• Авторизация


НОВЫЙ ГОД,ДЕД МОРОЗ-6 18-12-2019 23:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

НОВОГОДНЯЯ СЕРИЯ - ДЕД МОРОЗ И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ... (ЧАСТЬ 6)

Завершаю нынешний "парад" Дедов Морозов, его братьев, родственников и коллег еще одним постом. Правда, не ко всем персонажам нашел информацию и картинки (фотографии). Видимо, некому заняться пропагандой своих национальных героев, персонажей, все постоянно "косятся" в сторону американского Санта Клауса. В любом случае, планирую продолжить новогодний каталог в конце этого года, и хоть оставшиеся герои разных стран повторяют черты и образ уже помещенных здесь персонажей, все же носят они часто другие имена и представляют другие страны. Вообщем, как говорит обычно Дед Мороз: До встречи в следующем новом году!!!

42. Тол-Бабай - Удмуртия



Удмуртский Дед Мороз – персонаж фольклора. В старинной удмуртской легенде говорится, что в древние времена, когда еще не было на свете людей, в окрестностях Кар-Горы (сейчас это центральная часть природного парка “Шаркан”) жили великаны алангасары. После того как в окрестностях Кар-Горы появились люди, алангасары, не желая иметь с ними ничего общего, поспешили укрыться в ее недрах. И только самый маленький из них, перед тем как навсегда уйти из мира людей, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места.
И пока он любовался окрестностями, вход в параллельный мир закрылся, и маленький алангасар остался один. Он долго бродил по свету – набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал человеческих детей, но они не испугались старика, а напротив, стали с ним играть. В знак благодарности решил алангасар сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок он набрал шишек с высоких деревьев, ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег и появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем – что в переводе означает Снежный дед.



С тех пор Тол Бабай каждую зиму приходит к детям и радует их подарками.








Живет Тол Бабай весь год на священной горе возле села Шаркан, а в декабре спускается к себе в деревянную резиденцию, которую построили ему в Шарканском районе, в деревне Титово.





Зимой снежный старец принимает гостей, сам ходит в гости вместе со своей внучкой Лымы Ныл, что в переводе с удмуртского означает «снежная девочка». Помогают Тол Бабаю также верные лесные и водяные духи – Обыда, похожая на нашу кикимору, леший Нюлэсмурт и хозяин воды Вумурт, аналог Водяного.





Существует еще одно поверье – если подержаться за посох Тол Бабая и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Этот посох Тол-Бабай нашел в лесу, и ему уже много-много лет, поэтому от времени посох потерся и погнулся. Еще старик носит на плече традиционный пестерь - берестяной короб, в котором лежат подарки для детей. А основное отличие Тол Бабая от нашего Деда Мороза в том, что у него шуба не красная и не синяя, а фиолетовая, потому что это цвет родины снежного старца – Шарканского района.





43. Саган Убугун - Бурятия



А в Бурятии к ребятишкам приходит тоже фольклорный сказочный персонаж – Саган Убугун, что переводится, как Белый Старец, которого, к тому же, считают Хозяином Года. Саган Убугун занимает одно из самых популярных мест в истории бурятского буддизма, в древних мифах его называют богом – супругом Земли. Саган Убугун почитается, как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды.





А еще легенды гласят, что Саган Убугун родился уже стариком. Так волшебники наказали его мать за то, что не дала им напиться воды. Считается, что с появлением Саган Убугуна приходят в каждый дом мир и благополучие. Старец является одним из главных персонажей праздника Сагаалган (Белый месяц) – Нового года монгологоворящих народов, этот праздник отмечается в начале весны, а также буддийского праздника Цам, торжественного религиозного служения, совершаемого ежегодно в преддверии Нового года.





Традиционно Белого Старца изображают стариком с длинной белой бородой, держащего в руках четки и посох, на вершине которого изображена голова макара – мифического водяного чудовища, сочетающего в себе черты дельфина и крокодила. Считается, что прикосновение к посоху Старца дарит долгую жизнь. С поздравлениями и подарками Старец приходит не сам, а в компании с эвенкийской Матушкой Зимой, которую зовут Тугэни Энёкэн.



Роль Белого Старца в Бурятии уже много лет играет известный актер Дамбадугар Бочиктоев, который за свой талант был даже награжден орденом-медалью «За заслуги перед Отечеством II степени».



