Многие псхологи убеждены, что "чем выше уровень животного, чем сложнее его мозг, тем большую роль в его жизни, поведении приобретает процесс построения моделей" (В.Н.Пушкин, 1971). Между тем, известно, что основу жизни составляют поиск и потребление пищи, причём экземпляры пищевых продуктов часто значительно различаются между собой. Это не мешает как высокоорганизованным животным, так и весьма примитивным, безошибочно отличать пищу от остальных видов материи. Следовательно, использование моделей, в том числе моделей пищевых продуктов,- непременная способность любых животных, неважно, врождённые ли это модели или благоприобретённые на основе жизненного опыта. Особый вид моделей представляют собой игровые модели детёнышей животных и бессознательных малышей людей. В своих развивающих играх они реально представляют себя участниками охоты (у животных), продавцами магазинов или врачами (у детей) и не отличают своих моделей от реальной действительности.
В течение жизни животные запоминают много эффективных моделей. Эти модели у бессознательных животных, конечно, совсем не такие, какие мы формируем у себя словесным мышлением. Модели животных и модели бессознательной сферы человека основаны на целостном континуальном восприятии действительности. Словесное же мышление человека, хотя и редуцирует действительность, позволяет строить модели того, чего он никогда не видел, и чего вообще в природе пока не существует. Животные лишены такой способности, но их модели значительно более полно отражают то, что им нужно для жизни. Не все знают, что у человека обычно вырабатываются две образные модели одного и того же объекта - бессознательная и сознательная. В этом легко может убедиться каждый, умеющий быстро печатать на клавиатуре. Достаточно попытаться мысленно вспомнить расположение на ней знаков и сравнить это сознательное воспоминание с "памятью пальцев" во время печатанья.