• Авторизация


НА ЧЁМ ОСНОВАНО ВООБРАЖЕНИЕ 13-12-2014 06:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


    • Наше сознание потребляет, обрабатывает и запоминает в декларативной памяти только ту информацию, которую восприняло аналитическое мышление. Поэтому запоминаемая информация всегда разделена на сведения об отдельных объектах и о части их свойств (запоминаются лишь субъективно выбранные “существенные” объекты и их “существенные” свойства), разбита на “причины” и “следствия” и т.п. Сознание не способно воспринимать информацию в другом виде. Предельным случаем такой обработки данных является так называемый моноказуализм, в рамках которого предполагается, что у каждого следствия есть только одна причина.
    •  
    • Наличие у человека декларативной памяти и связанной с этим способности к декомпозиции запоминаемых данных придаёт ему уникальную способность, отсутствующую у бессознательных животных, - способность к воображению. Творческий человек умеет мысленно составить из информации своей памяти новые комбинации. Он мысленно оперирует с ними как с реально существующими объектами. На таком воображении основаны арифметические вычисления "в уме", способность к которым теряется в случае височной афазии. Способность к арифметическим вычислениям в письменном виде в этом случае обычно не теряется. Каким-то неведомым образом у впечатлительных людей воображаемые ситуации могут реально воздействовать на бессознательную сферу. И.М.Сеченов (1863) описывал человека, который одним воображением холода вызывал у себя рефлекс “гусиной кожи” в тёплой комнате. В ХХ веке некоторые исследователи развивали у себя подобные способности так называемым “аутотренингом”. Но и нетренированный человек, представляя в воображении те или иные свои физические действия , легко может вызвать учащение сердцебиения. Мне трудно судить достоверно, т.к. у меня полностью отсутствует художественное воображение, но многое говорит о том, что талантливые художники, писатели, музыканты обладают каким-то особым каналом связи сознания с натуральной памятью.
    •  
    • Основанное на этой связи воображение позволяет им выходить за пределы сиюминутного существования, "жить" в воображаемой жизни. В естественных науках участие в воображении натуральной памяти приводит к отмеченной Э.В.Ильенковым способности творческого человека "схватывать" целое, а не синтезировать его из частей. Большая часть работы мозга по созданию воображаемого образа происходит в бессознательной интуиции, поэтому иногда психологи необоснованно включают интуицию в воображение. Тот же Ильенков высказывал недостаточно корректное мнение, что "факторизация, или сила воображения принадлежит к числу... всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного... Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду".
    • Конечно, интуитивное узнавание знакомого образа или знакомой обстановки в равной степени присуще как человеку, так и бессознательным животным. Отличие воображения человека в том, что оно является не "интерпретацией действием" (С.Л.Новосёлова), а мысленным объектом. Такая же некорректная трактовка воображения содержится в известном высказывании К.Маркса об отсутствии, якобы, у паука априорного плана ловушки из паутины.
    •  
    • У многих детей наблюдается эйдетическая память на целостные необработанные образы.
    • [700x330]
    • К сожалению, с возрастом способность произвольно активизировать эйдетические воспоминания обычно исчезает. Французский психолог Бине (1894) исследовал особенности шахматной игры одним мастером на многих досках, не глядя на доски. Обычно способные к этому шахматисты утверждают, что они видят внутренним взором все доски с расположенными на них фигурами. Но когда Бине спрашивал их о цвете той или иной клетки под определённой фигурой в определённой партии, оказывалось, что подавляющее большинство шахматистов сразу без обдумывания ответить на этот вопрос не могли. Выяснилось, что они использовали лишь свою логическую декларативную память и не обладали никакими элементами образной эйдетической памяти. Эйдетическая память - полная противоположность воображению, т.к. она демонстрирует то, что "было", а не то, что "могло бы быть".
    •  
    • Незнание целостных свойств натуральной памяти и интуиции человека часто приводит даже специалистов (особенно на Западе) к неверным рекомендациям. Так, в 1950-е годы Дж.Гильфордом и его последователями была разработана механистическая теория творческого интеллекта. Суть её состоит в декомпозиционном факторном анализе, выделении отдельных компонент мышления (факторы креативности). Эта и подобные ей теории не учитывают, что воображаемый объект конструируется из данных и образов декларативной памяти, но то, какие из них и как использовать в творчестве, подсказывает целостная интуиция.
