На этой неделе Пятый канал предлагал для просмотра подборку фильмов, сделанных на киностудии «Мосфильм». Среди прочего был показан фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» 1964 года выпуска.
Сразу скажу, что не отношусь к фанатичным поклонникам Рязанова. Точнее так. Мне очень нравятся некоторые его фильмы. А к большинству я всегда относилась равнодушно. Комедия «Дайте жалобную книгу» относится именно к этой категории. При том, что в фильме заняты хорошие актеры, есть забавные фразы, которые стали крылатыми. Их много, но, наверное, лучше всего запомнилось «Начальство надо знать в лицо». Но актеры не выходят за рамки уже устоявшихся масок.
Анатолий Папанов и Николай Парфенов как всегда играли бюрократов среднего руководящего звена. Николай Крючков – положительный руководитель высшего звена... Для усиления эффекта Рязанов использовал в комедии прием, который называется камео, причем дважды. Сам появился в эпизоде, а также пригласил знаменитую троицу Никулин–Вицин-Моргунов, которая стала популярна благодаря фильмам Леонида Гайдая.
Но дело даже не в этом. Фильм явно конъюнктурный. Незамысловатая история о том, как хорошее новое борется с плохим старым и, естественно, побеждает. Напомню краткое содержание кинокартины. Героиня Ларисы Голубкиной работает директором ресторана «Одуванчик», которое представляет собой, по мысли авторов, типичное злачное место – дым коромыслом, старая пециа, исполяющая любовные романсы, колонны с пилястрами, тюлевые шторы, низкое качество еды, грубость персонала…
Персонаж Олега Борисова – смелый и умный журналист сначала ругается с директором ресторана и пишет про неё едкий фельетон в центральной газете. Затем влюбляется и старается помочь ей провести коренную перестройку «бизнеса».
[700x528]
Плохой начальник – персонаж Н.Парфенова, не дает добро на этот план. Тем не менее, с согласия элегантной директрисы кафе группа студентов архитектурного института осуществляет перестройку в прямом смысле, т.е. разрушает всё, и на руинах старого «Одуванчика» возводит молодежное кафе в эстетике 60-х годов. Предполагается, что в новых стенах повара будут готовить вкусные блюда, а официанты в новой форме будут проявлять вежливость к посетителям. Фильм заканчивается всеобщими песнями и танцами в обновленном интерьере кафе. Finita la comedia.
Даже в то время у меня возникали вопросы. Например, как можно в плановой экономике без какого-либо плана приостанавливать деятельность государственного предприятия, прибыль которого идёт, в том числе, на оплату заработной платы сотрудников? Как при плановой экономике можно было начать не просто ремонт, а коренную перестройку здания без средств на оплату работ и стройматериалов, а самое главное, без выделения фондов на эти стройматериалы, мебель и прочие необходимые предметы? Как можно начинать разрушение и строительство без каких-либо чертежей и расчетов, только на основе школярских эскизов? Поэтому неудивительно, что героиню Голубкиной фактически увольняют. Конечно, я понимаю, что это кинокомедия, что в кино всё условно. Но ведь какая-то связь с реальной жизнью должна быть? Или у меня не было и нет чувства юмора?
Самое смешное, что сейчас, то есть в условиях рыночной экономики такое самоуправство наёмного работника просто недопустимо. Боюсь, что современный собственник не ограничился бы увольнением такого менеджера-перестройщика…