Огромное влияние на мировоззрение «братьев» оказала книга Вильгельма Вакенродера «Сердечные излияния монаха-любителя искусства», ставшая манифестом немецкого романтизма. Образ монаха-художника, сосредоточенного на творчестве, ведущего скромную жизнь в посте и молитве, стал идеалом для членов союза.
Чудаки в Италии: смерть Пфорра и новое прозвище
Уход из стен академии был закономерным итогом: отвергая навязанные мифологические темы, Овербек упорно писал религиозные сюжеты, Пфорр отдавал предпочтение историческим. Единомышленников манила Италия — Мекка европейских художников, колыбель титанов Ренессанса. Туда, распрощавшись с Веной, и направилась когорта друзей.
-
Филипп Фейт, «Аллегория Италии» (1834 - 1836)
-
Филипп Фейт, «Аллегория Германии» (1834 - 1836)
В Риме «братья» поселились в пустующем францисканском монастыре Сан-Исидоро. В отрыве от мирских радостей и соблазнов они жили просто и уединенно, проводя дни в трудах и молитвах. У каждого была отдельная келья; для приемов пищи собирались в общей трапезной, там же устраивали обсуждение живописных работ и чтения религиозных и философских книг.
Овербек и Пфорр оставались безусловными лидерами группы. К несчастью, Пфорру была суждена короткая жизнь: он умер от чахотки в 1812 году. С этого времени закончилось монастырское отшельничество братства.
Молодые романтики подражали не только образу жизни и работы средневековых мастеров, но также копировали их внешность, поэтому быстро прослыли чудаками среди местных жителей. Экзальтированная речь и странные манеры также служили объектом насмешек. Представьте, как дико выглядели под палящим южным солнцем мрачная нордическая бледность, длинные прически с прямым пробором в подражание Дюреру,бархатные береты и тяжелые плащи,вышедшие из моды пару веков назад!
Из-за внешнего сходства с библейскими персонажами экспанаты получили прозвище «назарейцы». Удивительно, но факт: наряду с названием «Братство святого Луки» это случайное имя прижилось и стало общепринятым обозначением группы и течения в изобразительном искусстве, которому назарейцы положили начало.
С миссионерским жаром крестоносцев члены сообщества утверждали новую религиозность, заново открывая традиции христианского символизма. Как подметили французские искусствоведы, «немецкие художники не пишут, они размышляют». Это утверждение в полной мере относится к искусству назарейцев: их работы пронизаны шифром символов и идей.
Расцвет: три вектора искусства и новый лидер
На взгляд назарейцев, в искусстве возможны три пути: следование натуре (Дюрер), идеалу (Рафаэль) и фантазии(Микеланджело). Художественный поиск братьев был ориентирован на примирение этих векторов, на разумное соотнесение реального, идеального и фантастического.
Чаще работая по памяти и представлению, они, однако, придавали большое значение рисованию с натуры. Обычно позировали друг другу — например, прорабатывая рисунок складок сложной драпировки. В силу религиозных убеждений назарейцы отказались от изучения анатомии по трупам. Изображение модели на фоне воздушных далей ландшафта становится одним из излюбленных приёмов, фигуры обычно представлены в средневековых или ренессансных одеждах.
Подчеркнуто выразительный контур изображений, чистые цветовые пятна, плоскостность второстепенных элементов композиции определили влияние искусства назарейцев на развитие последующих художественных формаций XIX века
Овербек, тяжело переживший потерю сподвижника в лице Пфорра, продолжал оставаться знаковой фигурой движения, но фактическим лидером стал Петер фон Корнелиус (на фото), обладавший незаурядными организаторскими талантами.
Триумф: возвращение без Овербека
В 1813 году Германия была освобождена от наполеоновской тирании, что придало новый импульс тяге к духовному просвещению и укреплению немецкого национального самосознания. Особое значение в решении этих задач назарейцы придавали монументальной фресковой живописи.
Художники положили много усилий для восстановления старинных секретов и технологий. Они коллективно выполнили несколько крупных фресковых циклов в резиденциях знатных особ. С этого момента началось восхождение к вершинам признания и славы.
В 20 — 30-е годы XIX века многие из назарейцев вернулись на родину. Поводом стало приглашение короля Людвига I Баварского расписать мюнхенские общественные здания сюжетами из немецкой истории. Часть живописцев получила высокие академические и придворные посты.
Овербек, один из старейших членов сообщества, отклонил все заманчивые предложения и сохранил верность консервативным идеалам своей юности. Он жил и работал в Италии до самой своей смерти в 1869 году в возрасте 80 лет.
Представители направления:
Фридрих Иоганн Овербек
, Франц Пфорр
, Петер фон Корнелиус
, Иоганн Конрад Готтингер
, Людвиг Фогель
, Йозеф Зуттер
, Йозеф Винтергерст
, братья Филипп и Иоханнес Фейт
, Вильгельм фон Шадов
, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
,Франц Людвиг Катель
, Эберхард Вахтер
,