Это цитата сообщения
Petr_Andreev Оригинальное сообщение
[показать]
Видимо, первая фотография Сфинкса, хотя и указаны фотографы C. & G. Zangaki и годы съемки 1880 - 1900. Но снят Сфинкс, безусловно, раньше.
Фотографы снимали Египет с 1870 года, но вряд ли это их фото. На очень многих снимках еще и 1850-х годов состояние Сфинкса в задней его части гораздо более "новое", задняя часть "отреставрирована". Чего мы не видим на этом снимке.
Состояние Сфинкса и стелы говорит о том, что это САМОЕ РАННЕЕ фото Сфинкса делалось примерно в 1850-54 годах.
Стела Тутмоса IV не на месте, и от нее только верхняя часть. То есть верхнюю ее часть только что привезли и поставили. После этого фото ее водворят на окончательное место и отольют в окончательном виде.
Походу, подтверждения тому, что к 1801 году объекты Гизы, Великие пирамиды и Сфинкс, еще не были достроены, всю дорогу были у нас перед глазами. И не только у нас, а у всех, причем уже два века как.
И оставил их не кто иной, как Доминик Виван, более известный по титулу барон Денон ( Dominique Vivant Denon, 4 января 1747 — 27 апреля 1825), французский художник, основатель Лувра, родоначальник египтомании и основоположник прикладной египтологии, сопровождавший корпус Наполеона в Египте и оставивший выдающийся труд - книгу рисунков, карт и схем памятников Египта.
Доминик Виван Денон принимал участие в качестве художника в Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798-99; опубликовал «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту» (1802) с собственными гравюрами (свыше 300). В 1802 назначен генеральным директором музеев Франции: Центрального музея искусств Республики (впоследствии Музей Наполеона, затем Лувр), также Версаля, мануфактур фарфора в Севре, гобеленов в Бове, Монетного и медальерного двора и др.; полномочия Денона как 1-го директора Лувра были подтверждены Людовиком XVIII (1814). Во время наполеоновских завоеваний в Европе Денон руководил пополнением французских коллекций за счёт реквизированных памятников искусства различных стран, особенно Италии. В 1812 году получил титул барона. По его рисункам были выполнены гравюры для 20-томного издания «Описание Египта» («Description de l’Egypte», 1809-22) Э. Ф. Жомара. Имя Денона сейчас носит одно из крыльев Лувра.
Как ни удивительно, но самому выдающемуся памятному месту Египта, плату Гиза с Великими пирамидами, в замечательной работе посвящена всего пара страниц. От педанта, ратовавшего за науку, тщательнейшим образом снимавшего размеры и чертившего схемы массы храмов и монументов - само по себе удивительное пренебрежение к самым выдающимся строениям древнеегиптян, "Чуду света" Великой Пирамиде и т.д..
Здесь можете полистать его книгу, навигация удобна, и можно рассматривать картинки с лупой -
это коллекция библиотеки Университета Гейдельберга .
Странички.
[показать]
[показать]
Пирамиды набросаны наспех. Так нарисует художник, приехавший знакомить мир с архитектурой Египта, величайшую постройку мира? Художник, который с великим тщанием выписывал каждый завиток элементов куда более мелких объектов? Нет конечно.
Ракурс Великих Пирамид находится не без труда.
Вот это самый близкий, какой получилось найти. Слева направо - Микерин, Хефрен, Хеопс.
Только у Хефрена нет знаменитой "шапки", две из трех пирамид Цариц еще не построены.
А Нила здесь нет и не было, он к востоку от Гизы.
Для понимания. Взгляд гравера направлен на север, сам он к югу от Великих пирамид. Нил далеко на востоке, течет параллельно направлению взгляда.
[показать]
Это именно набросок. Общее представление, наспех обозначенное, и не более. Автор не видел Пирамиды Гизы там и такими, где и какие они в готовом виде, не знал, что Хефрена украсят "шапкой", но знал, что они будут.
Тем не менее, план туннеля и погребальных камер уже есть, подробный, аккуратный, в масштабе и в типичной манере Денона.
