• Авторизация


Н.К. Рерих. Твердыни стен (Монастырь Бон-по). Бон-по - Чёрная вера (В место Будды изобретен свой особый покровитель) 04-11-2020 06:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (Письмо Е.И.Рерих к Е.А.Зильберсдорфу. 19.03.1936).

Махаяна в Тибете подразделяется на две многочисленные секты: желтые шапки, или гелугпа, преимущественно распространенная в Тибете и Монголии, основателем ее был великий реформатор Цонг-Капа в 14-м веке, и другая, более древняя, секта красных шапок, или ньин-ма; дугпа одно из подразделений ее, они населяют весь Сикким и Малый Тибет; основана она была учителем индусом Падма-Самбхава. Далей Лама и Таши Лама, и все правительство в Тибете принадлежат к секте гелугпа.

Кроме этих двух сект, в Тибете еще очень живуче самое древнее местное верование, известное под названием бонпо. Сейчас это древнее верование очень много заимствовало от буддизма. Но ламы бонпо, так же как и большинство лам красной секты, очень привержены к колдовству, самой грубой некромантии и тантризму.

 Е.П.Блаватская в ("Тайной Доктрине") писала: "…символ этот [свастика] настолько унижен сейчас, что он часто украшает головные уборы "Богов", отвратительных идолов святотатственных последователей Бонпо - дугпа или колдунов в Тибетских пограничных землях - до тех пор, пока он не открыт каким-либо Гелугпа и не сорван вместе с головой "Бога", хотя было бы лучше если бы, именно, голова подобного поклонника была отделена от его греховного тела". (Том 2, стр. 737)

E.П. Блаватская «РЕИНКАРНАЦИЯ В ТИБЕТЕ»

Название Дуг-па унизительно в Тибете. Сами члены этой секты произносят его Дёг-па — от корня "связывать" (обетом, заветом, договором; имеется в виду религиозная связь со старой верой); в то время как верховная, первостепенная секта Ге-лук-па — Желтые шапки — и простые люди пользуются названием Дуг-па в значении "причиняющие вред", колдуны. В Тибете, а также в некоторых районах Северной Индии, бутанцев обычно называют Дуг-па….

Красные шапки выступали против Цонкапы из-за того, что, наряду с другими реформами, он запретил колдовство (черную магию), практикуемую до сих пор с ужасающими обрядами бонцев, исконным населением Тибета, которые всегда были близки с Красными шапками или Шаммарами. ...

Н.К. Рерих. Твердыни стен (Монастырь Бон-по). 1925

Roerih-gory142 (700x487, 436Kb)

Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на таких высотах. Во многих подобных безводных жильях в скалах были пробиты подземные ходы к реке, чтобы мог пройти груженый ослик. Эта сказка подземных ходов, как увидим, сложила многие, самые лучшие предания. Так же как и в Сиккиме, ладакские ламы оказались приветливы, терпимы к прочим верам и внимательны к путешественникам, как и подобает буддистам. Все три учения ламаизма выражены в Ладаке. Гелукпа - желтая вера, преподанная Дзонг-Капой; красношапочники, последователи Падмы Самбхавы, и даже Бонпо, так называемая черная вера, древнейшего добуддийского происхождения. Эти почитатели богов свастики представляют для нас еще не разрешенную загадку. С одной стороны, они являются колдунами-шаманами, извращающими буддизм, но с другой стороны, в их учениях сквозят какие-то полузабытые знаки друидического почитания огня и почитания природы. Литература Бонпо еще не переведена и не истолкована и во всяком случае заслуживает вдумчивого внимания.  

С особенным интересом мы подходили к Ламаюре. Этот монастырь считается твердыней бон-по. Конечно, бон-по Ламаюры не настоящее. Оно уже значительно слилось с буддизмом. В монастыре имеется и изображение Будды, а также изображение Майтрейи, что, как увидим, совершенно несовместимо с основами черной веры. Но сам монастырь и его местоположение совершенно исключительны по своей сказочности. ...   

