• Авторизация


ОККУЛЬТНЫЙ МИР Е.П.БЛАВАТСКОЙ. (ПРОДОЛЖЕНИЕ 11 ...). ВОСПОМИНАНИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ ТЕХ, КТО ЕЁ ЗНАЛ. 22-02-2021 02:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ОККУЛЬТНЫЙ МИР Е.П.БЛАВАТСКОЙ. (ПРОДОЛЖЕНИЕ 101...)

ВОСПОМИНАНИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ ТЕХ, КТО ЕЁ ЗНАЛ.

images (183x275, 32Kb)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Говорят Махатмы

Один или двое из нас надеялись, что мир достаточно хорошо развит, если и не интуитивно, то хотя бы умственно, чтобы оккультное учение было воспринято интеллектом и дало импульс новому витку оккультных исследований... Просматривая все вокруг, мы нашли человека, способного стать лидером – он обладал огромным моральным мужеством, был неэгоистичен и имел множество других хороших качеств. Он был далеко не лучшим из возможных, но... лучшим из всех, кто был. С ним мы связали Е.П.Б. – она обладала совершенно чудесными и исключительными дарованиями. Вместе с тем, у нее было множество явных личных недостатков, но и в том виде, как она была, не было никого из живущих, кто мог бы сравниться с ней по степени пригодности для этой работы. Мы послали ее в Америку, свели их вместе – и испытание началось. – Махатма Мория [129]

...Хотя наш видимый посредник несовершенен – и часто совсем непригоден, – тем не менее, Е.П.Б. является ныне наилучшим из возможных, и ее феномены уже примерно полсотни лет ставят в тупик самые ярчайшие умы века... – Кут Хуми[130]

Я четко осознаю тот факт, что обычная непоследовательность... утверждений Е.П.Б. – особенно когда она распаляется – и странные способы самовыражения делают ее в ваших глазах очень нежелательным передатчиком наших посланий. Тем не менее... если... вы однажды узнали истину, высказанную этим неуравновешенным умом, кажущаяся негармоничность ее речей и идей, ее нервного возбуждения, короче, все вызывающее возмущение чувств трезвомыслящих людей, которые со своими понятиями о скромности и манерах шокируются подобными странными взрывами того, что они рассматривают как ее темперамент... – как только однажды... вы узнаете, что ничто из этого не ее вина ни в малейшей степени, то вы, возможно, сможете посмотреть на нее в совсем ином свете... Мне позволено продемонстрировать вам на мгновение то, что скрыто завесой. Это ее состояние тесно связано с ее обучением в Тибете и с тем, что она послана в мир в одиночестве, чтобы постепенно подготовить путь для других. После почти века бесплодных поисков нашим руководителям пришлось использовать единственную возможность послать европейское тело на европейскую землю для того, чтобы оно послужило связующим звеном между той страной и нашей собственной. Помните... о факте семи принципов в полном человеческом существе. Сейчас ни один мужчина и ни одна женщина, если только они не являются Посвященными пятого круга, не смогут покинуть пределов Бод-Лхас и возвратиться назад в мир в своем интегральном целом... По крайней мере, одному из семи спутников придется остаться позади по двум причинам: во-первых, для того, чтобы образовать необходимое связующее звено, провод для передачи, а во-вторых, в качестве наилучшей гарантии того, что для толпы никогда не откроются определенные вещи. Она не является исключением из правила... Состояние и статус оставшихся шести принципов зависят от внутренних качеств, психофизиологических особенностей личности. – Махатма Кут Хуми [131]

Дух силен, но плоть слаба; настолько слаба, что иногда она даже побеждает сильный дух, ";который знает всю Истину";. И теперь, практически потеряв контроль над своим несчастным телом, Е.П.Б. пытается что-то делать... Если вы когда-либо получали урок о двойственности человеческой природы и о возможности посредством оккультной науки вывести невидимое, но настоящее ";Я"; из спячки в состояние независимого существования, то хватайтесь за этот шанс. Смотрите и учитесь... Сейчас я могу действовать через Е.П.Б. лишь в крайне редких случаях, и то при соблюдении величайших предосторожностей. – Махатма Кут Хуми [132]

Если Е.П.Б. когда-либо и совершала действительный, намеренный обман... то это происходило тогда, когда при выполнении оккультных феноменов она постоянно отрицала – кроме случаев, связанных с такими пустяками, как звоны и стуки, – что она каким-либо образом связана с их выполнением лично... Да, в этом и только в этом случае она заслуживает обвинения в том, что она постоянно обманывала своих друзей. Ее совершенно невозможно было заставить осознать абсолютную бесполезность и опасность подобного увлечения; и как глубоко заблуждалась она, полагая, что тем самым она укрепляет нашу славу, тогда как на самом деле, очень часто приписывая нам феномены самой глупейшей природы, она лишь принижала нас в глазах общественности, и предоставляла своим врагам возможность провозглашать, что она была ";всего лишь медиумом";! Все было бесполезно. В соответствии с нашими правилами Мория не мог запретить ей действовать таким образом. Необходимо было предоставить ей полную и исчерпывающую свободу действий, свободу в создании причин, которые по истечении определенного срока становились ее бичом, ее клеймом в глазах общества. В лучшем случае он мог запретить ей производить феномены, и к этой крайней мере он прибегал так часто, как только было возможно, к великому неудовольствию со стороны ее друзей и теософов... Является ли это недостатком интеллектуального восприятия у нее? Определенно, нет. Это психологическая болезнь, которую она практически не контролирует.

Ее импульсивная натура... постоянно готова вынести ее за пределы истины в область преувеличения. Она и не подозревает даже, что обманывает своих друзей... Она способна производить оккультные феномены и производила их благодаря своим естественным силам, в совокупности с несколькими долгими годами регулярного обучения, и ее феномены получаются иногда лучше, чудеснее и совершеннее, чем феномены некоторых высоких посвященных чел [учеников]... Таким образом, приписывая нам авторство всевозможных глупых, неуклюжих и подозрительных феноменов, она в то же время совершенно точно помогала нам во многих случаях, давая нам возможность сэкономить примерно две трети используемой силы. Когда же мы говорили ей – поскольку часто мы не могли предотвратить феномен на ее конце линии, – что не стоило этого делать, то она отвечала, что для нее единственной радостью было оказаться полезной для нас. И таким способом она продолжала дюйм за дюймом приносить себя в жертву, готовая отдать – как она думала, ради нашей пользы и славы – всю свою кровь по капельке, и притом отрицая перед свидетелями, что она имеет к этому какое-либо отношение. Можете ли вы назвать это тонкое, хотя и глупое самоотречение ";обманом";? Мы – нет...

