• Авторизация


Родовой замок Франсуа Фенелона в Аквитании. 11-03-2015 21:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Родовой замок Франсуа Фенелона

[показать]

[показать]

Департамент Дордонь-Перигор – это начало знакомства с Аквитанией. Здесь сохранились многочисленные памятники первобытной эпохи. 15 из них находятся под охраной ЮНЕСКО. 

[показать]

Дордонь – это край 1001 замка. Здесь есть и средневековые постройки Бейнак и Кастельно. И более поздние – эпохи Возрождения и Классицизма,среди которых и наш замок Фенелон

Этот замок стоит на холме на левом берегу реки. Он виден с дороги через реку, и к нему ведут указатели. Свое название этот замок, стоящий на рубеже Перигора и Керси, получил от фамилии его владельцев, в числе которых был здесь родившийся и почти всю жизнь здесь проживший знаменитый писатель конца XVII в., аббат, а потом и архиепископ Камбрейский Франсуа де ла Мотт Фенелон (1651 — 1715). 

                              [показать]

Франсуа Фенелон-де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенелон,  — знаменитый французский писатель; родился в Перигоре, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья; потом учился в Кагорском унив. и в Парижской семинарии св. Сульпиция; 24-х лет от роду вступил в духовное звание.

[показать]

От природы одаренный живым, подвижным умом и горячим воображением, Фенелон чуть не с первых шагов в своём новом сане порывался к миссионерским подвигам. Традиции античной литературы, которыми он успел напитаться за время своего ученья, влекли его в Грецию. Ему грезилось, что все христианское население Эллады, стонущее под игом турок, находит в нём защитника, что султан, ошеломленный, отступает перед ореолом его славы.

                           [показать]

Эти мечты сменялись другими: его тянуло в Канаду проповедовать слово Божие язычникам и стяжать мученический венец среди диких индейских племён. Однако ни на Восток, ни на Запад Фенелон не поехал; ему досталась более спокойная должность в Париже. Парижский архиепископ назначил его духовником в новой женской конгрегации, Nouvelles catholiques, составившейся из молодых девушек, только что обратившихся из протестантизма в католичество.

[показать]

[показать]

Вскоре ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому после отмены Нантского эдикта протестантскому населению Сентонжа и Пуату. Широкая веротерпимость, которая приписывалась Ф. просветителями XVIII в., — по-видимому, не более как легенда: на этом поприще он мало чем отличался к лучшему от других католических миссионеров.

[показать]

В 1687 г. Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles», до появления которой не было ни одной сколько-нибудь удовлетворительной работы, посвящённой этому вопросу. Фенелон энергично восстает против господствовавшего в то время взгляда, по которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха.

          [показать]

Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; чем она будет руководиться при этом, если она будет обучена только танцам и уменью поддерживать разговор да будет с грехом пополам помнить несколько молитв?

[показать]

Фенелон ратует за достоинство женщин, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум во имя того, что она человек. Невежество порождает скуку, а скука — всевозможные пороки. Фенелон — не враг развлечений, но он хочет, чтобы девушка умела выбирать развлечение разумное.

[показать]

Он не рекомендует набивать голову девочкам ненужной в жизни премудростью. Основной научный их багаж должен быть, по его мнению, очень невелик: уменье правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики, знание основных элементов права, знакомство с древней и французской историей. Выбор неисторических книг для чтения должен производиться очень осмотрительно; не следует чересчур разжигать молодую фантазию.

[показать]

В 1689 г. Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Пользуясь поддержкой г-жи Ментенон, Фенелон приступил к своей задаче. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца.

[показать]

Образованием герцога Фенелон не обязан был заниматься непосредственно, но так как мальчику нужно было читать, а книг подходящих не было, то Фенелон сам позаботился составить их. Таким образом возникли его «Басни» и «Разговоры мертвых» (Dialogues des morts). Цель тех и других была прямо практическая: это были книги в буквальном смысле ad usum Delphini. Написаны они той удивительно лёгкой и грациозной французской прозой, которая до сих пор делает произведения Ф. наиболее удобными для усвоения французского языка детьми.

[показать]

В каждом отрывке заключалось какое — нибудь житейское, моральное, а в «Разговорах» — даже и политическое нравоучение. Так, идея разговора Пизистрата с Солоном та, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; идея разговора Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а наоборот, делает их несчастными и приводит к их гибели. Все эти разбросанные в разных баснях и диалогах идеи были впоследствии собраны и приведены в систему в «Телемаке».

[показать]

В 1688 г. Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок г-жи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля.

[показать]

Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга. Опала мадам Гийон началась в 1693 г., а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 г. он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского.

[показать]

Фенелон ещё раньше покинул двор и отправился в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламандское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Ф., и он её в значительной степени достиг. К янсенистам и протестантам он, по-видимому, теперь относился с большей терпимостью, чем в пору молодости

[показать]

Особенно возросла его популярность в эпоху войны за испанское наследство, когда он одинаково гуманно относился к раненым солдатам и офицерам, не только своим, но и неприятельским. Мальборо, узнав, какой приём нашли его офицеры у Ф., строго запретил своим войскам разорять земли, принадлежавшие к его епархии.

