• Авторизация


Е. И. Рерих. ОСНОВЫ БУДДИЗМА. (продолжение ...) 06-11-2020 04:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Е. И. Рерих. ОСНОВЫ БУДДИЗМА. (продолжение ...)

 Н.К.Рерих.
Будда Победитель.1925

painting_id55-NKR_Budda_Pobeditely_3 (700x434, 423Kb)

   * * *

    Идея личного бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, не совместимой с законом кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения.

    "Если существует бог, какую надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, совершенные тобой, есть поступки этого высшего существа. Если бог делает и все то, что худо, какую заслугу видишь в нем для твоего почитания? Если ненавидя зло, он не способен выявлять зло, то нелепо говорить, что все сущее есть творение бога. Мощь бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать ее рабством, а не владычеством".

    Если вечно изменяющееся существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или даже возможности вводить в нее существо неизменяемое и вечное.

Две доктрины, особенно осуждавшиеся Буддою. 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного зарождения, устанавливающего, что все дхармы в одно и то же время являются причинами и последствиями.

    Будда отрицал существование души в человеке и во всем, ибо в человеке и во всей вселенной он видел лишь непостоянство и преходящее.

    Тезис - беспрерывность потока феноменов - и формула - причинность зарождения - исключают существование вечной неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.

    Понятие, связанное со словом "душа", совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделенной от всех других сущностей бытия всей вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано наукой. "В этом мире никто не независим. Все, что существует, зависит от причин и условий". "Всякая вещь в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь, не независима". (Бодхичарьяватара VI. 26-31).

    Будда постоянно учил, что самостоятельного "я" нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни - все лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного "я", то мы не можем сказать - мое то или другое - и этим самым уничтожается понятие собственности.

    Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет - тришна или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, согласно своей карме.

    Рождается новое соединение сканд элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после определенного промежутка времени, проявляется в виде другой, третьей, четвертой и т. д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов - субстратов, входящих в человеческую личность.

    На качество нового соединения сканд элементов новой личности оказывает большое влияние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.

    Человек рассматривается в буддизме, как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная в каждом новом проявлении на земном плане.

    Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начать, и так нескончаемо, сравниваются с колесом или годом с двенадцатью месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12-ти Нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-ью спицами. Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. "Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит неценные отбросы, отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее сердца".

    Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели - достижению Нирваны, т. е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было бы абсолютным эгоизмом и подобный спекулятор заранее осужден на разочарование; как сказано, Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване не имея ни малейшего представления об истинной ее сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для достижения освобождения, не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь и такая жизнь есть наивеличайшая.

    Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.

* * *

    Буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

    Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь дхармы. Слово "дхарма" одно из наиболее значительных и наиболее труднопереводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определенного выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы прежде всего - дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. "Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего".

    Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо дхарма также означает закон.

    Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо все, что существует, есть лишь вечное развитие - дхармы появляются один момент, чтобы измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование "теория моментального разрушения".

    Дхармы (трансцедентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно - это Нирвана.

    Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она прявляется, как непосредственная причина феноменов, внутренне она изменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком будущем.

    Если взять человека, мы найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп аггрегатов - сканд, которые подразделяются на физические качества: форму - рупа, чувствования - ведана, представления - санжна, силы - самскара, сознание - вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами, и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.

    "Самскара - накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям". Из этого определения Самскарасканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям, и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.

    Ни один элемент из одного существования не переходит в другой, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестает существовать - это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии.

    От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность. "Человек, посеявший, не тот самый, который жнет, но он и не другой". Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы это мысли. Мысли эти также реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.

    Человек есть комплекс сочетаний и в то же время он - звено. Он - комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. "Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтобы иметь простоквашу".

    Поясним еще примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и тогда как человек А. в сорок лет совершенно тождественен восемнадцатилетнему юноше А. , все же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в измененной форме - в новом соединении сканд элементов - справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.

    Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. "Нет постоянного я, которое оставалось бы неизменным. " "Нужно, чтоб эмбрион умер для того, чтоб родился ребенок; нужна смерть ребенка, чтоб родился мальчик; и смерть мальчика выявляет юношу". (Шикшасамуччая стр. 358)

    Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем: каждая буса - одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

    Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами - сканда-рупа.

    Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется "Тришна" - стимул, жажда бытия.

