Сначала, конечно, поздравляю дорогой Camelot с днем рождения!
Много лет существования, интересных и насыщенных. Много разнообразных постов. Много новых подписчиков и внимательных читателей. Светлого радостного взгляда на этот многогранный мир! :)
* * *
На этой неделе закрывается выставка В.Серова, посвященная его 150-летию, в Третьяковке на Крымском Валу. Услышала о ней сразу же в октябре, но откладывала посещение, поставив себе птичку - обязательно посетить!
И вот - свершилось!
Но сначала два пояснения :): 1 - фотографировать на выставке нельзя, большинство смотрителей не обращают внимания на гаджеты, но я не делала снимков даже на мобильник, поэтому буду пользоваться фото из Интернета. 2 - В.Серов - та величина, которая не требует банального пересказа биографии, выдернутой из Википедии, или пояснений критиков к "Девочке с персиками". Поэтому здесь только мои мысли, посетившие во время пребывания на выставке. Они не претендуют ни на истину в последней инстанции :), ни на оригинальность, ни на... В связи с чем приветствуется обмен мнениями, ощущениями, спорами и несогласием с автором поста)))))))
1. Первое, что мы увидели, подойдя к Дому Художника, очередь, длинная очередь на вход. Рядом такая же очередь с электронными билетами, чуть покороче, но двигающаяся ничуть не быстрее.
Мороз -15. Почти два с половиной часа стояния. Даже в последние дни выставки людской поток не иссяк! И это приятно удивило. Некоторые из очереди уходили, но большинство отстояло, и даже с инвалидами, а также с маленькими и очень маленькими детьми.
2. Первое ощущения на выставке - она того стоит! Она вообще всего стоит! Денег, стояния на морозе, времени, сил.
3. Я, конечно, была в курсе, что картины свезены из разных мест. В основном Третьяковская галерея и Русский музей. Но кроме того это многие музеи городов России, Еревана, Минска. Французский и датский музеи. А так же частные коллекции, к примеру, Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской... Вот этот сценический задник к балету "Шахерезада" они случайно купили на аукционе. Т.е., сами понимаете, шансов увидеть ВСЁ это ещё раз в одном месте вряд ли может представиться.
4. За два дня до похода на выставку читала про музей В.Серова в Домотканово (Тверская область). Ничего специально не искала, просто попалось на глаза. Было интересно, поскольку ничего про этот музей не ведала.
Дом-музей В.Серова в Домотканово
Испытала истинную радость, увидев многие пейзажи того самого Домотканова...
5. Недостаток великих - воспоминания о них и их произведениях из репродукций в школьных учебниках советских времён. Ну хорошо, ещё десяток супер!известных полотен, увиденных в той же Третьяковке или Русском (к слову сказать, на выставке были произведения, которые в этих музеях хранятся, но не экспонируются). Моё отношение к Серову до посещения выставки - он великий, как Пушкин в литературе, его надо уважать.
Мысли вовремя посещения выставки и после - он действительно ВЕЛИКИЙ!
От картин, конечно, же не раз виденных в том же Интернете или художественных альбомах, в реальности выступают слёзы... Они кажутся живыми.
Мика Морозов
Исаак Левитан
6. Выставка прекрасно организована. Полотна с разных точек за образуют тематические группы. Очень интересно смотрится. И интересно смотрятся портреты в сравнении.
7. Серов был фантастически плодовит. И прожил всего 46 лет. Есть ли связь между производительностью художника/писателя/поэта и продолжительностью его жизни?
8. Возле каждого портрета табличка с кратким рассказом о модели. Есть очень интересные сведения, наводящие опять же на мысли...
Портрет Прасковьи Мамонтовой. В советское время была репрессирована и точная дата смерти не известна - сгинул человек!
Красавица Софья Драгомирова (в замужестве Лукомская), дочь генерала и жена генерала, видного деятеля Белого движения, после поражения которого отправилась в эмиграцию, где и закончила свои дни...
Тоже мысль. Отдельная. Но добавлю её сюда же. Серов не дожил до 1917-го года 6 лет. Не мог ни знать, ни предвидеть. Отчего в портрете Николая II столько обречённости, тоски в глазах?
9. В основном портреты художника - заказные. Аристократы, фабриканты, учёные, общественные деятели... Большинство моделей - выдающиеся люди не зависимо от их социального положения. Т.е. они интересны сами по себе, а не только в качестве объекта написания известным художником. Было ли раньше посредственности пробиться вверх труднее, чем сейчас?
Кто-то занял своё положение благодаря уму и деловой хватке...
И. Морозов
В.Гиршман
А.Абрикосов
или благодаря своему таланту
тенор Анджело Мазини
танцовщик и хореограф Николай Поздняков
великая актриса Гликерия Федотова
10. Валентин Серов не льстил своим моделям. В смысле не стремился их преукрасить). Многие записные красавицы выглядят весьма возрастными по отношению к году написания портрета. Ну, так их художник видел). Нет попытки скрасить физические недостатки, характерые черты лица, не симпатичные, но так важные для передачи сходства.
портрет Марии (Мары) Олив
Елена Балина
Мария Морозова - одна из самых богатых и образованных женщин Российской империи, а так и не скажешь!
Портрет Михаила Морозова воспринимается как карикатура (по крайней мере мной). Редкий художник осмелится представить такую реалистичную работу богатому заказчику))). Что увидел, то и написал!
11. На выставке были несколько незаконченных работ. Возможно, и сразу видна эта незавершенность. Но в то же время ощущение, что Бог водил рукой художника и прервал его работу именно на том месте, где нужно. Особая прелесть в недосказанности.
Портрет Ольги Трубниковой, будущей жены Валентина Серова
Портрет Надежды Дервиз с дочерью
12. Графические работы выставлены в отдельных залах с затемнением и специальной подсветкой, что оправдано: бумага - хрупкий материал. Портрет Ф.Шаляпина - христоматийная работа Серова. Только уголь и мел. Он (портрет) такой большой! Бесподобная графика - другая ипостась художника.
13. Очень много групп с экскурсоводами. Давно не видела такого количества их в одном месте. Прислушивалась. Большинство экскурсоводов ещё старой, то что я называю, советской закалки - владение материалом, грамотная стройная речь. Действительно хочется бОльшего, чем таблички и скудные сведения из Интернета. Молодёжь уступает - считает, что посетителям как раз этого и достаточно.
14. Много разных интересных фактов, услышанных и прочитанных.
На написание одного из самых своих величественных портретов - портрета М.Н.Ермоловой Серов потратил 32 сеанса.
А для того, чтобы написать этюды к групповому портрету царской семьи художнику выделили лишь по три сеанса.
15. Некоторые картины сопровождают выдержки из писем Валентина Серова жене и друзьям - они прелестны! Яркие, очень точные описания, комментарии... Захотелось почитать. И очередной раз взгрустнула об отмирании эпистолярного жанра).
К портрету Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона. Серов сообщал супруге 12 августа 1903: «вчера начал князя, по его желанию, на коне (отличный араб, бывший султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого – вполне понимаю».
16. Очень странное место выбрали для культового серовского портрета Иды Рубинштейн - на самом выходе с выставки в углу. На мой вкус и правильно). Как мне не нравилась эта картина, так не понравилась и воочию. Интересно, нравилась ли она самому художнику?
Конечно, мыслей было больше)))) Для того и ходим в музеи, театры и библиотеки, чтобы не отказываться от старомодной привычки думать :)))
Всех с Крещением, мои дорогие!