Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский.

Н.К. Рерих
СВЕТ НЕУГАСИМЫЙ
"Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе – при Минине; третье – теперь".
Так знает русский народ вместе с молитвами Христу Спасу, устремивший упование свое к Великому Предстателю и молитвеннику русскому, Преподобному Сергию Радонежскому. Акафист Преподобного начинается с многозначительного обращения: "Данный России Воевода". Во славословии Преподобному Он называется Воином Христовым. Таковы прозорливые определения, сложенные Высокими Иерархами Церкви Православной.
Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня.
Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине.
Радостно узнать, что предполагавшееся общество имени Преподобного Сергия уже состоялось. Значит, среди множества храмов-светильников Преподобного зажглась еще одна сердечная лампада и состоялся еще один священный очаг, к которому сойдутся дозоры, взыскующие правды. Перед этим светильником пусть забудут люди все распри и разъединения. Невместно и неприлично русским людям дозволять силам темным разлагать и разъединять. Невместно перед Святым Ликом клеветать и лжесвидетельствовать. Невместно исполняться страхом и сомнением там, где горит правда Христова, вознесенная Священным Воеводою земли русской Преподобным Сергием.
Пусть Его Святое имя объединит всех взыскующих Родины. Да поможет Великий Предстатель перед Христом Господом. Да пошлет Великий строитель Свято-Троицких Лавр сердечную крепость на преодоление сил тьмы, злых безбожников и разрушителей добра.
Радостно слышать, что в нашей часовне Преподобного Сергия уже совершаются Богослужения, объединяющие русские силы. Верю, что всякие колебания и стыдные сомнения отпадут перед Ликом Христовым, перед иконою Преподобного Сергия, заповедующей великий пример неустанного, несломимого строительства. Да просветит Преподобный Воевода земли русской сердца народа, чтобы бодро и радостно, несмотря на все трудности, сошлись бы те, в ком горит сердечная лампада Света Неугасимого.
Шлю мой искренний поклон всем сходящимся в часовне Преподобного Сергия и знаю, что это великое Богоданное Имя соединит сердца верных сынов отчизны.
"Преподобный Сергий, Светлый Воевода земли русской, моли Бога о нас. Аминь".
Так недавно было приветствовано новое общество при музее в Нью-Йорке, которое будет собираться в часовне имени Преподобного. Не успело это приветствие дойти до Нью-Йорка, как получились сведения о вновь
образовавшемся Духовном Содружестве имени Святого Сергия Радонежского в Шанхае.
Приведем газетную заметку ко дню основания этого содружества. В ней приводится прекрасное напутствие, сказанное настоятелем молитвенного дома о.С.Бородиным.
"В четверг 15 ноября в Воскресенском молитвенном доме состоялся молебен Св. Сергию Радонежскому, устроенный инициативной группой по сооружению киота иконы Преподобному.
Настоятель молитвенного дома о.С.Бородин после окончания молебна обратился к инициаторам с пламенным словом, в котором сказал: "Пусть растет в числе содружество ваше, преданных сынов Православной нашей веры и Родины. Ваша вера и убежденность, ваша твердость, ваша борьба за правду в конце концов победит злобу и ложь, заставит раскрыть глаза многих, и Господь по молитвам Святого Преподобного Сергия низведет нам свет и правду, и силу страдалицы Родины. Как свет полудня, придет пред Лицом Божиим молитва наша, и могуществом мощи своей Он сохранит и соберет нас. Пусть же для нас в этот час моления не закроется источник надежды и бодрости, пусть далеко отойдет дух расслабляющего уныния, пусть не поколеблется в нас уверенность и наша верность Богу, Церкви и страждущей Родине. Смелее и смелее будем мы возглашать наше исповедание. Глубже и глубже будем мы проникаться верою и правдою наших убеждений, освященных Церковью, преданиями родной старины и кровью пострадавших за нее отцов и братьев, бесчисленных героев долга!
Да будет честь и слава стоящим на страже долга борцам за святое [святых] нашей Родины.
Всегда памятуйте и знайте, что там, где не слушают Христа и основанной им Церкви, там воцаряется дьявол; там, где искореняют пшеницу, вырастают плевела. Итак, с Богом, за работу. Аминь!"
После молебна инициаторы содружества имени Св. Сергия просили о.С.Бородина исходатайствовать благословение епископа на организацию духовного кружка имени Св. Сергия Радонежского при Бродвейской Церкви, который во главу своей духовной деятельности ставит себе задачу разъяснений и пропаганду среди русских людей духа деятельности и значения для России Преподобного, не раз выводившего нашу Родину из неминуемой гибели.
Кроме того, содружество ставит себе задачей помощь Православным Церквям в Шанхае, сооружение икон Преподобного Сергия и принимать участие в постройке собора.
Также приведем из радиопередачи "Вождь Духа" следующие отрывки:
"Но нельзя зажечь пламени Знания без внутреннего чувства Бога; нельзя, не приобщившись к сокровенным истокам тайноведения, создавать новые духовные ценности. Поэтому, чтобы оказаться достойным принять участие в строительной работе возрождения нашей Родины, сначала нужно внутренне подготовить себя к ней – преобразить душу, убрать обитель сердца. Твердо идти за мерцающим светильником Истины, упорно работать над своим духовным развитием. Последнее мы считаем особенно важным, ибо оно и является в наших глазах высшей ступенью Знания...
Совершалось чудесное национальное обновление и великий духовный подъем. Если мы пойдем к источнику этой благодати, то всегда найдем его в тенистых рощах Радонежа, в келье векового духовного вождя русского народа Святого и Преподобного Сергия Радонежского.
Историк Ключевский, человек, озаренный зорким духовным зрением в судьбу нашего народа, писал: "Русская государственность не погибнет до тех пор, пока у Раки Преподобного будет гореть лампада".
Мы уже упомянули, как в самые страшные моменты русской истории чудесное заступничество Преподобного спасало наш народ. Вспомним историю борьбы Дмитрия Донского, на котором было благословение Преподобного Сергия и который был осиян его творческим и дерзновенным духом. Вспомним времена смутного времени, когда настойчивые и повторные видения Преподобного к простым русским людям и посадскому мещанину Минину вывели их на великое служение своей стране. Все великие акты русской истории совершались под Знаменем Преподобного. Не видеть этого – значит иметь закрытые глаза.
