Сейчас прочитала рассказ моего друга по LiveInternet Ирины-Тверичанки о судьбе французской актрисы Мишель Мерсье http://irina-tver.ru/post377458935/ и вспомнила, что в 2010 году тоже написала короткую заметку о французском кино, которого сейчас, увы, нет…
«В субботу по НТВ шла очередная передача из серии «В поисках Франции». Я не видела предыдущие фильмы, в которых Вадим Глускер рассказывал о французской кухне, французской парфюмерии, французской моде, французских винах и других знаменитых французских "вещах". Именно благодаря им Франция с детства кажется нам ближе и милее, чем многие другие страны. К сожалению, у меня не получилось посмотреть эти выпуски. Как-то не сложилось быть в субботу в два часа дня у телевизора. Поэтому в прошлую субботу, когда такая возможность появилась, я предвкушала удовольствие от встречи с Францией. Тем более, что в анонсе говорилось: очередная серия будет посвящена французскому кино.
Я могу часами говорить на эту тему, вспоминать французские фильмы и французских актёров. Но я не буду этого делать, иначе я расплачусь, потому что всё это уже Атлантида, которая разрушилась под натиском голливудского конвейера и потонула под грудой блокбастеров. В условиях всеобщего помешательства на 3D картинках можно только с грустью и ностальгией вспоминать о «золотом веке» французского кино. Вот с такой ностальгией я смотрела на прекрасную Анжелику.
И бесконечно симпатичного молодого блондина Ришара.
Но в этой бочке мёда под названием «В поисках Франции. Снять по-французски» не обошлось без нескольких ложек дёгтя, которые автор равномерно раскладывал по фильму. Не знаю, может быть, Вадим Глускер, родившийся в 1971 году, искренне считает, что в советское время фильмы в кинотеатрах шли по полгода, а очередь на иностранные фильмы надо было занимать с утра? А может быть, дело в другом? Почему, когда речь идёт о тех годах, то люди, жившие в то время, намеренно выставляются какими-то идиотами?
Пьер Ришар рассказывал, как в два часа ночи случайно встреченная на Красной площади женщина бросилась к нему и со слезами на глазах говорила, что он «луч света» в тёмном царстве. И это всё, что он запомнил в России? А по словам автора цикла, у нас любили французские комедии, потому что они являлись «глотком свободы». Французские комедии любили, потому что они были смешными! Кстати, я как-то купила диски со всеми фильмами Ришара. Оказалось, что смотреть можно только те, которые были известны мне по временам советского кинопроката, а остальные - такая мура...
Постаревшая, но всё ещё милая Анжелика (Мишель Мерсье) рассказывая о популярности своей героини в Советском Союзе. Говорила о том, в Москве она с ужасом узнала, что у неё могли быть большие неприятности из-за того, что неистовая графиня «отвлекала советских женщин от официальной идеологии». Но она рада, что фильм помог им (советским женщинам) стать более женственными и элегантными. Кто ей сказал такую глупость? У нас, что? До просмотра этих фильмов женщины ходили в красных косынках, кожанках и кирзе?
И сам Глускер без конца делал ссылочки на всевидящее око цензуры, которая всё вырезала. Правда, он был вынужден сам признать, что большинство «купюр» - дело рук киномехаников, которые вырезали пикантные кадры для собственного интереса или в коммерческих целях. А о том, что была определённая длительность сеансов, и не все фильмы укладываются в это время, никто из авторов передачи не слышал?
Глускер также прошёлся по однобокой тематике советских фильмов, посвященных "почти исключительно борьбе за урожай и выполнению производственного плана". А что сейчас (в отсутствие пресса цензуры, худсоветов и прочих идеологических монстров) изменилось? Современные фильмы посвящены почти исключительно борьбе бандитских группировок между собой или борьбе бандитов с представителями правоохранительных органов, причём, кто есть кто, не всегда понятно…
Но, в целом, я с удовольствием посмотрела на знакомых, хотя и постаревших артистов, вспомнила походы в кинотеатры, на фестивальные просмотры и недели французских фильмов, которые были для меня и моих друзей не «глотком свободы», а просто возможностью посмотреть хорошее кино...»