Катастрофа Boeing 777 под Донецком — авиационная катастрофа самолёта Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего плановый рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, произошедшая 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области Украины в районе села Грабово недалеко от города Торез, у границы с Луганской областью.
На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа[2][3], все они погибли[4][5]. Самолёт упал в районе вооружённого противостояния на востоке Украины.
Это вторая катастрофа с Boeing 777-200ER 9M-MR данной авиакомпании за пять месяцев (вместе с исчезновением Boeing 777 в марте 2014 года), по количеству погибших она стала крупнейшей в истории авиации с 11 сентября 2001 года и вошла в десятку крупнейших за всю историю. Крупнейшая авиакатастрофа XXI века[ 1] и на постсоветском пространстве[6].
Украинские власти обвинили в катастрофе самопровозглашённые республики на востоке Украины, а те заявили, что не располагают средствами, которые могли бы сбить самолёт на такой высоте[7]. Крушение пассажирского лайнера привело к усилению международного давления на Россию. США и их союзники придерживаются версии, что самолёт был сбит ракетой класса «земля — воздух» с использованием зенитно-ракетного комплекса «Бук-М», полученного от России. После катастрофы ЗРК, по утверждению американской разведки, вернули на территорию РФ[8].
Правительство Украины пригласило к участию в расследовании представителей властей Малайзии и Нидерландов, Еврокомиссии, американской компании Boeing, Международной организации гражданской авиации (ICAO), американского Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) и Европейской организации по безопасности воздушной навигации (Eurocontrol). Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и полицейская служба Европейского союза (Европол) также направят своих сотрудников к месту крушения авиалайнера[9].
Предыстория
За несколько дней до катастрофы, согласно заявлениям украинских властей, в зоне конфликта произошли другие инциденты с воздушными судами: 14 июля в Луганской области на высоте 6,5 километров был сбит Ан-26[10], а 16 июля российским самолётом Миг-29 был сбит Су-25[11][12] и ещё один Су-25 был обстрелян из ПЗРК[13]. Всего за июнь-июль 2014 года украинская авиация потеряла в этом районе более десяти летательных аппаратов[14].
Украинские власти закрыли воздушное пространство над зоной конфликта для полётов гражданской авиации с 1 июля до высоты 7900 метров (26000 футов), а с 14 июля до высоты 9800 метров (32000 футов)[15]. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала заявление, согласно которому по её данным никаких ограничений на полёты в пространстве, по которому следовал малайзийский лайнер, не существовало[16], а Европейская организация по безопасности воздушной навигации указывает, что на маршруте следования лайнера пространство было закрыто украинскими властями до эшелона 320, а на эшелоне 330 (33000 футов), на котором следовал самолёт, полёты были разрешены[17]. Согласно пресс-релизу авиакомпании[18] MH17 подал украинскому диспетчеру план полёта с просьбой летать на эшелоне 35000 футов на всём воздушном пространстве Украины, но диспетчерами было поручено лететь на 33000 футов[19]
По информации The New York Times, за несколько часов до аварии Россия закрыла на разных высотах несколько авиамаршрутов в районе украинской границы, в том числе на высотах менее 32000 футов, включая тот, который был продолжением маршрута, использовавшегося над территорией Украины разбившимся «Боингом»[20][21].
Самолёт
Boeing 777-200ER, зарегистрированный под номером 9M-MRD, оснащённый двумя двигателями Rolls-Royce Trent 800 и 282 креслами для пассажиров, был построен на заводе Boeing в Эверетте (штат Вашингтон) в 1997 году, совершил первый полёт 17 июля, 29 июля 1997 года был передан авиакомпании Malaysia Airlines[22][23]. За 17 лет эксплуатации лайнер совершил 11 434 полёта общей продолжительностью 75 322 часа. Последнюю техническую проверку самолёт прошёл 11 июля 2014 года[24].
Место падения самолёта
Самолёт Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший плановый рейс Амстердам — Куала-Лумпур, вылетел из амстердамского аэропорта Схипхол в 10:14 UTC (14:14 МСК) и должен был прибыть в пункт назначения в 6:10 по местному времени (22:10 UTC / 2:10 MSK). Эшелон 330, включая высоту в 10 километров, на котором шёл разбившийся Boeing, над территорией Украины был открыт для международных транзитных рейсов. По сведениям авиакомпании, связь с самолётом пропала в 14:15 GMT, примерно в 50 км от украинско-российской границы[ 2][25]. По данным же портала Flightradar24, самолёт прекратил передачу ADS-B над Снежным (последние переданные координаты — 48.0403° с. ш. 38.7728° в. д. (G) (O)) после 13:21:28 UTC (17:21:28 MSK, 16:21:28 по местному времени) на эшелоне 33 тысячи футов (чуть выше 10 км)[26]. Российскую границу лайнер должен был пересечь примерно в 17:25 по московскому времени[3]. Авиалайнер перед крушением сигнал тревоги не подавал[27].
