Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеНОВОГОДНЯЯ СЕРИЯ - ДЕД МОРОЗ И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ... (ЧАСТЬ 5)
Этим забавным исландским рождественским персонажам решил посвятить отдельный пост, поскольку их много, они колоритные, и потом не смог отказаться от тех разновидностей картинок, которые нашел на исландских сайтах. Итак:
41. Юле Ладс (Yule Lads) или Йоласвейнары (Jólasveinar) – Исландия

Начну с того, что в Исландии нет ни Деда Мороза, ни персонажа в образе Святого Николая, трансформировавшегося во многих странах в Санта Клауса. Вместо них в национальном фольклоре и рождественских традициях живут тринадцать гномов, которых называют «юле ланс», что в переводе означает «рождественская братва» («братву» можно заменить на слово «ребята»).

В исландском фольклоре существуют 13 сыновей, родившихся в семье страшных горных троллей по имени Грила (Gryla) и ее третьего мужа Леппалуди (Leppalúði).


Поэтому и сынишки были раньше не добрыми гномами, а зловредными троллями, которых считали монстрами, поедавшими детей и приносящими вред хозяйству фермеров.
Раньше считалось, что злая мамаша, великанша Грила посылала своих детишек, чтобы они всячески вредили людям на протяжении 13 ночей перед Рождеством, начиная с 12 декабря. Они воровали еду, били посуду, устраивали в доме беспорядки, считалось, что они даже крали и съедали непослушных детей. Сама Грила тоже иногда приходила в города и села, чтобы поживиться. За плечами она носила большой котел, чтобы в походных условиях, тут же на месте, поживиться тем, что принесут из каждого дома ее детки.


Бедные исландские детишки, верившие в эти «сказки», боялись наступления Рождества. Они считали, что есть только один способ не быть съеденным злыми троллями — хорошо вести себя и слушаться родителей.
Со временем образы этих троллей, сыновей Грилы трансформировались в добродушных гномов, их стали называть йоласвейнары (jólasveinar) – «рождественские эльфы».

Они выполняют миссию, которую во многих странах выполняет Санта Клаус, Дед Мороз и их «братья» - поздравляют с Рождеством и вручают детям подарки. Но сохранилась традиция – только послушным детям гномы кладут в ботинки маленькие подарки на протяжении всех 13 ночей перед Рождеством, а вот шалунишки могут найти в своих башмачках вместо подарков клубни картофеля.
Кстати, число троллей-гномов тоже неоднократно менялось на протяжении веков, в исландских сказках встречается более 60 имен сыновей Грилы, закрепившись в XVIII веке на «счастливом числе» - 13.
Единственное, что осталось от старой легенды, так это то, что каждый из гномов отвечает за свою персональную часть проказ. Поэтому, если ночью хлопнет дверь, или в хлеву громко блеют овцы, если из погреба пропадет копченая колбаса – во всем винят шутников йоласвейнарниров.
Трансформация троллей в гномов случилась в 1932 году, когда вышла книга исландского поэта Иоханнеса Кётлума «Прибытие Рождества» (Christmas Arrives), в которой автор обратился к исландскому фольклору и создал рождественскую историю с участием подобревших троллей.
Правда, еще в середине XIX века Йон Арнасон, подобно нашему Афанасьеву, издал сборник исландских сказок, в которых тролли были изображены вредными, но проказниками, а не детоубийцами.
Был «реанимирован» и еще один персонаж старинных сказок – Кот троллихи Грилы, который в сказках и питался теми самыми непослушными детьми, которых он определял по отсутствию обновок в одежде к Рождеству, мол, плохо вели себя и не заслужили новую куртку или сапожки. Сказки его описывают так: «Черный, как ночи Йольтайда, с глазами желтыми, как пламя свечи, зажженной ведьмой во время черного колдовства, с железными острыми когтями, крепкими зубами и длинными жесткими усами».

Сейчас кота называют Йоласкоттур – Рождественский кот (правда, он остался черного цвета), он сопровождает гномов и, подобно Черному Питеру в Голландии или Кнехту Рупкнехту в Германии, журит непослушных детей и обещает их утащить с собой в горы (этим, кстати, занимается и наша Баба Яга).
Сами гномы – йоласвейнарниры сейчас изображаются иногда в традиционных красно-белых костюмах американского Санта Клауса, но чаще все – таки в исландской национальной одежде позднего средневековья.

