АГНИ ЙОГА О БЕССМЕРТИИ.
Н.К. Рерих. Превыше гор. 1924

В одной из поздних Записей Е.И.Рерих сообщается о выработке Владыками такой формы тела, срок жизни которого в громадное число раз продолжительнее известного срока развитых форм жизни на Земле:
«03.11.1953. Моя Сотрудница уявится на яром окончании своего Подвига и яро отъедет ко Мне, родная. Яро тут отъедет и потом страстно перейдёт со Мною в ярое новое существование в тонком теле, но яро уявленном уже в первой стадии уплотнения его. Ярое уплотнение это оявится прекраснее Нашего плотного состояния и яро тут оявит много новых возможностей, как то, возможность передвигаться по воздуху и на большой высоте и расстоянии. Но конечно, только для выдающихся Духов, закончивших свою земную карму и яро тут заслуживающих новое тело, яро оявленное на моложавости неувядаемой и на страстно длительном ему существовании. Яро ещё не можем определить долговечность его, но по всем Нашим Прогнозам и знанию элементов, которые входят в его строение, ярое тут может существовать многие эоны и тысячелетия, при условии поддержания его лучами некоторых Светил. Светила эти полны мощи и ярого тут страстного высшего Источника жизнеспособности страстной. <…> Ярый тут Нептун и Уран – Наши два страстные Жизнедатели, кроме ярого, конечно, и нашего Солнца. Но ярые Уран и Нептун – жизнедатели жизни высшей, жизни психической, которая и есть тут жизнь солнечная, и яро тут много мощнее, нежели жизнь, даваемая Нашим видимым Солнцем и явленным тут для поддержания Нашего тут уплотнённого состояния. Но с развитием элементов Урана и Нептуна в Наших телах мы не будем нуждаться в земном Солнце и яро можем тут существовать на ярых сферах Надземных. К тому времени Сферы эти настолько уплотнятся под воздействием новых лучей Нептуна и Урана, и Магнетизма Планеты Матери Мира, что ярое исчезновение физического домика нашего не явится таким страшным Бедствием, как это явилось бы сейчас. Но поражение Князя Мира сего уявило Нашей Земле спасение и возможность тут оявиться на переустройстве лучшем, но не на конечной гибели ей» (Тетр. 9 (12м), с.85).
Грани Агни Йоги. 1954 г. 157.
Утверждаю спокойствие среди вихрей, устремленность среди застоя, новое среди старого, радость среди общей подавленности и близость идущего Света среди мрака сгустившегося. Мое утверждение противоположно тому, что являет собою очевидность. Так можно учиться утверждать то, что от духа, среди того, что от Земли. Но дух побеждает Землю и земное и, победив, возвышает ее, поднимая в сферу своего утверждения. Если бы это было не так, эволюция была бы невозможной. Эволюция есть утверждение высших импульсов духа в материи низшей для ее трансмутации, утончения и возвышения. Подняться самому и поднять с собою Землю – такова задача духа огненного. И всякий дух, устремленный к Свету, эту задачу так или иначе выполняет хотя бы в какой-то мере. Трансмутирующее значение Света для сферы окружающей нельзя забывать. В этом назначение человека. В этом смысл света, горящего внутри, – поднять самого человека, а с ним и все окружающее, подняться самому и ближних увлечь за собою. Была проповедь, но она отошла в прошлое. Осталось приложение света внутри в жизни, которая вовне. Так можно определить жизнь как трансмутацию сущего. Задача велика, и процесс бесконечен. Главное – перешагнуть в сознании барьер смерти, не признавая ее. Ведь смерть считается смертью сознания и прекращением его деятельности. Но сознанием определяется жизнь. Если оно утверждает смерть и ее признает как конец своего существования, то кто же может продолжить то, чему само сознание ставит предел? Следовательно, человек, в смерть верящий и смерть своего сознания утвердивший, не может избежать смерти в том мире, куда переходит после смерти физического тела и где все определяется мыслью. Так своя собственная мысль может быть предтечей смерти и уничтожения или, наоборот, продолжения сознания в следующих мирах. Это условие первое. Мысль от Земли и мысль земная ограничена Землею и сферою своего непосредственного окружения. Мыслям земным нет места в Мирах Высших. Им нечем прилепиться к условиям Высшего Мира. Потому бессмертие обуславливается мыслями, свободными от ограничений малой земной очевидности. Хороши мысли широкие, текущие поверх личного, которое умирает и уходит в забвение с породителем и носителем своим. Невозможно представить