Еще один рассказ о наших южно-африканских впечатлениях, также впервые опубликованный в 2010 году.
«Раз уж пошла речь о Южной Африке, то расскажу о посещении одной лавочки. Два года назад мы побывали в гостях у сангомы. У народов Южной Африки сангома – «ихнее всё»: прорицатель, колдун, знахарь, целитель, консультант по всем вопросам. Магическая сила сангомы не подвергается сомнению, поскольку сангома обладает тайной общения с духами. А в Южной Африке вера в духов едва ли не сильнее, чем вера в Бога. Наверное, поэтому тысячи сангом совершали свои магические камлания накануне игр сборной ЮАР по футболу. Не получилось, однако. Белое население относится к сангомам с некоторой опаской, по принципу «конечно, я в это не верю, но…»
Сангомой может быть мужчина, но всё-таки сангом-женщин гораздо больше. Обычно, когда речь идёт о колдуньях, то в воображении возникает образ страшной старухи. Наша первая встреча с сангомой произошла в этнографической деревне Леседи в окрестностях Йоханнесбурга. Эта сангома была вполне молода и красива. Впрочем, вероятно, что её специально подбирали, так сказать, экспортное исполнение.
Когда иностранные туристы собрались в большом зале, где происходит основное представление (песни и пляски народов ЮАР) сангома резво пробежалась по рядам, подсовывая нам под нос совок, типа мусорного, с тлеющими корешками и вершками каких-то растений. Видимо, сладковатый дым должен был сделать наши впечатления от выступления местных артистов более яркими…
Но вернусь в лавочку. Она расположена в самом центре самого чёрного района Йоханнесбурга - Хиллброу. Мне могут возразить, что самый чёрный район - Соуэто, но это – отдельный город, маленький, но город. Район Хиллброу до 1994 года был процветающим деловым центром деловой столицы ЮАР: офисы многочисленных банков и крупнейших компаний, роскошные гостиницы и дорогие магазины. После 1994 года белые покинули Хиллброу, и район, став чёрным, быстро "запаршивел".
Правда, сейчас можно отметить признаки возрождения, процесс которого особенно ускорился в связи с проведением в ЮАР чемпионата мира по футболу. Тем не менее, белые люди в одиночку в этом районе не ходят и даже на машинах не ездят. Но нам, я считаю, повезло, и мы побывали на экскурсии в столь экзотическом месте. Один из пунктов такой экскурсии – посещение лавки сангомы. Называется это заведение очень пафосно «Музей человека и науки».
Интерьер лавки вполне соответствует ожиданиям: страшные маски, барабаны, магические амулеты, рога и копыта, мумии местных зверьков и их частей, обладающие целительной силой (естественно, особое место занимают высушенные половые члены особо активных в сексуальном плане животных), пучки лечебных трав и корней, газетные кульки с порошками, косточками и веточками, старые разнокалиберные банки с целебными смесями, мазями и настоями…
[478x640]
[480x640]
[640x481]
[640x481]
[640x481]
Весь этот разнообразный ассортимент издавал специфический запах пыли, специй, гнили и чего-то ещё непонятного. Этот аромат гнал нас, не привыкших к южноафриканским снадобьям, на улицу. Думаю, нет нужды говорить о том, что никаких покупок в этой лавочке мы, естественно, не делали. Но, видимо, дела у хозяев идут вполне прилично, раз торговля ведётся аж с 1948 года…
Когда мы были в лавке, то к сангоме пришла клиентка, которая заказала сеанс гадания на костях. Хозяйка лавки, которая вполне соответствовала традиционному образу колдуньи, т.е. старая и некрасивая, бросила на мятую газету горсть разных косточек весьма похожих на куриные, шариков и ещё каких-то штучек… Я хотела сфотографировать этот процесс, но сангома, злобно глянув на меня, что-то возмущённо закричала на своём местном наречии. Несмотря на то, что я не знаю языки народов ЮАР, а их в стране только официальных одинадцать, перевода не потребовалось - продолжать фотосессию я не осмелилась...»