Учение Живой Этики о Сергии Радонежском
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский.1932

Одно из воплощений Махатмы Мории: Сергий Радонежский – Мориа
Махатма Мориа.

«Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется». Так говорил Сергий. «И ушедший в леса не может слышать речь людскую, и на ложе уснувший не услышит птичек, Солнца возвестников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь занозу из ноги своей не вынет». Так говорил Сергий.
О Сергии придется сказать, народ захочет узнать о Нем. Так положим краски на Лик Сергия. Расцветив, рассказав жизнь и пословицы Его.
Источник: Учение Живой Этики - Листы Сада М. Озарение, Часть вторая, 3, 11
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 17.03.1924
Высока Лазурь земная, но она, как шерсть перед просветлением огненным. Так входящие в Огненный Мир не могут дышать воздухом Земли. Именно Нирвана есть огненное восхождение. В каждом Учении находим символ этого огненного восхождения. Сергий причащался огненно. Так наглядно дан знак возможности высшей.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 1, 157
Вы уважаете Святого Сергия, но разве Он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между тем Он имел пламенные видения. Лишь труд, как возношение сердца, допускал Он. В этом Он опередил многих духовных путников. Мы говорим о сердце, но именно Он нашел силу этого источника. Даже страхованиям Он противостоял не заклинаниями, но молитвою сердца.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 2, 116
Дневники
– Был ли кто из Учителей русским? – Сергий Радонежский – Мориа.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 22.07.1921
Указ Владык: России храмы св[ятого] С[ергия] хранить. Через них р[усские] опять войдут в хр[ам] свой. Ему гора пошлет новых служителей.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 08.08.1924
Качество делимости духа очень редкое. Когда в будущем оглянешься назад, то увидишь, как целая вереница Ур[усвати] помогала людям в самых разных местах.
Эта особенность лишь один раз была дана Мне, когда был С[ергием]. Именно тогда Я меньше всего ее сознавал. Именно тогда Я считал себя неспособным и отказался принять звание митрополита по предположению об искренной неспособности занять это место. Между тем, по всей округе видели Меня во сне и в видениях и просили возлагать руки. И братия утверждала, что около Меня злаки растут лучше.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 18.08.1924
Разлука есть преддверие свидания. И С[ергий] говорил: «Надо отойти, иначе не встретиться».
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 20.08.1924
Уже давно обещал Я вам сказать о явлениях жизни С[ергия]. Пришло время указать главное. Вы уже знаете о сияющем видении Владычицы, но не знаете слова Ее. Неужели великое предуказанное видение было молчаливо? Неужели потрясение духа и седина волос не были следствием Провозвестия? Вл[адычица] сказала:
«Придет время Мое, когда небесное светило Мое к земле устремится, и тогда придешь ты исполнить волю сроков, и ненавистные будут спасителями; и побежденный будет вести победивших; и три корня, разделенные проклятием, срастутся любовью, и вести их будет посланный не из их племени. До срока проклянут татар и евреев, и они проклянут землю русскую. Когда же твои кости будут преданы уничтожению, трем проклятиям исполнится срок. И невидимо видимый станешь у престола, облеченный венцами и перстнем. И где приложишь перстень, там будет рука Моя и Вл[адык]».
Так поймете сроки данные, так принесете лучшее умение, посланное Провозвестие прославить. Исполним возложенный труд, когда светила небесные проходят небывалою чередою. Зачем погибать земле, когда разрубленное дерево дало листья? Канон выше – «Господом твоим». Прошу всех, знак носящих, применить и приложить лучшие силы.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 04.09.1924
– В каком облике видела я М[ахатму] М[ориа] во сне? – Являл облик, в котором появлялся в Р[оссии] – С[ергий] Рад[онежский].
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 02.11.1925
Хочу вспомнить о жизни Сергия. Вот уже борода седая, вот уже дух пламенный в сослужении, вот уже князь поклонился, но стоит возу с хлебом запоздать, и братия возлюбленная не верит ни на час. Стоит временно оскудеть кошелю, и братия достойная и избранная готова променять чудесную благодать на чужой грош. Еще скажут: «Чтото угодники твои оскудели». И днем, и ночью нужна не благость, а благоденствие тела. Было время трудное, полюбите и вы время трудное. Ведь не для страны, не для земли, но для мира работаете.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 16.12.1925
У Ф[уямы] должно быть изображение С[ергия], который был буддистом.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 19.03.1927
Правильны мысли о Иосафе Царевиче; можете сказать, что Сергий почитал Его.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 01.06.1927
Говорили о Сергии, что Игумен часто глухою ночью обходил кельи, и, находя спящих, он шел дальше, не тревожа. Может быть, он надеялся найти бодрствующего.
Также Сергий говорил иногда о Белой горе, но никогда не называл место ее.
Когда кто-то стучался неожиданно, братья говорили: «Не Игумен ли?»