* * *

    Что есть карма? Воздействие последствия совершенного человеком выявления - делом, словом, мыслью. Внутреннее воздействие, как уже указано ранее, проявляется лишь в сознательных существах. Отсюда колоссальная ответственность человека перед всем сущим и, прежде всего, перед самим собою. "То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом". (Катхаваттху. Т. 8-9-36) Карма создается мышлением. "Нет никакой заслуги тому, кто дает золото, думая, что дает камень". Мышление придает человеку моральную ценность, изменяемую поступками в ту или другую сторону.

    "Доброе действие выявлено и завершено. И, хотя его уже нет, тем не менее последствие существует. В момент действия происходит определенное сочетание дхарм в "потоке" этого человека. В этом заключается неуничтожимость поступка. Таким образом к понятию чисто механическому причины и следствия буддизм прибавляет еще ответственность. Одна из таких комбинаций, агрегатов, которую мы называем индивидуумом, унижена или возвышена действиями другой предшествовавшей комбинации, с которой она солидарна. "Я не учу ничему другому, как только карме". (Махавасту т. 1, стр. 246). Та настойчивость, которую проявил Будда, чтобы внушить своим ученикам сознание моральной ответственности, вытекающей из закона кармы, доказывает, что в этом заключался факт первичной истины, самодавлеющей и абсолютной. Истина, которая должна руководить всеми поступками человека. "Сомневаться в моральной мощи поступка - значит закрывать глаза на очевидность".

    "Все существа имеют свою карму. Они наследники поступков и сыновья поступков. Они в полной зависимости от поступков. Поступки устанавливают между существами различия в состояниях - низменных и превосходных". (Маджх. Н. т. 3, стр. 202). "Воистину, из того, что было, создается то, что есть. Человек рождается согласно тому, что он создал. Все существа имеют наследием карму". (М. Н. т. 1, стр. 390) "Соответствие между плодом и семенем не только точно, но действие, как всякое доброе семя, возрастает стократно".

    Каждый человек, действием безошибочной кармы, получает в точной мере все должное, им заслуженное, не более и не менее. Ни одно благое либо злое действие, как бы пустяшно оно ни было, как бы тайно не содеянное, не минует точно уравновешенных весов кармы. Карма есть причинность, действующая в моральном также, как и в физическом и других планах. Буддисты говорят: нет чудес в делах человеческих; что человек посеял, то он и пожнет. "Не существует места на земле или на небе, или под водою, также нет такого в недрах гор, где бы злое действие не принесло страдания породившему его". (Дхаммапада).

    Как общее правило, люди возвращаются на землю до тех пор, пока сознание их не переросло земного уровня. Будда указывал, что существуют целые системы миров различных качеств, высших и низших, и что обитатели каждого мира соответствуют друг другу в своем развитии. Мир, в котором другой человек должен проявиться, так же, как и качество самого перевоплощения, решается преобладанием в нем положительных или отрицательных качеств, другими словами, научным языком - рождение его будет контролировано его истинными тяготениями или своей кармой - скажут буддисты.

    Подобно поступку раскаяние есть действие. И это действие имеет последствия, которые могут уравновесить последствия поступка. Будда говорил: "Если содеявший зло человек осознает свою ошибку, раскается и будет делать добро, сила наказания истощится постепенно, подобно болезни, постоянно теряющей свое губительное воздействие по мере испарины больного". (Сутры 42 чл.)

    Карма есть мысль, потому что качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия кармы. Если бы поступки всегда нагромождались один на другой, человек был бы заключен в свою карму, как в заклятый круг. Но уча, что существует состояние сознания, которое может уничтожить воздействие содеянных поступков, Будда указал возможность прекращения страданий мира. Из всего сказанного ясно, что закон кармы и закон перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого.

* * *

    Некоторыми западными учеными принято было рассматривать буддизм, как учение отчаяния и бездействия, что совершенно не отвечает его основному характеру.

    Будда, как истинный вождь общего блага, бесстрашно раскрыл человечеству истинные опасности существования и в то же время указал путь, как избежать их - путь этот знание. Кто же назовет человека, остановившего вас на краю пропасти, пессимистом?

    "Существа живут в доме, объятом пламенем, и тем не менее они не испытывают ни боязни ни ужаса. Они не знают; они беспечны; они не пугаются; они не стараются спастись; они развлекаются и снуют в разные стороны в этом тройственном мире подобном дому, охваченному пламенем". (Саддхарма - Пундарика стр. 77).