Отмечу также, что гномы наведываются в гости в течение двух недель до Рождества . Причем, каждый из них, приходя в определенный день, остается в гостях (просто не в одной и той же семье) до самого Рождества. В канун праздника, который исландцы называют Йоллем, гномы собираются вместе, чтобы заняться одариваниями и поздравлениями. А после праздника они по одному возвращаются в родные горы в том же порядке, что и приходили. Поэтому, исландцы находятся «в напряжении» практически целый месяц.
Итак, давайте познакомимся поближе с главными персонажами исландских рождественских праздников.
1. Стеккьястёр (Stekkjastaur) - Хромоножка

Его называют «Хромоножкой», а еще «дубиной хлева», потому что этот гном специализируется на том, что забирается ночью в хлев и, поскольку любит овечье молоко, то сдаивает молоко у овец и коз или выпивает его, высасывая прямо на месте. А потом, «утолив жажду», хромоножка любит погонять овец по хлеву или вообще выпустить их «на свободу».

Кроме того, по легенде Стеккьястёр имеет свиные ноги. Поэтому хозяева, чтобы задобрить этого буяна, оставляли 12 декабря в хлеву крынку с молоком. Считалось, что Стеккьястёр был у себя в горах пастухом, но отара его все время разбегалась, он постоянно бегал ее собирал, поэтому у него негнущиеся колени, ходит он, опираясь на высокий пастуший посох, и приходит в хлев, чтобы «отыграться на скотине».
2. Гильягёр (Giljagaur) – Живущий в овраге
Этот гном, действительно, скрывается в оврагах, в ожидании возможности, чтобы проникнуть также в хлев и украсть молоко, только Гильягёр больше любит коровье молоко. Правда, сам доить коров он не любит или ленится, поэтому всегда ждет, пока доярка отвлечется, чтобы «снять» пенки с парного молока или стащить ведро уже надоенного молока. Гильягёр считает себя красавчиком и весельчаком, хотя он один из старших сыновей Грилы и носит седые волосы.

А веселое настроение сказочные источники объясняют тем, что к Рождеству хозяйки готовили один из традиционных британских десертов – силлабаб – сочетание сливок или молока с вином, сидром, бренди, медом и пряностями. Поэтому, попробовав такой напиток, кто угодно развеселится.
3. Стуфюр (Stúfur) – Коротышка

Дословно имя третьего гнома, приходящего «в гости» 14 декабря, дословно переводится, как обрубок или пенёк. Он – самый маленький и застенчивый из всех братьев-гномов, но и самый осторожный. Его «конек» - стащить с кухни кастрюлю, чтобы поесть подгоревшие остатки пищи.

Но чаще он пробирается в темный угол кухни, смотрит, как хозяйка суетится у очага, потом кормит семью. А вот когда люди с кухни уходят, Стуфюр устраивает себе пир, выскребая со дна кастрюль и сковородок остатки, и подбирая крошки.
4. Твоуруслейкир (Þvörusleikir) – Облизывающий ложки

Червертый гном, судя по «профессии», тоже обжора, хотя изображается он длинным и худым из-за недоедания. Только любит он, в отличие от брата, не кастрюли и сковородки, а деревянные ложки с длинной ручкой, которыми помещивали варево в больших котлах и которые в Исландии называются «твоур» (отсюда и имя получил).

Любит он и другие разновидности ложек и поварешек. Причем, Твоуруслейкир может просто облизать ложку после помещивания, пока хозяйка отвернулась, а может вообще стащить (видно коллекционирует!).
5. Поттаслейкир (Pottasleikir) – Облизывающий горшки

Пятый гном – Поттаслейкир, судя по имени, облизывает «по-крупному», вернее даже не облизывает, а доедает всё, что осталось в горшках и котлах после ужина. А иногда и зарится на приготовленное заранее, оставляя после трапезы посуду идеально чистой.

Обожравшись (по-другому не скажешь!) Поттаслейкир любит «уронить» горшок-другой со стола, да чтоб в мелкие осколки, или погреметь поварешкой по котлам.
6. Аскаслейкир (Askasleikir) – Облизывающий миски

Как видите, рождественские гномы – сплошь обжоры. Этот приходит в дома 17 декабря и любит доедать из народных исландских чашек, которые называются аскур (askur) - тип деревянной посуды с резной крышкой. Причем, у каждого члена семьи была своя такая чашка. Как гласит легенда, Аскаслейкир «рожей не удался, ну, очень страшненький уродился», поэтому, чтобы не попадаться на глаза домочадцам, он пробирается в дом и прячется под кроватью.

