йоги: «Лучи Великого Сердца посылаются всем, но есть Лучи лично присвоенные. О них идет речь. Кто-то уже получает часть того, что мне посылалось, не ты ли, сын мой, за верность великому Делу Владыки? <…> Примите от Матери дальний привет» [30].
Любовь к Матери Агни Йоги после ее ухода не остывает в сердце Бориса Николаевича, а разгорается еще сильнее. На каждое сердечное обращение к Ней, он неизменно получает ответ. «Мое сердце открыто к тебе постоянно. Потому и скорый ответ» [31], - говорит Она. И еще: «Прими же, любимый, ответ от Матери Агни Йоги далекий и чувствуй, что близка она, что близости этой никто и ничто не сможет отнять у тебя, кроме тебя самого» [32]. Еще при жизни Елены Ивановны Владыка Говорил Борису Николаевичу: «В тебе найдет утверждение величия и значимости своей как Матери А[гни] Й[оги]. <…> Ты для Нее ставший символом, утверждающим Ее не такой, какая она в глазах своих, но в понимании Моем в высшем пл[анетном] значении» [33]. После Ее ухода в сердце Бориса Николаевича неустанно звучит молитва к своей Ведущей: «Матерь Огненной Йоги, прими желание мое, прими устремление мое, прими сердца огни на Служение Свету!» [34] На что Она ему отвечает: «Сын Мой, дары твои принимаю для претворения их в энергии духа, направляемые на Великое Дело Владыки. <…> Радость служению Свету с тобой да пребудет всегда» [35].
Елена Ивановна Рерих стала для Бориса Николаевича Абрамова путеводной звездой на его нелегком пути восхождения по ступеням эволюции духа. Его любовь к Ней как к Учителю Света, как к Матери стала мощнейшим двигателем в процессе внутреннего преображения. Она поддерживала его всегда и дала высокую оценку его труду. «Учение должен кто-то принять и сохранить или листы его приумножить для тех многих, кто в будущем к нему подойдет, и в этом ваша задача. И это малое, незаметное ныне, что вами творится, когда-то увидит вдруг свет и станет всеобщим, и станет столь нужным и важным, что вам, мудрость Владыки в будущее донесшим, будет тоже воздано должное. Сейчас никому не нужное, станет нужным очень. <…> Шлю вам, родные, мою любовь и токи сердца. Вы с нами и близки, и ярая Майя пусть не заслонит от вас близости нашей» [36].
Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк,
Кузбасская Рериховская газета «Свет Утренней Звезды», № 4 (72), 11 ноября 2009 г.
____________________
...
8. Шапошникова Л.В. Мой сын Борис… // Он прошёл рядом с нами. – Новокузнецк, 2007. С. 13.
9. Письмо Е.И. Рерих Б.Н. Абрамову от 14.04.1936 // Он прошёл рядом с нами. – Новокузнецк, 2007. С. 173.
10. По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 18-19.
11. Там же. С. 24.
12. Там же. С. 18.
13. Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала…». Пять писем Е.И. Рерих // Беседы с Учителем. Избранные письма Е.И. Рерих. – Рига, 2001. С. 246-247.
14. Письма Б.Н. Абрамова во Владивосток // Вторые Кузбасские Чтения памяти Б.Н. Абрамова. – Новокузнецк, 2009. С. .
15. По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 19.
16. Надземное, 98.
17. Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 173.
18. Надземное, 337.
19. Письмо Е.И. Рерих Б.Н. Абрамову от 28.12.1954 // Он прошёл рядом с нами. – Новокузнецк, 2007. С. 180.
20. По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 24.
21. Вивекананда. Божественная Любовь // Свет Утренней Звезды. – 2005. - №3 (51). С. 2.
22. По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 25.
23. Там же. С. 23.
24. Рерих Е.И. Письма. Т. VIII. – М., 2008. С. 448.
25. По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 24.
26. Грани Агни Йоги. 1957, 338.
27. Шапошникова Л.В. Мой сын Борис… // Он прошёл рядом с нами. – Новокузнецк, 2007. С. 15.
28. Грани Агни Йоги. 1957, 462.
29. Там же, 168.
30. Там же, 329.
31. Там же, 452.
32. Там же, 91.
33. По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 25.
34. Грани Агни Йоги. Т. II, 353.
35. Там же.
36. Грани Агни Йоги. 1957, 441.