Так и теперь, в эпоху разгула темных сил, первым этапом служения под знаменем Преподобного будет ясное осознание в наших сердцах Его как Водителя и Заступника перед Престолом Всевышнего. Уже сейчас начинают создаваться в разных местах нашего рассеяния часовни и алтари во имя Преподобного Сергия, и это радостное явление нужно расширить, нужно везде и всюду, где позволят обстоятельства, водружать его Образ и возжигать лампаду Света.
На протяжении истории русский народ всегда уповал на Преподобного и полагал на него свою волю и говаривал: "Преподобный знает, Преподобный сделает". От нас же самих нужен лишь духовный молитвенный подвиг, напряженность жертвенного горения и дерзаний к победе, и чтобы наши молитвы были услышаны им, очистить свои умы от грязных и злых мыслей, дабы мы воистину могли представлять из себя в его руках искусное оружие, могущее разить врага и на расстоянии.
Уже есть указания на то, что Преподобный Сергий начал новое служение своему народу. Уже идет по Москве и всем весям нашей Родины народная молва о все чаще и чаще повторяющихся явлениях Преподобного Сергия разным русским лицам. Эта молва уже гудит по России; ее отзвуки появляются в виде сообщений в русских газетах за рубежом. Мы иногда их сами читаем, а прочитавши наряду с очередным отчетом о состоявшемся бале или футбольном состязании – забываем и в худшем случае – не верим. О, если бы мы могли все поверить этой радостной вести, мы знали бы, что час восхода Солнца земли нашей – близок".
Можно бы привести и многое другое прекрасное из этой речи, которое прозвучало далеко по миру и наверно достигло многих слушателей прилежных. Светло звучали близкие всем нам заключительные слова: "Отче Сергий, дивний, с Тобой идем, с Тобой и победим".
Сама по себе идея такой радиопередачи, поистине, и прекрасна, и как нельзя более своевременна. Газеты, книги, речи достигнут одних, но в радиопередаче всегда заключается возможность, что где-то за пределами этих газет и речей кто-то совсем неожиданный услышит светлый сердечный зов. Где-то совсем новое сердце затрепещет от прикосновения слова истины.
Не скрываем от себя, что именно сейчас темные силы особенно ополчаются против Священного русского Имени Святого Сергия. И прямыми нападениями, и в очень хитросплетенных косвенных шептаниях темные силы пытаются воспрепятствовать несомненно нарастающему почитанию Имени Святого Сергия. В самых неожиданных концах мира Имя духовного Вождя русского вспыхивает мощно. Ведь не только соображениями, но ведением сердца знает народ, чему приходят сроки.
Никакой холод, никакие отрицания, никакая затхлость не могут преградить путь высокого Света.
Содружества имени Преподобного Сергия растут многообразно. Иногда они многочисленны по составу, иногда же они представляют из себя малые, но сплоченные добром ячейки. Если люди хотят собраться во имя добра, почитая Имя Великого Светильника земли русской, то даже самое заскорузлое шерстяное сердце и то не может препятствовать этому несению блага. Иногда слышались упреки в том, что хотя многие и много говорят о вере, но не так часто исповедуют ее делами, внесением в жизнь.
И вот происходит еще одно такое действенное исповедание. Казалось бы, тому можно лишь радоваться. Можно лишь приветствовать устои, противоборствующие всякому разложению и разрушению. Только темные изуверы могут жить отрицанием, изгнанием и поруганием.
Помню, как слезно благословил изображение Преподобного Сергия покойный митрополит Платон и, окропляя, залил у него на столе лежавшие бумаги. "Подумают, что и это слезы", – сказал Владыко. Уже близкий к кончине, он особенно сердечно трепетал на все молитвенное и строительное. Он же заповедал: "Рассылайте, широко рассылайте изображения Преподобного Сергия". О том же изображении из Югославии благословлял и митрополит Антоний. О том же благословлял и митрополит Евлогий. Столпы веры знают Устремления. Они будут рады слышать о нарастании содружеств Преподобного Сергия.
Издалека приходят вести о многих явлениях Преподобного. Народ их не только знает, не только почитает их, но и понимает всю срочность происходящего.
Итак, пошлем всем содружествам мысли о преуспевании и еще раз порадуемся, что само пространство, насыщаемое радиоволнами, звенит во благо Имени Преподобного Сергия.
30 Декабря 1934 г.
Пекин.
Н.К. Рерих
ОН
В полном безветрии затрепещет ли ветка на дереве, думаете: Он ли? На тихом лугу вдруг завьется, закружится травинка, а движения воздуха не слышно. – Он ли? Из далей протянется зовущий звук, точно бы звучание рога или чей-то призыв. – Он ли? Со скалы покатился камешек. – Он ли? Конь прервал бег и одинокий в степи слушает что-то; поднята голова, ноздри напряжены, грива и хвост развеялись по ветру. – Он ли? Пес вдруг остановился; поднята морда, слегка машет хвостом, глаза устремлены. – Он ли? Зашуршал на скате песок. – Он ли? Человек вышел из юрты, что-то слушает, куда-то глядит. – Он ли? Ветер запел еще неслыханную мелодию, гремит и звенит, в нем слышится какое-то почти внятное слово. – Он ли? Загрохотал гром, молния блеснула, все встрепенулись, обернулись. – Он ли? Все замолкло, так напряглось в молчании и так наполнилось. – Он ли?
Присутствие, Великое Присутствие наполняет природу. С чего бы колыхаться травинке, почему трепетать ветке дерева, откуда хруст валежника, почему срывается песок с горы, почему и куда всматривается напряженно собака? Он идет. Он приближается. Если сосчитать удары сердца, то в их ускоренности, в их наполнении можно понять, насколько сущность знает приближение. Он неслышно идет. Он не испугает. Он обережет и, если даже дотронется в ведении, то и это прикосновение будет непередаваемо земным словом,
Он – всегда жданный, всегда внутренне ощущенный. Он – запечатленный в глазу и все же незримый. Он – всегда слышимый и в буднях невнятный. Он – пламенный и рассеявший тьму. Его прохождение прекрасно. Его ждут и даже не понимают напряженности этого скрытого ожидания. К свет незримый, и гром неслышимый все-таки и зримое, и слышнее самых обыденных звучаний. В глубокой пещере звучат удары барабана. И в другой пещере они слышны. А то, другое, хотя и неслышимо, но заставляет еще сильнее биться сердце.