А когда услышит, что хозяева захрапели, смело выходит из укрытия и шурудит по чашкам. Особо красивые гном забирает себе «на память».
7. Хурдаскеллир (Hurðaskellir) – Хлопающий дверьми

Этот седьмой гном-брат, по большому счету просто озорник и бездельник. Его любимое занятие, особенно в ночное время, когда все уснут, - хлопать дверЬми или барабанить в них, скрипеть половицами и стучать ставнями.

8. Скиргаумюр (Skyrgámur) – Пожиратель скира

Начнем с объяснения, что такое скир. Скир – это молочный продукт нежной консистенции, похожий одновременно на очень мягкий сыр и на йогурт. Считается, что скир – исконно норвежское блюдо и что в Исландию его привезли викинги. Но сейчас он в Исландии популярнее, чем в Норвегии, и весь мир знает скир как исландский йогурт. В Исландии его производят как «чистым», так и с добавлением сахара, мороженого, ягод. Если добавить скир в овсянку, то получится традиционный исландский завтрак.

Эта нежная масса с йогуртовым сливочным вкусом, мягче, чем сыр, гуще, чем йогурт, особо любима гномом Скиргаумюром. Впрочем, он питается любыми вкусными кисломолочными продуктами.
9. Бьюгнакрейкир (Bjúgnakrækir) – Колбасный воришка

Бьюгнакрейкир – в первую очередь, колбасный обжора, особенно он любит копченые колбасы, сардельки и сосиски. Раньше он воровал их прямо из коптилен, но дым ему очень не нравился. Поэтому «колбасный воришка» набрался терпения и стал воровать колбасу уже из кладовых и погребов, где ее развешивали или привязывали потолочным балкам.

Забираясь на верхотуру стропил, Бьюгнакрейкир не спеша дегустировал все сорта хозяйской колбасы, еще и с собой прихватывал пару килограмм.
10. Глуггагейгир (Gluggagægir) – Заглядывающий в окна

Десятый гном – воришка-наблюдатель по призванию, о чем говорят его большие глаза. И потом, он очень любопытен. Он подглядывает в окна, чтобы найти, чем поживиться в доме человека или просто понаблюдать, как живут люди. Причем, его не считают простым клептоманом, Глуггагейгиру нравятся блестящие безделушки или брошенные вещи.

Считается, что верное средство от посещения этого гнома – воришки – плотно задернутые шторы.
11. Гаттатевур (Gáttaþefur) – Обнюхивающий притолоки

Еще Гаттатевура называют «вынюхивающим под дверьми». У него, действительно, большой нос и чуткий нюх. А нравятся ему свежевыпеченный хлеб и хлебобулочные изделия. Этот гном отлично чует, когда и где что-то пекут, поэтому в первую очередь он посещает эти дома. Считается, что больше всего Гаттатевуру нравится тонкий резной листовой праздничный исландский хлеб, который называется лаувабрауд ((laufabrauð).

Его готовили только к празднику, поскольку пшеница в Исландии привозная и очень дорогая. Но к Рождеству каждая семья пекла украшенные узорами хлебцы. Кстати, лаувабрауд может храниться несколько недель. Гаттатевуру нравятся, естественно, еще горячий и ароматный этот национальный хлеб.
12. Кеткрокур (Ketkrókur) – Мясной крюк

Двенадцатый гном прозван «мясным крюком», поскольку за день до Рождества он старается оставить исландцев без мяса – бараних окороков и копченых ребрышек, которыее по традиции коптят в печах и каминах. Кеткрокур бегает по крышам с большим специальным крюком, и как только почувствует запах окорока, пахнущего дымком и специями, то сразу же через дымовую трубу старается утащить ароматный кусок мяса.

13. Кертасникир (Kertasníkir) – Выпрашивающий свечи

Ну, и наконец, накануне Рождества в гости к исландцам приходит Кертасникир, которого называют «свечным попрошайкой», хотя ничего он не просит, а внаглую ворует свечи. Встретив в закоулках дома ребенка со свечой, он издавал страшный звук, и дитя от страха и неожиданности роняло свечу, которая тут же становилась добычей Кертасникира. И мимо свечных огарков он не мог пройти спокойно – тут же их «прихватизировал». Считалось, что перед Рождеством нужно в своем башмачке (сапожке) оставить свечку для Кертасникира, тогда он взамен оставит какую-нибудь сладость.

Интерес к свечам у этого, самого младшего гнома основывается по двум причинам. Считалось, что Кертасникир их попросту ест, поскольку раньше свечи были не стеариновые, а сальные, но говорят также, что он запасался источником света для пещеры, в которой гномы с родителями жили практически год до следующего «рождественского нашествия». Имея романтическую натуру, Кертасникир любил смотреть на огонь зажженной свечи и мечтать.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...