Как быстро летит время… Казалось, только вчера миллионы женщин по всему миру подобно главной героине Джулии Робертс, лившей в опере слезы над трагической судьбой дамы с камелиями, утирали глаза, следя за резкими виражами судьбы современной Синдереллы (называть Вивиан Золушкой у меня как-то язык не поворачивается). Но оказывается, что 23 марта 2015 года фильму Гэрри Маршалла «Красотка» («PrettyWoman») исполнилось 25 лет!
По нынешним меркам, бюджет этой «культовой» комедийной мелодрамы выглядит просто смешным – 14 миллионов долларов. Сейчас даже наши кинематографисты легко «осваивают» более значительные суммы. Зато в прокате она имела сногсшибательный успех. В результате она принесла создателям в десятки раз больше – около 465 миллионов, а с учетом инфляции и доходов от продажи видеокассет и дисков размер доходов общая сумма доходов еще выше. На мой взгляд, это является очередным свидетельством того, что для коммерческого успеха не обязательно затрачивать огромные деньги. Главное - в другом. В данном случае – красивая история, удачный сценарий, подходящие актеры, запоминающаяся музыка, завлекательная картинка, броское название, etc.
А ведь все могло быть совсем по-другому. Изначально предполагалось, что это будет социальная драма. В первом варианте сценария под названием «3000» (имеется в виду сумма сделки в долларах США между главными героями фильма) главная героиня - проститутка Вивиан - была определенно отрицательной героиней, примитивной грубой наркоманкой. Да и Эдвард не вызывал никаких симпатий - в конце истории он выбрасывал уличную проститутку на улицу. Почти также, как герой фильма Ф.Феллини «Ночи Кабирии». Но разве фильм с таким названием и таким содержанием, а главное – без happy end может рассчитывать на успех в Америке? Разве можно такое снимать в Голливуде? Конечно, нет!
Сейчас в подобных случаях американские продюсеры «впаривают» такие сценарии российским кинематографистам, которые с радостью переносят действие в Россию, добавляют чернухи местного разлива и получают за это премии на международных фестивалях. В то время такая возможность отсутствовала (денег тогда у наших киношников еще не было), поэтому сценарий перепродали другой студии, которая решила внести кардинальные изменения, и социальная драма была быстро перекроена в комедийную мелодраму. Социальный статус главных героев был сохранен (уличная проститутка и успешный рейдер), но их характеры были подогнаны под стандарты американского (и зачастую не только американского) кино: скрытые под отрицательной оберткой глубокая порядочность и богатый внутренний мир. У меня это всегда вызывает один вопрос: а чего тогда в проститутки-то и бизнес-бандиты идти? Другие профессии не пробовали? Или ничего личного – только деньги?
Трудно найти человека, который не смотрел «Красотку», но всё-таки попытаюсь кратко изложить содержание фильма. Действие происходит в Лос-Анджелесе. Одинокий, красивый, молодой человек, и при том ещё и миллиардер из Нью-Йорка, возвращается домой с вечеринки на машине партнера. При этом он плохо ориентируется в городе, заезжает в сомнительный квартал, где просит одну из лениво фланирующих уличных девушек показать ему дорогу в отель. В результате Эдвард решает попросить Вивиан о дополнительных услугах профессионального характера.
Утром он решает «продолжить банкет» и предлагает ей остаться с ним до конца недели с целью предоставления эскорт-услуг на сумму 3000 долларов, плюс питание и обмундирование.
А далее идет череда комедийных ситуаций из серии "человек в непривычных обстоятельствах".
В конце недели комедия перерастает в драму, оставаясь при этом полной фантастикой. Почему фантастикой? Потому что менее, чем за неделю с героями происходит волшебная трансформация. Провинциальная «ночная бабочка» превращается в интеллигентную девушку, которая просто-таки оскорблена предложением героя пойти к нему на содержание на исключительно благоприятных условиях.
Безжалостный Эдвард, ранее добивавшийся успеха любой ценой, проникается идеями бизнес-гуманизма, и, судя по всему, готов выступить в качестве принца и предложить Вивиан руку и сердце.
В связи с профессиональной ориентацией главных героев, у создателей картины были проблемы с подбором актеров. Никто не хотел портить свою фильмографию такими ролями. От Вивиан отказались такие голливудские звезды, как Дэрилл Ханна и Мэг Райан.
И даже менее звездные актрисы - Валерия Голино и Молли Рингуолд.
Согласилась мало кому известная в то время Джулия Робертс.
23-летней актрисе нечего было терять: фильм «Стальные магнолии» к моменту начала съемок «Красотки» еще не вышел на экраны. Первая слава, номинации на «Золотой глобус» и «Оскар» за женскую роль второго плана в этом фильме были впереди. Кроме того, продюсеры учли в размере гонорара «репутационный риск» . Если за участие в фильме «Стальные магнолии» Джулии Робертс заплатили 50 тысяч долларов, то за «Красотку» ей предложили 300 тысяч.
Роль очень закомплексованного, но весьма успешного бизнес-волка Эдварда Льюиса также не привлекла ведущих актеров. От участия в фильме отказались Кристофер Риф, известный по фильмам о похождениях Супермена и Аль Пачино.
После того, как Ричарда Гира долгое время ассоциировали с героем фильма "Американский жиголо", он согласился на эту роль только после очень настойчивых уговоров режиссера.
Мне всегда интересно, кто мог стать исполнителем известных ролей в известных фильмах. Не знаю, какой бы получилась бы "Красотка", если бы вместо Джулии Робертс и Ричарда Гира в этом фильме снялись «отказники». Знаю только одно, что после триумфального успеха фильма они, скорее всего, кусали себе локти…
У создателей фильма были проблемы даже с реквизитом, отпугивало страшное слово «проститутка». Автомобильные аристократы «Феррари» и «Порше» отказались предоставить свои автомобили для съемок из боязни, что это нанесет ущерб имиджу респектабельных марок. В результате один из продюсеров картины одолжил собственный спорт-кар “Lotus Esprit”.
Представляю, как у него сжималось сердце, когда Ричард Гир изображал неумелого водителя. Кстати, сразу после выхода фильма объемы продаж этих автомобилей выросли втрое. Какая все-таки сила американское кино!
Безусловно, одним из ключевых факторов успеха фильма стала главная музыкальная тема, основанная на песне Роя Орбисона «Oh, Pretty Woman».
Мне кажется, авторы фильма поступили очень разумно, купив у Орбисона права на известную песню, написанную в 1964 году. Эта мелодия не только украсила фильм, стала его своеобразным камертоном, но и дала ему новое название, которое, безусловно, лучше первоначальных "денежных" вариантов («3000» и «3000 баксов»).
Можно любить или не любить жанр комедийной мелодрамы (или романтической комедии?), можно по-разному относиться к Джулии Робертс и ее героине, можно верить или не верить в чудесное преображение Вивиан и Эдварда. На мой взгляд, суть не в этом. В докомпьютерную эру фильмы делали про людей, про их жизнь, пусть во многом вымышленную. Сейчас машинная графика медленно, но верно вытесняет людей с киноэкрана, заменяя их трансформерами и вурдалаками…
P.S. Все фотографии взяты из Интернета.
Исходное сообщение BLANKA Неужели мы столько прожили с момента встречи с ней.Ларочка, вот и я о том же... А про сегодняшних ничего не хочется говорить!