Можно загрубеть. Можно натереть мозоли на душе и на сердце. Можно намозолить язык паскудными выражениями. Можно дойти до усмешки над тем, что заслуживало бы лучшие почитания. Вот уже и сердце как будто окаменело. Но когда неслышимая поступь коснется близлежащего камня, когда дрогнет под шагом тихим и спешным песчинка, то и самое окаменевшее сердце содрогнется. Как бы ни бахвалилось сердце человеческое, в какую бы мохнатую шкуру оно ни пыталось зашить себя, все-таки от неслышного гласа оно вздохнет о чем-то возможном, о чем-то отогнанном.
Кто же заставил отогнать то, что уже было так близко? Кто же понуждал затыкать уши, когда благий голос взывал и просил опомниться? Ведь одервенение не только происходит в каких-то кровавых преступлениях. Кровь сердца проливается и словами, и помышлением. Изгнана любовь, испугана вера, отброшена надежда, и скорбна отошла София-Премудрость. А ведь она крылом своим уже касалась. Ведь по псалму:
Когда утверждал основание Земли,
Тогда я была при Нем строительницей.
Я была Ему каждый день веселием,
Непрестанно радуясь пред лицом Его. Теперь послушайте меня, дети,
И блаженные суть хранящие пути мои. Послушайте наставления.
И сделайтесь мудрыми и не отступайте: Блажен человек,
слушающий меня, Бодрствующий каждый день при дверях
моих, Ожидающий при столбах у ворот моих,
Потому что нашедший меня нашел жизнь
И получит благословение.
Но согрешивший против меня
Наносит вред душе своей.
Все ненавидящие меня
Любят смерть.
Он всегда заповедует о жизни, о жизни вечной. Он знает Премудрость-строительницу. Он говорит: "Исполните все пути мирные, испытайте всю меру мира, и тогда победа за вами". Он благословит битву после того, как удостоверится, что пути мирные исчерпаны. Он допустит все испытания и в них укажет прочные камни перехода и всхода.
Он никогда не обременит непосильно. Он укажет путь, всегда новый, нежданный в своем несказуемом значении. Он придет в минуту последнюю, там, где вера и под пламенем жара продолжает цвести благоухание. Он знает, как может трепетать сердце. Он никогда не нарушит доброе сердце человеческое. Он оценит каждое сердечное устремление. Он знает, что есть признательность. Он умеет направить на путь кратчайший.
Он дает хорошие пути. Он не считает расстояния, ибо знает меры нездешние. Он скажет идущему на запад: "Поверни к востоку". Он обернет устремленного к северу – на юг. Он шепнет не расседлывать коня на ночь и не закрывать входа шатра. Он указывает наступление там, где по-людскому считается отходом. Он знает лучшее приближение даже там, где люди в стесненности полагают уход. Он говорит отходящему: "Ты приближаешься". Он торопит, не считая меры земные.
Он ведет к поспешению. Он знает невидимые меры времени. Он оборачивает вражьи стрелы. Он проницает тьму Светом незримым. Он всегда недалек. Он пройдет иногда близко и человечески слышимо, чтобы напомнить и обострить ухо человеческое. Он воссияет мгновенно, чтобы просветить и глаз человеческий. Если отемневает глаз, то засияет и просветление было бы сердце преданно и трепетно.
Он не покинет, если не отринуть руку водящую. Он сказал о вере, о доверии. Он сказал о надежде – знании. Надежда – знание. Творяща вера. И любовь окрыляюща. Он скажет ли: "Иди назад"? Он знает только продвижение, но вехи путей разноличны. Ему сослужил Пламенный. Пламенный сослужил и даже дал себя быть видимым. Кто же может утверждать, что никогда не увидит, и откуда пришло бы такое утверждение, не от смерти ли? Жизнь говорит: Захоти – и увидишь, пожелай – и познаешь.
Он – Воевода ведущий. Он ведет неутомимо и непрестанно. Маловеры, неужели подумаете, что остановитесь? Неужели помыслите об отступлении? Он со знаменем, с утверждением ведет. Он доведет. Он построит. Он уже несет град сложенный.
Он идет неслышно, и ветка не хрустнет. Он проходит, и скалы сокрушаются. Он поспешает – и гром гремит, и сияет молния. Он идет!
10 Августа 1935 г.
Тимур Хада
"Обитель Света".
Образ Сергия Радонежского в «Гранях Агни Йоги»
Гр.А.Й. 1952 г. 431. Нескончаемость веков наложила на Нас и Нашу работу особый отпечаток. На Земле Живем вне обычного измерения времени. Те же сутки, те же часы и минуты, как и у вас, но ими измеряем тысячелетия. Вы измеряете годами, в лучшем случае – десятками лет. Мы – тысячелетиями. Шаг тысячелетий – Наш шаг. И дела Наши, и планы, и распорядок работ идут по тысячелетнему графику. Зная непреложность закона причинности, последовательность дней будущих столетий Рассматриваем как непрерывную цепь причин и следствий. Не туманные предположения, но точный прогноз, вернее, усмотрение картин будущих построений. Потому этапы Нашей деятельности на Земле в оболочках тех или иных исторических личностей есть заложение магнитов будущего, которые в грядущих веках дают свои непреложные следствия. Давали, дают и будут давать. Не Говорю о деятельности Упасики, заложившей основу того, что дается ныне в виде Учения Жизни. Слишком близок срок. Но Акбар – Собиратель Индии, Сергий – Строитель Земли Русской – два примера деятельности Иерархов, в прошлых веках сложившие магнитные громады того, что ныне принимает конкретные формы созидания построения планетно-космического масштаба. Два колосса-народа одного Иерарха, объединенные Светом Твердыни, дадут миру новые формы небывалого расцвета культуры на началах принципов Нового Мира. Так Наши дела вековой давности свежесть имеют в себе неувядаемую, ибо величие грядущих построений всего лишь этап, или ступень к еще большим высотам будущего. Краткие формулы Моего Учения, именуемого Евангелием, веками служили пищей устремленных духов. Давая их, Знал. На сколько же веков дается Огненное Учение Йоги! Сколько тысячелетий будет оно светочем человечества! Давая Учение – Знаем.
