• Авторизация


Н.К.Рерих.Гундла.Жилище Такура.1932.Раджпутские Такуры. 15-03-2020 23:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Н.К.Рерих. Гундла. Жилище Такура. Раджпутские Такуры.
140915132_131915574_114634862_3624016_flag (106x63, 8Kb)

 

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ. ГУНДЛА. 1931

415_mainfoto_04 (700x618, 372Kb)

Деревня Гондхала находится в 16 км от столицы Лахула – Кейлонга, по дороге в Манали. Замок Такура был построен Раджой Ман Сингхом из Куллу для Тхакура села Гундла (Гондхала) и датируется 1700 годом н. э. К сожалению, замок не очень хорошо сохранился и продолжает ветшать. Николай Рерих отмечал, что высотные постройки Тибета могут поспорить с небоскребами Америки. Так, безусловно, художника восхитила 8-этажная башня замка, построенная из дерева и камня. Замок расположен на правом берегу реки Чандра, откуда открывается величественные виды на горные вершины.
В былые времена замок Гондхала был гордостью всего региона. Основная башня использовалась в качестве убежища во время нападений и была окружена сложным комплексом зданий.
«Изумляемся древнему замку такуров Гундлы. С изумлением видим, что некоторые островерхие крыши балконов опять напоминают Норвегию. Поучительно наблюдать плоские крыши, непременное наследие древней Азии, и эти острые неожиданные завершения, напоминающие Север».  
(Н.К. Рерих. Меч Гесер-хана)

 

Замок такуров Гундлы

       Из Ладака древний караванный путь следовал в Индию через Лахул. Замок местного такура не раз гостеприимно встречал Рерихов во время путешествий в Кейлонг.

 Впечатлённый этим сооружением, художник не раз фотографировал и писал его. Рерихи предполагали, что именно в этих местах сокрыты древние манускрипты, спрятанные во время гонений нечестивого Лангадармы на последователей Будды.

        В очерке «Меч Гессер-хана» художник вспоминает: «Это – не простой дом: такур – глава края, и в семье много накоплений. Конечно, кончается тибетским чаем и цампою. Тут же завязывается сговор о постройке дома. Говорят: “Честь вам, если великие люди приехали из больших мест в наше малое место”. И опять течёт речь об изображениях на скалах, о нечитаемых надписях, о каменных могилах и о сокрытых книгах священных»

Замок такуров Гундлы. Фото из экспедиции Н. К. Рериха.

i-68 (510x600, 144Kb)

 

Н.К.Рерих. Гундла. Жилище Такура. 1932

2603-40 (480x251, 125Kb)

Раджпутские замки гармонично вписываются в окружающий пейзаж. «…Замки и крепости, дворцы в оправе гор и зелени или среди пустынных песчаных барханов смотрятся как драгоценные камни в эмалевой оправе… Здешние строители умели видеть ландшафт и организовывать пространство, насколько хватало взгляда. (…)  Дворцы и крепости внешне имеют очень строгие и чёткие формы и конфигурации, с рядами арочных проёмов, с куполами и башенками-чхаттри. Пропорции очень изысканные. За прочными стенами внутри скрываются богатства и красота, изысканность обработки и украшений, недоступные праздному взгляду»

«Великолепие и роскошь при дворах раджпутских владений в ранние периоды истории несомненно были изумительны…». Не только несметные богатства хранятся в замках, но и старинные библиотеки – сокровищницы знаний. 

Е.П.Блаватская отмечала: «Некоторые из этих наполненных драгоценными рукописями библиотек находятся во владении туземных принцев и подвластных им пагод; но большая часть в руках… такуров Раджпутаны, старинные, наследственные замки которых разбросаны по всему Раджастхану, как орлиные гнёзда, на вершинах скал. (…) Рукописи написаны на древнем и давно забытом языке, понятном лишь великому первосвященнику и его посвящённым библиотекарям. Один толстый фолиант считается до того священным и неприкосновенным, что он повешен на тяжёлой золотой цепи среди храма Чинтамуна в Джайсалмере (столице Раджпутанской пустыни)… Это сочинение известного в истории Сомадитьи Суру Ачарьи, великого первосвященника до мусульманского нашествия». 

Е. П. Блаватская                             Е. И. Рерих


1 (189x280, 56Kb)66339260_9a2c5cad457d (292x400, 61Kb)

Вспоминается, как судьбоносные встречи с царственными Раджпутами определили дальнейший путь жизни великих русских женщин-философов – Елены Петровны Блаватской и Елены Ивановны Рерих. Благородные и величественные Облики таинственных Индусов навсегда запечатлелись в их сердцах, выводящее из тупика современной механической цивилизации, возвращающее людям забытые понятия нравственности, гуманизма, братства народов и взаимосвязи явлений жизни.

Н. К. Рерих. Алал Минг (Махатма Мориа). Автоматический рисунок. 1920. 

img1 (217x300, 14Kb)

download (199x253, 14Kb)

images (1) (182x277, 28Kb)

Махатма М., рисунок Д. Энриаса

 

Раджпутские такуры много веков правили в долине Кулу. Недалеко от дома Рерихов, в местечке Наггар, были найдены 52 древние каменные плиты с барельефами правителей долины, которых обожествляли местные жители. И это было не случайно…

Так Е.П.Блаватская упоминает Раджпутскую династию Мориа: «Эта династия (…) началась с неких кшатриев (воинов) линии Шакья, состоявших в близком родстве с Гаутамой Буддой, которые, пройдя через Химават (Гималаи), «обнаружили восхитительную местность, хорошо орошаемую и расположенную среди леса величественных бо и других деревьев. Там они основали город, названный его владыками Шакья Мориа-Нагара». Имя же первого правителя из династии Мориа Нагари-Мориа».