Говоря о состоянии религии в Тибете, нужно упомянуть о черной вере противников Будды. Как нам пришлось убедиться, помимо Гелугпа, помимо красношапочной секты Падма Самбхавы и многих других ответвлений, в Тибете очень развита черная вера бон-по. Распространена она гораздо шире, нежели можно предполагать. Даже говорят, что бон-по усиливается; целый ряд монастырей мы видели в различных областях Тибета. Все они имеют очень зажиточный вид. В Шаругёне нас приняли в монастыре бон-по очень дружелюбно и даже допустили в свой храм и показали свои священные книги, предлагая Юрию читать их. Но затем вдруг отношение изменилось; оказывается, бон-по прослышали о нашем отношении к буддизму и сочли нас за врагов. Бон-по говорят, что буддисты их враги. Будда не признается. Далай-лама считается лишь светским правителем. Обряды совершаются противоположно буддизму. Свастика изображается в обратном направлении. Хождение в храме совершается против солнца. Вместо Будды изобретен свой особый покровитель, биография которого странно совпадает во многих частях с жизнеописанием Будды. Имеются свои священные книги. Жаль, что литература черной веры очень мало изучена и их священные книги не переведены еще. Нельзя отнестись к этим старинным традициям легкомысленно, когда они говорят о своих неведомых богах свастики. Древние солнечные и огненные культы, несомненно находились в основе бон-по, и обращаться с этими старыми полуистраченными знаками надо осторожно.

 И в отношении бон-по, и в отношении археологических древностей Тибет слишком мало изучен.
Особенную радость доставило нам открытие в Тибете, в области Трансгималаев, типичных менгиров и кромлехов. Вы можете представить себе, как замечательно увидеть эти длинные ряды камней, эти каменные круги, которые живо переносят вас в Карнак, в Бретань, на берег океана. После долгого пути доисторические друиды вспоминали свою далекую родину. Древнее Бонпо, может быть, как-то связано с этими менгирами. Во всяком случае, это открытие завершило наши искания следов движения народов. ... 

Н.К. Рерих - Сердце Азии.

 

«Монастыри бон-по, часто встречающиеся в северо-восточном Тибете, в регионе Хора, где проживают уйгуры, и в юго-западном Тибете, собственно, относятся к отдельной группе памятников и являются переходными между добуддийскими и буддийскими. Многие из них были построены в буддийское время, в них видно сильное влияние ламаистской иконографии».
(Ю.Н. Рерих. «Проблемы тибетской археологии».)

Н.К. Рерих. Монастырь Шаругён. 1932 или 1933

Roerih-gory195 (700x479, 371Kb)

Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих в Центрально-Азиатской экспедиции

e-i-rerih-i-yu-n-rerih-v-centralno-aziatskoj-ehkspedicii (514x700, 227Kb)

 

Мир Евразии: научный журнал (История, археология, этнография). — 2018. — № 1 (40). — С. 54–63.

Владислав Соколов,

              Научные исследования и открытия Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха в Тибете.

... Юрий Николаевич занимался сбором материала о хорпах — кочевниках, говорящих на архаичном наречии тибетского языка. В Шаругене, в монастыре древней добуддийской веры бон, учёным было открыто обширное собрание рукописных текстов. Часть рукописей имела отношение к бонской версии героического эпоса о великом царе Гэсэре, который Ю.Н. Рерих слышал от тибетских кочевников. Учёный дал подробное описание обширного района распространения героического эпоса о царе Кэсаре (тибетское звучание имени; в монгольской версии — Гэсэр), в основном это области, где проживают кочевые племена: Северо-Восточный (Амдо) и Восточный (Кам) Тибет, великое Тибетское северное нагорье, или Чантанг; Западный Тибет (район Кайласа, Ладакх, Занскар, Рупшу, Лахул-Гаржа, Спити); Сикким и Бутан; Наньшань, район Кукунора и, конечно, Монголия. Весть о великом герое распространялась и дальше, захватывая Бурятию, а по свидетельству Н.К. Рериха, имя Гэсэра дошло до Волги (Астрахань) [1, с. 98]. Дух героизма, укоренившийся в сознании народов, проживавших на этих обширных территориях, черпал силу в мощном и во многом таинственном образе царя-героя, имя которого невидимо объединяло и питало их сердца. ...

Цикл легенд о короле Гэсэре принадлежит к одной из форм древней веры Тибета — бон. Это ранняя, первая, форма бон, где существовало поклонение природе, богам неба и земли, солнца и луны, звёзд и четырёх стран света. Здесь сказания о Гэсэре приобретали мифологический характер (см.: [6, с.496]). Другая форма бон, как отмечает Ю.Н. Рерих, реформированный бон (приспособленный к буддизму), очень сложна, так как включает и всех божеств Ваджраяны — тантрического буддизма (в основе которого стоял Падма Самбхава — духовный учитель одной из ранних школ тибетского буддизма, VIII век), и также включает собственный пантеон божеств.