...Вне всякого сомнения, она вообще склонна к преувеличению, и когда заходит речь о ";раздувании величия"; тех, кому она предана, ее энтузиазм не знает пределов... Иногда мы не можем не сердиться по этому поводу, но чаще смеемся. Все же те чувства, которые заставляют ее совершать все это, настолько горячи, искренни и правдивы, что их невозможно не уважать или относиться к ним равнодушно. Я не думаю, чтобы я когда-нибудь был так глубоко тронут чем-либо, чему я был свидетелем в своей жизни, как я был тронут восторженной радостью этого бедного старого создания, когда мы недавно встретились оба в своих физических телах с нею, один – после трех лет, а другой – почти после двух лет отсутствия. Даже флегматичный М. был выведен из равновесия таким представлением, главным героем которого был он. Ему пришлось использовать свою силу и погрузить ее в глубокий сон, иначе у нее лопнули бы кровеносные сосуды... в своих лихорадочных попытках расплющить нос о его костюм для верховой езды, забрызганный сиккимской грязью!.. Вы никогда не узнаете ее такой, какой знали ее мы, и потому вы никогда не сможете судить о ней справедливо и беспристрастно. Вы наблюдаете лишь поверхность вещей... В ваших глазах Е.П.Б., в лучшем случае, для тех, кто любит ее вопреки самой себе, – это странная, чудная женщина, психологическая головоломка; импульсивная и добросердечная, но, тем не менее, и не избавленная от пороков. Мы, с другой стороны, под покровом эксцентричности и дурачества, находим в ее внутреннем ";Я"; мудрость более глубокую, чем вы сами когда-либо сможете воспринять... – Махатма Кут Хуми [133].

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Почему госпожа Блаватская проявляла психические феномены?30

 

С самого начала мир не видел в теософии ничего, кроме некоторых чудесных феноменов, в которые не верят две трети не спиритуалистов. Очень скоро к Теософскому обществу стали относиться как к группе, которая провозглашает обладание некоторыми ";волшебными"; силами. Мир никогда не осознавал то, что Общество учило абсолютному неверию в чудеса и даже в саму возможность таковых, что лишь очень немногие в Обществе обладали подобными психическими способностями, и немногие вообще обращали на них внимание. Не понималось также то, что оккультные феномены никогда не производились публично, они делались лишь для друзей просто в качестве способа напрямую продемонстрировать, что такие психические вещи можно проводить без темных комнат, духов, медиумов и вообще без всего того, что применяется в спиритизме... – Е.П.Блаватская [135]

Оккультным феноменам... не удалось произвести желательный эффект, но они не были ";чудесами"; ни в каком смысле этого слова. Предполагалось, что мыслящие люди, и особенно ученые мужи, по меньшей мере, осознают существование новой, весьма интересной области исследований и опытов, став свидетелями физических эффектов, которые выполняются по волеизъявлению человека и которые они не смогут объяснить. Предполагалось, что теологи с радостью примут доказательство, в котором они так сильно нуждаются в эти времена агностицизма, что душа и дух не являются простыми творениями их фантазии в силу невежества физической составляющей человека, что эти сущности реальны настолько же, насколько и тело, и притом гораздо более важны.

Эти ожидания не оправдались. Оккультные феномены были неправильно поняты и представлены, как в отношении их природы, так и в отношении их цели. Это неприятное обстоятельство нетрудно объяснить в свете того опыта, который теперь накопился по данному вопросу. Ни наука, ни религия не признают существования оккультизма в том смысле, как этот термин используется и понимается в теософии; в смысле, я хочу сказать, сверхматериальной, но не сверхъестественной области, управляемой законом; также они не признают скрытых в человеке сил и возможностей.

Любое вмешательство в повседневную рутину материального мира приписывается религией произвольному волеизъявлению божественного или дьявольского автократа, обитающего в недоступной человеку запредельной области, который не подчиняется никаким законам ни в своих действиях, ни в своем составе, в плане знания идей и желаний которого смертные полностью зависят от вдохновенных проповедей через доверенного посланника...

Когда в наши дни люди наблюдают чудеса, то чувство, возникающее в их умах, – это уже не почитание и благоговение, а любопытство. Именно идея возбудить и использовать это любопытство привела к демонстрации оккультных феноменов. Предполагалось, что эта манипуляция силами природы, которые сокрыты под ее поверхностью... приведет к исследованию природы и законов этих сил, неизвестных науке, но отлично известных оккультизму.

Эти феномены действительно возбуждали любопытство в умах тех, кто становился их свидетелем, но оно, к несчастью, по большей части было праздным. У все большего числа свидетелей возникал ненасытный аппетит на феномены сами по себе, безо всякой мысли об изучении науки и философии, для которых истинность и сила этих феноменов были простой тривиальностью и, так сказать, случайными иллюстрациями. Совсем не часто разбуженное таким образом любопытство рождало серьезное стремление изучить науку и философию самих по себе, независимо от этого...

...Современная наука... в отношении исследования оккультизма работает под давлением не менее тяжелых предрассудков, чем религия; ибо, тогда как религия неспособна воспринять представление о применимости естественного закона к сверхчувственной Вселенной, наука вообще не допускает существования какой-либо сверхчувственной Вселенной, на которую можно было бы распространить силу закона; не может она и вообразить себе возможность существования состояния сознания, отличающегося от нашего теперешнего земного...

Поэтому она спокойно продолжает посмеиваться над этими феноменами; а когда ее принуждают выразить по этому поводу какое-нибудь мнение, то она без колебаний, без изучения, на основании сделанных понаслышке докладов, приписывает все это мошенническим хитростям – проводам, дверям-ловушкам и тому подобному...

Феномены никогда не представлялись в каком-либо другом виде, кроме как проявлений сил, являющихся совершенно естественными и, тем не менее, неизвестных, и при этом иногда они принадлежат определенным индивидуумам, достигшим большего и высшего знания Вселенной, чем ученые или теологи, и которого последние вряд ли смогут достигнуть на избранном ими пути. Однако эта сила скрыта в каждом человеке, и, может быть, со временем кто-то сможет научиться пользоваться ею, развив это умение и добившись условий, необходимых для ее роста. Тем не менее, только в редчайших отдельных случаях все это воспринималось не как ";чудо";, проделка дьявола или вульгарный трюк... И теософию и теософов злобно и жестоко атаковали со всех сторон, вопреки всем фактам и логике, с такой ненавистью, непримиримостью и немилосердностью, которые были бы совершенно непонятны, если бы история религии не учила нас, какими мерзкими и неразумными скотами становятся невежественные люди, когда дело доходит до лелеемых ими суеверий; и если бы история научных исследований, в свою очередь, не преподала нам урок о том, насколько похожим может стать поведение ученого и поведение невежды, когда под вопрос ставится правильность его теорий.