Н.И. и Б.Н. Абрамовы. 1960-е гг.
Венёв, Тульская обл., СССР.
Письмо Е.И. Рерих от 24.01.1954 г.
"Записи Бориса… мною сохраняются и оцениваются глубоко".
Письмо Е.И. Рерих - Б.Н. Абрамову от 28.12.1954 г.
"Родной мой Борис, отбросьте все сомнения. Помните, что пока Вы связаны любовью, преданностью к Великому Образу, никто и ничто не может нарушить эту связь. Конечно, понимаю сердцем, как Вам хочется слышать подтверждение об этой связи и с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника.
...Не опасайтесь некоторого сомнения в себе, в свои силы, но вложите всё доверие во Владыку и стремитесь лишь выполнить возложенную на Вас миссию уявиться свидетелем проявлений Великого Владыки. Очень хотела бы иметь ещё строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины, и не удивляйтесь, что услышанное и рождающееся в Вашем мозгу близко получаемому Учению, но иначе как же усвоить даваемое?"
Многотомное собрание книг - "Грани Агни Йоги"

Акварели Б.Н. Абрамова
Б.Н. Абрамов. Композиция. 1941 г.

Учитель на башне.

Автор: Кочергина Наталья
https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/52208
... Графика Бориса Николаевича — это 13 рисунков, выполненных графитовым карандашом на небольших листах бумаги одинакового формата.
Как известно, всё философское, литературное, художественное и музыкальное творчество Б.Н. Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха, явилось результатом его высочайших духовных достижений, сделавших возможным Общение с Великим Учителем Света. Несомненно, что и графические рисунки Бориса Николаевича — не простые зарисовки, но несут в себе определённый важный смысл.
Их отличает необычная символика. Двенадцать из них имеют один сюжет: вписанная в круг птица, держащая камень Ала'тырь, о чём мы узнаём по надписям. При этом рисунки не повторяют один другой, это как бы двенадцать вариаций на одну тему.
[660x514]
[660x523]
[660x518]
[527x660]
Алатырь-камень — один из самых загадочных и притягательных символов в русской культуре. Сведения об Алатыре пришли к нам из глубокой древности, они содержатся в старинных легендах, заговорах, произведениях средневековой письменности. Одно из упоминаний об Алатырь-камне встречается в сборнике русских духовных стихов XV – XVI веков, в стихе о «Голубиной книге». Там говорится:
Бел-горюч камень Алатырь
Всем каменьям в мире мати.
Из-под камушка, с-под Алатыря,
Зачинались ветры чистые.
Из-под камушка, с-под Алатыря,
Протекли реки быстрые.
Всему миру на пропитанье,
Всему миру на исцеленье.
Н.К. Рерих, глубокий знаток русского фольклора, написал по мотивам духовных стихов ряд картин, среди которых «Книга Голубиная» (1911 и 1922 гг.) и величественное полотно «Сокровище Ангелов» с изображением того самого камня Алатыря — мирового Сокровища, охраняемого Ангелами.
Согласно древнейшим преданиям, камень Алатырь упал на Землю с небес. Священными знаками на нём высечены Законы Мироздания; камень этот «и мал, и велик, как гора», и лёгок, и тяжёл. Он держит на себе Мировое Древо и источает живительные воды.
Народные поверья говорят о тождественности Алатырь-камня и небесного огня и особо подчёркивают его огненную природу, что отразилось и в его названии: он именуется также бел-горюч (бел-горяч), бел-блестящ, искрящийся, кип-камень (от слова кипеть), злат, Златырь.
Где находится Бел-горюч камень Алатырь? Народная традиция помещает его посреди Моря-океана, на острове Буяне, в центре мира. По другим источникам, он находится в Рипейских горах (есть мнение, что это Алтайские горы — гора Белуха). По верованиям наших предков, Алатырь-камень заключает в себе всю мировую мудрость, в нём есть ответ на любой вопрос. Но главной его особенностью считается способность исцелять и дарить жизнь. Всегда стремились люди к Бел-горюч камню за советом и помощью, но лишь чистый душой и сильный духом человек мог найти его и эту помощь получить. Говорится, что под тем камнем сокрыта вся сила Земли Русской и той силе нет конца — она бесконечна, как Вселенная.