Служители древнейшей формы бон (первой формы) не принадлежали к оседлым общинам, они странники, которые не имеют своих монастырей; их святые места представляли собой алтари — просто грубые камни или памятники типа менгира или кромлеха — либо под открытым небом на горных вершинах, либо в особых пещерах. Это обнаруживает сходство с верованиями и способом поклонения, существовавшими, например, у древних германских племён, которые почитали солнце, луну, огонь, а вместо храмов посещали священные рощи или горные вершины.

Надо сказать, что Юрию Николаевичу было очень непросто собрать информацию о бон-по, и одна из причин этого заключалась в упорном нежелании самих знатоков доктрины поделиться информацией с иностранцем. Потребовалось три месяца (во время пребывания экспедиции в местности Хор), чтобы Ю.Н. Рерих завоевал доверие некоторых служителей бон-по и был допущен в их библиотеки. Изучение первобытной доктрины бон и связанных с ней мест поклонения, отмеченных мегалитическими памятниками, приоткрывало перед наукой новые страницы древнейшего периода истории евразийского материка. Юрий Николаевич писал: «Бон — это синкретическое учение, в котором древние формы шаманистических идей высокогорной Азии переплелись с поверьями и ритуалами поклонения силам Природы первобытного населения Северо-Западной Индии. Восходит ли этот первобытный культ к индоевропейской древности, или, как я склонен считать, к доарийскому пласту населения, ещё трудно решить определённо» [6, с. 495]. Нельзя исключать, что говоря об истоках такой древнейшей доктрины, как бон, мы вполне можем погрузиться в необыкновенные глубины истории…

  ссылки:

1. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник / Н.К. Рерих. — Рига: Виеда, 1992

6. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Пять лет полевых исследований с Центрально-Азиатской экспедицией Рериха / Ю.Н. Рерих / Пер. с англ. И.И. Нейч, А.Л. Барковой. — М: Международный Центр Рерихов, 2012.

Н.К.Рерих. Твердыня Бонпо. [Твердыня Бон-По]. 1933

painting_id830-NKR_Tverdynya_Bonpo_82_[Tverdynya_Bon-Po] (579x240, 84Kb)

 

 Н.К.Рерих. Шаруген, Бонпо. (Монастырь Шаруген). 1932

painting_id524-NKR_Sharugen_Bonpo_48_(Monastyry_Sharugen) (700x413, 297Kb)

Экспедиционная фотография в архиве Музея Николая Рериха (г. Нью-Йорк)

foto id524 (620x396, 79Kb)

 

Н.К.Рерих. Шаругён.1928

painting_id3483-NKR_Sharugen_33 (700x466, 375Kb)

Экспедиционная фотография в архиве Музея Николая Рериха (г. Нью-Йорк)

Монастырь Бон.

foto id3483 (620x351, 96Kb)

 

Монастырь Бон-по в Шаругоне. Иллюстрация из книги Ю.Н.Рериха «Sur les Pistes de l’Asie Centrale» (По тропам Срединной Азии), 1933, Париж.
[365x298]

Картина Н.К.Рериха. Монастырь Шаругон, Тибет. 1928

painting_id2188-NKR_Monastyry_Sharugon_Tibet_43 (700x521, 339Kb)

Экспедиционная фотография в архиве Музея Рерихов.

fotoid2188-1 (1) (700x553, 418Kb)

Экспедиционная фотография в архиве Музея Николая Рериха (г. Нью-Йорк)

foto id2188 (620x407, 98Kb)


 Н.К.Рерих. Монастырь Шаругён.1928

painting_id2916-NKR_Monastyry_Sharugen (700x495, 390Kb) 
 

Экспедиционная фотография в архиве Музея Николая Рериха (г. Нью-Йорк)

foto id2916 (274x168, 20Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Н.К. Рерих. Твердыни стен (Монастырь Бон-по). Бон-по - Чёрная вера (В место Будды изобретен свой особый покровитель) | олег7 - Дневник Олег7 | Лента друзей олег7 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»