• Авторизация


Н.К. Рерих. Священные Гималаи. 27-10-2020 01:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


                                                                  Н.К. Рерих. Священные Гималаи. 


Картина С.Н.Рериха.
Портрет профессора Николая Рериха со скульптурой Гуга Чохана (Портрет Н.К. Рериха). 1937

painting_id2277-SNR_Portret_professora_Nikolaya_Reriha_so_skulypturoy_Guga_Chohana_(Portret_N_K_Reriha) (614x700, 459Kb)

 

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1938

[634x466]

«Конечно, восторг и восхищение непосредственно связаны с восхождением, при котором появляется непреодолимое желание заглянуть за вздымающиеся перед тобой снежные пики. Когда же спускаешься вниз, то каждая вершина, которую миновал, посылает печальное "прощай". Потому-то так радостно не только подниматься на вершину, но даже мысленно следовать путём восхождения.

Когда снова слышим о путешественниках к Гималаям, то уже признательны им хотя бы за то, что они вновь напоминают нам о вершинах, о зове вечно прекрасном и столь необходимом. Гималаи, разрешите ещё раз послать вам сердечное восхищение».
Н.К. Рерих. "Химават"

Н.К. Рерих. Священные Гималаи. 1933

Roerih-gory192 (700x415, 288Kb)

 

 Н.К.Рерих. Нанда Деви (Гималаи).1937

painting_id171-NKR_Nanda_Devi_(Gimalai) (700x412, 233Kb)

 

Н. К. Рерих. — Гималаи. Розовые горы. 1933 г.

rerih-gimalai-rozovye-gory (700x440, 359Kb) 
 

Николай Константинович Рерих
Гималаи (Голубые горы)  [1939]

071024160153 (700x430, 186Kb)

«Даже самые высокие вершины Гималайских гор были доступны кисти художника.

Гималаи были высшим вдохновением Рериха как художника. Не даром его называли мастером гор. Рерих говорил: "В грандиозном размахе особое зовущее впечатление и величие Гималаев. Обитель снегов"».

А. Юферева, А. Лукашева «Н. Рерих», Издание главного управления Госсзнака, М., 1970 г.

«Вот и французская экспедиция идет воздать честь Гималаям. Со всех сторон разные народы устремляются все к тем же высотам. Получается уже какое-то шествие за пределами состязания.

Если бы кто-нибудь задался целью исторически просмотреть всемирное устремление к Гималаям, то получилось бы необыкновенно знаменательное исследование. Действительно, если от нескольких тысяч лет тому назад просмотреть всю притягательную силу этих высот, то действительно можно понять, почему Гималаи имеют прозвище "Несравненных". Сколько незапамятных знаков соединено с этой горной страной! Даже в самые темные времена средневековья, даже удаленные страны мыслили о прекрасной Индии, которая культивировалась в народных воображениях, конечно, сокровенно, таинственными снеговыми великанами.

Попробуем мысленно сообразить все те прекрасные легенды, которые могли зародиться только на Гималаях. При этом прежде всего будем поражены изумительным разнообразием этих наследий. Правда, это богатство произойдет от многих пламенных наслоений, станет роскошнее от щедрости многих тысячелетий, увенчается подвигами лучших искателей истины. Все это так. Но и для этих вершинных подвигов требуется окружающее великолепие. А что же может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием? Даже скудно и убого было пытаться сопоставить Гималаи с прочими лучшими нагорьями земного шара. Анды, Кавказ, Альпы, Алтай - все прекраснейшие высоты покажутся лишь отдельными вершинами, когда вы мысленно представляете себе всю пышную нагорную страну гималайскую.

Чего только не вместила в себя эта разнообразная красота. Тропические подходы и луга альпийские, и, наконец, все неисчислимые ледники, насыщенные метеорной пылью. Никто не скажет, что Гималаи - это теснины, никому не придет в голову указать, что это мрачные врата, никто не произнесет, вспоминая о Гималаях, слово "однообразие". Поистине, целая часть людского словаря будет оставлена, когда вы войдете в царство снегов Гималайских. И будет забыта именно мрачная и скучная часть словаря.

Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, всходит к этим вершинам. И сами трудности, порою очень опасные становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями, делаются только преодолением земных условностей. Все опасные бамбуковые переходы через гремящие горные потоки, все скользкие ступени вековых ледников над гибельными пропастями, все неизбежные спуски перед следующими подъемами и вихрь, и голод, и холод, и жар преодолевается там, где полна чаша нахождений.

Не из спесивости и чванства столько путешественников, искателей устремлялись и вдохновлялись Гималаями. Только соперничество и состязание могло найти и другие труднейшие пики. Далеко поверх состязаний и соперничества заложено устремление к мировым магнитам, к тому неизреченному священному чаянию, в котором родятся герои.

Не только лавровые венки состязаний, не только приходящие первые страницы книг и газет, но тяготение к величию, которое питает дух, всегда будет истинным притяжением, и в таком величии ничего не будет худого.

Что же, это еще одна похвала Гималаям? Разве их торжественное величие в похвалах нуждается?

Конечно, здесь неуместны похвалы, и каждая из них, даже самая превосходная, будет лишь умалением. Тогда зачем же вспоминаются Гималаи, зачем же нужно о них мыслить, вспоминать, и к ним устремляться?

Хотя бы мысленное, приобщение к торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Ведь все по-своему устремится к прекрасному. О прекрасном по-своему мыслит каждый и непременно захочет так или иначе сказать о нем. Мысль о прекрасном настолько мощна и насущна, что человек не вместит ее молчаливо, а непременно захочет в каких-либо словах поведать ее. Хоть в какой-нибудь песне или в каком-нибудь начертании человек должен выражать и запечатлевать мысль о прекрасном.

От малейшего цветка, от крыла бабочки, от сверкания кристалла и так дальше и выше через прекрасные человеческие образы, через таинственное касание надземное человек хочет утвердиться на незыблемо прекрасном. Если были на земле прекрасные создания рук человеческих - к ним придет путник; успокоится под их сводами в сиянии их фресок и стекол. Если может найти путник зарево далеких горизонтов, он устремится и к ним; и в одном этом стремлении он уже укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении.

С особым вниманием у костра и любом человеческом собрании слушают путника. Но только в далеких хрониках читают об этом уважении к пришедшим издалека. Ведь и теперь при всех путях сообщения, когда мир уже кажется малым, когда люди стремятся в высшие слои или в глубины, к центру планеты, и тогда рассказ путника остается украшением каждого собрания.

"Правда ли так прекрасны Гималаи?"

"Правда ли они несравненны?"

"Скажите нам хоть что-нибудь о Гималаях, и бывает ли там необычное?"

В каждом повествовании путника люди ждут необычного. Обычай, привычка, неподвижность связанности умаляет даже самое маломыслящее сердце. Даже поникнутый дух стремится к движению. И, в конце концов, никто не мыслит движения только вниз.

Помню, как один путник рассказывал, что, начав спуск на большом каньоне Аризоны, даже при великолепных красках окружающих, все же оставалась тягость соображения о бесконечном спуске - "Мы шли все вниз, и это даже мешало любованию".

Конечно, восторг и восхищение будут прежде всего связаны с восхождением. При восходе появляется непреодолимое желание заглянуть за возносящиеся перед вами высоты. Когда же вы идете вниз, то в каждой уходящей вершине звенит какое-то "прости". Потому-то так светло не только идти на вершину, но хотя бы мысленно следовать этим путем восходящим. Когда слышим о новых путниках на Гималаях, то уже признательны хотя бы за то, что опять напоминается о вершинах, о зовущем, о прекрасном, которое так нужно всегда.

Гималаи, разрешите еще раз послать вам сердечное восхищение. Также, вся прекрасная Индия, позволь еще раз послать привет за все то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и рощи, и старинные города, и священные реки, и великие люди».

Н.К. Рерих. Зажигайте сердца, с.157-159, М., 1978 г

«Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор. Самые человечные слова исходят на снежных высотах».

Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи, с.201, М., 1974 г.