Оккультизм может производить феномены, но он не способен снабдить мир мозгами, интеллектом и доброй волей, необходимыми для того, чтобы понять и оценить их правильно. И поэтому вряд ли стоит удивляться словам [Учителей] о том, что нужно оставить в покое феномены и позволить идеям теософии проявить свои собственные достоинства. – Е.П.Блаватская [136]

Цель стремящегося к духовной мудрости – это выход на высший план существования, где он должен стать новым человеком... и если ему это удастся, то его способности и возможности получат соответствующее увеличение диапазона и силы... Именно таким образом Адепт становится одаренным чудесными способностями, которые так часто описываются, но здесь нужно помнить о главном факте – что эти силы являются естественными составляющими на более высоком плане эволюции, так же как обычные способности человека являются естественными составляющими существования на обыкновенном человеческом плане.

Кажется, многие полагают, будто адептство не столько является результатом радикального развития, сколько постепенного построения; кажется, они воображают, что Адепт – это человек, который, пройдя определенный четко проложенный курс обучения, состоящий из строгого следования набору произвольных правил, приобрел сначала одну способность, потом другую; и когда, наконец, он достиг определенного числа этих способностей, то получил с этого момента право называться Адептом.

Действуя согласно этому ошибочному представлению, они считают, что первое, что необходимо сделать при достижении адептства, – это приобрести ";способности";, среди которых наиболее восхитительными являются ясновидение и способность покидать физическое тело и путешествовать на расстояние. Тем, кто желает приобрести подобные способности ради своего собственного успеха, нам сказать нечего; их тоже ждет участь всех тех, кто действует из чисто корыстных соображений... – Е.П.Блаватская [137].

...Теософское общество должно бороться со всеми, кто под его прикрытием стремится приобрести волшебные способности ради своих собственных корыстных устремлений и причинения зла другим. Многие люди вступили в наше Общество только из любопытства, и ни по какой другой причине. Психические оккультные феномены – вот к чему они стремились, и они не желают поступиться хотя бы йотой собственного удовольствия и привычек для того, чтобы приобрести эти способности. Такие очень быстро уходят прочь с пустыми руками. Теософское общество никогда не было и никогда не будет школой нахватанных отовсюду теургических ритуалов. Существуют десятки мелких оккультных обществ, которые очень многословно вещают о магии, оккультизме, Розенкрейце, Адептах и тому подобном. Под прикрытием философии мудрости-религии [теософии] они умудряются использовать в своих целях мистические термины, которые действуют некоторое время и позволяют им с помощью небольшой доли ясновидения одурачить ";оккультизмом"; мистически настроенных, но невежественных ищущих, и вести их как стадо овец практически в любом направлении... Но горе тем, кто пытается превратить благородную философию в пристанище отвратительной аморальности, жадных корыстных интересов и производства денег под эгидой теософии. – Е.П.Блаватская [138]

...Это Общество не было основано в качестве приюта для поддержания потока оккультистов – фабрики по производству Адептов. В его намерения входило ослабление потока материализма, а также спиритического феноменализма... Оно должно было возглавить духовное пробуждение, которое теперь началось, а не потакать психическим курьезам, которые являются всего лишь еще одной разновидностью материализма... – Е.П.Блаватская [139]

Психизм со всеми своими привлекательными и опасными сторонами, неизбежно разовьется среди вас, но вы должны опасаться, чтобы психическое развитие не подавило собой манасическое и духовное. Психические способности, находящиеся под совершенным контролем, сдерживаемые и управляемые манасическим принципом, являются полезными инструментами для развития.

Но если эти способности захватывают господство, контролируют сами вместо того, чтобы быть контролируемыми, используют вместо того, чтобы быть используемыми, то они приведут ученика к самым опасным иллюзиям и к неизбежному моральному краху. – Е.П.Блаватская [140]

По мере подготовки к началу нового цикла, по мере того, как предвестники новой субрасы появляются на Американском континенте, скрытые психические и оккультные способности человека начинают зарождаться и расти... Поймите раз и навсегда, что нет ничего духовного или божественного ни в одном из этих проявлений... Этика теософии более важна, чем какое-либо откровение психических законов и фактов. Последние относятся целиком к материальной и временной составляющей... человека, а этика схватывает и погружается в настоящего человека – перевоплощающееся Эго... – Е.П.Блаватская [141]

Не становясь неким Махатмой, Буддой или Великим Святым, пусть... стремящийся изучит философию теософии и Науку Души; и он станет одним из скромных благодетелей человечества, безо всяких сверхчеловеческих способностей. Сиддхи (способности Архата) предназначены только для тех, кто способен ";управлять жизнью";, и приносить ужасные жертвы в процессе обучения, и следовать этим требованиям до последней буквы... Поймите сразу и помните всегда, что истинный оккультизм, или теософия, состоит в Великом Отречении от СЕБЯ, безоговорочном и абсолютном, как в мыслях, так и в действиях. Это – АЛЬТРУИЗМ. ";Не себя ради, но для мира он живет..."; Его личность должна исчезнуть, и он должен стать просто добродетельной силой природы... – Е.П.Блаватская [142]

...Постарайтесь пройти сквозь эту великую майю [иллюзию], о которой всегда во всем мире предупреждали изучавших оккультизм их учителя, – избежать охоты за оккультными феноменами. Подобно жажде и опиуму, она растет по мере удовлетворения. Спириты упиваются ею... Если вы не можете быть счастливы без феноменов, вы никогда не познаете философию теософии... Я говорю вам совершеннейшую истину, что... если вы изберете истину, то все остальное к ней приложится – со временем. Наши метафизические истины не становятся убедительнее оттого, что наши письма падают из воздуха к вам на колени или появляются у вас под подушкой. Если наша философия ложна, то чудо не поможет ей стать истинной. – Махатма Мория [143]

...Люди, вступающие в Теософское общество, ведомые одним лишь корыстным стремлением достичь власти, используя оккультную науку только себе во благо или главным образом на это, с таким же успехом могли бы и не вступать в Общество – они обречены на разочарование... Сколько еще раз нужно повторять, что те, кто вступают в Общество с единственной целью войти с нами в контакт, и если не приобрести, то, по крайней мере, убедиться в реальности подобных сил и в объективности нашего существования, – гонятся за миражом?..

Только тот, кто несет любовь к человечеству в своем сердце, кто способен тщательно усвоить представление о возрождении практического Братства, может получить доступ к нашим тайнам. Только такой человек никогда не употребит свою силу во зло, и только с ним можно не опасаться, что он повернет ее во благо лишь себе одному. Человек, для которого добро для человечества не стоит выше добра для себя, не достоин стать нашим челой [учеником] – он не достоин обрести более высокое знание, чем его сосед. Если ему нужны феномены, пусть доставляет себе удовольствие спиритическими штучками...

