9 октября исполнилось 146 лет со дня рождения Николая Рериха — художника, ученого, мыслителя, писателя, путешественника…
[300x430]«Спросят – как перейти жизнь?
Отвечайте – как по струне бездну –
Красиво, бережно и стремительно».
Так пишет Николай Рерих в своей книге «Листы сада Мории». Такой и была жизнь этого удивительного человека: без всяких извилин и тупиковых стримеров; она была прямой как стрела, как будто этот человек с самого детства знал, что ему предначертано совершить в жизни. Фамилия же «Рерих» имеет древнескандинавское происхождение и в переводе обозначает «богатый славой». И жизнь этого человека действительно была богата славой. Еще при жизни этого выдающегося мыслителя, ученого, художника, путешественника, писателя и общественного деятеля окружали легенды. Многих поражала его фантастическая работоспособность: помимо своей научной деятельности Рерих был и хорошим художником, написавшим около 7 тысяч картин, не считая рисунков и набросков. Поражал и масштаб его рискованных экспедиций, неизменно оканчивавшихся удачей, включая и переход через Алтай, Тибет и Гималаи. Поражали его ученость и эрудиция. Суеверные тибетцы считали, что Рерих умеет ходить по воде, как по суше; что он в дружбе с самим Духом Гор. Легендами окружен и его дом в Гималаях, над которым, как говорят, по ночам иногда появляются блуждающие огни.
Николай Рерих, пожалуй, единственный художник в отечественной истории искусства, истовые поклонники которого создали настоящий культ любимого живописца и мыслителя, тиражируя старые мифы и создавая новые.

«Заморские гости» — одна из самых известных картин Николая Рериха в нашей стране: ее репродукция публиковалась в школьных учебниках истории. В 1896–1900 гг. Рерих проводил раскопки в Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской губерниях. Известно, что в Новгород он отправился по «великому водному пути». Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новгородская рать на роковую Шелонскую битву…». Именно во время этого путешествия у Рериха зародился сюжет картины, которая была написана в 1901 году в Париже. Годом позже на выставке в Императорской Академии Художеств картину приобрёл Николай II для Царскосельского дворца. Сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Многие живописные работы Рериха перекликаются с его литературным творчеством или прямо иллюстрируют его. Например, в книге «Боги Кулуты» он писал: «В Серебряной Долине Великий Пастух призывал к жизни все живые существа серебряными звуками своей флейты. Он зовет к радости. И яблоневые, грушевые, вишневые, сливовые деревья откликаются на призыв буйным цветением. Ивовые деревья раскрывают пушистые цветы, абрикосовые деревья стали сиреневыми. Ореховое дерево покрывается жёлтым цветом, и, как исцеляющий нектар, течет ароматный живительный сок деодаров. Под яблонями, покрытыми розовым цветом, вечный Кришна на своей флейте играет свои божественные песни возрождения».

Картина «Звезда героя» иллюстрирует древнюю индийскую легенду о чудовище и герое, победившем его. Согласно этой истории, простой человек вступил в борьбу со страшным чудовищем, пожиравшим людей. В разгар борьбы он вспрыгнул на спину монстра и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится. Но герой понимал, что, победив чудовище, он спасет человечество. Держа в голове эту цель, он собирался с силами. Чудовище, между тем, так ускорило бег, что искры летели за ним огненным хвостом, и в этом пламени оно стало подниматься над землей. И теперь, когда люди видят комету, они благодарят отважного героя, а людские мысли дают новые силы всаднику.

Николай Рерих не раз подчеркивал роль, которую в его жизни сыграла жена Елена, называя ее в своих произведениях «Ведущей». «Дружно проходили мы всякие препоны, — вспоминал он на склоне лет. — И препятствия обращались в возможности». Картина, на которой женщина в белых одеждах поднимается в гору, ведя за собой мужчину, стала одним из посвящений Елене Рерих.
Эзотерические сюжеты в картинах Николая Рериха
Н.К. Рерих придавал искусству особое значение: "В Красоте и в духе укрепятся силы твои, и взглянешь ты ввысь и прострешь крылья свои, как завоеватель сужденного Света... В дни особых смятений и содроганий мы будем твердить о том же созидании, о том же благодатном Свете. И нет такого условия, которое бы могло отвратить вступившего на путь созидания.
Не убоимся во имя Прекрасного и будем помнить, что насмешка невежества лишь толчок для подвига.
Отрешаясь от эгоизма, если будем не только сами стремиться по пути Прекрасного, но и будем всемерно открывать его близким, мы уже будем выполнять ближайшую задачу осветления Культуры,- восхождения духа. "

Картины Николая Рериха — мистика 20 века — завораживают своим символизмом. Даже тот, кто никогда не касался мистического знания, не может не чувствовать в этих сюжетах глубокую тайную мудрость. Кажется, будто все это, происходящее на полотнах, и правда происходит в какой-то параллельной реальности. И где же еще можно найти ходы к этим мирам, если не в Гималаях, где Рерих и создавал свои труды?