Сергий говорил: «На Белой Горе живут разные твари, когда им нужно, о двух головах и о пяти ногах. На наших непохожи. Сани там без коней, и для скорости могут летать».
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 10.07.1928
День Сергия – заложена лаборатория и дом Ояны.
Сегодня один из памятных дней.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 16.05.1931
Скажу вам очень торжественное и важное.
Сегодня, в день преставления Сергия,..
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 08.10.1933
Письма
Годом рождения Преподобного Сергия Радонежского по Указанию следует считать именно 1314-й. Думается, что и сама Радна могла догадаться, что не зря взят этот год (кстати, он совпадает с наиболее древними данными).
Источник: Рерих Е.И. - Письма в 9-ти томах, т.2, п.41
С нами Преподобный Сергий – «Великий», «от Бога данный России Воевода» – так именуется Св. Сергий в Акафисте.
Источник: Рерих Е.И. - Письма в 9-ти томах, т.2, п.72
Гребеншиков тоже устремился писать о Преподобном Сергии. Написал еще одну длиннейшую статью на английском языке в какой-то небольшой газете. Зина переслала мне ее. Статья, лишенная огня сердца и правдивости. Можно даже сказать, карикатура на Святого Сергия, ибо Владыка в своем спокойствии и непротивляемости злу, которые подчеркиваются, представлен высохшим аскетом. Так возмутительно лживо приведенное им описание свидания Преподобного Сергия с Дмитрием Донским перед битвою, в котором будто бы Преподобный не дает сначала своего благословения на битву и на перечисления Дмитрием Донским всех унижений и всех требований татар, как-то: управление страной, уничтожение всех церквей и религии, отдачи жен и дочерей на поругание ордам врага, Преподобный Сергий спокойно указывает все принять и всему подчиниться, если такова Воля Божья! И только когда возмущенный Дмитрий восклицает: но и Пресвятая Мария, Царица Небесная, будет изгнана и останется без дома своего, тогда только Святой Сергий задумался и решил испросить Волю Высшую. Удалился в Храм и, вернувшись, спокойно сказал: «Мы можем идти против врага...» Разве такой Облик мог зажечь и поднять на подвиг?! Иссушилось сердце писателя, иначе не объяснить такую кощунственную бездарность!
< ... >
Между прочим, священника, указавшего, что обращение «Владыка» неприложимо к Преподобному Сергию, ибо это титул епископа, можно было бы спросить, на каком же основании приложимо к Преподобному Сергию обращение «Воевода», ибо в Акафисте поется о Св. Сергии: «от Бога данный России Воевода», не есть ли это титул военачальника?
Источник: Рерих Е.И. - Письма в 9-ти томах, т.2, п.79
Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Преподобного Сергия Радонежского, о Нем поется в Акафисте – «От Бога данный России Воевода».
Источник: Рерих Е.И. - Письма в 9-ти томах, т.2, п.81
Всякое сектантство пагубно для духовного развития. Можно и должно избрать себе Высший Образ, к которому больше открыто сердце наше, но, избрав Его, мы не имеем права порицать Другой Облик, ибо, истинно, Он может оказаться Тем же Самым. Так, православные христиане, поносящие Великого Аватара Вишну Бхагавана Кришну, написавшего «Бхагавад Гиту», поносят тем самым Владыку Сергия Радонежского.
Источник: Рерих Е.И. - Письма в 9-ти томах, т.2, п.89
Именно Преподобный Сергий, приобщавшийся и приобщенный Огню и Огненному крещению, знал и знает Природу Божественного Начала. Именно Преподобный Сергий не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была Подвигом Подражания Христу в Его самоотверженном Служении Родине и Миру. Да, Преподобный Сергий жил Заветами Христа, но не церковными утверждениями. И Его отказ от митрополитского поста не происходил ли тоже от того, что Дух Его знал все расхождение Церкви с Истиной? Много непостижимых уму Тайн открывается при приобщении к Божественному Началу Огня. Но тайны эти Дух хранит в сердце, ибо помнит он завет Христов: «Не давайте святыню псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали Вас» (от Матфея, гл. 7, ст. 6). Так, не будем кощунствовать в неведении, но преклоним главу нашу в смирении перед Тайною Великого Божественного Начала, проявляющегося для нас, смертных, в великолепии всего Созданного, Видимого и Невидимого нам. Почтим это Божественное Начало чистотою жизни и побуждений, принесем на Служение Миру сердце, горящее Любовью и преданностью к Свет Нам Открывшему.
Источник: Рерих Е.И. - Письма в 9-ти томах, т.2, п.91
Н.К. Рерих о Преподобном Сергии Радонежском
Рерих Н.К. «Светочи». Преподобный Сергий так живо вспоминается при каждом ко благу направленном строительстве. …Необыкновенно вдохновительно вспоминать о пастырях светлых, которые среди тьмы невзгод силою духа своего приносили твердость и мужество и неутомимо направляли к труду и строению.