Гр.А.Й. 1952 г. 434. (Сент. 3). Необходимейшее условие восприятия – видеть, но главная роль отводится мысли. Лик – канал сближения. Можно воспринимать, не видя Меня, а лишь ощущая. Лучше воспринять мысль, не видя, чем наоборот. Труднее принять мысль, чем увидеть. Но и увидеть, и воспринять – будет уже полнотой достижения пути огненного. Пространственные энергии принимают форму, лишь соприкасаясь с сознанием человека. Центр трансмутирующий – его назначение. Энергии, не оформленные человечеством, уносятся в пространство без пользы для планеты. Степень восприимчивости указывает на близость к Иерархии. Чем она выше, тем ближе к верху Иерархической лестницы. Воспринимающее и трансмутирующее сознание значит сознание, дающее Земле дары Неба. Символ Дающего есть знак Иерархии. Исказители и обезображиватели даров Неба не есть дающие. В широком смысле цветок приносит пространственный дар Земле в виде кристаллизованных огненных энергий, явно ощущаемых, например, в запахе розы. Но Говорим о высших огненных энергиях, доступных лишь трансмутации духом человека. Их преломить, оформить и плоды дать планете есть форма высшего служения. Как бы конденсируются лучи пространственного Света. И этот Свет, почерпнутый и притянутый из пространства, уже явно кристаллизованный, сияет из сердца Ашрама. Жизнь Сергия результат дала следующий: в гуще нехоженого леса у очага накопленного был заложен световой узел магнитного напряжения большой силы. Пространственный Свет путем долголетних, постоянных, упорных усилий, то есть Служением, был сконцентрирован и собран в одном пункте, чтобы незримо сиять и быть магнитной (свето-) основой целого государства и великого народа. На далекие грядущие века Великий Подвижник, Великий трансмутатор космических энергий плоды своей многотрудной жизни Дал любимому народу. Конечно, растения тоже трансмутаторы, но все цветы мира не смогли бы дать то, что Дал Он – кристаллизованный синтез высочайших и тончайших энергий, оформленных в огненном горниле Его Огненного Духа. Идущие Его путем уподобляются собирателям Космических Сокровищ – даров Неба. Трансмутированные огненные энергии питают Землю, не оформленные сознанием – улетают в глубины Космоса, не дав ничего Земле. Велико значение трансмутирующей силы человечества, но не осознано и не применено. Я Учу вас, коснувшихся знания, стать на путь сознательного приношения планете огненных богатств, льющихся из пространства. Твердыня Света – мощнейший кристалл преломляющий, питающий Землю. Одиночный провод связывает сознание непосредственно с этим центром дающим, пространственный – с резервуаром Космоса. Последний труднее и требует крепкого умения стоять на своих собственных ногах. Владыки Пользуются пространственными проводами. И Их задача – вывести сознание ученика в океан пространства. Когда-то большинство человечества приобщится к океану пространственных Знаний. А пока – лишь единицы. Но пространственный провод для ученика обусловлен связью с Иерархией. Иначе сознание, не ограниченное формой, или каналом, разлетится и рассеется под вихрем магнитных напряжений необъятной разнообразности. Ибо Иерархия есть Фокус, передающий и воспринимающий. В башне Моего Духа найдешь все нити пространственных связей. Потому крепко держись за Меня. Степень крепости прилепления духа есть степень получения. Те, Руку Мою отвергшие, получают блеск фальшивых камней. И идут, нагруженные стекляшками, принимая их за драгоценные камни. Нужны опыт и знание, чтобы распознавать камни. Вот и ты Сокровища Моего Духа отливаешь в форму, чтобы принести и дать миру. И благо тебе, понявшему труд свой. Так преломляют и приносят в мир все посланники Наши. И чем ближе сознание к Нам, тем чище, яснее и кристальнее преосуществление даров Иерархии. Потому охрана чистоты провода твоего духа есть дело планетного значения. Потому храни непоколебимость спокойствия, дабы в призме кристалла твоего сознания не потускнел и не исказился Свет Мой. Как драгоценный сосуд, охрани Чашу принимающую. Не допусти мохнатого вторжения. И Чашу неси нерасплесканной. И Лик Мой увидишь, надо только потрудиться. А потрудиться стоит. Среди дня пустые минуты заполни полезным упражнением, и времени окажется много. Лик Мой есть стержень планетной жизни духа, ибо Он есть внешнее выражение Моей Сущности. Соприкасаясь с Ним, с Сущностью Моей соприкасаются, то есть входят в Общение. Потому Тайна Лика велика есть и доступна лишь ближайшим. Лик есть Свет сгущенный. Вводя Лик в сердце и третий глаз, Свет Мой утверждаешь в себе. Велико значение Лика – и центр трансмутирующий Моей Мощи переносишь в сущность свою. Потому Говорю, что Я, пребывающий в тебе, Творю непрестанно. И если хочешь встать на путь могущества и власти, твори Ликом Моим и мощью его, в тебе утверждаемой; Мною твори и свершай дела силою Моею. Ее Даю! Не ты носитель ее, но Я, Мощный и Вневременный в тебе, Несу огненную силу власти. Итак, пребудь во Мне, со Мною, и сила Моя сольется с тобой и будет твоей.
Гр.А.Й. 1952 г. 494. (Окт. 8). В день памятный и Запись будет памятная. Почему нужно памятование и почему дается цепь дней? Дабы помнить и цепь их, уходящую в будущее, не прерывать. Эти дни в той или иной форме есть связь с Вьющим. О Высшем памятование усиливается, и тот, чья память утверждается, ответствует памятующим. В эти дни можно подойти ближе и ощутить нечто, в обычные дни не улавливаемое. Так связь усиливается. Сознание настраивается на определенный лад, и близость углубляется. Потому дни памятные можно рассматривать как усиленные знаки пути все туда же, к Вершинам. В дни памятные можно получить далекую весть, если сознание позволяет. Ибо при осознании прозорливость ощущений возрастает. Но особое значение памятных дней кроется в их коллективном объединяющем значении. Эти дни есть дни единения близких, связанных одной идеей или даже сознаний целых народов. И чем больше сознаний входит в круг объединения сознаний, устремленных к одной Индивидуальности, тем мощнее сила, устремленная вверх, сила, соединяющаяся с данной Индивидуальностью, и тем реальнее сущность ответной вибрации, идущей сверху. Дни памятные в правильном их понимании при выросшем сознании народа жизненны. Так дни памятные – это моменты коллективного аккумулирования пространственных огненных энергий, когда головы множества людей обращены к небу. Чем выше и сознательнее ступени устремленных духов, тем более собирается огненной мощи и тем значительнее служение. Но при обычном обывательском отношении следствия убоги. Так магнит сознания определяет и значимость памятного дня и индивидуально, и коллективно. Водитель Избранный, стоящий на дозоре блага любимого народа, усиливает сознание каждого устремленного к Нему. Эти дни можно назвать «Дни утверждения мощи Преподобного Сергия». Он, живой и реальный, стоящий на страже счастья родимой Земли, сынам ее, к Нему устремленным. Дает силу сознательно и огненно приобщиться к великому строительству Незримого Града, уже явно и на Земле утверждающему грани своихуявлений. И огненноприобщившиеся становятся Его воинами. Единение в духе, единение огненное есть основа светлого строительства. Памятные дни усиливают огненный процесс незримого созидания, как бы шире открывая врата Нового Мира. Весть незримую получает каждый, но по сознанию и устремлению. Единения действия приветствуются. И Рука Его, Воеводы Земли Русской, Водителя и Строителя – над всеми созидательными энергиями духа сынов ее. Велико объединительное значение памятных дней в грядущих веках объединенного человечества. Памятованием и утверждением великого подвига великого Подвижника Земли Русской закончим.