себе бессмертие ограниченного семейной жизнью, или местными делами, или сферой обывательской. Такое бессмертие было бы трагическим. Нет ему места в Космосе. Учение утверждает непреходящие явления жизни, явления красоты и устремления, и на их основе строит жизненную спираль возможно более протяженную. Вещи земные хороши для Земли, но их нельзя унести в Надземные Сферы. Потому момент смерти можно назвать моментом окончательного разделения временного и земного от ценностей непреходящих. Они всегда имеются налицо, если накоплены и собраны в течение жизни. Один живет, насыщая сознание явлениями земными, другой – отдавая земное Земле и кесарево Кесарю, в основу мышления полагая непреходящие ценности духа, аккумулируя в микрокосме своем элементы духа, столь нужные для утверждения бессмертия. Бессмертие есть явление, зарабатываемое при жизни на Земле определенным процессом мышления и накоплением в сознании элементов, не подлежащих уничтожению заодно с тем малым кругом личности и личных интересов, которыми живет обычное малое обывательское сознание. Бессмертие свое человек создает себе сам мыслью, свободной от тесных рамок обычного и принятого мышления. Конечно, при известной силе воображения земную малую жизнь путем яркого представления можно перенести и за пределы смерти. Но это явление будет нелепым диссонансом и бессмысленным пятном грязи, или невежества, в бескрайних пространствах Света. Можно представить себе скупца, мысленно окружившего себя теми вещами, которые он стяжал на Земле. Но не будет ли такое существование нелепостью, нарушающей план и красоту Божьего Мира? Быть рабом несуществующей собственности и быть прикованным к ней, как каторжник к тачке, в то время как все богатства пространства в распоряжении и к услугам человека, будет крайней степенью невежества и несоизмеримости. Можно спросить: сколько же времени в состоянии так просидеть скряга, погруженным в призрачное состояние свое? И какова цель этого сидения? Безумие земных вожделений становится явным там для постороннего наблюдателя, не вовлеченного в их вихри. Да! Да! Будет сидеть, пока энергии, вложенные им в вещи свои, силы своей не исчерпают. Так самоввергает себя человек в темницу духа, заботливо, старательно и с усердием им самим для самого себя при жизни на Земле построенную. Надо же, наконец, понять! Сбрасывается тело, остается мысль, и эта мысль, при жизни еще утвержденная, ведет человека во мрак или к Свету. А чувства покорно следуют за мыслью. Поздно и трудно изменять направление там, но зато легко здесь, ибо здесь, на Земле, все в воле человека. Учитель Зовет к освобождению сознания от векового рабства и подчинения обычности. Учитель свободу Утверждает. Учитель Чашу бессмертия Протягивает каждому. Пусть пьют из нее все, ибо пришло время.
Грани Агни Йоги. 1957 г. 321.
Элементы бессмертия. Они не в вещах и предметах вне нас, они не в физическом теле, они незримы и внеплотны. Они внутри. Царство Божие, царство вечности, внутри вас есть. Там их ищите, там накопляйте. Чаша Амриты есть результат накопления этих элементов в груди. Напиток бессмертия, или напиток бессмертных, есть сок опыта жизни, отложенный в форме Высших энергий. Этот жидкий, нежгучий огонь, собирается в виде кристаллов. Отложения его дают то, что Мы называем Камнем. Сохраняется из жизни в жизнь. Личность со смертью тела уничтожается. Следовательно, Чаша бессмертия вне личности, но наполняется ею, ее трудами, ее заботами. Как семя растения вбирает в себя все особенности свойств и характеристику вида, который, как всякая форма, должен умереть, так же и зерно духа впитывает в себя все те свойства личности, которые поднимают над сферою плотной, земной. Мужество героя, идущего бесстрашно на верную смерть, ее презирая и ее не боясь, будет качеством духа, отлагаемым и уже ранее отложенным в Чаше. Кристалл мужества бессмертен. Похоть проявляется в теле через астрал – оба смертны, потому все, к похоти относящееся, есть сфера уявления того, что смертно. Похоти нужно тело, потому даже одержатели стремятся прильнуть к телу живому. Все плотские чувства, вместилище которых астрал и физическое тело, на планах высоких проявляться не могут, ибо нет на них физического тела, облекающего дух. Элементы бессмертия выше ищите, в области духа.
Беспредельность ч.1, 143
Агни Йога.Серия "Знаки Агни Йоги". Книга "Беспредельность" ч.1, 1930 г.