Это значит, они были готовы, но песок на эти постройки в основное тело пирамиды еще не сыпали, блоками, литыми на месте, еще не обкладывали.
На второй странице - вход в пирамиду Хеопса, который соответствует реальному, вплоть до сколов на блоках. Он на высоте 15,6 м.
Его уже сделали. Фото 1867 года, это самое раннее фото входа, какое нашлось.
[показать]
Обращаю внимание также на то, что ракурс очень точного рисунка Денона невозможен в настоящее время.
Его можно получить только находясь в воздухе.
На чем стоял Денон, набрасывая эту гравюру?
Только на насыпанном холме, служащем поверхностью для перемещения материалов строителей пирамиды, который после окончания строительства был убран.
С приближением наблюдателя к высокому объекту пропорции объекта меняются: нижняя его часть увеличивается относительно верхней.
[показать]
*
Картинка с Великим Сфинксом - единственная у Денона.
Фото головы с севера до 1931 года, когда голову очень серьезно долили, поправили, дополнили гривой, делались крайне редко.
Удалось найти два фото, и те неточного ракурса, 1900 и 1906 годов.
Но думаю, что и их хватит для вывода: Денон не мог срисовывать своего Сфинкса с натуры.
Эскиз у него был. Тот же, что у строителей. Для основателя Лувра, безусловного цеховика, видевшего все недоделанные объекты Египта и таскавшего шедевры античного искусства со всей Европы, совсем не удивительно иметь эскиз будущего Великого Сфинкса. Но строители серьезно отошли от эскиза, особенно с задней частью головы.
[показать]
[показать]
*
После 1802 года, даты выхода книги с гравюрами,
следующее изображение пирамиды, напомню, было у Пушкина в 1831 году .
Судите сами, с какой скоростью шло строительство пирамиды от высоты входа в 1801 году до основания вершины в 1831 году.
[показать]
[показать]
***
И теперь самое интересное.
В конце гейдельбергского издания автор, отрисовав все попавшиеся на глаза барельефы и иероглифы, спохватывается, вспоминает свои навыки изощренного гравера-художника, возвращается на Гизу и дополняет альбом двумя страничками с видом и планом Великих пирамид с северо-восточной стороны - теперь уже нормальных пропорций, ракурса, идеально соответствующих современному облику и расположению -
http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/denon1802b...32f201a95d9e1fa32948f9e1a2f2c8 .
[показать]
[показать]
Идем в Нью-Йоркскую публичную библиотеку.
В
тамошнем издании труда Денона этих двух страничек нет.
Что-то до боли знакомое, не правда ли? Читатели моего журнала тут же вспомнят, где уже был подобный фокус.
При
строительстве Стоунхенджа шел заброс в некоторые источники, и поэтому в энциклопедии Дидро-Даламбера есть экземпляры 15 тома со Стоунхенджем и без Стоунхенджа))
И те старинные изображения Стоунхенджа, что были сделаны до постройки Стоунхенджа в 1949 году, столь же мало похожи на оригинал, как и первые изображения Великих пирамид Денона.
Как-то совсем уже не красит Великие пирамиды Древнеегипта то, что их вписывали и узаконивали такими же методами, что и этот безумный памятник островного королевства.
Ну и обобщая этот пост.
Альбом Денона ценен тем, что в нем зафиксированы те памятники Древнего Египта, которые были построены цехом создателей истории в 18 веке. Объекты плато Гиза в их число не входили. Их достраивали почти до эпохи фотографий. Кому интересно, об этом три части "Египетского морока", отсюда и далее по ссылкам.
Альбом Денона, похоже, самое раннее свидетельство строительства памятников Древнего Египта на рубеже 18-19 веков. Автографов строители наоставляли дополна; здесь, например, двумя комментариями давал целый интернационал строителей Абу-Симбелла, отметившийся задолго до того, как места для росписей были откопаны учеными из опалубного песка. Но свидетель такого масштаба и авторитета в мировой науке, как Денон, оставляет такие свидетельства, насколько знаю, впервые,