[показать]

В 1711 г. умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Ф. Сторонники Ф. вступили с ним в сношения, чтобы выработать основы тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти старого короля. Ф. съехался со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были выработаны так называемые «Tables de Chaulnes» — важнейшие принципы будущих преобразований.

[показать]

Тут шла речь о сокращении придворных штатов, о созыве государственных чинов, члены которых должны были быть избраны без всякого давления и получить огромную власть, о разграничении духовной и светской власти, о провозглашении свободной торговли. Труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца.

[показать]

Политические воззрения Ф. мы знаем и по другим источникам. От него остался трактат "Examen de conscience des devoirs de la royauté", a также мемуар, составленный для назидания самого Людовика, но, по-видимому, не представленный ему.

                               [показать]

Основа взглядов Ф. — ограничение королевской власти при помощи советов, составленных из двух высших сословий. Эту мысль он проводил уже в своём знаменитом «Телемаке», но там она была выражена иносказательно. «Телемак» (Les aventures de Télémaque) был написан в 1695-96 г, но появился в 1699 г.

[показать]

Остатки ферм

В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля.

[показать]

Такова литературная сторона книги; но у неё есть и другая сторона, не менее важная. «Телемак» является прямым продолжением «Разговоров мертвых»; это, так сказать, курс политической педагогики для детей старшего возраста. Намёки на современность наполняют всё произведение. Перед читателем проходят изображения злых царей, дающих в общей сложности очень похожий портрет Людовика, изображения министров, в которых современники легко узнавали Лувуа и других тогдашних деятелей, силуэты придворных, причём на долю каждого из приближенных Людовика приходилась хорошая прозаическая эпиграмма.

[показать]

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

Есть в «Телемаке» и картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент; см. Утописты), за которые король лишил автора остатков своего расположения. Словом, в книге много чисто языческой красоты, смелости и откровенности, которая казалась опасною; недаром Боссюэт назвал «Телемака» произведением, недостойным духовного лица. Из трёх богословско-философских трактатов Ф., «Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce», «Traité de l’Existence de Dieu» и «Lettres sur divers sujets de religion et de métaphysique», внимания заслуживает только второй.

                              [показать]

Основная мысль его формулируется в следующем силлогизме: все, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Трактат написан с присущей Ф. ясностью и довольно долго служил школьным руководством.

[показать]

                                [показать]  

                          [показать]

                         

                          [показать]

                           [показать]

                           [показать]

                           [показать]

                           [показать]

                          [показать]

                          [показать]

                           [показать]

                          [показать]

                           [показать]

                           [показать]

                          [показать]

                                [показать]                        

Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 г., за восемь месяцев до Людовика XIV.

Издания сочинений Ф.: П., 1787—1792 (с биографией Кербефа) и 1810; Тулуза, 1809—1811; Безансон, 1827; Версаль, 1820-30; П., 1851-52 (самое полное).

                                  [показать]

Похвала есть дань, уплачиваемая талантам и доблестям.
Не столь опасно принять плохое решение, как не решиться ни на что или решиться слишком поздно.
Люди иногда судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится или что им выгодно.
Самоотречение не нарушает истинную свободу, а, наоборот, даёт её, освобождая нас от нас самих, от рабства нашей развращённости. Наши страсти - самые жестокие тираны...
Народ всегда будет народом: легковерным, своенравным слепым врагом своей настоящей пользы.
Обман и жестокость мало-помалу подкапываются под самые прочные основания законной власти.
Общественное благо есть закон государей.
Почести раздражают страсти более, нежели могут удовлетворить их.
Испорченные лестью государи становятся до того щекотливы, что всё, что не лесть, оскорбляет и раздражает их.
Государь, недоступный для людей недоступен и для правды.
Деспотизм народа есть слепая сила, которая неистовствует сама против себя.
Чем сильней привязываемся мы к жизни, тем горше бывает её конец.
Расположение духа рождает склонности и отвращения в ущерб интересам.
Судьи, купившие судебные места, будут, в свою очередь, продавать правосудие.
От самых великих людей нельзя требовать более того, что может сделать человечество.
Надежда - единственное облегчение человеческих скорбей.
Все войны на свете - гражданские войны: человек проливает кровь человека.

                        [показать]

Переводов «Телемака» насчитывается до ста, в том числе много стихотворных (латинские, немецкий Нейкирха, русский — «Телемахида» Тредьяковского, прозаич. пер. Ив. Захарова, 1786).

[показать]

 

При написании этой статьи использовался материал:

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Jacques Lagrange (et al.), Le Périgord des mille et un châteaux, p. 202-205, Pilote 24 édition, Périgueux, 2005  ; p. 352
Le guide des châteaux de France - Dordogne, p. 116, Hermé, Paris, 1985,p. 139
Guy Penaud, Dictionnaire des châteaux du Périgord, p. 111, éditions Sud-ouest, Bordeaux, 1996 ,p. 316

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Родовой замок Франсуа Фенелона в Аквитании. | Лада_Марра - Дневник Лада_Марра | Лента друзей Лада_Марра / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»