Как можно понять явление вечно двигающегося, жизненного процесса, когда все энергии только трансмутируются? Но затишья в Космосе не бывает. Все насыщено токами непрестанными. Волнообразно двигаются энергии, и восходят новыми энергиями; те силы, которые видимо уничтожаются, когда новые течения вытесняют старые нагромождения; тогда происходит, истинно, великий обмен энергий.
Правильно назвать смерть животворным обменом. Как можно упростить самый трудный час? Осознанием обмена энергий. Велик закон обмена и зависит от человека куда устремить свой удел. Космическое Веление назначает каждому ступень прогресса; сам же дух предопределяет отринуть или принять, но в вечном обмене веществ и энергий нет конца.
* * * Бессмертие.
Беспредельность ч.1, 70 Как тяжкий рок висит над человеческим сознанием мысль о смерти. Как неминуемая «Чаша» стоит призрак смерти, и, пройдя весь жизненный путь, дух приходит к заключению, что здесь нужно кончать явление жизни. Таково хождение духа, разобщенного с Космосом.
Не зная Начала и видя лишь конец, дух, разобщенный с Космосом, проходит жизнь бесцельно. Но заслужить каждый может Бессмертие, приняв в сознание Беспредельность. Неустрашимость перед концом и устремление к Беспредельности дадут духу то направление к сферам космической неограниченности. Утвердитесь в принятии Бессмертия и в каждое действие вложите искру творчества Космического Огня. И рок тот беспощадный превратится в один зов космической жизни. Наш великий справедливый закон избрал вас участниками мировых явлений! Осознайте Бессмертие и космическую Справедливость! Уготовлена каждому прекрасная ступень. Найдите путь мышления Бессмертия!
Мир Огненный ч.3, 363 Если бы сознание человечества могло сопоставить вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждятся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о Вечном. Между тем, как показательно, что форма меняется, исчезает и заменяется новой. Преходимость так очевидна, и каждая преходимость указывает на жизнь вечную. Дух – творец каждой формы, но отвергается человечеством. Когда поймут, что дух вечен, тогда и Беспредельность, и Бессмертие войдут в жизнь. Так нужно направлять дух народов к пониманию Высших Начал. Человечество поглощено следствиями, но корень и начало всего – творчество, но оно забыто. Когда дух будет почитаться, как священный Огонь, то подтвердится великое восхождение.
Из Писем Е.И.Рерих
08.01.1938 Е.И.Рерих Д.Л.Гартнеру...Читали ли Вы интересный труд французского биолога и врача Георгия Лаховского «Как достичь Бессмертия»? Выводы, сделанные автором, настолько совпадают со сказанным в книгах Учения, что мне хочется привести некоторые его утверждения. Так, он указывает на соблюдение трех правил для осуществления долговечности. 1. Надо верить в долговечность, иначе говоря, верить в возможность достичь глубокой старости. 2. Надо избегать гнева, злобы, зависти, ревности, раздражения и, наоборот, развивать в себе добрые чувства и хорошее расположение духа, что необходимо для поддержания не только морального, но и физического равновесия. 3. Не бояться смерти и верить в бессмертие. Боязнь смерти сокращает нашу жизнь. Наше существование зависит от кровообращения, посредством которого различные участки нашего тела получают нужные для них материалы, в особенности кислород. Известно, что многие кровеносные сосуды могут сокращаться под влиянием чисто психических переживаний, в результате чего циркуляция крови нарушается и кровь приливает к одним участкам и отливает от других. Человек, испытывающий гнев, ревность, зависть, вызывает постоянные нарушения кровообращения, которые с течением времени складываются и производят сильные изменения в организме, влекущие за собою болезнь и смерть. Ведь при сильном психическом воздействии тонкие сосуды могут лопнуть и вызвать опасные и даже смертельные кровоизлияния. Отсюда вытекает его совет – не сердитесь, не ревнуйте, не завидуйте, будьте добрыми и оптимистичными, и тогда вы доживете до глубокой старости.
После изложения физиологии гнева он замечательно описывает электрические явления в организме, являющиеся жизнедателями организма. При гневе и других отрицательных душевных состояниях, вызывающих не только сокращение кровеносных сосудов, но и паралич отдельных нервов, эти электрические токи (психическая энергия), идущие по ним от симпатичного/1/ нерва, прерываются, и «электрическое питание» желез внутренней секреции (от нормальной деятельности которых зависит жизнь организма) прекращается – последние начинают работать не так, как это нужно для нашего здоровья.
