• Авторизация


МНЕМОНИКА, ПОВТОРЕНИЕ НЕ ВСЕГДА "МАТЬ УЧЕНЬЯ" 21-11-2014 06:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Человек запоминает в декларативной памяти только ту словесную информацию, которую он "проговаривает" во внутренней речи. Убедительным доказательством этого обстоятельства является акустический характер ошибок припоминания: при ошибочном воспоминании воспроизводятся сходные с истинными буквы, сходные по звучанию, а не по написанию. Внутренняя речь человека практически не исследована учёными. Самонаблюдения показывают, что она часто больше отличается от внешней речи, чем её стенографическая запись условными знаками.

 

Л.С.Выготский показал, что поначалу маленький ребёнок думает вслух, а затем постепенно приучается произносить те же речи про себя. По мере взросления каждый человек, особенно из тех, которым приходится много и быстро думать, вырабатывает свой собственный сокращённый язык внутренней речи, своеобразное стеноречие. Обычно оно не замечается человеком, а просто используется "по факту". С течением времени этот индивидуальный язык изменяется. В нём используются как привычные полуслова и полуфразы, так и какие-то неотчётливые комбинации словесных знаков с активируемыми по ассоциации воспоминаниями натуральной памяти. Но, как показал экспериментально А.Н.Соколов, в осмысливании новых трудных проблем человек всегда пользуется полной внутренней речью.

 

Внутренняя речь накладывает весьма существенный отпечаток на характер припоминаний в декларативной памяти. Школьные учителя утверждают:"Повторенье - мать ученья"; но они правы лишь с точки зрения своих задач - дословного запоминания выучиваемых текстов, так называемой "зубрёжки". А вот американский психолог Н.С.Сатерленд (1968) в общем случае был неправ, когда утверждал практически то же самое:"Материал, чтобы он мог сохраниться в памяти, следует время от времени освежать повторением". Речь у него шла не о запоминании школьного стишка, который при повторении можно заново перечитать, а о повторении бытовых воспоминаний или профессиональных данных, которые при повторении не с чем сравнить, кроме воспоминаний о них.

 

В этом случае повторение может только повредить достоверности запоминаемого. Вспоминая внутренней речью старые события и данные, человек всегда вспоминает их нечётко, не полностью и уже в сознании домысливает недостающие детали. Порой воспоминание бессознательно приукрашивается, чтобы было приятнее вспоминать. Такое домысленное и приукрашенное воспоминание снова попадает в договременную память и блокирует собой первое, самое достоверное воспоминание. Чем больше человек будет "освежать" (по Сатерленду) воспоминание, тем меньше оно будет отражать то, что происходило в прошлом. Это убедительно показал в начале ХХ века Ф.Бартлетт специально проведенными экспериментами.

[568x457]

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МНЕМОНИКА, ПОВТОРЕНИЕ НЕ ВСЕГДА "МАТЬ УЧЕНЬЯ" | Хворостенко - Дневник Хворостенко | Лента друзей Хворостенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»