Мы находимся среди людей враждующих, упрямых и невежественных, которые ищут истину, не будучи способными познать ее, ибо каждый стремится к ней лишь ради своей собственной пользы и удовлетворения, не задумываясь ни на секунду при этом о других... – Махатма Мория [144]

...Вы способны принести огромную пользу, помогая предоставить народам Запада прочную основу, на которой они смогут восстановить свою рушащуюся веру. Им нужно доказательство, которое может дать только азиатская психология. Эра слепой веры прошла, наступила эра исследования. Такое исследование, которое только лишь разоблачает ошибки, не открывая ничего, на чем можно было бы построить душу, не добивается ничего, кроме свержения идолов. Свержение идолов по своей разрушительной природе не может дать ничего – оно лишь сметает все подряд. Но человек не может удовлетвориться голым все отрицанием. Агностицизм – это лишь временное прибежище.

Сейчас наступает время, когда вскоре должен появиться неизменный импульс, который повлечет век по направлению к крайнему атеизму или оттянет его назад к крайней религиозности, раз он не привел к простой и душеспасительной философии Ариев. Тот, кто наблюдает события сегодняшнего дня, с одной стороны, среди католиков, которые разводят чудеса так же быстро, как белые муравьи свое потомство, и, с другой стороны, среди свободных мыслителей, которые пачками становятся агностиками, – увидит, к чему все это движется. Век стал свидетелем разгула феноменов. Те чудеса, о которых твердят спиритуалисты в противовес догмам о вечных муках ада и искуплении, католики умудряются приводить в качестве мощного доказательства своей веры в чудеса.

Скептики смеются и над теми, и над другими. Все они слепы, и нет того, кто мог бы стать их проводником! Вы и ваши коллеги можете предоставить достаточно материалов для столь необходимой всеобщей религиозной философии, неуязвимой для атак со стороны науки, потому что она сама является вершиной точных наук, и для религии, которая, конечно, стоит своего имени, потому что включает в себя отношения между человеком психическим и человеком физическим, и их обоих – ко всему, что находится выше и ниже их...

Теософское общество – это не клуб чародеев, оно не занимается отдельно изучением феноменов. Его главная цель состоит в выкорчевывании современных суеверий и скептицизма, и освобождении из-под семи замков древнего источника того доказательства, на котором человек сможет построить свою будущую судьбу и точно узнать о том, что он будет жить после этой жизни, если только захочет, и что все феномены – это не что иное, как проявление природного закона, и попытаться понять, в чем состоит долг каждого мыслящего существа... – Махатма Кут Хуми [145].

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Incidents in the Life of Madame Blavatsky, compiled and edited by A.P.Sinnett. – London, 1886. – Pp. 18-20. (Далее – Incidents.)

2. Incidents. – Pp. 26-28.

3. Компиляция из: Vera P. de Zhelihovsky. Helena Petrovna Blavatsky // Lucifer. – London, November, 1894. – Pp. 203, 204; Incidents. – Pp. 30-35, 37-39.

4. Incidents. – Pp. 54-55.

5. Constance Wachtmeister, Reminiscences of H.P.Blavatsky and ";The Secret Doctrine";. – London, 1893. – Pp. 56-57. (Далее – C.Wachtmeister, Reminiscences.)

6. Компиляция из: Vera P. de Zhelihjvsky. Helena Petrovna Blavatsky // Lucifer. – London, November 1894. – Pp. 205-206; Incidents. – Pp. 86, 87-91.

7. Incidents. – Pp. 91-97.

8. Incidents. – Pp. 115-116, 134-135, 143, 146-152.

9. Report of the Result of an Investigation into the Charges against Madame Blavatsky Brought by the Missionaries of tht Scottish Free Church of Madras, and Examined by a Committee appointed from that Purpose by the General Council of the Theosophical Society. – Madras, India, 1885. – Pp. 94-95. (Далее – T.S. Report.)

10. Incidents. – Pp. 158-163, 167-168.

11. Emma Coulomb. Some Account of My Intercourse with Madame Blavatsky from 1872 to 1884; with Additional Letters and a Full Explanation of the Most Marvellous Theosophical Phenomena. – Madras, India, 1884. – Pp. 3-4.

12. Ghost Stories Galore: A Night of Many Wonders at Second Hand in the Eighth Avenue Lamasery // The New York World. – April 21, 1878. – P. 9.

13. Henry S.Olcott. Old Diary Leaves: The True Story of the Theosophical Society. – V. 1. – New York, 1895. – Pp. 21-22. (Далее – OLD).

14. Elizabeth G.K.Holt. A Reminiscence of H.P.Blavatsky in 1873 // The Theosophist. – Adyar, Madras, India, December, 1931. – Pp. 257-266.

15. OLD. – V. 1. – Pp. 1-10.

16. OLD. – V. 1. – Pp. 10-11, 17, 40-42.

17. Incidents. – Pp. 186-199.

18. Rosicrucianism in New York // The Liberal Christian. – New York, September 4, 1875.

19. Some Unpublished Letters of Helena Petrovna Blavatsky, with Introduction and Commentary by Eugene Rollin Corson. – London, 1929. – Pp. 24-28, 33, 35, 36-37, 45-47, 118.

20. Компиляция из: Henry S.Olcott. The First Leaf of T.S. History // The Theosophist. – Adyar, Madras, India, November, 1890. – Pp. 65-70; Henry S.Olcott. Historical Retrospects. – Madras, India, 1896. – Pp. 2-3.

21. OLD. – V. 1. – Pp. 202-204, 205, 208-212, 236-237, 243-247.

22. Alexander Wilder. How ";Isis Unveiled"; Was Written // The World. – New York, May 1908. – Pp. 77-87.

23. Theodore Besterman. Mrs. Annie Besant: A Modern Prophet. – London, 1934. – Pp. 148-154.

24. OLD. – V. 1. – Pp. 377, 379-381.

25. Компиляция из: Religio-Philophical Journal. – Chicago, Illinois, January 12, 1878. – P. 6; H.P.B.: In Memory of Helena Petrovna Blavatsky. – London, 1891. – Pp. 11-13. (Далее – H.P.B.: In Memory.)

26. Theosophical Review. – London, January 1902. – Pp. 386-388.

27. H.P.Blavatsky’s Adieux // The New York Daily Graphic. – December 10, 1878. – P. 266.

28. Light. – London, August 30, 1884. – P. 360.

29. OLD. – V. 2. – Pp. 4-6.

30. Georg Wild. Notes of My Life. – London, 1903. – Pp. 71-73.

31. Компиляция из: OLD. – V. 2. – Pp. 8-25; A.O.Hume. Hints on Esoteric Theosophy, 1: Is Theosopy a Delusion? Do the Brothers Exist? // Calcutta, India, April, 1882. – Pp. 78, 80. (Далее – Hints.)