Как поразительно начинается акафист Преподобному Сергию: "Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, данный России Воеводо...".
Воеводы духа, строители жизни, истинные оплоты просвещения всегда живы.
Рерих Н.К. «Чутким сердцам». …Бесчисленные развалины всюду напоминают о зловещих разрушениях. Исследуем. Запоминаем. И только в 1929-м оформился Пакт по сохранению Культурных сокровищ. Спасибо Парижу и Америке, которые поняли, поддержали. Но ведь это еще только воззвание. Нужно, чтобы его услышали. А кругом столько гибели. С трудом вмещает сердце дикое разрушение. Но ведь взорван Симонов монастырь, запечатленный Преподобным Сергием! Ведь уничтожен Храм Христа Спасителя!
Погублен Спас на Бору! Что-то с Киевской Лаврой?! А где мощи Преподобного Сергия?
Рерих Н.К. «Труд» …Не случайно человечество знает многие поучительные житейские примеры. Великий пример сапожника Беме или мастера линз Спинозы, примеры некоторых епископов, бывших превосходными ткачами, и другие такие же поучительные житейские опыты должны бы достаточно показать оценку качества труда. Наконец, мы всегда имели пред собой потрясающий в своей убедительности пример Преподобного Сергия Радонежского, который не принимал даже куска хлеба, если не считал его заработанным.
Рерих Н.К. «И это пройдёт» …Перед Вами стоит образ Преподобного подвижника земли Русской Святого Сергия. Отовсюду мне пишут, насколько это ведущее, незабываемое для каждого русского сердца Имя сейчас возносится в разных частях света. Много светлых устремлений образуются около этого Водителя. Множество сердец, молодых и живых, звучат этим высоким примером, который в своей неотвлеченности помогает на всех путях добрых и остережет от заблуждения.
Рерих Н.К. «В рассеянии сущие» …Уже приходилось писать о пантеоне русского искусства и науки за границей. (…) Есть какая-то благородная, самоотверженная щедрость в этом всемирном даянии. Говорим вовсе не из гордости, ибо знаем великие имена иностранные, внесшие каждый в своей родине незабываемые совершенствования.
Вовсе не хотим сказать, – вот, мол, какие мы, русские. Совсем другое хочется отметить как факт непреложный, исторический. В будущих летописях будет отмечено это русское всемирное даяние. Происходит оно, поистине, в планетарных пределах. Тут уже не может быть случайных мелких делений. В таких размерах отпадают всякие политические и социальные соображения. Вырастает соображение творческого блага, в котором каждый может и должен приобщиться в качестве неустанного трудника.
Когда нам приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: "Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда". Конечно, такая жизнь, которую заповедал нам Сам Преподобный, Водитель, Воевода русский, Святой Сергий, всегда напомнит как от малого, самодельного сруба произрастали светлые Лавры просвещения.
Не в гордыне произносим священное Имя Строителя Лавр просвещения. Это опять-таки неотъемлемый исторический факт. Можно его толковать разными словами, но основной, высокий смысл этого светлого служения во благо человечества остается нашею богоданною собственностью. Знаем и многих других великих, светлых строителей в разных странах. Среди прекраснозвучных имен мы лишь поминаем то, что в своей несменной строительности, в своем подвиге неустанном сейчас так зовет сердце человеческое…
Рерих Н.К. «Глаз зоркий» Достославный летописец жития Преподобного Святого Сергия Радонежского Епифаний приводит следующий случай из жизни Преподобного:
"Многие приходили издалека, чтобы взглянуть на Преподобного. Пожелал видеть его и один простой землепашец. При входе в монастырскую ограду стал спрашивать братию – как бы повидать их славного игумена. Преподобный же тем временем трудился в огороде, копая заступом землю под овощи. "Подожди немного, пока выйдет", – отвечали иноки. Крестьянин заглянул в огород через щель забора и увидел старца в заплатанной рясе, трудившегося над грядкою. Не поверил он, что этот скромный старец и есть тот Сергий, к которому он шел. И опять стал приставать к братии, требуя, чтобы ему показали игумена.
"Я издалека пришел сюда, чтобы повидать его, у меня до него дело есть".
"Мы уже указали тебе игумена, – отвечали иноки, – если не веришь спроси у него самого".
Крестьянин решил подождать у калитки. Когда Преподобный вышел, иноки сказали крестьянину: "Вот он и есть, кого тебе нужно".
Посетитель отвернулся в огорчении: "Я пришел издалека посмотреть на пророка, а вы мне сироту указываете. Никакой не вижу в нем чести, величества и славы. Ни одежд красивых и многоцветных, ни отроков, предстоящих ему... но все худое, все нищенское, все сиротское. Не до того я еще неразумен, чтобы мне принять сего бедняка за именитого Сергия".