44. Юшто Кугыза (Йӱштӧ Кугыза) – Марий Эл



Марийского Деда Мороза зовут Юшто Кугыза (Йўштє Кугыза), что переводится, как «Холодный дедушка». Он постоянно проживает в селе Кукнур, где имеет свою резиденцию (граница Кировской области и республики Марий Эл). Впрочем, на марийском языке слово «кугыза» обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик.
Живет Юшто Кугыза не один, а со своей внучкой, красавицей Лумудыр (Лумўдыр - дословно - снежная девочка).





Йушто Кугыза появился в фольклоре мари давно, около десятого века. По утверждениям историков, он родился именно в Кукнуре. По легендам, жил в большом каменном доме, с женой Йушто Кува, сыном и дочерью. Сына звали Поран (вьюга), дочь — Теле (зима).





Йюшто Кугыза веселый, любит шутки, розыгрыши. Научит любого петь и танцевать. В марийский Новый Год Шорыкйол (празднуется в пятницу после 22 декабря, после рождения новой луны), он ездит по деревням на лыжах, заходит в дома, дарит подарки и веселит людей. В то же время Йушто Кугыза — серьезный персонаж, потому что он - хранитель марийских легенд и обычаев.





Кроме Юшто Кугыза у марийцев существует еще персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки - это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Васли Кува является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – «Овечья нога».







Название праздника закрепилось от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большего приплода овец. Васли Кугыза и Васли Кува обычно возглавляют шествие ряженых и приносят в дом удачу и счастье. Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников, и православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством.

45. Якшамо Атя - Мордовия



В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров.
В одном живет Дед Мороз, которого называют Якшамо Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится.
Якшамо Атя от своего русского собрата отличается одеждой, одет он не в красную или синюю шубу, а в кафтан с мордовским орнаментом и белую рубаху. Вместо шапки седую голову украшает красное очелье. В руках посох с рогатиной на конце, на которой весят бубенчики.





Якшамо Атя всюду сопровождает Масторава. Из довольно сложной мордовской мифологии следует, что Масторава – это «мать земля». Поэтому спутница мордовского Деда Мороза – скорее всего, его сестра. Масторава одета в мордовский национальный костюм. В отличие от Якшамо Атя, который фигурирует только в новогодние праздники, его сестра в летнюю «спячку» не впадает.





В праздничные дни Якшамо Атя и Масторава живут в своей усадьбе в этнической деревне на окраине села Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.



46. Аяз Баба – Туркменистан



Новый Год в Туркменистане встречают два раза в год. Первый раз по европейскому стилю – 1 января, а второй – 21 марта, называется «Навруз байрам». Слово «Навруз» обозначает «Новый день» (от «нав» – новый и «руз» – день).
Главные сказочные персонажи на празднике Нового года в Туркменистане — Аяз баба (Дед Мороз) и его внучка Гарпамык (Снегурочка). Аяз— это зима, мороз, а Баба — дедушка.





Аяз Баба похож на русского Деда Мороза — он с бородой, посохом и мешком с подарками. Одет Аяз Баба в длинный белый кафтан или шубу с отделкой золотистыми узорами, у туркменского Деда есть широкий кушак и национальный головной убор – папаха.





47. Хёл Мучи (Хӗл Мучи) – Чувашия



Хёл Мучи – чувашский Дед Мороз (Дед-Зима). Это единственный национальный Дед Мороз в России, играющий на древних музыкальных инструментах (най, купас, кавал, шахлич и др., играющий даже на пёрышке) и сам изготавливающий их.
Его сопровождают герои чувашских легенд и сказок: Юр Пике (Снегурочка), Арщюри (Леший), Камака (тетушка Печка) и др. Считается большой удачей повстречать Хёл Мучи в новогоднюю ночь. Такая встреча сулит богатство и здоровье весь следующий год.



Живет чувашский Дед Мороз вместе со своей внучкой Юр Пике, а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром. Костюмы Хёл Мучи и Юр Пике имеют видимый национальным вид, например, головной убор Юр Пике и цветовая гамма шуб.



Дом Хёл Мучи располагался на Красной площади города Чебоксары, у Чебоксарского залива. Сейчас Дом Хёл Мучи перенесли в этнокомплекс «Ясна», расположенный в деревне Кшауши Чебоксарского района Республики Чувашия.