32. Компиляция из: Incidents. – Pp. 221-222, 224, 226, 234; A.P.Sinnett. The Occult Wordl. – London, 1881. – Pp. 42-48. (Далее – ОW.)

33. Voyage with Mme. Blavatsky: The Summary Manner in Which She Silenced a Skeptical First Officer // The Philadelphia Inquirer. – May 11, 1891.

34. OLD. – V. 2. – Pp. 151-205.

35. Anagarika Dharmapala. On the Eightfold Path // Asia. – New York, September 1927. – Pp. 720-722.

36. The Theosophical Forum. – Point Loma, California, April 15, 1933. – Pp. 241-243.

37. OLD. – V. 2. – Pp. 206-208, 213, 215, 225.

38. Damodar K.Mavalankar. Damodar: The Writtings of a Hindu Chela // Theosophical University Press. – Poin Loma, California, 1940. – Pp. 260-264. (Далее – Damodar.)

39. OW. – Pp. 66-84.

40. OW. – Pp. 89-90.

41. OW. – Pp. 92-95.

42. OW. – Pp. 108-113.

43. Hints. – Pp. 103-105.

44. T.S. Report. – P. 70.

45. Incidents. – Pp. 97-98.

46. Hints. – Pp. 97-98.

47. Компиляция из: Light. – London, June 24, 1882. – P. 301; Light. – London, January 30, 1886. – Pp. 50-51.

48. Alice Gordon. Instantaneous Transmission of Another Letter // Psychic Notes. – Calcutta, India, March 30, 1882. – Pp. 60-61.

49. OLD. – V. 2. – Pp. 363-367.

50. T.S. Report. – Pp. 60-61, 89.

51. S.Ramasvamier. How a Chela Found His Guru // The Theosophist. – Bombay, India, December 1882. – Pp. 67-69.

52. Incidents. – Pp. 255, 257-258.

53. Компиляция из: The Path. – New York, April 1890. – P. 8; The Path. – New York, June 1892. – Pp. 71-75.

54. The Theosophist. – Adyar, Madras, India, May 1907. – Pp. 633-634.

55. Компиляция из: OLD. – V. 2. – Pp. 463-466; и OLD. – V. 3. – Pp. 11, 18.

56. William T.Brown. Some Experiences in India. – London. 1884. – Pp. 5-7, 10-13, 15-17.

57. OLD. – V. 3. – Pp. 37-39, 43-45.

58. Damodar K.Mavalankar. A Great Riddle Solved // The Theosophist. – Adyar, Madras, India, December 1883 – January 1884. – Pp. 61-62; перепечатано в Damodar. – Pp. 213-216.

59. T.S. Report. – Pp. 79-80.

60. Компиляция из: Franz Hartmann. Report of Observations Made During a Nine Month Stay at the Headquarters of The Theosophical Society at Adjar, Madras, India. – Madras, India, 1884. – Pp. 11-15, 28-30; Franz Hartmann. Supplement to The Theosophist. – Adyar, Madras, India, April 1884. – P. 65.

61. Компиляция из писем У.К.Джаджа // The Word. – New York, April 1912. – Pp. 17-19, 22.

62. A.P.Sinnett. Early Days of Theosophy in Europe. – London, 1922. – Pp. 54-56. (Далее – Early Days.)

63. Archibald Keightley. Reminiscences of H.P.Blavatsky // The Theosophical Quarterly. – New York, Okt. 1910. – P. 110.

64. H.P.B.: In Memory. – Pp. 52-55, также включено в сборник Echoes of the Orient: The Writtings of William Quan Judge. – San Diego, California, 1980. – V. 2. – Pp. 17-20.

65. Incidents. – Pp. 266-269.

66. Компиляция из: H.P.B.: In Memory. – P. 69; и Francesca Arundale. My Guest: H.P.Blavatsky. – Adyar, Madras, India, 1932. – Pp. 29-37, 40-42. (Далее – My Guest.)

67. L.C.L. [Laura C.Langford, она же Laura C.Holloway]. The Mahatmas and Their Instruments // The Word. – New York, July 1912. – Pp. 204-206.

68. Henry Sidgwick: A Memoir by A.S. and E.M.S. – London, 1906. – Pp. 384-385.

69. My Guest. – Pp. 44-46.

70. Incidents. – Pp. 279-286.

71. Beatrice Hastings. Solovyoff s Fraud. – Edmonton, Canada, 1988. – Pp. 27-29.

72. Laura C.Holloway. Blavatsky s Mesmerism // Current Literature. – New York, March 1889. – Pp. 243-244.

73. C.W.Leadbeater. How Teosophy Came To Me. – Adyar, Madras, India, 1948 г. – Pp. 57, 59-62. (Далее – How Theosophy.)

74. H.P.B.: In Memory. – Pp. 14-15.

75. How Theosophy. – Pp. 68, 71, 73-77.

76. H.P.B.: In Memory. – Pp. 15-17.

77а. Richard Hodgson. Account of Personal Investigations in India, and Disccussion of the Authorship of the ";Koot Hoomi"; Letters // Proceedings of the Society for Psychical Researchяя. – London. – V. 3, 1885. – Pp. 207, 261, 262, 313-314, 317.

77б. The Theosophist. – Adyar, Madras, India, September 1932. – Pp. 732-734.

78. Charles Johnston. The Theosophical Movemen // The Theosophical Quarterly. – New York, July 1907. – Pp. 17-18.

79. Компиляция из: Early Days. – Pp. 79-83; Incidents. – Pp. 302-303.

80. C.Wachtmeister, Reminiscences. – Pp. 16-21, 22-23, 32-33, 43-45, 49-50, 55-56, 59-61.

81. C.Wachtmeister, Reminiscences. – Pp. 121-125.

82. C.Wachtmeister, Reminiscences. – Pp. 107-108.

83. Компиляция из: H.P.B.: In Memory. – P. 20, и C.Wachtmeister, Reminiscences. – Pp. 71-76.

84. Archibald Keightley. From Ostende to London // The Path. – New York, November 1892. – Pp. 245-248.

85. C.Wachtmeister, Reminiscences. – Pp. 90-95.

86. Charles Johnston. Helena Petrovna Blavatsky // The Theosophical Forum. – New York, April, May, June and July 1900; перепечатано в H.P.B. s Collected Writings. – V. 8. – Pp. 392-409.

87. Archibald Keightley. Reminiscemces of H.P.Blavatsky // The Theosophical Quarterly. – New York, Oktober 1910. – Pp. 113-119.