    "Глупцы думают, что страдания заключаются лишь в болезненном ощущении. Воистину, чувства их извращены. Они уподобляются больному, представляющему себе, что сахар горек. Пушинка шерсти, опускаясь на руку, неосязаема, но проникая в глаз, она причиняет сильную боль. Ладонь - это невежественный человек, глаз - это мудрец. Лишь мудрый глубоко потрясен зрелищем страданий мира". (Мадхьямакивритти стр. 476) Если кто после этих заявлений назвал бы его пессимистом, то уподобился бы тем невежественным людям, которые убивают докторов, приезжающих делать им целебные прививки. И те же люди, склонные придавать учению ноту отчаяния, приводят утверждение Будды: "Я разрушитель старости и смерти. Я лучший из врачей. Я владею наивысшим средством". (Лалита-Бистара стр. 93)

    "Пейте, трудящиеся, пейте лекарство истины и, принимая его, живите. Испив его, вы победите старость и смерть". (Там же, стр. 335)

    Приводим авторитетное мнение главного настоятеля монастырей Камакура, Сойеи-Шаку: "Буддизм есть наиболее рациональное и интеллектуальное учение мира". (Проповеди буддиста. стр. 28)

    Учение Будды, проникнутое по своему построению утверждением самодавлеющей человеческой сущности, в космическом размахе устремления к дальним мирам, полно истинного величия и красоты.

    Естественно может явиться вопрос - как же Учитель помнил о Красоте в ее земных проявлениях? В Махапаранирвана Сутре указывается, что даже перед отходом мысли Учителя устремлены к прекрасному, вспоминая красоты лучших мест, им пройденных: "Прекрасна Раджагриха, вершина Коршуна, скала Разбойника, прекрасны рощи и горы". "Вессали, какое это прекрасное место!"

* * *

    Все древние философские учения утверждали закон кармы и закон конечного освобождения, но ценность учения Будды в том, что, не нарушая в основе все эти научно-философские положения, оно обратилось к земле, к земному труду, указывая, что лишь путем реального напряженного труда и саморазвития можно достичь истинного прогресса и тем самым установило эволюционность человечества, как органической части космоса.

    Слово поток, так часто употребляемою Буддою в приложении к космосу и к человеческому существованию, есть ничто иное, как новое понятие, выраженное словом - эволюция.

    Насколько прежние учения могли быть охарактеризованы отрывающими от земли, настолько Будда явился истинным пахарем земли, утверждая основу сознательного и реального труда. В этом случае могла быть примененной формула: "Руками и ногами человеческими". И в этом заключается неповторяемая особенность ценности труда Готамы Будды.

    Нас не занимают позднейшие нагромождения около буддизма, только основы, завещанные самим Учителем, нужны для будущего. И в этих основах можно видеть учение, не только проложенное железной волей, но и запечатленное ступенями хождений долгих.

    Можно изумляться какими доводами поверхностные исследователи показали учение Будды, как отчаяние. Ведь это ложь! Песнь величия труда, песнь победы человечества, песнь суровой радости!

    Учение Будды можно назвать опытом трудовой общины.

    Не только понимание буддистов, но и все справедливые умы должны оценить камень труда Будды.

* * *

    С самого начала делалось различие между смыслом и буквою. Учитель говорил - знание не есть буква, но дух.

    Слово Будды отлично от буквы. Учитель сообщает истину ученику, но обладать ею он может лишь после глубокого, личного ее осознания.

    Согласно словам ученых буддистов, истины, на которых основано учение, отвечают всем требованиям разума, но смешивать который с ограниченным рассудком невежественного человека было бы крайне нелепо.

    До нашего времени сохранилось достаточно буддийских преданий, более или менее достоверных, чтобы по крайней мере приблизительно знать характер речей Учителя. Из этих преданий мы знаем, что Учитель никогда не колебался в ответах на предлагаемые ему вопросы. В древних сборниках слов Будды прежде всего замечается необычайная краткость и четкость выражений. "Сутры" есть ничто иное, как афоризмы или краткие изречения Будды, заключавшие в себе философские и нравственные положения учения. Афоризмы Будды сохранили свою краткость в буддийских преданиях, но уже с присоединением пояснений.

