Научное изучение памяти на узнавание ранее увиденного или услышанного впервые было начато в 1886 г. Вольфом и продолжено Бине и Анри в 1894 г. К сожалению, до сих пор многие исследователи не отдают себе отчёта, что в экспериментах, посвящённых изучению этого вида памяти, нельзя заставлять испытуемых называть либо словесно характеризовать узнанные элементы, т.к. им тогда придётся включать не только механизм действенного узнавания при посредстве натуральной памяти, но и механизм словесного опознавания, основанный на совсем другой, на декларативной памяти. Первые планомерные исследования памяти на узнавание осуществил в 1957 г. Р.Шепард, а в 1973 г. Л.Стэндинг сумел организовать чистые эксперирименты, в которых было полностью исключено использование испытуемыми декларативной памяти.
МЕТОДИКА СТЕРНБЕРГА
Во всех видах памяти человека и высших животных припоминание основывается не на последовательном сканировании, а на целостном обзоре сразу всего содержимого памяти. Последовательным является процесс сознательного мышления, который У.Джемс поэтому назвал потоком сознания. При экспериментальных исследованиях натуральной памяти необходимо исключать либо отвлекать мышление человека и нельза заставлять испытуемого словесно описывать воспоминание.