Гр.А.Й. 1952 г. 533. И через одиночество надо пройти. Одиночество – удел избранных. Только сильные духом выдерживают его. Умирает человек в одиночестве. Один умирает, лицом к лицу с самим собой, а также и родится, устремляясь один в материю. И Я на кресте Был Один, и Жанна д'Арк на костре – одна. Все великие подвиги духа совершаются в одиночестве. И сколько раз возлюбленная братия оставляла Сергия одного, от Него отделяясь в духе. Даже уходил от них в то же неизбежное великое одиночество. Индивидуальность накоплений обуславливает это одиночество.
Гр.А.Й. 1953 г. 164. … Воле подчиняется все. Но степени её различны. От обывательской, себя не осознавшей, до планетной и космической. Воля есть огонь в действии… Архат свои действия убирает из сферы обычного. Он творит мыслью. Воля направлена в область стихийной материи мысли. Из нее создает он ясные, четкие, точно оформленные картины – прообразы будущих действий или утверждений. Но выполняет их не он. Частицы незримой светящейся материи, образуя живую, динамичную, вибрирующую огненной энергией форму, привлекают к ней элементы материи плотного мира, сгущают их и, стягивая в орбиту её притяжения и людей, и дела, и обстоятельства, нарастают, подобно снежному кому, по осевым линиям основного кристалла мысли, как нарастает кристалл в концентрированном растворе. Силой кристалла первичной основной мысли идёт нарастание в пределах и орбите, намеченных первичным кристаллом. Как в семени лотоса скрыт весь цветок, дающий завершенную со временем форму, как в любом семени скрыт плод и форма будущего растения, так и в зерне первичного, порождаемого сознанием для действия кристалла мысли, сосредоточена картина того, что должно быть уявлено потом в мире плотном. Кристалл первичной мысли всегда даст нарастание и всегда притянет и выявится в плотных условиях, как только они явят почву или соберут к себе элементы, необходимые для их кристаллизации или оформления уже в плотных условиях. Так Сергий Заложил в сердце страны огромный магнит кристаллизованной мысли. Этот кристалл наращивал элементы, времени и эпохе соответствующие. Но ныне условия почвы, или среды, изменились. В ней появились новые богатые условия, годные для проявления, и кристалл действует мощно, творя притяжение и создавая построение огромное, сложное, уже в гигантских масштабах. Мысль, кристалл мысли, внешнее построение, или результаты, даёт всегда, но во благовремении, то есть как только внешние условия будут иметь в себе материал, из которого можно строить по осям притяжения.
Гр.А.Й. 1954 г. 256. (…) Можно любить людей, можно помогать им, можно жизнь свою отдать за них, но даже и это не освобождает дух от великого одиночества своего. В тишине безмолвия, когда начинают звучать шаги Вечности, великое познание одиночества духа приходит. И к этому испытанию также нужно быть готовым. Это испытание Архата. Оно бывает лишь на высокой ступени. Чем выше поднимается дух, тем меньше становится у него близких. (…) Великие испытания в великом одиночестве совершаются. Вспомним, как Сергий оставил любимую братию. Вспомним, в каком одиночестве при непонимании окружающими проходили свою жизнь великие люди. Как они были преследуемы, поносимы и подозреваемы. Скольких предали смерти, скольких заклеймили именами позора, скольких осмеяли и унизили. Одиночество – удел великих. Одиночество надо понять и в сфере его силу свою осознать, беспредельную силу духа, дерзающего устремиться в сияющую Беспредельность.
Гр.А.Й. 1954 г. 337. Без труда нет продвижения. Если укажут на отшельников, скажите: отшельничество плодоносно лишь при известных накоплениях, когда тонкая деятельность на Планах Невидимого заменяет деятельность земную. Но это верно лишь только отчасти: знаете, как трудился Сергий. Лучше сделать скучную работу блестяще и с подъемом, чем концентрироваться на мизинце.
Гр.А.Й. 1955 г. 444. …Так Мы Делим человечество на рабов и свободных. В духе – свобода и рабство. Свобода одна – свобода от цепей материального мира. Не проста эта свобода. Надо любить Землю, жизнь и людей, понимать ценность плотной эволюции, и в то же время иметь свободными крылья. Соломон, Сергий, Акбар Великий и другие Были свободные духом, свободные в духе, и власти над ними не имела Земля. Учитель Указывает, как идти по вершинам. По низинам не дойти. Надо лишь помнить, что как бы ни сгустились тучи, Солнце над ними всегда, даже ночью... в пространстве. Надо лишь помнить, что крылья даны, чтобы духом подняться над кажущейся безвыходностью плотных набухших условий. На бесконечной звездной дороге жизни малым и жалким покажется круг призрачной земной безысходности. Владыка есть Солнце Жизни. К Нему духом можно обратиться всегда – ибо Оно всегда над Землею – и получить касание Его светоносных Лучей. Нет, не заказаны пути духу! Надо лишь знать. Учитель знание Дает свободу свою утвердить. «Приходящего ко Мне не Изгоню вон» – так Сказано давно. Надо лишь взор свой обратить к немеркнущему Солнцу Жизни.