Так повествуют об этом удивительном камне легенды, названные в Учении Живой Этики венцом человеческой мысли. «В легенде сложится смысл созидательной энергии и в сжатой формуле выразятся чаяния и достижения. Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. (...) В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды»1.
Сказано, что о чём-то несущественном народ не слагает легенд, и за каждым их словом и символом стоит нечто реальное и очень значительное. Так и образ Алатырь-камня не относится лишь к призрачной древности. Если рассматривать его применительно к человеку, его духовной природе, то прежде всего вспомним слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»2. Истинным сокровищем человека является всё то, что зарабатывается личными упорными усилиями и навсегда остаётся в его сущности, — все самые высокие чувства и мысли, благородные дела и устремления. Труд над возделыванием и совершенствованием своего внутреннего мира делает человека носителем света, который в Живой Этике назван психической энергией.
Немало страниц уделено символическому смыслу камня Алатыря в Записях Б.Н. Абрамова, раскрывающих его в свете современных знаний. «Кристалл психической энергии есть истинное богатство... — читаем в «Гранях Агни Йоги». — В поисках его человек исколесил весь мир, прошёл через многие жизни, прочёл массу книг и встретил тысячи людей, чтобы в конце концов узнать, что то, что он ищет вовне, находится в нём и что это есть Камень Алатырь... Всё, что ни делает человек в области мысли, чувств, слов и поступков, или приумножает сокровище, или уменьшает его»3.
Итак, Алатырь в духовном смысле — это мощные энергии в сущности человека. Однако известно, что энергии сами по себе лишены того, что называется добром или злом. Направление им придаёт человек, устремляя огненную силу на добро или используя её во зло. Потому и говорится, что Бел-горюч камень Алатырь или воскресит, или сожжёт, — воскресить или погубить свой дух может лишь сам носитель этих энергий.
Камень Алатырь, явленный в начале времён, в мифологии тесно связан с птицами. Говорится, что Алатырь, упавший на Землю, подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. И охраняют этот Камень, по преданию, мудрая змея Гарафена и волшебная птица со стальным клювом и медными когтями, по имени Гагана (по другим версиям — птица Гамаюн).
На рисунках Б.Н. Абрамова камень Алатырь охраняют птицы разных видов. Это орёл, голубь, лебедь, павлин и грифон. При всех различиях они имеют общие черты: белое оперение и крепкий клюв. Большинство рисунков в серии — парные. Отметим также, что этим своеобычным изображениям нашлись аналоги в памятниках прежних эпох — в рисунках, орнаментах, металлических изделиях, вышивке.
Итак, одно из вероятных назначений рисунков Б.Н. Абрамова — это эскизы для создания особых знаков-медалей: лицевая сторона — Алатырь-камень как цель путника духа, оборотная — путь, ведущий к этой цели.
Об этом суровом и прекрасном пути Б.Н. Абрамов говорит в стихотворении «Напутствие»:
Иначе в жизни не пройти,
иначе нет решенья,
Путь отягчающих забот,
борьбы и устремленья,
Лишь он один ведёт вперёд,
лишь в нём одном спасенье.
Так утверждайте день за днём
среди обычных будней
Путь овладения огнём,
путь необычно трудный,
И собирайте день за днём
огней кристаллы в Камень,
Горящий вечности огнём,
и вечной жизни пламень.
Преодолев себя в себе,
стремится победитель
Навстречу огненной судьбе,
где ждёт его Учитель.
Одна победа за другой,
и мысли о победе,
Но лишь победа над собой
нужней всего на свете.
Благословим же день и час
тягчайших нагружений,
Ведущих непреложно нас
к вершинам достижений.
Кристаллы вечные огней
накапливаем в чаше,
Сокровищ всех они ценней —
всё прочее не наше.
И собирая, как пчела,
плод опыта и знаний,
Не пожалеем, что прошла
вся жизнь в огнях дерзаний,
Но дерзновенному пути
к бессмертию открыты;
Их без Владыки не найти...
людьми они забыты.
Сокровище в груди горит
бессмертия огнями,
Волшебный Камень — Света щит —
из жизни в жизнь он с нами10.
Литература
1. Бел-горюч камень. Область Культуры. http://okultureno.ru/articles/2740-alatyr-bel-goryuch-kamen/Бел-горюч камень
2. Грифон (Новый Акрополь). https://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/grifon/
3. Лебедь (Новый Акрополь). http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/swan/
...
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Алатырь-камень