Такая живость и даже жизненность образов является результатом совершенно особенной эмоциональности, характерной, видимо, для грузинской культуры в целом.

Все эмоциональные состояния спонтанны, неожиданны и абсолютно прозрачны и гармоничны. И З.К. Церетели находит интересные художественные приемы,

позволяющие сохранить в работах и сообщить зрителю эту внутреннюю эмоциональность, о чем мы поговорим ниже.

«Я садовником родился…» — пожалуй, наиболее показательная с точки зрения живописи серия.

Работы из нее, представленные на выставке, крайне трудно классифицировать по критерию жанровой принадлежности: не пейзаж, не натюрморт, а скорее «портрет» растения.

Художник пишет цветы с явной любовью и восхищением, максимально раскрывая их красоту, богатство цвета, хотя в свойственной ему декоративной манере. Особенностью построения таких работ, если опираться на экспозиционный материал выставки, можно назвать фасовое изображение каждого цветка, которое максимально приближено к зрителю.

Это достигается за счет того, что в картине практически полностью отсутствуют дальний план и перспектива, всё, что художник хочет показать зрителю, он размещает на переднем плане картины.



Даже в лифте все стенки расписаны.

И это ощущение подарка, праздника, радости сопровождает каждую картину серии. Интересно остановиться на живописных приемах, которые использует З.К. Церетели.

Прекрасно чувствуя цвет, художник зачастую просто пишет тюбиком краски, тут же на холсте находя нужный оттенок.

Кроме того, это объемное, весомое изображение делает композицию более осязаемой, материальной, связанной с землей. Запомним этот момент для последующих рассуждений.

Рассматривая картину за картиной, представленные на выставке «Живопись монументалиста», мы неизбежно приходим к выводам, что живопись З.К. Церетели это любовь к окружающему миру,

земле и ее порождающему началу, интерес к самым обычным людям.

В XVII веке об этом говорили «малые голландцы», в XIX — импрессионисты, в XX — своеобразным гимном этой любви к жизни и преклонением перед ней стала картина ценимого З.К. Церетели А. Матисса «Радость жизни».

Ассамбляж (от французского assemblage — «соединение», «монтаж») — техника визуального искусства, в которой создают композиции из объёмных предметов и их обломков. Часто детали размещают на плоском основании, создавая эффект трёхмерной картины-коллажа, но существуют и другие варианты компоновки.

Использование любых материалов: краски, металла, дерева, ткани, бумаги, пуговиц, осколков тарелок и чашек, жгутов, «останков» кукол, дверных ручек и ключей, высушенных фруктов и овощей, зёрен, ракушек и камешков, винтиков-шестерёнок, циферблатов и проволоки.

Доминирование концепции над материалом: бытовой предмет может стать арт-объектом уже только потому, что таковым его посчитает художник, и для этого его не нужно видоизменять или с чем-то комбинировать.

Смысл трёхмерных композиций: синтез, на основе которого из старого, разрозненного создаётся нечто новое, единое и большее, чем просто сумма отживших своё частей.

Термин «ассамбляж» ввёл французский художник Жан Дюбюффе в 1953 году для обозначения работ, созданных из утиля и обломков.

ИСТОЧНИК ТЕКСТА
БЛОГ МИЛЫ ЕЛИЗАРОВОЙ
Фото Милы Елизаровой и Ларисы Любимовой.