Гр.А.Й. 1956 г. 371. (Гуру). Добавьте и от меня. Идут на подвиг, но не для ублажения своих вожделений. Напутствие даю. Хранить Преподобного Облик как мощи ведущий магнит, в сердце хранить, хранить как щит, как высшее, что имеют. Пусть учатся мечом огненной мысли рассекать сложность жизненных условий. Пусть гордиев узел и меч Александра им символом будет. Мысль превыше всего. А мысль, объединенная с силой Сергия, непобедима и несокрушима. Мыслью такою пройдут они там, где пути и дороги заказаны. А вы с Ним идите, Воителем Светлым – таков мой завет.
Гр.А.Й. 1957 г. 212. Чем выше дух, тем ярче и определеннее выявляется его Индивидуальность через свои очередные оболочки. Но сканды сильно изменяют формы этого проявления. Конечно, Великое Служение совершается всегда Духом Высоким, но формы его выражения необычайно разнообразны. Это можно увидеть, сравнив жизни Акбара, Соломона и Сергия Радонежского. Так время, эпоха и народность накладывают свои краски на выражение кармических энергий, накопленных духом, даже у Сущностей очень высоких. Можно назвать это созвучием с окружающей реальностью внешних условий. Истина остается единой, формы ее выражения подлежат срокам и требованиям эпохи. Отсюда вывод: возможности, даваемые каждым воплощением, неповторимы и их нельзя упустить. Кто знает, когда и где снова они повторятся, быть может, уже никогда. Во всяком случае, аналогичные сочетания условий возможны, но точное повторение – никогда. Понимание этого научит ценить то, что неповторимо, и не упускать возможности жизни текущей. Часто упрекаем себя в том, что что-то в свое время не ценили, тем больше надо ценить неповторяемое и держать глаза открытыми на то, что нам жизнью дается.
Гр.А.Й. 1957 г. 438. Сергий, Акбар, Соломон... Книгу Жизни великого духа прочитать не дано, ибо сознание не вместило бы Тайны. Но уже знаете, что Великая Индивидуальность в каждой отдельной жизни своей Обращается к людям одной из своих граней. Увидеть Сокровище, накопленное Ею, во всем его великолепии и полноте времени для землян не пришло, ибо ослепли бы очи их от сияния несказуемого. Преображение Спасителя в присутствии учеников свидетельством служит, что невыносим для глаз человеческих Свет Высший, и даже глаза видевших Его в земной оболочке и привыкших к Нему выдержать Свет не смогли. Потому Книга Жизни Великого Духа замкнута семью печатями. Одна из них снята, дабы люди проблеск в Тайну имели. И в лице Соломона, Акбара, Сергия и других разрешено ищущим увидеть единую нить единой жизни Единой Индивидуальности. И кто же из смертных сможет умом своим смертным проникнуть за завесу Тайны, чтобы постичь ее всю, от края до края, от начала времен до конца? Но, сосредоточиваясь мыслью на образах данных, можно приблизиться к ним и сердцем почуять глубину невыразимого словами. Если сердце открылось навстречу Лучу Иерарха, приближение к Тайне становится возможным. При приближении следует помнить, что сознание может вместить только малую долю величия огненного той Великой Индивидуальности, к которой стремится оно подойти. Чем шире сознание, тем больше в состоянии оно охватить. (…) Расширенное сознание и больше вместит. И мысль устремленная сможет посильно объять цепь Образов, Данных Единой Индивидуальностью, Уявившей Себя людям в веках. Прошлое следует знать. О прошлом следует поразмыслить, дабы стали яснее и ближе ступени грядущего будущего, в котором обещан приход Владыки Майтрейи. Без прошлого будущего не понять, и величие Нового Прихода полным не будет для них, не протянувших нити понимания жизней Единой Индивидуальности в тысячелетия, которые прошли. Но объединив все эти жизни в единую нить Света, можно сердцем почуять величие Грядущего Света. И пусть светоносность этого великого Духа, явленная в веках, ручательством будет мощи победной Владыки Майтрейи, Идущего в мир.
Гр.А.Й. 1958 г. 1038. (854). (М.А.Й.). Если Сергий в лесах, будучи один, Творил великое дело, то как же служитель Общего Блага может говорить о том, что труды его и жизнь его не будут полезны? Служение заключается в несении Света в собственной своей ауре. Без этого условия никакое Служение невозможно. Просто в микрокосме своем нести Свет людям – в этом весь смысл. Люди же ищут решение вопроса в чем-то другом. Но другого решения быть не может. Так Свет несущий уже этим одним совершает Служение Свету. И никакие дела, и никакие слова, и никакие условия не сделают Служение Свету таковым, если аура не светоносна. Надо смотреть в корень вещей и их сущность. Вы стремитесь совершить ряд дел и считаете, что именно в этом назначение вашей жизни и миссия ваша, а я говорю вам, что она в том, чтобы излучениями своими вносить Свет в сумерки жизни и Свет людям давать даже без слов. Такой подвиг называем молчаливым. Он труднее всех дел. Другого понимания подвига, не состоящего в несении Света, быть не может.
Гр.А.Й. 1958 г. 151. (104). (М.А.Й.). …Один в поле воин. Воины-одиночки – герои. Учитель по пальцам Считает учеников и на множество никогда не Рассчитывает. Столкновение с тьмою и борьба за Свет ведется индивидуально. Решали историю сильные духи. Множества же лишь шли за ними. Учитесь в одиночестве битву вести. За вами Владыка, и Братство – опора. Вас мало, их много. Но что же из того. Христос был один. Был Сергий один. Одиночество – удел Духов Великих. Всем пришлось пробивать себе путь среди чудовищного непонимания и противодействия. И все победили. Мы победить вам поможем.
Гр.А.Й. 1958 г. 817. (Гуру). Когда путь сосредоточен внутри, можно идти, и притом независимо от внешних явлений. Они действовать будут, они не могут не влиять, но все же им не разрушить пути, что внутри пролегает. Сергий Совершал свой подвиг в лесах, йоги – в горах уединенных, Христос Удалялся в пустыню. В одиночестве творят музыкант, художник, поэт. Изнутри черпают они свой творческий огонь, ибо все – внутри человека, даже Царствие Божие. Внешнее же – как кремень и удары кремня, высекающие искры и дающие пламя из сущности духа. Внутренней силой идет через жизнь человек, понявший, что огненный источник беспредельных возможностей заключен в нем, внутри.