Иноки обиделись, и только присутствие Преподобного помешало им выгнать его. Но Сергий сам пошел навстречу, поклонился ему до земли, поцеловал и повел за трапезу. Крестьянин высказал ему свою печаль – не пришлось ему видеть игумена.
"Не скорби, брате, – утешил его Преподобный, – Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не уходит печальным. И тебе Он скоро покажет, кого ищешь".
В это время в Обитель прибыл князь со свитою бояр. Преподобный встал навстречу ему. Прибывшие оттолкнули крестьянина и от князя и от игумена. Князь земно поклонился Святому. Тот поцеловал его и благословил, потом оба сели, а все остальные почтительно стояли кругом.
Крестьянин протискивался и, обходя кругом, все старался рассмотреть где же Сергий. Наконец, снова спросил: "Кто же этот чернец, что сидит по правую руку от князя?"
"Инок с упреком сказал ему: "Разве ты пришелец здесь, что доселе не слышал об отце нашем Сергии?"
Только тогда понял крестьянин свою ошибку. И по отъезде князя бросился к ногам Преподобного, прося прощение.
Сергий же утешил его, сказав: "Не скорби, чадо, ты один справедливо рассудил обо мне", и, побеседовав с ним, отпустил с благословением. Но простодушный землепашец до того был побежден кротостью великого Старца, что вскоре снова прибыл в обитель, чтобы уже остаться в ней, и принял монашество. Так простота и великая благость Преподобного действовали сильнее всякого великолепия".
Просто и убедительно рассказан этот многозначительный эпизод из жизни Преподобного. Чувствуется, что не один такой .случай происходил около Его благодатной личности. Не однажды чудесно осеняла истинная зоркость приближавшихся к нему. Ведь не по чему другому, но лишь по предубеждению селянин впал в такое отемнение, что даже прямые указания иноков он принимал как насмешки над собою. Примеры подобного же предубеждения можно находить повсюду как в жизни великих подвижников, так и среди обихода во всех веках.
Рерих Н.К. «Знамя Мира». Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. (…) Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. (…) Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия.
Рерих Н.К. «Друзьям-художникам» …Многое пережито, многое строится, и народ ценит все реальные события прошлого, которые ведут к блестящему будущему. Александр Невский, Сергий Радонежский, Ломоносов, Кутузов, Суворов, Пушкин – все, потрудившиеся для подвига русского, оценены народным поклоном.
Рерих Н.К. «В грозе и в молнии». …Радио говорит о подвигах воинских и о смекалистых достижениях в труде. Проникло глубоко сознание, что оборона Родины повсюду – и на полях битв, и на полях труда. Всюду тот же священный порыв, победный, неукротимый. Живы в памяти герои – Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, Великий Наставник народа все положившие жизнь свою во благо Родины. В грозе и в молнии рождаются герои.
Рерих Н.К. «Культура». Не мешайте труженику, не стесняйте создателя. Он для вас строит, и кто-то когда-то возблагодарит его. Кто-то когда-то еще раз ужаснется, если узнает, что добрая стройка была затруднена нелепыми, обветшалыми условностями. Говорят, что Преподобному Сергию медведь помогал в строении. Говорят, что царю Соломону джинны храм строили. Говорят: "Не бывать бы счастью, да несчастье помогло". Пусть ничто не мешает Культуре. Шире дорогу знанию.
Рерих Н.К. «Ужас». …Никакое радио, никакая газета не передадут того ужаса, который сейчас навис над Русью. Ужас внешний, ужас внутренний! (…) Ужас разрушенного быта, исковерканной жизни силен, и где силы духа, которые все преоборют? Но есть они, эти силы, жив дух человеческий, его искра греет и питает и умножает мощь. Знаем, как бывает тяжко, и только зная такие смертельные трудности, можно сказать к Северу, к любимой Родине: "И это пройдет".
Помните о Светлом Наставнике Народа Русского, о Сергии Радонежском.
Рерих Н.К. «За Русь» …В далеком Кочине появился мой очерк: «Святой Сергий –Покровитель Руси». Светлый Наставник Народа Русского – в третий раз на бранном дозоре. «За Русь, сын мой!» За Народ Русский – через все препоны! Хочется послать туда самое ласковое, самое сердечное слово. И в тягостях они там улыбаются и встают, как встал Илья Муромец. «За Русь!»
Рерих Н.К. «Слава!» … И другая книга должна быть написана – о том, как великодушно, геройски вставал весь народ русский на защиту Родины. Самые многочисленные враги Земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа. Александр Невский, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов – сколько славнейших вех, сколько победных восхождений.
Рерих Н.К. «Америка». …На выставке в Третьяковской галерее картина: «Донские казаки готовятся к атаке» – на фоне Троице-Сергиева Лавра. Ведь немцы, наступая на Москву, близко подошли к Сергиевой Лавре, и оттуда начался их разгром. «Не замай!»
