На наше счастье в жизни каждого человека есть короткий период, позволяющий учёным хотя бы косвенно заглянуть внутрь кухни бессознательного. Корней Чуковский посвятил этим замечательным годам жизни ребёнка специальную книгу "От двух до пяти". В столь раннем возрасте взрослые ещё не успели навязать ребёнку свою идеологию причинно-следственных связей, свои представления о времени и пространстве. Языковые и мыслительные навыки ребёнок в это время приобретает лишь в словесном общении с людьми, а мыслит чаще всего вслух. Дети не слепо копируют взрослых, а бессознательно пытаются навести порядок в своей речи. В результате ребёнок занимается словотворчеством. Он говорит: всехный, обувало, вторчился; и убеждён, что раз что-то может утонуть, то оно же может вытонуть.
Это бессознательная часть души ребёнка, основываясь на целостных свойствах натуральной памяти, самостоятельно ищет связи между словесными свойствами и понятиями. Самая совершенная машина-переводчик не сможет разобраться в различиях слова "ключ" во фразах: "ключ упал в ведро" и "ведро упало в ключ"; а ребёнок без труда ориентируется и в более сложных конструкциях. Пусть он на первых порах устанавливает ассоциации по случайным признакам, пусть иные применяемые им аналогии ложны, но этот период позволяет внимательному воспитателю увидеть работу бессознательной сферы человека по установлению всеобъемлющей взаимосвязи всего сущего.
Психологи высокомерно называют синкретизмом способность детей связывать между собой явления, которые взрослые привыкли считать независимыми.
Автор понятия "синкретическое восприятие" французский писатель Ж.Ренан (1823 - 1892) использовал его для обозначения несколько иного - первого умственного акта, "общего, понимающего", где "всё без различия сбито в кучу". К мышлению детей его применил Э.Клапаред (1873 - 1940), который показал, что целостное восприятие у детей намного предшествует восприятию деталей. Так, например, ребёнок 4 лет, не умеющий читать ни нот, ни букв, умеет, однако, отличать в сборнике песни просто по виду страницы или заголовка песни. Это и есть, по Клапареду, синкретизм мышления детей.
Пользуясь синкретизмом восприятия, Декроли удалось научить детей читать "глобальным методом", т.е. узнавать слова раньше букв. В принципе так же действует интуиция учёного. Она не понимает логики, математики, но каким-то своим целостным образом воспринимает исследуемую им проблему, находит своё целостное её решение, которое подсказывает учёному в виде "озарения".