Гр.А.Й. 1961 г. 248. (М.А.Й.). …Зримая Близость Владыки зависит не от того, в каком теле пребывает его ученик, но от многих других, привходящих условий. Кто был близок Ему на Земле, будет близок в Мирах. Зримость не всегда обуславливается Близостью. И Соломона, и Акбара, и Сергия видели многие, многие видели и Христа, но из видевших Их близкими были лишь единицы. Не видевших, но уверовавших Ценим больше, чем тех, кто, увидев, поверил.
Гр.А.Й. 1964 г. 602. …Не представляют себе, насколько тонкие отпечатки людских деяний и построений и, особенно, мыслей влияют на психику человека. Вот почему удаляются йоги в неприступные горы или отшельники в дремучие леса. Так и Сергий-Строитель обитель свою воздвиг на новых местах. И сейчас центр культуры планеты переносится [...], на место, где раньше не было ничего. Мудро строится и осуществляется Великий План преображения жизни планеты.
Гр.А.Й. 1964 г. 326. (М.А.Й.). Если бы знали, сколько Мы претерпели от тьмы и ее ухищрений. Если чудища – ножки Престола, то темная свора – неизбежное окружение каждого Фокуса Света. Сколько раз досаждали они и окружали келью Преподобного. Спасителя искушал сам сатана. В мире светотени Свет отемняется тьмою, чтобы сиял еще ярче. Природа Света уничтожает тьму, потому темные подползают через сереньких и почти беленьких. Но неприкрыто начинают безумствовать, когда видят, что все их попытки терпят неудачу. (…) После последнего, особо яростного, приступа темные, видя свое поражение, явно отступят и будут готовить новые ухищрения, чтобы с новою силою напасть, но не будем страшиться, а новым нападениям противопоставим ярое утверждение в сердце Владыки и ярое к Нему устремление. (…) Так темных заставим Свету служить, заставим, заставим, заставим, ибо с Владыкой идем.
Гр.А.Й. 1967 г. 203. О Сергии придется еще много сказать. Церковники поспешили облечь Его в золотые ризы и спрятать от народа за монастырской оградой. Но удалось им это только частично, ибо народ почитал Его и почитает, несмотря ни на что. Его канонизировали, возведя на церковный Олимп, и тем как бы умалили Его чисто общественную, политическую и государственную деятельность. А Он Был именно выдающимся общественным деятелем. Он Понял поворотный момент в истории Русской Земли и Повернул ее ход в должном направлении, взяв на себя великую ответственность за исход битвы на Куликовом поле. Он Благословил на нее князя Дмитрия и его рать. Надо было почувствовать и понять этот решающий поворотный момент и положить свой духовный авторитет на Чашу весов истории. И Он это Сделал. Золотые ризы, одетые на Него церковью позднее, не смогли скрыть того факта, что Он Был простой человек и великий труженик. Когда какой-то Его почитатель пришел, чтобы побеседовать с Ним, он не смог отличить Его по одежде от других членов Его Общины: так бедно и неприметно был Он одет. Неверно называть лавру его времени монастырем, точнее считать ее трудовой Общиной, трудовой коммуной, ибо в основе ее лежал труд. Он Принимал деятельное участие в делах Московского государства, помогая князю советами, и лавра являлась как бы духовным центром освобождающегося от татарского ига народа. Недаром назван был Он Воеводою Земли Русской. И если убрать с Его Лика налет церковничества, то увидите под ним государственного, политического и общественного деятеля и вождя, стоявшего на страже родной Земли, взявшего на свои плечи ответственность за ее судьбы. Нелишне вспомнить и то, как в смутное время лавра встала на защиту Руси и что Сергий не раз Являлся ее защитникам, вдохновляя их на ратный подвиг. Его можно также назвать и покровителем истинного искусства, ибо Андрей Рублев был Его учеником и близким Его сотрудником. Многое можно еще сказать об этом Великом Духе, но время еще не пришло. Вспомним всех, кто жизнью своей утверждал строительство Земли Русской. Так твердо скажите всем, кто любит свою великую Родину-мать.
Гр.А.Й. 1967 г. 270. (Гуру). Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа. Уединение и изолированность внешняя совсем не означают отсутствие деятельности, а скорее – наоборот, если сознание позволяет. Сознание – это конвейер творящих мыслей. Если он действует активно, творимое благо не может быть измерено никакими инструментами. (…) Умение действовать мыслью будем считать самым высоким.
Гр.А.Й. 1968 г. 147. Опыт жизни наглядно показывает, что Ашрамы нужны в плотном мире как оплот и защита от хаотических и грубых условий земных. И Твердыня нужна как цель устремления и крепость духа, Свет, равновесие и спокойствие которой не в силах нарушить ничто. Потому в Тибете и в Центральной Азии столько монастырей различной степени светоносности. За их стенами люди пытаются сохранить и удержать то, что невозможно сделать в условиях жизни обычной. И Сергий Обитель свою Основал с тою же целью: Свет накопить и, собрав, сохранить как духовный оплот государства. Так же точно и каждый ученик сознательно или бессознательно старается создать Ашрам или какое-то подобие его там, где ему приходится жить. Конечно, в современных условиях этот Ашрам носит духовный характер. Можно назвать его цитаделью, или домом, духа. По аналогии с Твердыней дом духа строится тоже в трех мирах, и основной его аспект – в Мире Тонком и выше. Для тонкого зрения он окружен Светом и насыщен в той или иной степени светоносными вибрациями его обитателей и вибрациями лучей из Твердыни. Каждый Служитель Света является как бы подвижным Фокусом Света, который меняет место, если приходится ему передвигаться. Башни духа могут быть подвижны. Это обязательно происходит каждый раз, когда расширяется обитель и члены ее выходят в мир. Башни духа поддерживают планетную сеть Света. Ашрамы всех видов светоносности имеют очень большое пространственное значение. Очень важно понять, что цитадель духа есть явление не личного порядка. Не ради себя, но ради пространства и Иерархии утверждается Свет сердца, чтобы светить там, где темно. Потому так нужно удержание равновесия и спокойствия, без которых не могут быть благодетельными излучения микрокосма человеческого.
Гр.А.Й. 1966 г. 449. (Гуру). Моменты радости, подъема и ощущения Близости Учителя долго невозможно удержать в отравленной атмосфере условий земных, но помнить их можно, стараясь провести это памятование поверх плотной обычности. Огни духа прикроем от глаз посторонних и будем внешне как все. Вспомните, что по внешнему виду новопришедший не смог отличить Преподобного от других.