Рерих Н.К. «Неблагодарность». Очень огорчительно ваше письмо. Вы упрекаете русский народ в неблагодарности и тем самым лишаете его величия. Неблагодарность есть несправедливость, и не будет великим несправедливый. Вы обвиняете русский народ в том, что он забыл Сергия Радонежского, Петра, Ярослава, Александра Второго, декабристов, строителей северных народоправств. И многих, принесших пользу народу русскому.
Вы пеняете, зачем я называю русский народ великим. Но как можете вы во дни величайшего русского подвига сомневаться в истинной сущности нашего народа?! Вы судите прискорбно опрометчиво. (…) Ведь вы многого не знаете, но должны бы знать, что русская мощь разбила сильнейшую германскую армию. Без здоровья физического и морального такой подвиг не может быть совершен.
Рерих Н.К. «Битва». …Странно, всегда мечтали о мире, о мире всего мира, а жизнь вела битвами, какими разнообразными битвами! Иной раз казалось, неужели нельзя было обойтись без того или иного сражения? Но нет, ведь не мы искали битвы, а она надвигалась неизбежно. И как говорил один наш друг: «Нужно защищаться».
Одна оборона бессильна, значит, приходилось наступать и действовать. Наверно, благословенно это действие, когда, подобно Дмитрию Донскому, можно ответить Преподобному Сергию: «Все средства к миру исчерпаны». И ответ был: «Тогда победишь!»
Рерих Н.К. «Вперед». …Строитель новой жизни – народ русский, все народы необозримой целины умеют быть друзьями, но не сделай их врагами – тяжела их десница и несломимо их мужество. Народ русский помнит напутствие Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовой битвою: «Если испытал все мирные средства – тогда сразись и победишь!»
Рерих Н.К. «Сергиева Лавра». …Так и в самые сложные времена поминайте псалом Давида: «Вечером водворяется плач, а наутро радость». И не знаете, откуда и как приходит эта желанная радость. Мало ее на свете, и тем драгоценнее каждый ее проблеск. Да осветит она путь Ваш! 24 Марта мы прочли новейшее сообщение ТАССа: «Сейчас реставрируется Троице-Сергиевская Лавра – как «памятник русской славы». Сердечно...
Рерих Н.К. «А.П.Х.» …Дорогой А.П. Сердечно порадовала нас Ваша добрая весть от 21-7-46 – что-то долго летела! Но хоть и долго, зато хороша она, извещая о прославлении имени Преподобного Сергия. Не отступит народ русский от своего великого наставника и не выдаст Преподобный любимую страну Свою.
Рерих Н.К. «Сотруднице» …Вспоминается одно видение, мелькнувшее до войны в газетах: «Около Троице-Сергиевой Лавры проезжал конный сов[етский] отряд. Слышат все, что на одной из колоколен в набат ударили. Ничего не видно, а звонит. Остановились, командир соскочил с коня – побежал доглядеть. Поднялся на колокольню, видит, седенький монашек звонит. «Ты чего?», – спрашивает командир. «А вот погляди!» – отвечает старичок. И вот видно: со всех сторон в свете багряном волнами катятся-перекатываются несчетные черепа человеческие. Упал в ужасе командир. Конники заждались его, побежали на колокольню. Смотрят, все тихо, нет никого, а командир лежит замертво. Еле в чувство привели». Исполнилось – бессчетные черепа прокатились по миру. Лишь бы опять в набат не ударили.
Рерих Н.К. «Пути Благословения». …И высятся главы храмов. И все время идет внутренняя духовная работа. И Святой Сергий кончает татарское иго, благословив последнюю битву.
Рерих Н.К. «Пути Благословения». …В культурах Зороастра изображается чаша с пламенем. Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шеклях времени Соломона и древнее. В индусских раскопках эпохи Чандрагупта Маурьи видим то же самое мощно стилизованное изображение. Святой Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях бодхисатвы держат чашу, процветшую языками огня. Помним чашу жизни друидов. Горела чаша Грааля. Не воображением, но именно делами сплетаются великие учения всех веков. Язык чистого огня.
Рерих Н.К. «Алтай-Гималаи». …Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда: подбор молодых, никому неизвестных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место.
Их не так много — строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности.
Рерих Н.К. «Алтай-Гималаи». В борении и явлении истины, на колесницах времени встают законоположенники общего блага: неутомимый водитель Моисей; суровый Амос; Лев-Победитель — Будда; справедливость жизни — Конфуций; огненный поэт Солнца — Зороастр; преображенный, отраженный "тенями" — Платон; великий в жертве бессмертия — Благий Исса; толкователь мудрости, одинокий Ориген; великий общинник и подвижник Сергий. Все ходившие неутомимо; все подлежавшие современному преследованию; все знавшие, что учение общего блага придет непреложно; все знавшие, что каждая жертва общему благу есть лишь приближение путей.