Личность Николая Рериха покрыта загадками. Будучи создателем религиозного учения Живой Этики, мистик утверждал, что это знание было получено путем автоматического письма от Учителя, именуемого Махатма Мориа. И хотя существование Махатмы Мории критики подвергали сомнению, Рерих был далеко не единственным, кто рассказывал о встречах с ним.
Многие члены «Теософского общества» настаивали на существовании «вознесенных владык», среди которых и был упомянутый гуру. Кроме того, индийские ученые-пандиты — члены высшего сословия индийского общества — заявили в официальном письме к критикам семейства Рерихов, что в их традиции действительно существуют махатмы. Почетные брахманы утверждали, что они не имеют сомнения в психических силах махатм, которых они относили к существам высшего порядка.
Песнь о Шамбале
Свои искания Рерих осуществлял вместе с женой Еленой Рерих, которая была его верной спутницей и соавтором его книг. Среди долин гималайских гор вместе они искали таинственную Шамбалу – священный город, обитель Учителей человечества, чьими силами движется эволюция.
Шамбала упоминается во многих духовных традициях. Именно здесь по древним преданиям родится новый мессия, которого ждут под именами Будды, Христа или Аватара Вишну. Мудрец знает, что шамбалу можно найти в глубинах собственной души. Она – источник любого знания и любой науки, открывающейся перед внутренним взором искателя. Однако вместе с этим, Елена Петровна Блаватская утверждала в свое время , что это место имеет и физическое расположение на земле, и находится оно не где-то, а в Гималаях в ущелья Тибетского Нагорья.
Великие учителя человечества
Частые персонажи картин Рериха – величайшие учителя человечества, такие как Будда или Иисус. Надо сказать, что представители теософского общества, основанного Еленой Блаватской, в унисон ее доктрине настаивали на том, что имя Будды – не имя исторического персонажа, а степень посвящения и эволюции ума. Другими словами, Будда – это тот, кто познал всеобъемлющую мудрость земной сферы бытия и обрел свободу от ограничений физической реальности.
На картине Рериха «Будда-победитель» сценой служит ущелье пещеры, которая издавна ассоциировалась с потусторонним миром мертвых. Посвящаемый заходил в ее темные стены, символически оставляя мир живых. Он умирал, чтобы родиться заново в новом духовном качестве.
Картина Рериха делает нас свидетелями такого рождения. Стены подземелья озарены золотым сиянием, исходящим от просветлевшего Будды. Это — золотой свет истины, которую он познал в ту ночь перед решающей схваткой с демоном преисподней. И хотя на полотне схватка еще не состоялась, Будда уже назван победителем. Ведь его победу над чудищем ознаменовала победа внутренняя над собственным существом через обретение им мудрости — высшего совершенного знания.
Жизнь Святого Иссы
Рерихи были убеждены в историчности Иисуса. Его личность реальна, и по мнению мистиков, тот отрезок его жизни между 14 и 30 годами, о котором нам мало что известно, Иисус провел именно в Гималаях, проповедуя среди местного населения. Еще в 19 веке российским ученым Н.А.Нотовичем было издано Тибетское Евангелие, переведенное ученым на французский язык. Позже Николай и Елена Рерихи удостоверились в существовании этой рукописи, посетив монастырь, хранящий ее в своих стенах.
Сюжеты с образом Великого Мессии потрясают своим воздействием на сознание созерцающего. Вот он, этот сакральный момент истины, изображенный на полотне «Знаки Христа». Мгновение, когда на учителя человечества снизошло прозрение и он изрек свое пророчество, обращенное к людям и открывающее перед ними истинный путь к спасению.
«Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: «Истинно говорю — ногою человеческою». Потом, отпечатав ладонь, также заключил её в квадрат: «Истинно рукою человеческою». Между квадратами Он начертал подобие колонны и покрыл как бы полусферой.
Он говорил: «О, как Оум проникнет в сознание человеческое! Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен храм, где процветёт заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут строители. Почему ждём пути, когда он перед нами?» И встав, тростью смешал начертанное.»
Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества
Несомненно, Иисус был известен народам Азии под именем Исса, они называли его лучшим из сынов человеческих. Исса жил среди мудрецов и воинов, но ходил читать свои проповеди и для низших сословий индийского общества, что вызывало непонимание у браминов и кшатриев, ведь на тот момент в Индии было строгое разделение на касты, и низшие сословия приравнивались к рабам, недостойными слышать строки святого писания. Уже тогда Иисус вел свою неустанную борьбу за сердца и умы людей, пытаясь донести до них мудрость великого закона Вселенной: все равны перед Отцом Небесным, и не делает Он различий между своими детьми.
Моисей
В серии картин Николая Рериха «Знамена Востока» художник изобразил и других Великих Учителей человечества. Так, на картине «Моисей Водитель» изображен сакральный момент единения пророка со Всевышним. Космическое сияние божественного откровения словно ниспадает в протянутые руки посвященного из густой синевы небес. Это момент великого дара Создателя – десяти божественных заповедей, десяти законов праведного бытия.