В нашем клеточном веществе, окружающем ядро, содержатся хромосомы и еще так называемые «хондриомы», и эти элементы по своим качествам являются своего рода приемниками различных электрических волн, идущих отчасти из глубин космического пространства. От вибраций таких хромосом и хондриомов, приемников электрических волн, зависит, по мнении Лаховского, самая жизнь организма. Замедление или прекращение идущих через них электрических вибраций означает болезнь и смерть.
Таким образом, моральные учения получают совершенно неожиданно биологическое основание. Так подтверждается значение психической энергии, которая в основе своей фохатична. Фохат же есть космическое электричество или всеначальная энергия, высшее качество которой есть психическая энергия. Конечно, автор не упоминает психическую энергию, но называет ее проявления электрическими токами, но скоро и психическая энергия получит право гражданства. Посылаю Вам книгу одного из членов наших Латвийских групп о Психической Энергии, собранную им на основании книг Учения/1/. Конечно, можно было бы собрать еще полнее, но и такая книжка полезна. ...
Грани Агни Йоги
1965 г. 257. (Июль 2). ...Можно отрицать и бессмертие духа, но тогда жизнь человека теряет свой смысл. Невозможно жить ради смерти и уничтожения всего, что есть в человеке. Тело человека – не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Отрицатели признают смерть и поклоняются смерти. Это рабы смерти, ибо считают, что смерть - победительница жизни, а не наоборот. Кто верит в смерть, смертью погибнет, а кто верит в жизнь, будет жить. Смерть личности неизбежна. В этом отрицатели правы. Но ведь личность человека не есть человек. Личность есть временная оболочка духа, который облекается в нее, чтобы выполнить свое назначение и задачу очередного своего воплощения. Личность умирает, но Индивидуальность остается, и если сознание перенесено в нее, то этим осуществляется непрерываемость сознания, то есть фактическое бессмертие духа. Дух каждого человека бессмертен, но, пока это не осознано и сознанием не перенесено из личности в Индивидуальность Бессмертной Триады, понятие бессмертия остается абстрактным, теоретическим. Но Те, Кто Заповедал идею бессмертия духа, фактически Достигли его и Знали, о чем Говорили. Те, кто отрицает основы, не знают ничего, хотя их апломб и невежество непомерны. Только счастья не знают они и не имеют надежды. Пустые оболочки.
http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=Бессмертие

11.06.1935 Елена Рерих Рихарду Рудзитису.
Теперь Ваши вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие НЕПОЛНЫХ объяснений является сложным и ЗАПУТАННЫМ в теософской литературе. Также и в разных Восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь РАЗЛИЧНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЕДИНОЙ основной ЭНЕРГИИ, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так, во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основных начала расширяются для СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в Тайной Доктрине. Так, высший или основной СИНТЕТИЧЕСКИЙ принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всём Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой – животной души), образуя таким образом монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип Манас – самосознание или мыслитель (высший разум), и эти три принципа составляют высшую триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его НИЗШЕЕ Эго. Так, в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как дух или духовное начало, не имеющее самостоятельного НЕПОСРЕДСТВЕННОГО проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвёртом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвёртый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ, в двух аспектах, как Кама-Манас (ментальность или низший ум, интеллект, или в буквальном переводе ум желаний) и Форма (субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это ЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬ в ДЕЙСТВИИ; в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образующий высшее тонкое тело[1] или ДУХОВНУЮ ДУШУ духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупой – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом или же ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШОЙ. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные её огнём, должны сгармонизироваться и вылиться в её высшем качестве высокой психической энергии.
ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ
Учение Храма. Учитель Илларион.
Устремляйся к звездам, о человече, если хочешь узнать, что́ есть Космическое Сознание. Если же ты ленив и устремишься к муравьям, то найдешь лишь трудолюбивые инстинкты этих крошечных существ, чья цель – обеспечение пищей и ведение войны с другими видами.
Но если отправился ты к звездам, и пребываешь на высотах бытия, и ищешь вечной универсальной истины, то можешь найти путь, проложенный Великими Учителями, которые руководят эволюцией миров и людей. Ты можешь пройти сим Путем до звезд и познать величественное вращение планет вокруг Солнца, повелителя и светоча нашей Солнечной системы. Ты также позна́ешь, что Солнечная система – всего лишь космическая клетка с Солнцем в качестве ядра. А еще – что ты сам и любая иная клетка в этой Солнечной системе созданы на том же плане [бытия], несмотря на то, что одни клетки – космические, а другие – микроскопические по своим размерам. Узришь ты, что все планеты по закону централизации получают свет, жизнь и энергию от ядра, которое они признают [своим правителем]. Каждая планета имеет свое соответствие в микроскопической клетке и, как и живые клетки, планеты являются преобразователями космической энергии, идущей к ним от этого солнечного ядра жизни и света.