Рерих Н.К. «Держава Света». …Пламенный сослужил Святому Сергию. От пламенеющей чаши Сергий приобщался. В великом огне прозревались незримые истины. Возвышенное сознание озарилось пламенными языками.
Рерих Н.К. «Держава Света». …Я послал вам мою книгу “Цветы Мории” и послал ее во имя Св. Сергия. Устремляйте ваши лучшие порывы к этому великому Заступнику, сеятелю истинного просвещения. Книга “Цветы Мории”, как вы знаете, издана для голодающих. Для духовно голодных! Ибо голод телесный ничто в сравнении с голодом духовным. И ближайшая задача каждого мыслящего во благо — помогать.
Рерих Н.К. «Держава Света». …Слышу из писем ваших, что вам трудно. И должен сказать, что всем трудно сейчас. И потому все мы можем радоваться тому, что сподобились в трудах призываться к примеру великих трудов самого Святого Сергия. Самого Его, который многократно сносил хулу и даже был покидаем братией, но единственно силою духа оборевал все затруднения и непрестанно строил Лавры Блага, путеводные светочи.
В Америке, как вы знаете, мы строим часовню Преподобного Сергия. Как стражи Блага станут эти знаки на путях накопления опыта. Сколько собратий наших, в рассеянии сущих, накопляют великий опыт и знание, которые поддержат их на благих путях.
Рерих Н.К. «Держава Света». …Святая Тереза, Святая Екатерина, Святая Жанна д'Арк, Святой Николай, Святой Сергий, Святой Франциск Ассизский, Фома Кемпийский. Эта седьмица Славных, седьмица великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей, в них выражен поистине великий земной путь. Они трудились бесконечно. Они были здесь, здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем. В этом осознании, в этом созидательном труде они стали истинными Светочами. (…) это есть истинное выражение прекрасного мудрого подвига.
Рерих Н.К. «Твердыня Пламенная». «Терпимость» …Когда Бхагаван Рамакришна принимал участие во всех религиях и выполнял работы всех каст, он делал это для того же великого чувства уважения ко всему сущему, во имя великой терпимости, которая открывает Врата к светлым построениям Будущего. И Преподобный Сергий, предлагая великому князю прежде военных действий истощить весь запас мирных предложений и дружественной находчивости, делал это во имя того же великого Завета. Разве не оставляет во всех нас одно и то же тягостное чувство всякое проявление тупой нетерпимости? Разве не довольно всех бесчисленных примеров истории, когда величайшие наследия разрушались невежественной нетерпимостью? Ведь это темное порождение можно связывать мысленно лишь с невежественностью, дочерью тьмы.
Рерих Н.К. «Твердыня Пламенная». …Говорить о преследованиях современников и о последующих справедливых оценках значило бы, прежде всего, изложить историю сравнительных религий, историю всех учений света, историю всех творческих устремлений. Мы уже не раз напоминали, что должны были бы быть изданы наряду с книгою «Мученики науки» и книги «Мученики искусства», «Мученики творчества», «Мученики блага». (…)
Во всех проявлениях жизни постоянно видим мы эту кристаллизацию ценностей, произведенную уже космическим сознанием. Одни знаки и символы почему-то стираются, а другие даже через все потрясения и бури проходят невредимо и остаются поучительно. Древние мудрые китайцы почему-то соединили символ монетного знака с символом ножа, и этот символ время донесло до нас неприкосновенно.
Так же неприкосновенно и ярко донесло до нас время и великий образ Св. Сергия и всех тех мощных духом подвижников, которые, презрев условности несовершенного земного быта, устремились к ценностям истинным.
Рерих Н.К. «Твердыня Пламенная». «Душа народов». …Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига, строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен — сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.
Рерих Н.К. «Твердыня Пламенная». …Просвещение, Просвещение, Просвещение, Знание, Мир, Красота! Что бы ни сказали те, которые боятся каждого большого понятия, что бы ни шептали разлагающие разрушители, но вы, сошедшиеся во имя Прекрасного, не убоитесь никаких шепотов и злоречия. Пламя костра освятило подвиг Св. Жанны д'Арк; тернии высокого просветительного пути Св. Сергия стоят, как сверкающие памятники человеческого достижения, и зовут, и показывают, что решительно все, даже самое высокое, возможно здесь, в нашей земной жизни.
И вот в пределах земных и надземных будем сходиться вместе в твердом убеждении о совместной работе на Просвещение. Каждый по-своему, каждый в своем саду пусть посадит лучшие деревья и каждодневно поливает посадку, чтобы не засохли побеги от бездождья. И в каждодневности этой будет та же великая радость, которая и сегодня сводит нас вместе.