Гр.А.Й. 1969 г. 476. Много крайностей сейчас в психике человека – и в сторону Света и в сторону тьмы. Нарушено равновесие, и забыта согласованность. Очень трудно, яро устремляясь в Высшие Сферы, продолжать крепко ступать по Земле. Беспочвенные мечтатели, оторванные от жизни психисты, рассеянные философы, не могущие позаботиться о самых обычных вещах, – все это люди, которые не могут твердо ходить по Земле. Наш ученик должен являть прочную практическую смекалку в делах обыденных и ясную, четкую мысль в области явлений духовных. И, если он не захочет, никто из посторонних не должен заметить в нем признаков необычности. Христос был плотник, Сергий – строитель. Все Они прочно Ступали по Земле, хотя Их Мир был не от мира сего.
Гр.А.Й. 1970 г. 36. (Гуру). Христос был плотником, Преподобный Сергий работал топором и много строений построил. Тело нуждается в физической работе. Такая работа нужна для уравновешивания устремлений и активности духа. Иначе равновесия не установить. Иначе можно от Земли оторваться. Беспочвенные мечтатели являются антиподом йога. Землю оставить нельзя, ибо по ней надо дойти до цели далекой. Следуя правилу «рукой и ногой человеческой», от Земли не оторветесь и не оставите ее беспризорной.
Гр.А.Й. 1970 г. 108. …Ашрамы нужны как крепости, защищающие от зла и злых, а также – и башни духа. Но и крепостям, и башням нужны основания. Сергий Строитель Древнюю Твердыню русского народа строил всю жизнь. Простоит она века и явит свою еще мощь, нерушимую временем и событиями. Но можно также идти через жизнь и сознанием – где я, там и дом, там и Ашрам мой, или башня духа, связанная лучами с Твердыней. Об этой пространственной связи с основной Твердыней Иерархии Света, связи, утвержденной ее Лучами, следует знать, следует думать и ярко представлять себе ее сияющей Светом в пространстве над планетой и являющей собою планетную сеть Света, объединяющую всех ее участников и строителей в одно, в Единое целое. Магнитное поле Света, окружающее каждый Ашрам, крепость или башню духа, распространяется широко вокруг, поляризуя всю атмосферу и создавая особые психические условия. Кроме того, лучи, самоисходящие из данного центра, могут действовать и на далекие расстояния и иметь особое назначение. Как бы в миниатюре – уподобление Великой Твердыне. То, что утверждено на Земле, повторено и умножено в Мире Тонком. Велико значение этих пространственных Светочей Духа, велико Их именно пространственное значение. Без Них все потонуло бы во мраке. Так и каждый человек, за исключением носителей тьмы, является Большим или малым Носителем Света, сознательно или бессознательно связанным с Фокусом Света планетным. Именно надо осознавать себя участником и членом Великого Коллектива Сил Светлых, объединенных в одно целое сияющей сетью Света, покрывающей всю планету. Большое значение имеет сознательное объединение через посредство лучей мысли с далекими и близкими сотрудниками Иерархии, разбросанными широко по лику планеты. Каждая ниточка Света укрепляет и усиливает планетную сеть. Из Башни Твердыни «протянуты Руки и струятся Лучи», мощно поддерживающие эту светоносную сеть духа.
Гр.А.Й. 1970 г. 577. (Гуру). Когда путь сосредоточен внутри, можно идти, и притом независимо от внешних условий. Они действовать будут, они не могут не влиять, но все же им не разрушить путь, что внутри пролегает. Преподобный Сергий совершал свой подвиг в лесах, йоги – в горах уединенных, Христос Удалялся в пустыню. Изнутри черпают они свой творческий огонь, ибо все – внутри человека, даже Царствие Божие. Внешнее же – как кремень и удары кремня, высекающие искры и дающие пламя из сущности духа. Внутренней силой идет через жизнь человек, понявший, что огненный источник беспредельных возможностей заключен в нем, внутри.
Гр.А.Й. 1971 г. 162. (М.А.Й.). Любовь к Избранному Облику можно настолько усилить, что в ее пламени перегорит без остатка все, что подлежит изживанию. И то, на что требуется для изжития ряд непомерных усилий, в пламени этого чувства сгорает легко на огнях сердца. Потому и называется любовь победительницей огненной. Магия отменена. Чувство любви ей незнакомо. Потому омертвели ее формулы и изменилась окраска. Ни Христос, ни Преподобный Сергий магами не были. И как же дух можно ставить в зависимость от формул застывших, когда победно творит живой огонь сердца? Когда Спаситель Говорил о любви, Он имел в виду мощный, всепобеждающий огонь сердца, ибо любовь есть Огонь. По сравнению с нею все прочие огни являются как бы подчиненными. Если хотите победно идти по Пути, всё побеждайте любовью. Не забудьте, что это – магнит, сила которого непреодолима, ибо не знает ограничений ни жизнью, ни смертью, ни временем, ни пространством, ни прошлым, ни настоящим, ни будущим. Владыка Сказал: «Любите Меня – и удвоите силу».
Гр.А.Й. 1971 г. 244. (М.А.Й.). Чтобы мысль никто и ничто не могло одолеть, она должна быть действительно сильной, она должна быть огненной. Ведь и иерофанты зла тоже владеют некоторыми огнями и действуют тоже мыслью. Трудно преодолевать темные злоухищрения, когда за ними стоят сильные темные сущности. Даже Преподобному Сергию досаждали бесы. Мысль может охранять. Культивируйте четкую, сильную, огненную мысль, которой противиться не в силах ничто. Силу свою должен осознавать воин Света.
* * *
Б.Н. Абрамов
Наш жизненный путь – тернистый...
Наш жизненный путь – тернистый.
Бегут чередой года,
Но мудрый, простой и чистый
Твой Образ храним всегда.
Когда от труда, заботы
Почувствуем боль в плечах,
Мы вспомним, как Сам работал
И храм воздвигал в лесах.
Когда ужаснёмся дикой
И злобной душе людей –
Мы вспомним, как Сам Великий
Был другом лесных зверей.
Когда устаём от битвы,
Сомненьем полны, тоской,
Мы вспомним, как Сам с молитвой
Людей посылал на бой.
Как луч, как маяк ведущий
Нам Имя Твоё в пути,
И встретим Тебя, Зовущий,
У врат, что должны найти.