1.
[700x466]
2.
[500x390]
3.
[700x464]
4.
[466x700]
"Купить в Петербурге извести Петербургской, которая употребляется для лепной работы в гротах, две бочки, и отправить ко мне в Москву; оная надобна на уборку в Кусковском гроте, который убирается раковинами.
В Останкове, 27 Июня 1771".
"Сторговал я в Петербурге чрез Итальянца машиниста Маджия у чужестранного купца Иоган-Георг-Розенфелта восемь статуй, убранных раковинами (из которых одна образцовая принята мною здесь), да три Дельфина и одна Сырень, сделаны из состава, состав сделан на подобие белой глины, и убраны разных сортов раковинами, а Дельфин и Сырень составляют одну групу, которая может ставиться и на большой круглой стол для украшения.
К тому купцу тебе съездить и данной от Маджия адрес ему отдать и те статуи поисправней осмотреть хорошенько и ежели они все целы, то их принять по написанной по-русски росписи, и как первой зимний путь станет, отправить их за хорошим присмотром ко мне в Кусково."
В Москве, 26 Октября 1775. "
Для убрания здесь в Кускове в гроте стола поискать в Петербурге купить раковин заморских не из дорогих, несколько разных сортов, таких что убирают гротеско и большая часть, чтоб были шумовы головки 17 и других сортов, какие сыщутся в продаже (самые большие и дорогие тут не идут) которые переслать сюда не замешкав, ибо тот стол будет убираться Августа к 1-му числу.
В Кускове, 1 Июля 1784. [21]
Один из самых интересных павильонов кусковского парка является ГРОТ, проектированный в 1755 г. двадцатитрехлетн
Грот представляет собой трехчастный - каменный павильон, выполненный в стиле барокко. Об этом говорит и общая тяжесть массы постройки, и выделение главной средней части над двумя остальными, и обилие колонн (их 32), пересеченных кубами, и узорные решетки на окнах, и статуи в нишах, и украшения на фронтонах, и львиные маски над окнами, и картуш над дверьми, выполненные известным скульптором-деко
Грот преподносится зрителю как постройка, заслуживающая особого внимания: вокруг здания расчищен участок, освобожденный от насаждений, а само оно поднято на трехступенчатый цоколь - стереобат, своим очертанием повторяющий изгибы стен.
Белокаменные статуи изображают античных богов (Венеру, Диану, Цереру, Флору, Юнону, Зевса). Некоторые анатомические погрешности несоответствие их облика образам мифологии компенсируются их декоративной целесообразность
Грот должен был изображать подводную пещеру, поэтому все сооружение олицетворяет стихию камня и воды. Так купол венчает фонтан, рёбра купола были сделаны из белого луженого железа и символизировали струи воды, картуши над дверьми были выполнены в виде струй воды, заливающих пламя в чашах.
Внутри Грот представляет собой анфиладу из 3-х помещений: центрального круглого зала и двух боковых кабинетов. Свет проникает из окон, застекленных дверей и люкарн - круглых окон купола и барабана над ним.
В пасмурную погоду или с наступлением теплоты помещение Грота освещалось так же, как и остальные здания Кускова - восковыми свечами. Но осветительные прибора Грота своеобразны - это 16 штук бра и большая люстра, состоящая из плетеных зеленых ветвей и фарфоровых роз, включающих золоченые подсвечники.
В центральном зале проводились камерные концерты, в кабинетах играли в карты. Во время посещения Кускова Екатериной П в 1775 г. в зале был накрыт обеденный стол для нее и ее свиты. Во время летнего зноя нет помещения более прохладного.
Изнутри Грот еще более похож на подводную пещеру. Стены зала расписаны под зеленый с красными прожилками мрамор, фигурные решетки на окнах и дверях, изготовленные крепостными мастерами из вотчины Шереметева села Павлове при небольшом усилии воображения можно сравнить с нависающими над входом в пещеру водорослями. Но более всего фантастична отделка кабинетов. Стены и потолок украшены орнаментами из морских раковин и мелких ракушек, гипса, цветного стекла и известкового туфа.
Кабинеты отделывал немецкий "мастер гротического дела" Иван Иванович Фохт. Отделочные работы продолжались до 1775 г.
В нишах кабинетов стояли выписанные из Германии покрытые раковинами статуи, часть из них - аллегорические изображения
времен года, о других - в документах содержатся весьма примечательные "описания: "Французский мужик держит петуха", "Французская баба в руках держит корзинку с фруктами", "Мужик смотрит на раковины и рассуждает", "Мужик играет в волынку" и т.д. Уникальность Грота в том, что это единственное в нашей стране сооружение подобного рода, сохранившее свою отделку и поныне.