88. H.P.B.: In Memory. – Pp. 38-39.

89. Alice Leighton Cleather. H.P.Blavatsky As I Knew Her. – Calcutta, 1923. – Pp. 2-4. (Далее – Cleather. As I Knew Her)

90. Katherine Tingley. Helena Petrovna Blavatsky: Foundress of the Original Theosophical Society in New York, 1875. – Point Loma, California, 1921. – Pp. 34-35. (Далее – Tingley. H.P.B.)

91. Компиляция из: William T.Stead. Note // The M.P. For Russia: Reminiscences & Correspondence of Madame Olga Novikoff. – London, 1909. – V. 1. – Pp. 130-131; William T.Stead. The Review of Reveiws. – London, June 1891. – Pp. 548-550.

92. Bertram Keightley. Reminiscences of H.P.B. – Adyar, Madras, India, 1931. – Pp. 21-23. (Далее – B.Keightley. Reminiscences.)

93. William Kingsland. The Real H.P.Blavatsky: A Study in Theosophy, and a Memoir of a Great Soul. – London, 1928. – Pp. 18-19, 24, 258, 259, 261.

94. Cleather. As I Knew Her. – Pp. 15-16.

95. Blavatsky Still Lives and Theosophy is in a Flourishing Condition // New York Times, January 6, 1889. – P. 10; также включено в сборник Echoes of the Orient: The Writtings of William Quan Judge. – San Diego, California, 1987. – V. 3. – Pp. 138-141.

96. Tingley. H.P.B.. – Pp. 35-36.

97. B.Keightley. Reminiscences. – Pp. 25-27.

98. Edmund Russell. Isis Unveiled // The Theosophical Outlook. – San Francisco, California, April 26, 1919. – Pp. 129-134.

99. Violet Tweedale. Ghosts I Have Seen and Other Psychic Experiences. – New York, 1919. – Pp. 51, 56-61.

100. Annie Besant. An Autobiography. – London, 1893. – Pp. 308-313. (Далее – Besant, Autobiography.)

101. H.P.B.: In Memory. – P. 31-35.

102. Компиляция из: Besant, Autobiography. – Pp. 321-323; Annie Besant. The Masters. – Adyar, Madras, India, 1912; переиздание 1977. – Pp. 32-33.

103. H.P.B.: In Memory. – Pp. 31-35.

104. Rev. B.Old. Memories of H.P.B. – Over 50 Years Ago // The Theosophist. – Adyar, Madras, India, November 1941. – Pp. 107, 109.

105. OLD. – V. 4. (1887-1892). – Adyar, Madras, India, 1931. – Pp. 254-256.

106. Cleather. As I Knew Her. – Pp. 21-24.

107. Esther Windust. Personal Reminiscences of H.P.B. // Eirenicon. – Hyde, Chesire, England, 1950. – 97. – Pp. 1-2; перепечатано в The Canadian Theosophist. – Toronto, Canada, May 15, 1951. – Pp. 33-34.

108. Extracts from Countess Wachtmeisters Letters as to H.P.B.s Last Days // The Theosophist. – Adyar, Madras, India, May 1929. – Pp. 124-125.

109. H.P.B.: In Memory. – P. 34.

110. H.P.B.: In Memory. – Pp. 3-7.

111. OLD. – V. 4. – P. 300.

112. C.Wachtmeister. Reminiscences. – P. 127.

113. H.P.Blavatsky. Isis Unveiled. – V. 1. – New York, 1877. – P. 6.

115. Компиляция из: H.P.Blavatsky. Collected Writings. – V. 5. – Pp. 50-51; H.P.Blavatsky. The Key to Theosophy. – London, 1889. – P. 217.

116. Компиляция из: H.P.B. C.W. – V. 7 – P. 247; The Letters H.P.Blavatsky to A.P.Sinnett. – Pasadena, California, 1973. – Pp. 104, 151 (Далее – H.P.B.-A.P.S. Letters); The Path. – New York, March 1896. – P. 367.

117. H.P.B. C.W. – V. 6. – P. 272.

118. The Mahatma Letters to A.P.Sinnett from the Mahatmas M. & K.H. Pasadena, California, 1975, факсимиле второго издания. – Pp. 478-479 (Далее – ML, 2nd Ed.), также в The Mahatma Letters

to A.P.Sinnett from the Mahatmas M. & K.H.. – Adyar, Madras, India, 1962, изд. 3-е испр. – P. 471. (Далее – ML, 3rd Ed.)

119. Some Unpublished Letters of Helena Petrovna Blavatsky. – London, 1929. – Pp. 127-128.

120. The Path. – New York, March 1896. – P. 369.

121. The Path. – New York, January 1895. – Pp. 300-301.

122. The Path. – New York, December 1894. – P. 266.

123. Компиляция из: The Path. – New York, January 1895. – Pp. 298-300.

124. Компиляция из: H.P.B.-A.P.S. Letters. – P. 194, 244.

125. H.P.B. C.W. – V. 12. – Pp. 307-308.

126. H.P.B. C.W. – V. 13. – P. 219.

128. H.P.B. C.W. – V. 1. – P. 73.

129. ML, 2nd Ed. – P. 263; ML, 3rd Ed. – P. 259.

130. ML, 2nd Ed.. – Pp. 9-10; ML, 3rd Ed. – Pp. 9-10.

131. ML, 2nd Ed. – Pp. 203-204; ML, 3rd Ed. – Pp. 201-202.

132. H.P.B.-A.P.S. Letters. – P. 7.

133. ML, 2nd Ed. – Pp. 311-314; ML, 3rd Ed. – Pp. 307-309.

134. Letters from the Masters of the Wisdom, 1870-1900. First Series. – Adyar, Madras, India, 1973. – Pp. 44-45.

135. H.P.B. The Key to Theosophy – Pp. 273-274.

136. H.P.B. C.W. – V. 9. – Pp. 46-50.

137. H.P.B. C.W. – V. 6. – Pp. 332-333.

138. H.P.B. C.W. – V. 11. – Pp. 164-165.

139. H.P.B. C.W. – V. 9. – P. 244.

140. H.P.B. C.W. – V. 13. – P. 173.

141. H.P.B. C.W. – V. 12 – Pp. 154-156.

142. H.P.B. C.W. – V. 9. – P. 254.

143. ML, 2nd Ed. – P. 262; ML, 3rd Ed. – P. 258.

144. ML, 2nd Ed. – Pp. 251-252; ML, 3rd Ed. – Pp. 248-249.

145. OW. – Pp. 137-139.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Арундейл Франческа (?–1924) – англичанка, приняла веру епископальной церкви Англии и позже римской католической церкви, но растущий скептицизм, в конце концов, заставил ее отказаться от ортодоксальной религии. Потом занялась исследованием спиритуализма и в 1881 году, узнав о теософии, вступила в Британское Теософское общество. В 1884 году мисс Арундейл была помощником казначея всемирного ТО31.

