Клео де Мерод (полное имя Клеопатра Диана де Мерод, 27 сентября 1875, Париж — 11 октября 1966, там же) — балерина, фотомодель, икона стиля. Окончила балетную школу при Национальной опере в Париже. Выступала на сцене с 11 лет.
История жизни знаменитой французской балерины Клео де Мерод, прославившейся вначале 20 века, и по сей день будоражит умы современников и заставляет вот уже более века восхищаться ее дивной красотой, божественным талантом и харизмой. Клеопатра всю свою жизнь была музой для европейских художников, скульпторов и фотографов, вдохновляющей своей первозданной красотой и необычайной грациозностью. Ею восхищались мужчины, завидовали и подражали женщины. У самой же танцовщицы была лишь только одна страсть — балет.
Клео де Мерод была моделью для Эдгара Дега и итальянского портретиста Джованни Болдини, позировала она и французскому скульптору Александру Фальгьеру, ее рисовал создатель знаменитых рекламных плакатов «Мулен Ружа» Анри де Тулуз-Лотрек, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар, была она и объектом острой сатиры парижских карикатуристов.
«Портрет Клео де Мерод», пастель. Автор: Дж. Болдини.
Рекламные плакаты «Мулен Ружа» Анри де Тулуз-Лотрека.
Маленькая Клео родилась в 1875 году в знатной, но обедневшей бельгийской дворянской семье ван Меродов. Ее отцом был Карл Фрейхерр фон Мерод (1853-1909) широко известный в то время живописец-пейзажист. Принадлежность к аристократическому роду не помешала её отцу в свое время стать профессиональным художником, а дочери - танцовщицей.
В семь лет мама отвела одаренную необыкновенным талантом девочку в балетную школу при парижской Опере. Хотя, спустя время, злые языки не упускали случая намекнуть, что своей блестящей карьере юная Клеопатра обязана вовсе не своим хореографическим талантам, а лишь восхитительной красоте.
С первых занятий в школе балета девочка обратила на себя внимание преподавателей не только своим необычайным изяществом, пластикой, легкой грацией и хрупкостью, но и "трогательной прелестью сказочного эльфа, которая в сочетании с классическими, античными чертами лица и линиями тела давала ощущение полного совершенства".
Утонченность во внешности Клео де Мерод мало соответствовала канонам эпохи модерна: Клео была небольшого росточка и совсем не походила на вызывающе роскошных красавиц тех времен. Однако нестандартная красота Клео, её баснословно тонкая талия, роскошные вьющиеся волосы и огромные глаза потрясли всех, кто ее видел.
Поэтому в 1896 году читатели парижского журнала выбрали «Королевой красоты» именно ее. Претендентками были 130 прелестных девушек. Именно тогда первой красавицей парижской сцены была признана Клеопатра, которая обошла саму Сару Бернар.
Ожившая богиня. Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года. Картина Карлоса Васкеса.
Портрет Клео де Мерод. Автор: Мануэль Бенедито.
Грязные сплетни и беспочвенная клевета всю жизнь преследовали эту прекрасную женщину. Ей неоднократно приходилось защищать свое доброе имя и репутацию даже в суде, которая сильно пострадала из-за домогательств короля Бельгии Леопольда ІІ.
Красота балерины свела с ума 61-летнего Леопольда, когда он впервые увидел ее на сцене в Бордо. Девушка была моложе его на 38 лет, что совершенно не помешало ему потерять голову. Многие современники уверяли, что у монарха с балериной бурный роман, хотя Клеопатра всю жизнь отвергала этот факт. Их личное знакомство началось с гигантского букета роз, который Леопольд преподнес балерине. И, как она утверждала, на этом все и закончилось. Но как ни пыталась девушка защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Веселые парижане и бельгийцы прозвали монарха-поклонника «Клеопольдом», а пресса буквально наводнилась карикатурами, которые были одна острее другой.
«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе, сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена» — писала в воспоминаниях Клео де Мерод.
Ходили слухи, что бельгийский король даже готов отречься от престола, чтобы вступить в морганатический брак со своей божественной Музой, но они так и остались слухами.
А истинная причина такого резонансного отношения к танцовщице крылась в том, что с 18 века и вплоть до Первой Мировой войны во французском государстве существовало твердое убеждение против девиц, выступающих на сценических подмостках и открыто демонстрирующих свои прелести на сцене. Все они без разбору считались куртизанками.
К тому же масло в огонь подлила скандальная скульптура «Танцовщица» Александра Фальгьера, представленная в Салоне в 1896 году, для которой позировала Клео. Скульптура балерины была обнажена. И как Клео ни пыталась убедить всех, что в этом изваянии только ее лицо, публика, больше не желая верить в непорочность балерины, припомнила ей роман с бельгийским королем и другие нелицеприятные истории.
Скандальная слава следовала за Клео буквально по пятам. И она, желая хоть на время скрыться от назойливых почитателей, завистников и очернителей, оставляет Париж и уезжает на длительные гастроли по городам Европы и Америки. Приезжала она и в Санкт-Петербург, причем в русском балете именно эта французская балерина была первой танцовщицей, кто танцевал на сцене с партнером-мужчиной.
С развитием искусства фотографии образ Клео приобрел необычайную популярность во всем мире. Самые известные фотографы Парижа буквально экспериментировали с прелестным образом Клео. Ее прекрасный лик стал появляться на почтовых открытках, пользующихся большим спросом, на страницах известных журналов. Клео же весьма охотно позировала перед фотокамерами, что принесло ей славу первой профессиональной фотомодели.
С развитием искусства фотографии образ Клео приобрел необычайную популярность во всем мире. Самые известные фотографы Парижа буквально экспериментировали с прелестным образом Клео. Ее прекрасный лик стал появляться на почтовых открытках, пользующихся большим спросом, на страницах известных журналов. Клео же весьма охотно позировала перед фотокамерами, что принесло ей славу первой профессиональной фотомодели.
Икона стиля
Переехав в Биарриц, Клео открыла танцевальную школу.
Представления о красоте меняются от века к веку: канули в прошлое белолицые и словно бесплотные дамы раннего Средневековья, на смену им пришли пышнотелые красавицы Рубенса; река времени унесла мушки и кринолины, высокие парики и корсеты, торжествующую сексуальность Мэрилин Монро, изящество и андрогинность Твигги…
Но есть красота, над которой не властно время. Со старых фотографий смотрят на нас спокойные и нежные глаза, в которых словно прячется тайна, а порхающая полуулыбка напоминает черты Моны Лизы.
Немеркнущая звезда, свет которой идёт через столетия – Клео де Мерод.