• Авторизация


Братство Святого Луки в изобразительном искусстве. 23-01-2017 12:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 
Огромное влияние на мировоззрение «братьев» оказала книга Вильгельма Вакенродера «Сердечные излияния монаха-любителя искусства», ставшая манифестом немецкого романтизма. Образ монаха-художника, сосредоточенного на творчестве, ведущего скромную жизнь в посте и молитве, стал идеалом для членов союза.

Чудаки в Италии: смерть Пфорра и новое прозвище

Уход из стен академии был закономерным итогом: отвергая навязанные мифологические темы, Овербек упорно писал религиозные сюжеты, Пфорр отдавал предпочтение историческим. Единомышленников манила Италия — Мекка европейских художников, колыбель титанов Ренессанса. Туда, распрощавшись с Веной, и направилась когорта друзей.
Филипп Фейт. Настенная роспись из старого Штеделевского института, левая часть: Аллегорическая фигура Италии
Филипп Фейт. Настенная роспись из старого Штеделевского института, правая часть: Аллегорическая фигура Германии
  • Филипп Фейт, «Аллегория Италии» (1834 - 1836)
  • Филипп Фейт, «Аллегория Германии» (1834 - 1836)
В Риме «братья» поселились в пустующем францисканском монастыре Сан-Исидоро. В отрыве от мирских радостей и соблазнов они жили просто и уединенно, проводя дни в трудах и молитвах. У каждого была отдельная келья; для приемов пищи собирались в общей трапезной, там же устраивали обсуждение живописных работ и чтения религиозных и философских книг.
Овербек и Пфорр оставались безусловными лидерами группы. К несчастью, Пфорру была суждена короткая жизнь: он умер от чахотки в 1812 году. С этого времени закончилось монастырское отшельничество братства.
Иоганн Фридрих Овербек. Автопортрет
Молодые романтики подражали не только образу жизни и работы средневековых мастеров, но также копировали их внешность, поэтому быстро прослыли чудаками среди местных жителей. Экзальтированная речь и странные манеры также служили объектом насмешек. Представьте, как дико выглядели под палящим южным солнцем мрачная нордическая бледность, длинные прически с прямым пробором в подражание Дюреру,бархатные береты и тяжелые плащи,вышедшие из моды пару веков назад!
 
Из-за внешнего сходства с библейскими персонажами экспанаты получили прозвище «назарейцы». Удивительно, но факт: наряду с названием «Братство святого Луки» это случайное имя прижилось и стало общепринятым обозначением группы и течения в изобразительном искусстве, которому назарейцы положили начало.
С миссионерским жаром крестоносцев члены сообщества утверждали новую религиозность, заново открывая традиции христианского символизма. Как подметили французские искусствоведы, «немецкие художники не пишут, они размышляют». Это утверждение в полной мере относится к искусству назарейцев: их работы пронизаны шифром символов и идей.

Расцвет: три вектора искусства и новый лидер

На взгляд назарейцев, в искусстве возможны три пути: следование натуре (Дюрер), идеалу (Рафаэль) и фантазии(Микеланджело). Художественный поиск братьев был ориентирован на примирение этих векторов, на разумное соотнесение реального, идеального и фантастического.
Чаще работая по памяти и представлению, они, однако, придавали большое значение рисованию с натуры. Обычно позировали друг другу — например, прорабатывая рисунок складок сложной драпировки. В силу религиозных убеждений назарейцы отказались от изучения анатомии по трупам. Изображение модели на фоне воздушных далей ландшафта становится одним из излюбленных приёмов, фигуры обычно представлены в средневековых или ренессансных одеждах.
Франц Пфорр. Суламифь и Мария
Подчеркнуто выразительный контур изображений, чистые цветовые пятна, плоскостность второстепенных элементов композиции определили влияние искусства назарейцев на развитие последующих художественных формаций XIX века
 
Увлечённые примером назарейцев, со временем к ним присоединились немецкие художники Петер фон Корнелиус, братья Иоханнес и Филипп ФейтВильгельм фон ШадовЮлиус Шнорр фон Карольсфельд и многие другие.
Овербек, тяжело переживший потерю сподвижника в лице Пфорра, продолжал оставаться знаковой фигурой движения, но фактическим лидером стал Петер фон Корнелиус (на фото), обладавший незаурядными организаторскими талантами.

Триумф: возвращение без Овербека

В 1813 году Германия была освобождена от наполеоновской тирании, что придало новый импульс тяге к духовному просвещению и укреплению немецкого национального самосознания. Особое значение в решении этих задач назарейцы придавали монументальной фресковой живописи.
Художники положили много усилий для восстановления старинных секретов и технологий. Они коллективно выполнили несколько крупных фресковых циклов в резиденциях знатных особ. С этого момента началось восхождение к вершинам признания и славы.
В 20 — 30-е годы XIX века многие из назарейцев вернулись на родину. Поводом стало приглашение короля Людвига I Баварского расписать мюнхенские общественные здания сюжетами из немецкой истории. Часть живописцев получила высокие академические и придворные посты.
Овербек, один из старейших членов сообщества, отклонил все заманчивые предложения и сохранил верность консервативным идеалам своей юности. Он жил и работал в Италии до самой своей смерти в 1869 году в возрасте 80 лет.

Представители направления:

Фридрих Иоганн Овербек, Франц Пфорр, Петер фон Корнелиус, Иоганн Конрад Готтингер, Людвиг Фогель, Йозеф Зуттер, Йозеф Винтергерст, братья Филипп и Иоханнес Фейт, Вильгельм фон Шадов, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд,Франц Людвиг Катель, Эберхард Вахтер, 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Братство Святого Луки в изобразительном искусстве. | Якубов - Дневник Фреда | Лента друзей Якубов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»