Баллард Анна – американская журналистка, пожизненный член Нью-йоркского пресс-клуба.

Безант Анни (1847–1933) – английский общественный реформист, теософ, лидер движения за независимость Индии и один из величайших ораторов тех времен. Отвергая христианство, миссис Безант вступила в 1874 г. в Национальное секулярное общество и стала соратником Чарльза Бредли, свободного мыслителя-атеиста. В 1880-х годах у нее возник интерес к социализму, работала с Джорджем Бернардом Шоу в Фабианском обществе. Потом, в марте 1889 года, встретила госпожу Блаватскую и вступила в Теософское общество. После смерти Е.П.Б. миссис Безант стала членом объединенного внешнего руководства Эзотерической секции Е.П.Б. вместе с У.К.Джаджем. В 1893 году отправилась в Индию, где позже устроила кампанию в поддержку индийского национализма и основала Индийскую лигу местного управления (1916). Миссис Безант была президентом Теософского общества (Адьяр) с 1907 года до своей кончины. Автор нескольких десятков книг, в том числе ";Древняя мудрость"; (1897) и ";Эзотерическое христианство"; (1901)32.

Берроуз Герберт (1845–1922) – английский гражданский служащий. Сын методистского приходского священника, Берроуз получил образование в Кембриджском университете, часто публично выступал в защиту секуляризма, независимости Ирландии и прав женщин. Один из основателей социал-демократической федерации. Был кандидатом в парламент в 1908 и 1910 годах.

Браун Уильям Турне (1857–?) – шотландец, получивший высокую степень в университете Глазго, заинтересовался теософией в 1883 году, в Лондоне. Жил в Индии с сентября 1883 по январь 1885, в 1886 году обосновался в США. Через год принял христианскую веру и уверовал в то, что госпожа Блаватская ";продала душу... дьяволу";. Написал два сочинения о своих взглядах на теософию: ";Some Experiences in India"; (1884) и ";My Life"; (1885)33.

Вахтмайстер Констанция, графиня (1838–1910) – преданный теософ, вдова шведского графа Карла Вахтмайстера (1823-1871). Изучая спиритуализм в конце 1870-х, заинтересовалась теософией и вступила в 1880 году в Теософское общество. Впервые встретилась с Е.П.Б. в апреле 1884 года во время поездки в Лондон. В ее книге ";Reminiscences of H.P. Blavatsky and ";The Secret Doctrine"; (1893) дается великолепное описание пребывания Е.П.Б. в Вюрцбурге (1885-1887), Германия, и Остенде, Бельгия34.

Вильд Джордж (1821–1906) – шотландский врач, спиритуалист и теософ. Получив в 1851 году степень доктора медицины, занялся изучением гомеопатии, месмеризма и спиритуализма. В 1879 году вступил в Теософское общество, но в 1882 году отрекся от Общества. Был одним из первоначальных основателей Общества психических исследований (Лондон) в 1882 году. Среди его трудов ";Clarvoyance"; (1883) и ";Theosophy, or Spiritual Dinamics and the Divine and Miraculous Man"; (1894)35.

Гебхард Рудольф Эрнст (1857–1935) – немецкий теософ, сын Густава и Мари Гебхардов из Эльберфельда, Германия. Он был четвертым по счету ребенком среди шести сыновей и дочери. В октябре 1884 года поехал с полковником Олькоттом в Индию и присутствовал на теософской конвенции (Адьяр, Мадрас, Индия) в декабре 1884 года. Госпожа Блаватская дважды останавливалась в доме Гебхардов в Эльберфельде.

Гордон Алиса – английский спиритуалист, теософ, жена генерал-майора индийской армии Уильяма Гордона (1831-1909). Жительница города Хауры, Индия, миссис Гордон в декабре 1879 года приехала в дом А.П.Синнетта в Аллахабаде для того, чтобы встретиться с Е.П.Блаватской и полковником Олькоттом. В 1890 году произнесла в Лондоне речь о Е.П.Б. и ее оккультных феноменах36.

Джадж Уильям Куан (1851–1896) – американский адвокат и теософ, родился в Ирландии. Из своего родного Дублина в 1864 году Джадж и его семья эмигрировали в США. Изучал юриспруденцию и работал юристом с 1872 года. Был одним из трех главных основателей Теософского общества. В 1886 году начал издавать ";Путь"; (";The Path";), ежемесячный теософский журнал, который существует и поныне. В том же году избран генеральным секретарем Американской секции ТО. В 1888 году помогал Е.П.Блаватской организовать ее Эзотерическую школу. После смерти Е.П.Б. Джадж стал членом объединенного внешнего руководства Эзотерической школы вместе с Анни Безант.

В число его работ входят ";The Ocean of Theosophy"; (1893) и ";Echoes of the Orient"; (3 тома; 1975-1987)37.

Джонстон Вера Владимировна (1864–1923) – дочь сестры Е.П.Б. – Веры Петровны Желиховской. Осенью 1888 года Вера вышла замуж за Чарльза Джонстона.

Джонстон Чарльз (1867–1931) – ирландский теософ, известный санскритолог и востоковед. В 1885 г. вступил в Теософское общество. Осенью 1888 года женился на племяннице Е.П.Б. – Вере Желиховской. В 1896 году переехал на постоянное жительство в Соединенные Штаты. Позже был одним из издателей Британской энциклопедии. Перевел на английский язык несколько индийских писаний, в том числе: ";The Bhagavad-Gita"; (1908), ";The Yoga Sutras of Patanjali"; (1912) и ";The Great Upanishads"; (1927)38.

Дик Фредерик Дж. (1856–1927) – гражданский инженер, теософ, был начальником управления бухт и маяков в Ирландии. Вступил в Теософское общество в Дублине в декабре 1888 года. В 1905 году профессор Дик переехал в Теософское общество в Пойнт Ломе, Сан-Диего, Калифорния, где работал преподавателем математики и астрономии в школе античности39.

Дхармапала Анагарика (1864–1933) – знаменитый буддист, родился в Коломбо, Цейлон. В декабре 1881 года присоединился к Е.П.Б. и Олькотту в Адьяре. Е.П.Б. поощряла изучение им буддийских палийских писаний. В мае 1891 года он основал Общество Маха Бодхи в Калькутте, Индия. В 1893 году выступал на Всемирном парламенте религий в Чикаго, Иллинойс, США. Остаток своей жизни провел, занимаясь распространением буддизма и работая от имени Общества Маха Бодхи40.