Рерих Н.К. «Твердыня Пламенная». …Как колокола Звенигорода, как святыни Китежские зовут, и очищают, и велят идти к преуспению, так же пусть и этот день свидетельствует о клятве строительства доброго. Не можем сегодня же не помянуть и Святого Хранителя всех твердынь Китежских, всех Лавр Духа Преподобного Св. Сергия. Сама необъятность сибирская приближает сегодня всех борцов подвига, просвещения и мужества несломимого.
Рерих Н.К. «Твердыня Пламенная». … При этом эти великие понятия не были чем-то отвлеченным, чем-то живущим лишь в разуме и рассудке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, неотъемлемое и неистребимое. В сердце пылал тот же огонь священный, который слагал огненные Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св. Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов Добротолюбия, многознавших и в конце концов мало понятых.
Рерих Н.К. «Священный Дозор». …Все русские люди помнят о скромных деревянных церквах Преподобного Сергия Радонежского, которые явились потом непобедимым оплотом Руси. Сказано, что Преподобному сослужил Пламенный. На изображении Св. Алипия Печерского, первого русского художника, за иконописателем изображен светлый руководящий Ангел. В этих неугасаемых символах указывается путь наитвердейший и наиближайший. Священное изображение собирает в себе Благодать и эта Неизречимая Благодать наполняет как дворец, так и хижину.
Рерих Н.К. «Священный Дозор». …Именно Преподобный воспитатель русского народного духа, сам неустанный труженик и создатель. Преподобный Сергий так живо вспоминается при каждом ко благу направленном строительстве.
Когда приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: “Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда”. Конечно, такая жизнь, которую заповедал Воспитатель русского народа, всегда напомнит, как от малого, самодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения.
Не в гордыне произносим имена просветителей и строителей. Это опять-таки неотъемлемый исторический факт. Можно его толковать разными словами, но основной, высокий смысл этого светлого служения во благо человечества остается качеством крепким. Знаем и многих других великих, светлых строителей в разных странах. Среди прекраснозвучных имен мы лишь поминаем то, что в своей несменной строительности, в своем подвиге неустанном сейчас так зовет сердца человеческие.
Четвертый собеседник указал на жизнь Преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского, спрашивая: “Могут ли такие подвижники вообще ощущать скуку? Знакомо ли им это слово?”.
Рерих Н.К. «Нерушимое». …Когда приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: “Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда”. Конечно, такая жизнь, которую заповедал Воспитатель русского народа, всегда напомнит, как от малого, самодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения.
Не в гордыне произносим имена просветителей и строителей. Это опять-таки неотъемлемый исторический факт. Можно его толковать разными словами, но основной, высокий смысл этого светлого служения во благо человечества остается качеством крепким. Знаем и многих других великих, светлых строителей в разных странах. Среди прекраснозвучных имен мы лишь поминаем то, что в своей несменной строительности, в своем подвиге неустанном сейчас так зовет сердца человеческие.
Рерих Н.К. «Видения». Письмо от 25.06.1935. …Если к этим помянутым видениям в небе добавить все многочисленные видения почитаемых народом Святых, Святого Преподобного Сергия Радонежского, Святого Серафима Саровского, Святого Николая Мирликийского, о которых сообщают из самых различных мест, то и эти сведения также должны заслуживать глубокого внимания.
Рерих Н.К. Письмо от 21.10.1935. Мир живет идеями, и раз идеи не умирают, то около них всегда найдутся и возможности, если не будут отринуты мерзким неискренним мышлением. Трудности лишь ступени успеха. Все исторические примеры, начиная от Моисея, через Акбара, Леонардо, св[ятого] Сергия [Радонежского] и множество подвижников, дают нам живые примеры переживания трудностей для лучшего будущего. Никто на свете не запретит устремляться и служить лучшему будущему.
Рерих Н.К. Письмо от 29.05.1936. В дни злейшего Армагеддона все культурные работники должны быть на бессменном дозоре. В труднейшие времена Преподобный Сергий, Воспитатель народного духа, строил сто монастырей – рассадников Просвещения. Этим даётся великий пример тому, что и в труднейшие дни можно насаждать свет и воспитывать дух человеческий. Ведь только в борьбе, только в самых несказуемых трудностях куётся несломимый клинок духа. Там, где тёпленькое благополучие, там нет напряжения, там нет огня духа. Недаром стара истина о том, что и враги благословенны, ибо натиск тьмы, как молот из клинка, высекает самые сияющие искры. Радужны эти искры – потому не будем вносить в культурное строительство каких-то ограничений.
Рерих Н.К. Письмо от 30.10.1936. …Спрашивается, неужели невеждам неизвестно, что подобный знак Триединости в большом размере, так же как на моей картине, находится на груди Христа знаменитой картины Мемлинга в Королевском музее Антверпена? Именно это помещение знака Триединости послужило мне прототипом для помещения его в таком же применении и на моей картине. 2) Неужели невеждам неизвестно, что этот же знак Триединости находится на иконе св. Сергия, помещённый на епитрахили Преподобного. Невежды могут удостовериться, посмотрев на издание Киево-Печерской лавры 1860 года Служба Преподобному Сергию Игумену Радонежскому Чудотворцу.