    Яркость учения Будды также заключалась в силе его простых выражений. Никогда он не применял стихов. Именно, подобно льву, рыкал о чистоте жизни. Никогда не проповедовал, но лишь разъяснял при случае, пользуясь притчами для углубления данного совета.

    Будда заповедал своим ученикам всегда излагать учение на народном разговорном языке и сурово осуждал всякую попытку кодификации учения на искусственном литературном языке. В буддийских традициях имеются данные о хождении Учителя за пределы современной ему Индии, в Тибет, Хотан и Алтай.

* * *

    Традиции буддизма иметь при своих общинах обширные школы с философскими, медицинскими, математическими, астрономическими и прочими курсами является прямым следствием заветов Учителя, указавшего, что - "Невежество есть пятно, более других пятнающее человека".

    Школы буддийские так же, как и точный состав их книгохранилищ, посторонним мало известны, но каждое новое сведение служит к расширению западных понятий о внутреннем строении буддизма. Без языка, без знаний, без доверия никто не проникнет в эти твердыни, которым так близка "Сангха" - община.

    Не забудем, что слово лама означает учитель, а не монах, как по незнанию часто принято считать. Издревле ученые ламы переписывают и печатают с разных досок книги и являются очень искусными художниками при полной анонимности авторства. Уважение к книгам и книгохранилищам является традиционным в Тибете. Среди ученых лам существует обычай проигравшего в ученом споре запирать в библиотеку.

    Возвращение к древней "Винае" - к кодексу нравственных и общинных постановлений буддизма - стоит всегда, а особенно теперь, ближайшей задачей общинных собраний.

    Русский ученый в своей лекции, читанной им на выставке буддийских предметов 24 Н. 1919 г. в Ленинграде, говорил: "Не можем не сказать в заключение, что основные стороны буддийского философского учения, будучи правильно поняты и переложены на наш философский язык, обнаруживают замечательную близость как раз к самым последним, самым новейшим достижениям в области нашего научного миросозерцания. "Миросозерцание без Бога", "психология без души", "вечность элементов материи и духа", что является лишь особым выражением закона причинности; наследственность, жизненный процесс вместо бытия вещей, и в области практики - отрицание права частной собственности, отрицание национальной ограниченности, всеобщее братство всех людей, лишенных права частной собственности, наконец, общая всем нам, необходимая, неизбежная вера в то, что мы движемся и должны двигаться к совершенствованию, независимо от Бога, души и свободы воли - вот основные черты, как буддийского, так и нашего современного новейшего миросозерцания".

* * *

    Буддизм и современная наука. Бросается в глаза, что буддисты наиболее склонны ко всем эволюционным достижениям. Конечно, это качество было вложено их основным учением. Знакомясь с основами, видим, насколько утверждения учителя подтверждаются достижениями современной нам науки. Что Эпштейн достиг путем опыта, то тех же результатов достигли древние буддисты чисто умозрительным путем.

    Еще раз повторяем, что буддизм нельзя рассматривать как религиозное откровение, ибо Готама Будда утверждал свое учение, как познание вечных истин, которые также точно утверждались его предшественниками.

    Готама учил, что все существующее произошло из Акаши или первичной субстанции в повиновении закону движения, присущему ей, и после известного периода существования разлагается.

    "Ничто не может произойти из ничего". Буддисты не верят в чудеса, следовательно они отрицают создание и не могут представить себе создание чего-то из ничего. "Ничто органическое не вечно. Все сущее находится в состоянии постоянного движения, претерпевая и поддерживая беспрерывность, согласно закону эволюции. " Мир существует причиной, все сущее существует причиной, все существа связаны причиной". (Васетгха Сутра).

    Говоря о постоянной изменяемости видимого нашими грубыми органами мира (нашей земли, солнца, луны, звезд, минерального, растительного, животного и человеческого царства) и его разложении, буддизм указывает, что эти разложения временны - периодичны, ибо согласно принципу эволюции, направляемому законом кармы индивидуальной и коллективной, мир исчезающий в свою очередь выявит новый мир со всем его содержанием, подобно тому, как наша вселенная была проявлена из первичной субстанции - материи.

    Утверждая неуничтожимость энергии, Будда все существующее рассматривал, как агрегаты тончайших энергий.

    Отрицая чудеса, Учитель указывал на скрытые силы в человеческой природе, которые, при развитии их, могут производить так называемые чудеса.