Не забудем, что в доме Рерихов в Наггаре, из комнаты Елены Ивановны открывается великолепный вид на снежный пик с двумя вершинами.

Долина Кулу. Гора М (Гирнар). Современное фото

2603-39-620x310 (620x310, 62Kb) 

Раджпуты – это выходцы из провинции северной Индии Раджастхан, что означает «обитель или земля царей». Считается, что предки раджпутов – воинственные кочевники – много тысяч лет назад пришли в Индию из Азии. Здесь они, став оседлыми, влились в древнее сословие кшатриев – воинов и правителей. Поэтому предназначение (дхарма) раджпутов – править и сражаться. Испокон веков княжествами Индии управляли воинственные раджпутские раджи.

«Раджпут почитает своего коня, свой меч и Солнце и больше слушает воинственные песни своих бардов, чем службы брахманов», – писал известный исследователь истории раджпутов англичанин Дж.Тод.

Согласно религии Индии, жизнь раджпутов – это постоянная жертвенность. Как воины они жертвуют своими жизнями в бою, как правители – понимают, что их жизнь им не принадлежит. Их главная  задача – заботиться о благе других людей, чтобы они не страдали и ни в чём не знали нужды. От воинов зависят все  – даже брахманы, не говоря уже о представителях остальных каст. Поэтому в индийском обществе было принято особенно уважать дающих защиту воинов – и не только их лично, но их занятия и потребности.

Образцом настоящего раджпутского героя считался тот, кто боролся против иноземцев, личную честь ставил выше всего; в борьбе за свободу проявлял жертвенность. Раджпутский герой был не привязан к богатству, отличался высокими моральными качествами; тот, кто обращался к нему за защитой, получал её. 

Истинный раджпут презирал безнравственных людей, которые завидовали, предавались чувственным удовольствиям и забавам, обманывали и предавали друзей. Считается, что хотя низкие люди могли на какое-то время приобрести внешние признаки благополучия, они на самом деле проигрывали: нарушив свою дхарму и моральный кодекс чести, они разрушали свою душу. И если не они сами, хотя бы в будущих рождениях, то их потомки были обречены и на позор, и на большие страдания.

С точки зрения индуиста, будущее имеет не меньшую ценность, чем настоящее, потому что оно неизбежно, и каждый сам создаёт его.   

Из всех народностей Индии воины Раджастхана выделяются гигантским ростом и стройностью, длинными волосами и бородой, украшенными драгоценностями тюрбанами и оружием. Путешествуя по Индии, Елена Петровна Блаватская так описывала их: «…Длинноволосые раджпуты с их прямыми, чисто греческими чертами лица, с разделённою на подбородке бородой, концы которой закручиваются за уши, в… тюрбане, состоящем из двадцати аршин белой тонкой кисеи, обкрученной… вокруг головы, в серьгах и ожерельях»

Н.К.Рерих. Замок такуров. 1932

2603-41 (700x495, 339Kb)

Не случайно раджпутов называют рыцарями Индии. На протяжении всей своей долгой истории они всегда являли пример воинского мужества и бесстрашия, стойкости и благородства, правдивости и преданности своим родным, друзьям и соратникам, пример высочайшего чувства чести и долга. Не было случая в истории Индии, чтобы раджпуты сдавались врагам, они сражаются до конца!

История Раджастхана уходит в глубину веков… Исследователи описали генеалогии некоторых раджпутских семейств, ведущие свои записи от 1000 до 2200 лет до н.э. 

О раджпутских такурах Е.П.Блаватская писала: «Такуры почти все ведут свой род от Суръи (солнце) и потому называются сурьявансами, потомками солнца, в гордости не уступая никому. По их выражению: «земная грязь не может пристать к лучам солнца», то есть, к раджпутам; поэтому они не признают никакой касты, кроме браминов, отдавая почести лишь одним бардам, воспевающим их военные доблести, которыми они так справедливо гордятся. Англичане страшно боятся их и не решились их обезоружить, как другие народы Индии». 

«Такуры играют в Индии ту же роль, какую играли в Европе средневековые бароны феодальных времён. Номинально они подвластны… своим владетельным принцам… но de facto они ни от кого не зависят. Построенные на неприступных скалах, их замки, кроме явного затруднения добраться до них иначе как по одному человеку, гуськом, представляют ещё ту выгоду, что каждый из них сообщается с подземными ходами, тайна которых переходит лишь наследственно, от отца к сыну. Мы посетили два из таких подземных покоев; один из них способен поместить в своих обширных залах целую деревню. Одни йоги (кроме владельцев) и посвящённые адепты имеют свободный к ним доступ. Хорошо известно, что никакая пытка… не в состоянии заставить их выдать тайну»

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Н.К.Рерих.Гундла.Жилище Такура.1932.Раджпутские Такуры. | олег7 - Дневник Олег7 | Лента друзей олег7 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»