Ты можешь также почувствовать легкое трепетное движение этих планет, когда они вращаются вокруг своего центра благодаря гравитационному притяжению, которое оказывает одна планета на другую, а Солнце – на них все. Знай также, что однажды твоя собственная аура настолько расширится, что вместе с другими, в качестве групповой души, ты получишь свое место в космосе и станешь правителем планеты. Тогда ты получишь способность объять космическую перспективу.
Все планеты являются центрами сознания, разделенными, как это видится нам, миллионами миль – но эти расстояния лишь иллюзия. С точки зрения сознания переход с одной планеты на другую столь же прост, как переход из комнаты в комнату твоего дома, потому что солнечная система – это одна космическая клетка, а солнце – ее центр и правитель. Оно тоже вращается вокруг бо́льшего Солнца, пока, наконец, не достигает самого Центрального Солнца, сущности, взаимозаменяемой с Христом. И все планеты становятся солнцами, когда достигают Центрального Солнца и несут на себе подобные Христу жизни. Тогда планета или солнце сами становятся настолько духовными [сущностями], что делаются Единым Целым с Центральным Духовным Солнцем.
Так что отыщи Путь к звездам – и ты найдешь Единую Вечную Истину и Жизнь, и с высот земных достигнешь высот небесных.
Письма Махатм
Ковалева Наталия Евгеньевна
[Бессмертие]
Как сказано в заметках на полях октябрьского «Теософа», слово «бессмертие» имеет для посвященных и оккультистов совершенно другое значение. Мы называем «бессмертной» лишь Единую Жизнь в ее вселенской совокупности и полной, или Абсолютной, Абстракции; ту, что не имеет ни начала, ни конца, ни перерывов в своей беспрерывности. Приложимо ли это определение к чему-либо другому? Конечно, нет. Потому древние халдеи имели несколько определений к слову «бессмертие», одно из которых греческое, редко употребляемый термин – пан-эонийское бессмертие, то есть начинающееся с манвантары и кончающееся пралайей нашего Солнечного мира. Оно продолжается эон, или период нашей пан-, или «всей природы». Бессмертен, следовательно, тот, кто бессмертен в пан-эонийском периоде, – чье определенное сознание и восприятие «Я», в какой бы то ни было форме, не прекращается ни на секунду во время существования его Я. Эти периоды многочисленны, и каждый имеет свое конкретное наименование в сокровенных учениях халдеев, греков, египтян и арийцев, и если бы только они были доступны для перевода – а они недоступны, по крайней мере до тех пор, пока идея, заключенная в них, остается непостижимой для западного ума, – я мог бы дать их вам. Достаточно вам знать сейчас, что человек, Эго, подобное вашему или моему, может быть бессмертным от одного Круга до другого. Скажем, я начинаю свое бессмертие в этом четвертом Круге и, став полным Адептом (каковым я, к сожалению, не являюсь), останавливаю руку Смерти по своей воле; когда же я, наконец, принужден подчиниться ей, мое знание тайн природы ставит меня в положение, допускающее сохранение моего сознания и восприятия своего «Я» как объекта для моего собственного размышляющего сознания и познания. Таким образом, я могу избежать всевозможных расчленений принципов, которые, как правило, наступают после физической смерти обычного человека. Я остаюсь, как Кут Хуми, в моем Эго в продолжение всей серии рождений и жизней в семи мирах и Арупа-Локах до тех пор, пока, наконец, снова не появлюсь на этой Земле среди людей пятой расы полного пятого Круга. В таком случае я был бы «бессмертен» в продолжение непостижимо длинного (для вас) периода, охватывающего много миллиардов лет. Тем не менее являюсь ли я по-настоящему бессмертным при всем этом? Если я не буду прилагать таких же усилий, как сейчас, чтобы обеспечить для себя подобный отпуск у закона Природы, Кут Хуми исчезнет и может стать мистером Смитом или невинным Бабуґ, когда его увольнительная закончится.
Есть люди, которые и становятся такими могущественными существами. Есть люди среди нас, которые могут стать бессмертными в течение оставшихся Кругов, а затем занять свое предназначенное место среди высочайших Чоханов, Планетных сознательных «Эго-Духов». Конечно, монада «никогда не погибает, что бы ни случилось», ...
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
https://esoterics.wikireading.ru/6292