Когда Николая Рериха спросили: "Что значит Ваше тяготение к Гималаям?" - Он ответил: "Это тяготение к величию, которое питает дух".

Джавахарлал Неру: "Когда Вы смотрите на картины Николая Рериха, многие из которых изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих грандиозных гор".

"Картины Рериха, посвященные Гималаям, пробуждают в нас такие глубокие воспоминания о нашей истории, нашей мысли, нашем культурном и духовном наследии, и не только об Индии прошлого, но и о чем-то неизменном и вечном в Индии, что мы не можем не чувствовать себя глубоко обязанными Николаю Константиновичу Рериху, воплотившему этот дух в своих великолепных полотнах."

Вспомним миф о происхождении гор.

Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество.

Но Матерь Мира сказала: “Правда, люди найдут на равнинах и хлеб и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота”.

И Создатель ответил: “Рано давать крылья, они понесут их на смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением”. Так различаются люди на равнинных и горных.

Легенды и притчи из Учения Живой Этики, Миф о происхождении гор.

Н.К. Рерих. Священные Гималаи. 1933

Roerih-gory063 (700x525, 488Kb)


Н.К.Рерих. Гималаи - восход. [Гималаи. Восход; Гималайское утро]. 1937 г.

unnamed (480x322, 101Kb)

 

Николай Рерих. Гималаи. Солнечный контур гор. 1939 г.

roerich346 (700x457, 336Kb)

 

Н.К.Рерих. Гималаи. Эверест. 1938 г.
pic0198_800 (700x411, 274Kb)

                                      О картине

…Около Тингри-дзонга показался Эверест во всей его сверкающей красоте.
(Н.К. Рерих. «Алтай-Гималаи».)  

Джомолунгма (Эверест); внизу - ледник Ронгбук.

Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, II Сикким (1924). Рига: Виеда, 1992.
Помимо Эвереста пятнадцать вершин гималайской цепи превосходят Монблан. Если от реки Великий Рангит осмотреть все подступы до снеговой черты и все белые купола вершин, то нигде не запоминается такая открытая стена высот. В этом грандиозном размахе - особое зовущее впечатление и величие Гималаев - "Обитель снегов".

В сторону восхода вершины сливаются в стену сплошную. Зубчатый бесконечный хребет священного ящера. Трудно догадаться, что именно там притаились снежные перевалы Джелап-ла и Нату-ла по дороге на Шигацзе и Лхасу. Туман особенно часто закрывает этот путь. (...)

Лама изумился желанию чужеземцев непременно подняться на вершину Эвереста. "Зачем принимать столько трудов в земном теле? Не проще ли побывать там в духе?" Ламы легко выделяют астральное тело, которому, конечно, любая высота не является препятствием.

 

Рерих Н.К Священная Земля / Гималаи - Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО "Агни", 1996.

В торжественном величии Гималаев сокрыт источник, давший драгоценное учение всем народам. В каждой стране по-своему говорят о нем, как о Священной Земле, или Обители Мудрости. И Индия, родина Благословенного , знает о древних Риши, укреплявших свой дух среди этих удивительных мест. (...)
В святых пещерах Кайласа - преддверье чудес. Народная мудрость, которая связывает все высокие духовные учения и достижения с влиянием Гималаев, дала этим высотам самые звучные и поэтические названия: "Канченджанга" (Пять сокровищ великих снегов); "Джомо-кангкар" (Королева белых снегов), известная как Эверест; "Джо-мо Лха-ри" (Божественная вершина королевы); "Канг Ринпоче" (Драгоценный снег), известная как Кайлас; "Ночин Канг занг" (Благословенные снега Дэв); "Гон-по-ри" (Вершина Покровителя). Люди, вдохновленные всем героическим и прекрасным, дали им такие звучные имена. От Памира до Лхасы, от Куньлуня до Брахмапутры услышишь легенды о Гималаях.

Рерих Н.К. Свет пустыни (Листы экспедиции) / Гималаи - Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО "Агни", 1996.
Вдали подымаются белые сверкающие вершины. Это Гималаи! Они кажутся не так высоки, потому что мы сами стоим на больших высотах. Но как белы они! Это не горы - это царство снегов! "Вон там Эверест" - говорит проводник.