Желиховская Вера Петровна (1835–1896) – младшая сестра Е.П.Б. Дважды была замужем и имела шестерых детей. Писала детские рассказы, публиковалась в различных русских журналах. Среди работ Веры о жизни Е.П.Б.: ";Когда я была ребенком"; (2 изд., 1894), ";Моя юность"; (1893), ";Правда о Елене Петровне Блаватской";, Ребус. – Санкт-Петербург, 1883, и ";Helena Petrovna Blavatsky";, Lucifer. – London, November 1894 – April 1895. В 1880-х годах Вера несколько раз побывала в Европе, чтобы навестить Е.П.Б41...

Кейтли Арчибальд (1859–1930) – известный английский врач, теософ и один из самых преданных друзей Е.П.Б. Весной 1884 года вступил в Теософское общество. В 1887-1888 годах занимался организацией (при помощи своего дяди Бертрама Кейтли и графини Вахтмайстер) домашнего хозяйства Е.П.Б. в Лондоне. В то же время Арчибальд и Бертрам занимались подготовкой для публикации рукописи ";Тайной Доктрины"; Е.П.Б. В 1891 году женился на Джулии фер Планк из Пенсильвании42.

Кейтли Бертрам (1860–1945) – английский теософ, близкий соратник Е.П.Б. Имел кембриджское образование, теософией заинтересовался в 1883 году. Весной 1884 года полковник Олькотт принял Бертрама в Теософское общество. В 1887 году Бертрам помогал Арчибальду и графине Вахтмайстер организовать домашнее хозяйство Е.П.Б. в Лондоне. Работал с Е.П.Б. при подготовке рукописи ";Тайной Доктрины"; для публикации43.

Кейтли Джулия Вартон (185?–1915) – американская теософская писательница. Дочь выдающегося юриста и конгрессмена. Первые свои произведения опубликовала в ";Harper s Magazine"; и ";Galaxy";. Побывав на лекции о теософии в 1886 году, вступила в Теософское общество. Вскоре стала публиковаться в журнале У.К.Джаджа ";The Path";. В 1891 году вышла замуж за Арчибальда Кейтли44.

Кингсланд Уильям (1855–1936) – английский инженер-электрик и теософский писатель. В 1923 году Кингсланд и Алиса Клифер помогали организовать Ассоциацию Блаватской для увековечивания и защиты имени и работы Е.П.Б. Среди его книг: ";The Real H.P.Blavatsky"; (1928) ";The Gnosis or Ancient Wisdom in the Christian Scriptures"; (1937)45.

Кислингбери Эмили – английский преподаватель, спиритуалист и теософ. Стала спиритуалистом в 1870 г., позже работала секретарем Британской национальной ассоциации спиритуалистов. В июне 1878 г. была избрана первым секретарем Британского Теософского общества. В 1890 г. стала членом внутренней группы Эзотерической школы Е.П.Б.

Клифер Алиса Лейтон (1846–1938) – английский теософ, буддист и музыкант. Вступив в 1885 г. в Теософское общество, стала членом внутренней группы Эзотерической школы Е.П.Б.. В 1918 году она со своим сыном Грэхемом Гордоном Клифером и Базилем Крампом уехала в Индию, а в 1925 г. – в Пекин, Китай, где встречалась с Панчен-ламой Тибета. По просьбе Панчен-ламы миссис Клифер и мистер Крамп переиздали ";Голос Безмолвия"; Е.П.Б. (Пекин, 1928). Она основала Библиотеку книг Е.П.Б. (сейчас находящуюся в Верноне, Британская Колумбия, Канада) и имела связи с Лондонской ассоциацией Е.П.Б. (1923-1947). В число опубликованных работ Алисы Клифер входят ";H.P.Blavatsky. Her Life and Work for Humanity"; (1922) и ";H.P.Blavatsky As I Knew Her"; (1923)46.

Корсон Хирам (1828–1911) – американский просветитель и выдающийся преподаватель (1870-1903) английской литературы в Корнеллском университете, Итака, США. Хорошо разбирался в математике и классических языках. Среди работ профессора Корсона ";An Introduction to the Study of Robert Browning s Poetry"; (1886) и ";An Introduction to the Study of Shakespeare"; (1889)47.

Корсон Юджин Роллин (1855–?) – бакалавр, доктор медицины, сын профессора Хирама Корсона. Опубликовал письма Е.П.Б. к Хираму Корсону в книге ";Некоторые неопубликованные письма Елены Петровны Блаватской"; (1929).

Куломб Эмма – англичанка, которая впервые встретилась с Е.П.Б. в Каире, Египет, в 1872 году. В 1879 году в Бомбее Е.П.Б. получила письмо от Эммы Куломб, которая тогда жила на Цейлоне. В марте того года Эмма и ее муж, француз Алекс, приехали без гроша в карманах в теософскую штаб-квартиру в Бомбее. В течение четырех лет после этого Эмма работала экономкой, а Алекс – в качестве разнорабочего, плотника и механика в штаб-квартире ТО. В мае 1884 года Куломбов исключили из Теософского общества по обвинению в краже, попытках лжи и клеветы. ";Какие-то грубые, неработающие и свежеизготовленные двери-ловушки и скользящие панели, – пишет теософский историк Уолтер Карритерс-младший, – были обнаружены в личных апартаментах Е.П.Б., которые в тот момент находились под исключительной опекой четы Куломбов.

Через несколько месяцев Эмма предоставила местным христианским миссионерам несколько десятков писем, якобы написанных Е.П.Б.. Если бы они были подлинными, то некоторые из этих писем и отрывки из них ясно показали бы ее сговор с Куломбами с целью проведения подложных ";оккультных феноменов";48.

Купер Лора Мари (?–1924) – младшая сестра Изабель Купер-Оукли. Лора была членом внутренней группы Эзотерической школы Е.П.Б.. Ее перу принадлежит отчет очевидца о смерти Е.П.Б. ";Как она нас покинула";. В 1899 году вышла замуж за Дж. Р.С. Мида.

Купер-Оукли Изабель (1854–1914) – родилась в Амритсаре, Индия, в 1881 году поступила в Гиртон колледж в Кембридже, где встретила своего будущего мужа, Альфреда Дж. Оукли. В марте 1884 года вступила в Теософское общество. В 1889 году начала работу в качестве члена персонала ТО на Лансдоун Роуд, также была членом внутренней группы Эзотерической школы Е.П.Б. Среди опубликованных работ ";Mystical Traditions"; (1909) и ";The Comte de St. Germain"; (1912)49.

Продо вверх^ к полной версии понравилось! в evernote



Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ОККУЛЬТНЫЙ МИР Е.П.БЛАВАТСКОЙ. (ПРОДОЛЖЕНИЕ 11 ...). ВОСПОМИНАНИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ ТЕХ, КТО ЕЁ ЗНАЛ. | олег7 - Дневник Олег7 | Лента друзей олег7 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»