    Система развития этих сил изложена в буддийских книгах и известна под написанием науки "Идхи Видханана", причем указывается на два вида проявлений этих сил и на два способа достижения их. Один, низший вид, достигается путем разных аскетических и других физических упражнений. Другой, более высокий и исчерпывающий все возможные явления, достигается силою внутреннего развития.

    Первый вид развития сил не прочен и может быть утерян, тогда как внутреннее развитие никогда не может быть утеряно. Овладение им достигается, следуя указанному Буддою благородному пути.

    Все эти скрытые силы развиваются в человеке постепенно и обычно сами собою, по мере овладения человеком низшими проявлениями своей природы в целом ряде прежних жизней.

    Для развития сил высокой степени необходимы четыре условия: 1) воля; 2) ее проявление; 3) умственное развитие; 4) распознание между истиной и заблуждением. Человек, обладающий этими силами или знанием, умножая силы природы, может произвести самые необыкновенные чудеса, т. е. произвести любой научный опыт. Будда не поощрял подобные выявления сил, ведущие лишь к смущению умов, незнакомых с присущими этим выявлениям принципами и создающие тяжкую атмосферу насильственно потревоженных стихий.

    В "Махапаранирвана Сутре" говорится о необыкновенном свете, исходившем из тела Будды, который был замечен его ближайшим учеником Анандой. Учитель указал, что при двух обстоятельствах подобное физическое излучение может быть видимо физическим глазом: 1) во время великого просветления человека, ставшего Буддою и 2) в ночь, когда подобный человек - Будда - окончательно уходит.

    Изучая буддийские источники, можно найти много ценнейших указаний об этом чисто физическом явлении излучения. Указывается светящаяся тончайшая материя, окружающая человека и являющаяся ближайшим внутренним фактором человеческих постижений. "Материя эта необычайно тонка, подобна сиянию алмаза, невесома, несжигаема, и исчезает без остатка после смерти. И тем не менее она анатомична".

    Излучение это сейчас известно европейцам под названием ауры. Излучение это совершенно естественно, и было доказано научно, что не только все человеческие и животные организмы, но деревья, растения и даже камни обладают им. Первым из ученых, указавшим на эту особенность, был барон Рейхенбах. Он доказал, что излучение совершенно естественно. Опыты эти подробно изложены в его "Исследованиях 1844-5 гг."

    Также доктор Барадюк в Париже снимал фотографии с этого излучения, а сейчас в Лондоне, Америке и Берлине целые институты посвящены изучению человеческих излучений - аур. Было доказано, что излучение это бывает разнообразных оттенков, распространяется в объеме и усиливается в направлении света соответственно духовному и интеллектуальному развитию человека. Отмечены также явления, как внезапные вспышки цветных лучей, выходивших из оплечий, но происхождение подобных вспышек не нашло еще объяснения в науке. Обращено внимание не уменьшение силы света излучения при болезненном состоянии организма.

    Современная теория гипнотического внушения может быть найдена в следующем предании о Чуллапантхака в Палийских комментариях на Дхаммапада. "Чуллапантхака был учеником, овладевшим некоторыми силами. В тот же самый день Будда послал за ним. Когда посланный достиг общины, он увидел триста учеников, сидевших в одной группе, и каждый из них был точным воспроизведением другого. На его вопрос: "Где Чуллапантхака?" - все триста как один ответили: "Я Чуллапантхака". Посланный в полном смущении вернулся к Учителю, но Будда велел ему немедленно вернуться и, если подобное повторится, схватить за руку первую фигуру, которая назовется Чуллапантхака и привести к нему. Учитель знал, что ученик захочет проявить свою приобретенную силу, внушив сознанию посланного иллюзорное изображение самого себя". Сила эта называется "Махомайя Иддхи" и чтобы проявить ее Чуллапантхака должен был ясно отчетливо представить в уме свое изображение, а затем внушить его в желаемом количестве сознанию посланного.

    Таким же образом современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей является наследниками отличительных особенностей предыдущих поколений и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.

    Психология находит себе полное осознание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в буддизме тесно связываются с физиологией.

    Философию буддизма можно назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании определенного индивидуального потока. Индивидуального поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растет возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодавлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного "Я", сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью космоса, он подобно ему безграничен в своих возможностях.

    Данные о мироздании, о существовании бесчисленных мировых систем в вечном движении, проявляющихся и распадающихся, утверждения обитаемости многочисленных миров и о полном соответствии организмов, населяющих эти миры со свойствами и строением их планеты, совпадают с теми научными проблемами, которые сейчас тревожат ум истинных ученых.