Мост славы
Темная ночь. И снова мистический синий, и снова полярное сияние в небе — символ запредельного мира, неведомого для глаза непосвященного. Это космический огонь, Логос, субстанция всего сотворенного озаряет небесную сферу, чему скромным свидетелем стала эта фигура в темных одеждах. По мосту славу, соединяющему пласты универсума идет духовный подвижник, Сергий Радонежский. Идет он навстречу грядущему, навстречу великим делами и чудесам, что суждено ему совершить.
Матерь мира
Нельзя ничего не сказать о труде Николая Рериха «Матерь мира», наполненного столь концентрированным символичным содержанием. Образ самой Изиды, хранительницы мудрости и тайного знания изображен на этом полотне. Ее сокрытый лик – обозначение вечной загадки мироздания. Она – владычица сферы разума, духовное начало земного существования. Укрыт ее лик под покровом одежд, и только самым достойным искателям, быть может, однажды станет возможным узреть только часть, но не целое от того, что скрывается под этой плотной материей очевидного для взора человеческого.
Как можно поверить, что не ведающий смог бы воссоздать на холсте столь проникновенные образы из запредельных сфер Универсума. Не зря говорят, что творческий деятель связан невидимой нитью с иными мирами, откуда он черпает свое вдохновение. Через руки его струится небесный поток божественно воли, открывающий нужное знание на нужном этапе общечеловеческой эволюции. Несомненно, Николай Рерих обладал такой связью, что и вылилось в столь невероятных сюжетах его невероятных картин.
Николай Рерих написал около 7000 картин и около 30 литературных произведений, глубокая философия которых не перестает удивлять.
Живопись Николая Константиновича очень медитативна. Чем больше смотришь на его картины, тем дальше уносится сознание в поисках гармонии и тайного смысла.
Россия на рубеже 19−20 столетий была охвачена спиритической манией. Ей удалось стать не просто развлечением для завсегдатаев салонов крупнейших городов страны, но превратиться в один из кирпичиков в основании Серебряного века. Благодаря спиритической мании и родилось учение Живой этики (Агни-йоги). Вместе с ним возникло сообщество почитателей — рериховское движение.
«Живая этика»
Николай Константинович Рерих — художник, философ и археолог — с юности был поглощён мистическими идеями. Своё отражение в «Живой этике» найдут и другие его интересы, например, любовь к русской древности и восточным мотивам. Елена Ивановна Рерих — философ, автор дневников, ставших основой для учения. Глубокая заинтересованность супругов в теософии и традиционных восточных текстах, таких как Бхагават-гита и Ламрим Ченмо, была решающей для создания собственной концепции.
Портрет Е. И. Рерих, выполненный В. Серовым, 1909. Источник: wikipedia.org
В семье Рерихов воспитывались два сына: Юрий и Святослав. Оба связали свои жизни с культурой востока и продолжали дело родителей. Юрий Рерих пошёл по научному пути и стал известным во всём мире востоковедом, специалистом по культуре и языку Тибета. Святослав Рерих посвятил себя искусству, много работал в Индии и активно поддерживал концепцию защиты культурного наследия.
Агни-йога. Суть учения
Движение приобрело свои очертания после революции 1917 года. Семья Рерих встретила её в Финляндии, закрывшей свои границы от России. Семья была отрезана от родины. В дальнейшем Рерихи обосновались в Англии, а затем в США. Однако сидеть на месте им не приходилось. Период с 1920 по 1930 год оказывается вплотную связанным с формированием теоретической базы «Живой этики», с книгами Елены Рерих. Вместе со своим мужем она отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию. Их путь лежит через Индию, Тибет, Монголию, Китай и, наконец, через Алтай. Именно тогда Елена Рерих начинает «общаться» с Махатмой Мориа и создаёт свои основные труды.
Агни Йога. Диптих. Левая часть, 1928. Источник: wikipedia.org
Агни Йога. Диптих. Правая часть, 1928. Источник: wikipedia.org
В основе учения «Живой этики» лежит смешение различных культурных и религиозных направлений. Древнерусская культура сталкивается с восточными религиями, а после этого разбавляется элементами православия.
Главной целью Агни-йоги считается стремление к развитию человечества, достижение им некоего внутреннего обновления, постижение энергии Агни. Учение предлагает путь, правила жизни для всех желающих достигнуть этой цели. Согласно его теории, Вселенная не имеет ни конца, ни предела. Она, как и каждая человеческая жизнь, находится в цикле распада и возрождения. В Агни-йоге есть всё: карма и реинкарнация, почитание христианских святых и миф о спасении, философия и поэзия. Это и делает её привлекательной для последователей.
Несмотря на вкрапления религиозных элементов в Живую этику, большинство последователей не относят её к религиям. Исследователи отмечают, что для движения вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.