
В школе ювелирного искусства L’ÉCOLE Van Cleef & Arpels, в Париже закончилась удивительная выставка, посвященная очень конкретной области ювелирной истории – изображению птиц.

Брошь Van Cleef & Arpels 'Bird of Paradise' из желтого золота и платины с рубинами, сапфирами и бриллиантами (примерно 1942 год)

Птицы чаще всего ассоциируются со свободой – к примеру, белоголовый орлан, который по-прежнему является символом США, – и экзотикой, чем и пользуются ювелирные дизайнеры.

С помощью самых разных камней и металлов, а также ювелирных техник, мастера воплощают пернатых в драгоценных изделиях, которые потом передаются из поколения в поколение.

На этой новой выставке были представлены культовые броши из двух частных коллекций и коллекции наследия (Heritage Collection) ювелирного дома Van Cleef & Arpels. Дополнили их драгоценности, заимствованные у Национального музея естественной истории.

Начиная с конца XIX века, природные темы в декоративном искусстве стали очень популярны в сфере дизайна интерьеров для представителей высшего общества и правящих элит. Желание обладать птицами и выставлять их на обозрение, особенно тех, что могут похвастаться ярким оперением, зародилось во времена научных рисунков и составления каталогов представителей флоры и фауны в эпоху Просвещения.

Позднее это эволюционировало в моду на кабинеты редкостей, искусственных певчих птиц для садов и салонов, а также вольеров с птицами. Все они считались символами достатка и, странным образом, данью уважения природной красоте, подчеркивая высокий статус владельца и свидетельствуя о том, что он много путешествовал.

Изначальная идея выставки заключалась в том, чтобы показать эволюцию использования образа птицы в ювелирном искусстве в период с 1850 по 1960 год на примерах творений разных ювелирных домов – это первая часть экспозиции. Остальные экспонаты разделены на несколько категорий – «Птицы, обитающие на суше», «Птицы на ветке» и «Летающие птицы», а также по ювелирным и художественным техникам – живопись, рисунок, гравировка и керамика.

Среди представленных изделий были брошь-павлин от Mellerio dits Meller (ок. 1910 г.), брошь с экзотической птицей от Van Cleef & Arpels, украшенная бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами, ониксами и платиной (1924 г.), верхнее фото.

Брошь-павлин

Некоторые из самых плодовитых создателей «пернатых» украшений представлены на протяжении всей выставки – среди них Mauboussin и Marchak, а также Пьер Стерле, который работал с Boucheron, Van Cleef&Arpels, а затем, до своей смерти в 1978 году, был художественным директором Chaumet. У его творений есть несколько уникальных отличительных черт – приверженность экзотическим видам, использование необычных камней и минералов, например, зеленых сапфиров, кораллов, бирюзы, лабрадоритов, топазов, рубеллитов и т.д., а также применение техники «вязаного золота». Этот метод скручивания и плетения золотой проволоки позволил создать гораздо более тактильное и динамическое представление птичьего оперения.