    Итак, современная наука, совпадая с утверждением основного буддизма, подтверждает всю реальную сущность этого впервые запечатленного учения реальности жизни - творчества великой материи.

* * *

    Ни одно учение не предусматривало развитие будущего с такой ясностью, как буддизм. Наряду с почитанием Будды в буддизме развито почитание Бодхисатв - будущих Будд. По преданию Готама перед достижением состояния Будды в продолжении многих веков был Бодхисатвой. Слово Бодхисатва состоит из двух понятий: Бодхи - рождение или пробуждение и сатва - сущность. Кто же эти Бодхисатвы? Ученики Будд, добровольно отказавшиеся от личного освобождения по примеру Учителя, вступившего на долгий, тягостный и тернистый путь помощи человечеству. Подобные Бодхисатвы появляются на земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являясь носителями принципа общего блага.

    Будда, устремляя все возможности к утверждению эволюции, заповедал своим ученикам почитать Будд будущих более, нежели Будд прошлого. "Так же, как почитают молодой месяц более, нежели полную луну, так же, кто имеет веру в меня, должен почитать Бодхисатв более, чем Будд". (Мадхьямакаватара).

    Подобного действенного примера самоотречения история нигде нам не указала. По словам предания Благословенный утвердил своим преемником Майтрейю. Грядущий Будда - Майтрейя, как указывает его имя - Будда сострадания к любви. Этот же Бодхисатва, в силу присущих ему качеств, часто именуется Аджита - Непобедимый.

    Интересно отметить, что почитание многих Бодхисатв нашло развитие только в школе Махаяны, тем не менее почитание одного Бодхисатвы Майтрейи, как преемника, избранного самим Буддой, принято и в Хинаяне. Таким образом, один только Бодхисатва Майтрейя охватывает все пространство, являясь выразителем всех чаяний буддизма.

    Какими же качествами должны обладать Бодхисаттвы? В учении Готамы Будды и в учении Бодхисатвы Майтрейи, согласно преданию, данному им в Асанге в IV веке (Махаяна - Сутраламкара), прежде всего было отмечено максимальное развитие энергии, мужества, терпения, постоянства устремления и бесстрашия. Энергия есть основа всего, ибо в ней одной заложены все возможности.

    "Будды вечно в действии, им неведома неподвижность; подобно вечному движению в пространстве, действия Сынов Победителей проявляются в мирах".

    "Сильный, отважный, твердый в своей поступи, не отказывающийся от бремени принятия подвига общего блага".

    "Три радости Бодхисатв - счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познания. Терпение всегда, во всем и везде. Сыны Будд, сыны Победителей, Бодхисатвы в своем действенном сострадании, Матери всему сущему". (Махаяна Сутра).

    По всему буддийскому краю, на придорожных скалах указывают путь изображения Майтрейи, от древнейших времен и доныне это изображение созидается буддистами, знающими приближение нового века. Почтенные ламы в сопровождении учеников, художников и ваятелей в наши дни путешествуют по буддийским землям, созидая новые изображения символа чаяний светлого будущего.

* * *

    Учение Будды должно быть проверено и дано на широкое сведение. В наше время странно думать об общине и не знать положений первого научного общинника. Рука Будды не знала покоя, слагая опыт мировой лаборатории. Одно то, что Будда заповедал мировую общину, как эволюцию человечества, одно это сообщает его учению огненную убедительность.

    В построении Будды можно двигаться по бесчисленным этажам, и двери везде будут открыты призывом общины. Точное знание Будды позволило ему определить точное состояние его современников и только в далеком будущем увидеть общину мира.

    Уважение к Будде было таково, что никто не усложнил облик Учителя одеянием божественности. Будда запечатлелся человеком, учителем утверждающим. В этом львином, огненном утверждении он дошел до предвидения Майтрейи - символа века познания величия материи и утверждения великой мировой общины!

    Лама возглашает: "Да будет жизнь тверда, как адамант; победоносна, как знамя Учителя; сильна, как орел; и да вечно длится!"

Наталья Рокотова (Е. И. Рерих). Основы буддизма.
Самара, 1990.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Е. И. Рерих. ОСНОВЫ БУДДИЗМА. (продолжение ...) | олег7 - Дневник Олег7 | Лента друзей олег7 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»