48. Ноэль Баба (Noel Baba) – Турция



В Турции Деда Мороза называют Noel Baba, что дословно означает "Рождественский дед". Прообразом для всех рождественских персонажей многих стран послужил Святой Николай , в миру Никеи-Лаос , родившийся в IV веке н.э. в Ликийском государстве (территория юга современной Турции). Он начал служение Богу в возрасте 19 лет и дослужился до сана епископа в античном городе Мира (ныне это город Демре в провинции Анталия). Традиция всем известных рождественских подарков также обязана Святому Николаю. Поэтому турки утверждают, что родиной Санта Клауса считается не северная Ланландия, а южная Анталия. Но при этом Ноэль Баба в Турции одет, как американский Санта Клаус, а не как рождественский представитель некоторых европейских государств, одетый в епископскую одежду.



6 декабря 2000 года в Дерме был установлен отлитый из бронзы российским скульптором Алексеем Потоцким первый памятник Святому Николаю. Но по требованию местных мусульманских жителей города статуя была перенесена к кладбищу. Вместо нее водрузили вторую статую пластмассового Санта Клауса в красном камзоле.



Недавно открыли третий по счету памятник Святому Николаю. На нем он изображен держащим в руках детей. Памятник высотой 3,5 метра стоит на белом постаменте с изображениями морской тематики.



49. Дядо Коледа и Дядо Мраз — Болгария



В Болгарии у Деда Мороза два имени - Дядо Коледа (Дед Рождество) и Дядо Мраз (собственно – Дед Мороз). В болгарской литературе до коммунистического режима использовалось имя «Санта Клаус». После 1944 года было введены имена Дядо Коледа и Дядо Мраз. После 1989 года болгары стали использовать также имя Санта-Клауса, а подарки вручать в канун Рождества или утром Рождества, а не в новогоднюю ночь.



Бородатый старик в современном образе Санта-Клауса, созданном компанией Coca Cola, активно посещает школы, детские сады и дома и несет с собой огромный мешок с подарками. В различных сказках и легендах также фигурируют персонажи Бабы Коледы (жены Дядо) и его помощницы (внучки) Снежанки (второй вариант - Белоснежки).





По традиции, Рождественские праздники в Болгарии начинаются еще 20 декабря – в день Святого Игната Богоносца – Игнаждень и продолжаются до 27 декабря – Стефанова дня. В эти дни праздники постепенно развертываются и достигают своей кульминации в ночь на Рождество Христово. В одной очень распространенной болгарской Рождественской народной песне поется, что Святая Богоматерь начала рожать своего Сына на Игнаждень – 20 декабря. Ее родильные муки продолжились до Сочельника – 24 декабря. И в эту ночь родился Божий Сын, однако, весть о его рождении стала известна на следующий день – 25 декабря. Поэтому болгары называют этот день Божич.

В эти же дни по всей стране проходят коледки. Коледари рядятся в одежды, изображая зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, они ходят по улицам и поют колядки. А в южной и центральной Болгарии ходят по улицам страшные кукери и тоже отгоняют злых духов, исполняя песни.





1 января в Болгарии отмечается древний дохристианский праздник, имеющий протоболгарские корни и связанный с поклонением Богу Солнца - Сурва. Главным атрибутом является кизиловая ветка, которая называется сурвачка или сурвакница, украшенная цветными нитками, орехами, перчиками, сухофруктами, хлебными изделиями и монетками.





В роли сурвакаров обычно выступают дети, которые первого января обходят родственников и соседей и, начиная с самого старшего члена семьи, постукивают сурвакницей по спине и приговаривают:
"Сурва сурва, весела година, червена ябълка в градина, златен клас на нива, по живо по здраво, пак до година!" (в переводе - Сурва, сурва, веселый год, красное яблоко в саду, золотая монета в кошельке, много детей во дворе).
Благодарные хозяева одаривают детей лакомствами и мелкими деньгами.
В саму новогоднюю ночь с последним ударом часов уходящего года во всех домах на 3 минуты гаснут огни: это минуты новогодних поцелуев, которые заменяют тосты. Болгары также радуются, если за столом кто-то чихнет, поскольку это принесет удачу в дом.

50. Уэс Дадэ – Кабардино-Балкария



Кабардино-балкарский дед мороз Уэс Дадэ (дадэ – значит дедушка) – личность довольно скрытная. О нем известно то, что он типичный горец с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков. В последнее время Дадэ одевается чаще в национальную одежду, а раньше всё больше носил традиционную шубу Деда Мороза.



b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НОВЫЙ ГОД,ДЕД МОРОЗ-6 | madera14 - Дневник madera14 | Лента друзей madera14 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»