Сюжет об «уложенных» деревьях напомнил мне одну из наших поездок по дорогам Южной Африки. Рассказ о том, как южноафриканцы относятся к своему лесу, был опубликован в 2010 году.
«На прошлой неделе случайно увидела на российском канале часть передачи «Специальный корреспондент». Выпуск был посвящен проблемам нашего лесного хозяйства. В качестве иллюстрации плачевного состояния наших лесов и варварского к ним отношения корреспондент показал знаменитую картину И.Шишкина «Корабельная роща» и то место, которое вдохновило пейзажиста.
И.Шикин "Корабельные сосны", 1898 год
Ещё недавно там шумели красивые гордые деревья. Сейчас на этом месте только корявые пни, сучья и мусор… И вновь я вспомнила Южную Африку, о жителях которой так любили пренебрежительно пошутить наши спортивные комментаторы во время недавнего чемпионата мира по футболу. Может показаться странным, но в ЮАР очень развита лесная промышленность. В этом году мы побывали в северо-восточных провинциях страны, где обычно мало бывает туристов, а уж русских туристов - тем более. В этой части рельеф, в основном, состоит из плоских холмов, засаженных эвкалиптами, а ближе к морю – чайными кустами. Эта местность так и называется – Зелёные Холмы.
Когда едешь по дорогам в этом регионе Южной Африке, то кажется, что находишься в нашей средней полосе, среди полей, сосновых лесов и берёзовых рощ.
[640x363]
[640x318]
[640x245]
[640x262]
[640x315]
И только приглядевшись, понимаешь, что на зелёных лугах пасутся не коровы, а страусы.
Эвкалипт занимает главное место в лесопосадках, потому что он быстро растёт. Но главное достоинство – возможность 100-процентной утилизации всех "частей" дерева: листва используется для производства масла, из коры получают отличную бумагу. Древесина эвкалипта (очень твёрдая, гладкая, тяжелая и прочная) почти не поддаётся гниению. Из нее часто делают обшивку для кораблей, опоры для мостов, рукоятки столярного инструмента. Поэтому эвкалиптовые посадки с полным правом можно назвать корабельными рощами. Правда, в отличие от сосен растёт это дерево очень быстро, и через двенадцать лет после посадки уже достигает товарной «зрелости».
После краха режима апартеида в 1994 году у некоторых пришедших к власти чёрных чиновников, перефразируя В.И.Ульянова-Ленина, началась «детская болезнь патриотизма». Они ополчились на всё, что, по их мнению, связано с годами власти белого меньшинства – с названиями городов, растениями… В том числе начались гонения и на эвкалипт, привезённый в своё время в Южную Африку из Австралии. Эвкалипт, иногда называют насосом потому, что в сутки одно взрослое дерево потребляет (высасывает из почвы и испаряет в воздух) более 300 литров воды. Собственно его часто и используют для осушения болотистых местностей. Но высаженные в засушливой части страны быстрорастущие эвкалипты, конечно, лишают землю влаги. Поэтому новым властям эвкалипты представлялись тайным ботаническим оружием белых угнетателей. К счастью, с течением времени страсти поутихли, а экономическая целесообразность и здравый смысл вернулись в ЮАР.
При поездках по дорогам провинции Квазулу-Натал интересно наблюдать за сменой «возрастных» лесопосадок: маленькие зелёные «хвостики», кусты, молодые деревца, взрослые деревья, вырубленные и расчищенные участки.
И очень интересно смотреть на всё это с самолёта, потому что видно, как разумно организована работа. Новые посадки и вырубка взрослых деревьев ведётся с учетом удобства вывоза древесины. Всё продуманно и аккуратно. С учётом эффективного ведения экологичного, безотходного и весьма выгодного бизнеса.
Особенно хорошо это видно с воздушных «трамвайчиков» - маленьких самолётов компании South African Express, совершающих короткие рейсы на относительно малой высоте.
Вот такое отношение к лесу на краю света в Южной Африке."
P.S. К сожалению, фотографии были сделаны из окна "летящего" автомобиля поэтому не очень четкие, кроме предпоследней, которая была сделан из окна летящего самолета, и последней, взятой из Интернета.. Но самолётик был именно такой, неюбольшой и очень комфортабельный.