    • Наше сознание потребляет, обрабатывает и запоминает в декларативной памяти только ту информацию, которую восприняло аналитическое мышление. Поэтому запоминаемая информация всегда разделена на сведения об отдельных объектах и о части их свойств (запоминаются лишь субъективно выбранные “существенные” объекты и их “существенные” свойства), разбита на “причины” и “следствия” и т.п. Сознание не способно воспринимать информацию в другом виде. Предельным случаем такой обработки данных является так называемый моноказуализм, в рамках которого предполагается, что у каждого следствия есть только одна причина.
    •  
    • Наличие у человека декларативной памяти и связанной с этим способности к декомпозиции запоминаемых данных придаёт ему уникальную способность, отсутствующую у бессознательных животных, - способность к воображению. Творческий человек умеет мысленно составить из информации своей памяти новые комбинации. Он мысленно оперирует с ними как с реально существующими объектами. На таком воображении основаны арифметические вычисления "в уме", способность к которым теряется в случае височной афазии. Способность к арифметическим вычислениям в письменном виде в этом случае обычно не теряется. Каким-то неведомым образом у впечатлительных людей воображаемые ситуации могут реально воздействовать на бессознательную сферу. И.М.Сеченов (1863) описывал человека, который одним воображением холода вызывал у себя рефлекс “гусиной кожи” в тёплой комнате. В ХХ веке некоторые исследователи развивали у себя подобные способности так называемым “аутотренингом”. Но и нетренированный человек, представляя в воображении те или иные свои физические действия , легко может вызвать учащение сердцебиения. Мне трудно судить достоверно, т.к. у меня полностью отсутствует художественное воображение, но многое говорит о том, что талантливые художники, писатели, музыканты обладают каким-то особым каналом связи сознания с натуральной памятью.
    •  
    • Основанное на этой связи воображение позволяет им выходить за пределы сиюминутного существования, "жить" в воображаемой жизни. В естественных науках участие в воображении натуральной памяти приводит к отмеченной Э.В.Ильенковым способности творческого человека "схватывать" целое, а не синтезировать его из частей. Большая часть работы мозга по созданию воображаемого образа происходит в бессознательной интуиции, поэтому иногда психологи необоснованно включают интуицию в воображение. Тот же Ильенков высказывал недостаточно корректное мнение, что "факторизация, или сила воображения принадлежит к числу... всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного... Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду".
    • Конечно, интуитивное узнавание знакомого образа или знакомой обстановки в равной степени присуще как человеку, так и бессознательным животным. Отличие воображения человека в том, что оно является не "интерпретацией действием" (С.Л.Новосёлова), а мысленным объектом. Такая же некорректная трактовка воображения содержится в известном высказывании К.Маркса об отсутствии, якобы, у паука априорного плана ловушки из паутины.
    •  
    • У многих детей наблюдается эйдетическая память на целостные необработанные образы.
    • [700x330]
    • К сожалению, с возрастом способность произвольно активизировать эйдетические воспоминания обычно исчезает. Французский психолог Бине (1894) исследовал особенности шахматной игры одним мастером на многих досках, не глядя на доски. Обычно способные к этому шахматисты утверждают, что они видят внутренним взором все доски с расположенными на них фигурами. Но когда Бине спрашивал их о цвете той или иной клетки под определённой фигурой в определённой партии, оказывалось, что подавляющее большинство шахматистов сразу без обдумывания ответить на этот вопрос не могли. Выяснилось, что они использовали лишь свою логическую декларативную память и не обладали никакими элементами образной эйдетической памяти. Эйдетическая память - полная противоположность воображению, т.к. она демонстрирует то, что "было", а не то, что "могло бы быть".
    •  
    • Незнание целостных свойств натуральной памяти и интуиции человека часто приводит даже специалистов (особенно на Западе) к неверным рекомендациям. Так, в 1950-е годы Дж.Гильфордом и его последователями была разработана механистическая теория творческого интеллекта. Суть её состоит в декомпозиционном факторном анализе, выделении отдельных компонент мышления (факторы креативности). Эта и подобные ей теории не учитывают, что воображаемый объект конструируется из данных и образов декларативной памяти, но то, какие из них и как использовать в творчестве, подсказывает целостная интуиция.
  • вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
    Комментарии (6):
    Вы уж извините меня, но я никак не могу привыкнуть и, уж тем более, понять такие максимы, как "...придаёт ему уникальную способность, отсутствующую у бессознательных животных, - способность к воображению". Может быть для вас это вполне объективные и очевидные вещи, но я не могу никак "врубиться", откуда известно, что животные не обладают способностью к воображению? Вот такое описание я нашёл для термина "воображение". "Воображение - погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее". Что касается меня, то часть описания, касающаяся восприятия, мне понятна и мной используется. Относительно же воображения подтвердить не могу. Не умею перелетать в иные миры, возвращаться в своё прошлое и, тем более, переноситься в своё будущее. Я удручён, - неужели я животное бессознательное? И ещё, откуда известно, что "....Сознание не способно воспринимать информацию в другом виде"? Бывают, как говорят, ещё и, так называемые, изменённые состояния сознания. Мне интересна тема, которую Вы рассматриваете, но почему - то она не вписывается в рамки моей физической и психологической конституции. Естественно, у меня возникают вопросы, на которые я хотел бы получить ответы. Поверьте, я не имею намерения стать Вашим оппонентом, мне важно расставить акценты и понять.
    Исходное сообщение Быков_Сергей "откуда известно, что животные не обладают способностью к воображению?" Публикуемые в этом дневнике данные о психологии человека и животных я черпаю из научной литературы и из самонаблюдений. Человек на 99% - это бессознательное животное, поэтому ему легко самонаблюдениями "подглядывать" за внутренним миром животных. П.Я.Чаадаев об этом писал в 1832 г. так:"Взгляните на себя с вниманием обдуманности. Вы тысячу раз в день увидите, что за минуту перед тем не имели понятия ни о том, что делаете, ни даже сознания о вашем существовании... Вот наша чисто животная натура." "Не умею перелетать в иные миры, возвращаться в своё прошлое и, тем более, переноситься в своё будущее. Я удручён, - неужели я животное бессознательное?" Думается, эти слова Вы написали в полемическом задоре. У меня нет никаких сомнений, что Вы сейчас легко можете вспомнить, что Вы сегодня ели на обед ("возвратиться в своё прошлое"), и представить себе, что Вы увидите в соседней комнате своей квартиры, если зайдёте в неё через минуту ("перенесётесь в своё будущее"). Ни одно животное этого не умеет, а Вы умеете. Следовательно, Вы человек. "откуда известно, что "....Сознание не способно воспринимать информацию в другом виде"?" Из научной литературы и из самонаблюдений за собой в течение 80-ти лет. "Бывают, как говорят, ещё и, так называемые, изменённые состояния сознания." Об изменённых состояниях сознания пишут и говорят ненаучные мистики. Ни наука, ни самонаблюдения таких состояний у человека не обнаружили. У человека (и у меня) бывают изменённые состояния психики, но чем больше состояние психики человека изменено, тем меньше в нём сознания. "я не имею намерения стать Вашим оппонентом, мне важно расставить акценты и понять." Очень жаль. Я навязался Вам в друзья именно в надежде на Ваше оппонирование моих размышлений в дневнике. А насчёт понимания мой учитель (рукеоводитель кандидатской диссертации) В.С.Дулицкий более полувека назад учил:"Главное довести человека до непонимания. Человек, который понимает то, чем занимается, не учёный, а приспособленец". Поэтому в моём дневнике Вы не найдёте ни одной проблемы, которую я понимаю. Всё, что я здесь пишу - текущий результат моих размышлений. К записям в дневнике я всё время мысленно возвращаюсь, а потом перерабатываю, дополняю, удаляю ошибочное. Здешний движок очень удобен для такой работы с материалом.