Н.К. Рерих «Преподобный Сергий»
Слово Н.К.Рериха, произнесённое в Нью-Йорке после лекции Г.Д.Гребенщикова о Святом Сергии
Н.К. Рерих. Сергий Строитель (1940)
Н. К. Рерих. Святой Сергий. 1942-1947
Передо мною встают два воспоминания, воскрешающие имя Преподобного Сергия. Одно уже давнишнее, а другое – всего три года тому назад.
Одно относится к покойному профессору Ключевскому. На Москве*, в очень просвещённом доме, просили Ключевского прочесть лекцию о просвещении. К радости многих и к изумлению некоторых Ключевский начал читать о Преподобном Сергии. Он создал облик истинного подвижника и предпослал своей лекции очень простую мысль: «Мы, историки, должны быть очень честны. Мы должны уметь подходить к фактам без всякой предубеждённости, так, как они есть». И вот, во имя непредубеждённости, он обрисовал необыкновенного, неустанного труда облик Преподобного, так близкий всем, такой просветлённый, близкий всему будущему. Ключевский закончил свою лекцию о Преподобном Сергии словами: «Он знал лучше других».
Другое воспоминание относится к нашей экспедиции, когда мы в 1926 году проходили алтайские сёла, на север и на юг от Белухи, и китайский Алтай. Всюду разбросаны старообрядческие сёла, очень древние, в которых и по сей час сохранилась самая необыкновенная жизнь. Я представляю себе избу, в которой мы остановились. На стене написана красной краской большая чаша. Писала её тётка Алёна. Тут она одна занимается в селе живописным рукоделием. Она и целебными травами лечит в деревне. Она знает, что такое на стене.
— Чашу кто написал?
— Да ведь ты знаешь, я одна занимаюсь. Да, известно, чаша самая лучшая.
На той же стене виден пожелтелый квадрат от висевшей иконы.
— А где же икона?
— А угодник под спудом.
— А когда он выйдет?
— Во время.
И приносит нам она несколько старинных икон. Стараюсь разобрать. На одной из них, уже стёртое временем, изображение.
— А это кто?
— Как? Преподобного не узнал? Ведь это Сам.
— Да кто сам?
— Да известно – кому русская земля поручена – Сергий.
— А когда же поручена русская земля?
— Изначала.
— Да на какое же время?
— А на всё будущее.
— А когда же оно наступит?
— А это Ему лучше знать.
Опять то же самое, когда на Москве говорил Ключевский: «Он лучше знал». И тёмной белухской тёткой Алёной говорилось – «А это Ему лучше знать»...
И вот в этом «знать» не заключается ли нечто необыкновенное, предугаданное, нечто необычайно убедительное. Преподобному приписывалось и сверху и снизу то же понятие «знать», знать тот свет, который суждён, к которому так или иначе человечество приходит и придёт.
И не удивительно ли, что здесь, собираясь для Сибирской группы, как бы во имя Сибири, мы вспоминаем Того и приходим опять неминуемо к Тому, кто лучше знал и кто лучше знает. Он связан с таким огромным понятием и пониманием. Конечно, Он и в Сибири это своё знание воплотил необыкновенно. Почему о Нём знают? Потому, что Он «знает».
Ему приписывают величайшую мудрость знания.
Не будем удивляться, что Сибирская группа как бы будет связана с именем Преподобного Сергия – во имя великих знаний и великих возможностей, которые заложены в великих пространствах Сибири, во имя того света, который ей суждён.
Та же Алёна рассказывала высокого значения предание, что Преподобный будто говорил: «А когда придёт время, то и сани без коней побегут».
В этом мелькает знание, непреоборимое тяготение к истинному свету, и во имя этого истинного света позвольте вас приветствовать и видеть в вас истинных друзей того же знания и того же света.
Музей Н.Рериха
7 марта 1930 г.
Н.К. Рерих. Сергиева пустынь (1936)
Н.К. Рерих. И не убоимся. 1922 г.
[639x465]
Не знаю, когда сильно слово твое: Иногда ты становишься обыкновенным. И, притаившись, сидишь между глупцами, которые знают так мало. Иногда ты скажешь и будто не огорчаешься, если тебя не поймут. Иногда ты смотришь так нежно на незнающего, что я завидую его незнанию. Точно не заботишься ты свой лик показать. И когда слушаешь речи прошедшего дня, даже опускаешь глаза, точно подбирая самые простые слова. Как трудно распознавать все твои устремления. Как нелегко идти за тобою. Вот и вчера, когда ты говорил с медведями, мне показалось, что они отошли, тебя не поняв.
Н.К. Рерих «Цветы Мории, сборник стихов», «Не поняв», Берлин, 1921 г.