За окном валит густой снег. Всё кругом серо, мокро и совсем не весело. Поэтому публикую рассказ 2013 года о солнце, цветах и ярких красках.
«Перечитанный недавно рассказ о керамике из Феса (http://www.liveinternet.ru/users/5791474/rubric/5606057/) навеял воспоминания о нашей поездке в Марокко. Я, конечно, предполагала, что это красивая страна, но не ожидала такого буйства красок, которое мы там увидели: горы, поля, растения – всё было чрезвычайно ярким.
Валерий Морозов. «Весна в Марокко», 2007 год
В Марокко даже все города имеют свой цвет – серо-белая Касабланка, сине-белая Эссуэйра, золотисто-бежевый Фес… На мой взгляд, самый яркий город Марокко - Марракеш, который часто называют красным. Но Марракеш, скорее, ярко-розовый. Трудно в это поверить, но абсолютно все дома в городе окрашены в разные оттенки розового цвета.
Все дома, за одним исключением. Речь идёт о доме, который находится в Садах Мажореля, о доме, который можно назвать символом марокканской красочности.
Чтобы начать рассказ об одной из ярких достопримечательностей Марракеша, мне придётся сделать очень далёкое отступление - во Францию в конец XIX века. В северо-восточном её регионе, в Лотарингии есть город Нанси.
В этом строго-европейском городе в конце позапрошлого века жил и работал Луи Мажорель.
Он был, как бы теперь сказали, дизайнером мебели, видным представителем стиля Art Nuovo. А в то время его называли эбенистом, т.е. краснодеревщиком. Формально этот термин можно перевести как «чернодеревщик», т.е. специалист по изготовлению художественных изделий из черного дерева.
В 1886 году у Луи Мажореля родился сын Жак. К сожалению, мне удалось найти в Интернете только живописный портрет 4-летнего Жака и маленькую фотографию 64-летнего Жака.
И всё. Что странно для известного художника. Жак Мажорель пошёл по стопам отца и стал известным художником. Скромные пейзажи Лотарингии не давали Мажорелю достаточно вдохновения для работы, и Жак стал искать его в других странах. В 1908 году Мажорель отправился в путешествие по Испании и Италии, затем он попал в Египет, где встретился с арабским Востоком. Эта встреча оказала настолько сильное влияние на Мажореля, что он стал одним из виднейших французских художников-ориенталистов.
Поездки в Египет продолжались до тех пор, пока в Европе не разразилась первая мировая война. Мажорель пошёл на фронт, где заболел туберкулёзом. Нужно было менять климат, и в 1919 году Жак Мажорель переехал в Марокко. В 1924 году он приобрел в квартале Гелизе, который находится между старыми и новыми районами Марракеша, участок земли площадью около одного гектара и построил виллу «Бу Сафсаф» в мавританском стиле. Художник сам расписал парадную дверь, придумал узоры для изразцов, задумал и воплотил в жизнь весь интерьер, используя краски преимущественно голубого, зеленого, темно-красного цветов, а также насыщенного синего цвета.
К сожалению, сейчас эта часть усадьбы закрыта для посетителей.
Вокруг дома Мажорель заложил обширный сад, или сады, которые позже и стали знаменитыми Les Jardins Majorelle. Дело в том, что Мажорель был не только художником, но и страстным любителем и коллекционером растений. На свои средства он финансировал ботанические экспедиции, переписывался с учёными-ботаниками всего мира, обменивался с ними редкими экземплярами. Часто ездил на «охоту» за растениями сам и привозил кактусы из Северной Америки и Мексики, лотосы и бамбуки из Азии, необыкновенные растения из Южной Африки. Все эти растения он и высаживал в своем саду в Марракеше. В 1931 году по заказу Мажореля архитектор Поль Синуар спроектировал и построил студию в стиле Art Deco с перголами и ярко-синими стенами, увитыми гроздьями пунцовой бугенвиллеи.
Именно в этом сказочном строении художник проводил большую часть своего времени… Здание было окрашено в такой необыкновенный синий цвет, что позже он стал называться «Синий Мажореля». Кстати, именно фотографии студии часто ошибочно иллюстрируют рассказы о вилле «Бу Сафсаф»…
С 1947 года Мажорель открыл свой сад для публики. Говорят, что в первые годы художник сам водил посетителей по своему саду, рассказывал о любимых цветах и растениях. В 1955 году часть сада с виллой была отделена и закрыта для посещения. Жак Мажорель умер в 1962 во Франции. Он возвратился туда после того, как серьёзно пострадал в автомобильной аварии в Марокко.
Как часто бывает в таких случаях, лишившись своего любящего Хозяина, начинает погибать и Усадьба. Сад, который был любимым творением Мажореля и уникальным образцом ландшафтного искусства, был заброшен, растения чахли и гибли. А местные власти подготовили проект о выкупе участка, сносе дома и сада и строительстве на этом месте очередного отеля.
Продолжение следует…