    Ответ на комментарий Хворостенко # Начну с последнего пункта Вашего комментария. Из моего небольшого опыта общения и наблюдения в интернете я сделал неутешительные выводы. Цивилизованный диалог вести весьма трудно. Люди стали как порох, везде ищут "подставу", "подвох", агрессивно защищают свою информационную территорию и в результате при малейшей шероховатости моментально "взрываются" или, как щитом, закрываются смайликами. Для меня общение по интересующим темам крайне важно. По этой причине я стараюсь быть корректным и предельно (по обстоятельствам) открытым. Мне не хочется терять общение с интересными людьми. С некоторыми Вашими работами я встречался в интернете и поэтому фамилия запомнилась. Мне, естественно, до Вашего уровня далеко, по простой причине, - я, в некотором роде,- планктон, дилетант - любитель. Зато не обременён условностями научного знания, которое предполагает некую логическую последовательность.(Причина и следствие...., если,.. то..., и прочее). Научное знание обязано укладываться в догму научной парадигмы, которая время от времени должна кардинально меняться (ну, или совершенствоваться, если быть не таким радикальным в суждениях). Вот исходя из этого, меня интересуют аспекты сознания, так сказать, в материальном воплощении теоретических изысков. Проверка теории практикой. Изрядный скептицизм, не позволяет принимать всё на веру. "Человек на 99% - это бессознательное животное, поэтому ему легко самонаблюдениями "подглядывать" за внутренним миром животных". С этим утверждением я не могу согласиться. Я не могу допустить "зооморфизм", как впрочем, "антропоморфизм" и уж тем более "антропоцентризм" в качестве отправной точки в любых (в том числе и научных) исследованиях, по причине отсутствия данных объективного контроля. Контроля из среды, являясь частью среды. Инструментальные способы наблюдения дают косвенные сведения о среде, которые можно интерпретировать как угодно. "... У меня нет никаких сомнений, что Вы сейчас легко можете вспомнить, что Вы сегодня ели на обед ...". Вспомнить - то я конечно вспомню, но речь шла о"воображении" и, на мой взгляд, это разные вещи. Я могу ещё перебирать различные варианты предстоящих, скажем, событий, но это тоже не воображение. Был в моей жизни один эпизод (в своём дневнике я его описал), но даже и его я не могу отнести к феномену воображения. Я не понимаю, что же такое скрывается под этим словом, и вполне допускаю, что реальное явление в психике человека замусорено и в настоящий момент каждый трактует его по своему.
    "Вспомнить - то я конечно вспомню, но речь шла о"воображении" и, на мой взгляд, это разные вещи. Я могу ещё перебирать различные варианты предстоящих, скажем, событий, но это тоже не воображение. Был в моей жизни один эпизод (в своём дневнике я его описал), но даже и его я не могу отнести к феномену воображения. Я не понимаю, что же такое скрывается под этим словом, и вполне допускаю, что реальное явление в психике человека замусорено и в настоящий момент каждый трактует его по своему." Люди потому и покинули царство бессознательных зверей, что научились речевому общению на языках, носители которых понимают друг друга. Слово воображение имеет однозначный смысл для общения на русском языке:
    Воображение - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее В. и творч. В.
    Ваше воспоминание о сегодняшнем обеде - воссоздающее воображение, а Ваш мысленный поход в соседнюю комнату - творческое.
    Ответ на комментарий Хворостенко # Ну хорошо, допустим я понял и принял определение слова "воображение" на уровне языковых символов. Не могли бы Вы теперь описать его характеристики. Рассказать более подробно о нём, описать что ли. Дать сравнения, метафоры. Это такое же восприятие, как восприятие зрительного образа, только имеющее происхождение изнутри? Воображение имеет синонимом слово фантазия, галлюцинация, реконструкция? Может быть это визуализация? Как я могу различить реальный зрительный образ и воображаемый? Ну не понимаю я это состояние. Мне вот представляется: воображаемый объект, это такой объект который я могу воспроизвести столь же подробно, как увидеть реальный объект, во всех деталях, красках и пространственных измерениях. Если это так, то такое воображение мне не доступно. Если это не так, то какое же это воображение - какой то след в памяти (энграмма).
    Ответ на комментарий Быков_Сергей # Наиболее понятно отличие воображения от реального наблюдения или, что то же, от эйдетического воспоминания - это попытка воспоминания о сегодняшнем обеде. Обычно человек (если он не уникум, вроде Шерешевского) большинствой действий во время обеда бездумно осуществляет по принципу динамического стереотипа. Соответственно, и запоминаются об обеде лишь отдельные нетипичные моменты. Пытаясь же вспомнить об этом обеде через несколько часов, человек вынужен пользоваться, как это названо в словаре, воссоздающим воображением - домысливать недостающие детали либо по тому, как это обычно бывает, либо просто фантазировать. В разделе "память" я много писал об этой особенности декларативной памяти человека.


    Комментарии (6): вверх^

    Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

    Дневник НА ЧЁМ ОСНОВАНО ВООБРАЖЕНИЕ | Хворостенко - Дневник Хворостенко | Лента друзей Хворостенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»