Рерих Н.К. Торнадо / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996.
Теперь - эпидемия переименований! Даже хотели переименовать Эверест, упуская из виду, что гора находится в Тибете и имеет исконное тибетское название: "Джомо Кангкар" ("Владычица Снегов"). Красивое имя.

Величественный ледник Средний Ронгбук расположен у подножия горы Джомолунгма на высоте порядка 5400 м над уровнем моря.
139029000_15885548787541n (700x525, 372Kb)

Н.К. Рерих. СОЖЖЕНИЕ ТЬМЫ. 1924

Roerih-arts007 (700x528, 365Kb)

«"Сожжение тьмы". Воинство красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест». З.Г. Фосдик. "Мои Учителя". 2.ХII.24

«Пришла вся экспедиция к Эвересту (Джомолунгмы)... Между прочим добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту. На картине "Сжигание тьмы" они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину». Н.К. Рерих. "Алтай-Гималаи"

«"Сожжение тьмы" — из тайного проёма в скалах выходят великие Подвижники, впереди — Учитель, который несёт сияющий ларец, — торжественно, величественно, как будто он держит в руках саму Космическую Красоту. Воистину, где проходят эти Носители Света, там отступает, исчезает тьма. Так было во всей истории духовной культуры».
Р. Рудзитис.
"Космические струны в творчестве Николая Рериха".  

 

 Н.К.Рерих - Гималаи. [Гималаи [Цветные горы]]. 1937 г.

painting_id4926-NKR_Gimalai_184_[Gimalai_[Cvetnye_gory]] (700x470, 341Kb)

 

Н.К. Рерих. ГОРА М. ЛАХУЛ. 1931

Roerih-gory018 (700x443, 367Kb)

«Лахульское название этой вершины — Гошал — геологическое чудо. С геологической точки зрения гора необычна. Её склоны изобилуют острыми гребнями, складками, внутренними проходами и туннелями. Вершина неоднократно изображалась Н.К. Рерихом и С.Н. Рерихом под названием "Гепанг". Гора овеяна множеством легенд и преданий».
Иллюстрированный каталог "Художественные произведения Николая и Святослава Рерихов в музеях и собраниях Индии".

«Талмуд говорит, что голубь принёс первую масличную ветвь Ною с горы Мориа. И гора Мориа, и гора Меру — в Азии. Здесь начало всего. Здесь начало всех путников, всех искателей. Здесь воздвигнуто первое изображение Благословенного Майтрейи — Мессии — Мунтазара.
Трижды мощное М!
Здесь, поверх всех споров, учения подняли масличную ветвь нового Мира. Здесь заповедана Мировая Община».
Н.К. Рерих. "Алтай-Гималаи".

«Двуглавая вершина "Горы М"  хорошо видна как из наггарского имения Рерихов в долине Кулу, так и из Кейлонга в Лахуле, где находилась летняя база института "Урусвати". "Выше на севере красовалась двуглавая вершина, вечно покрытая снегом. Она напоминала букву "М", как и окрестила её за отсутствием местного названия Елена Ивановна", — писал секретарь Рериха В.А. Шибаев».
Беликов П.Ф. "Непрерывное восхождение", т. 1.

«Гималаи! Вот перед нами на север две вершины Гепанга в 23 000 футов, так схожие в очертаниях с Белухою. Каждый день – новое освещение, новые небеса», — писал художник в очерке «Гималаи».

«Кто бы ни созерцал Гималаи, вспоминает значение горы Меру. Благословенный Будда путешествовал в Гималаях в поисках Света. Там, около легендарной святой Ступы, в присутствии всех Богов, Благословенный получил своё Озарение. Воистину, всё, что связано с Гималаями, несёт великий символ горы Меру, стоящей в Центре Мира».
Н.К. Рерих. "Шамбала сияющая"

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Н.К. Рерих. Священные Гималаи. | олег7 - Дневник Олег7 | Лента друзей олег7 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»