Впоследствии останки самолёта обнаружили горящими на земле на территории Украины[3]. Самолёт упал в районе села Грабово (неподалеку от города Торез[28]). Обломки самолёта обнаружены на территории, превышающей 15 кмІ[29]. Зона поисковых работ составляет более 34 кмІ, в неё входят населённые пункты Московское, Рассыпное, Грабово, Стрюково и Грабовское водохранилище, на востоке Донецкой области, на границе с Луганской[30].
Поисковая операция и расследование
В связи с катастрофой Служба безопасности Украины открыла уголовное производство по статье 258 УК Украины (террористический акт)[31].
Поисковая операция осложнилась тем, что падение самолёта произошло на территории, контролируемой вооружёнными отрядами самопровозглашённой Донецкой Народной Республики[32].
Сразу же после катастрофы представители ДНР заявили о возможности заключить гуманитарное перемирие с украинскими властями для проведения расследования[33], однако договорённость о прекращении огня не была достигнута[34].
Министерство инфраструктуры Украины сообщило 18 июля, что Национальное бюро по расследованию авиационных событий и инцидентов с гражданскими воздушными судами пригласило к расследованию падения лайнера международные авиационные организации и представителей авиационных властей Малайзии и Нидерландов. Как заявил министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай, украинская сторона должна обеспечить неприкосновенность места крушения, «в случае обнаружения „черных ящиков“ надлежит обеспечить их сохранность»[35].
18 июля власти Малайзии направили на Украину группу своих специалистов[36]. США заявили, что готовы помочь расследованию силами ФБР и Нацсовета по безопасности на транспорте[37].
Однако приезд экспертной группы по непонятным причинам затянулся, на что ещё 20 июля жаловался премьер-министр самопровозглашённой ДНР Александр Бородай. По его словам, через два дня после трагедии на месте были лишь наблюдатели от ОБСЕ и украинской стороны. Он отметил, что дальнейшее затягивание может привести к проблемам как гуманитарного, так и технического характера: в регионе стоит 30-градусная жара, а район крушения находится на «простреливаемой нейтральной территории»[38][39].
18 июля в Донецк прибыло 30 сотрудников специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, которым было поручено «заниматься сбором фактов и наблюдением за обстановкой в районе крушения» и «обеспечить международное присутствие до прибытия авиационных экспертов». Уже вечером наблюдатели получили ограниченный доступ к месту крушения. Как сообщила заместитель пресс-секретаря ОБСЕ Наташа Раджакович, речь идёт о довольно большой зоне с периметром в десятки километров[40][35].
18 и 19 июля в ряде СМИ появилась информация о том, что поисковым работам на месте катастрофы мешают вооружённые люди, отвечающие за охрану местности[41][42]. 19 июля наблюдатели ОБСЕ смогли получить ограниченный доступ к обломкам. К тому времени 38 тел доставили в морг контролируемого ополченцами Донецка[43]. По словам вице-премьера ДНР Андрея Пургина, ополченцы не допускали представителей ОБСЕ к обломкам самолёта, поскольку он «лежит между двумя фронтами». Так как украинская сторона не дала ответа на предложение ДНР о десятикилометровой зоне без открытия огня вокруг места катастрофы, из соображений безопасности представителей ОБСЕ нельзя было доводить ближе определённой линии.[44]
20 июля, по свидетельству журналиста, представители ДНР погрузили 50 мешков с телами и фрагментами жертв катастрофы в грузовик и увезли в неизвестном направлении[45].
СНБО Украины сообщил, что ополченцы окружили место падения самолёта и отбирали у специалистов бригады Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины вещественные доказательства причин катастрофы[46][47]. Информация о том, что представители ДНР препятствуют расследованию и не дают забрать тела жертв, также была озвучена главой правительственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы Владимиром Гройсманом[48]. Представитель спецмиссии ОБСЕ на Украине Майкл Бочуркив заявил, что отсутствуют причины для разговоров о фальсификациях доказательств со стороны ополченцев[49]. По словам вице-премьера ДНР Андрея Пургина, украинские власти опасаются, что их вина в катастрофе станет очевидной, поэтому они продолжают военную спецоперацию на Юго-Востоке Украины и не собираются заключать перемирие с той целью, чтобы не допустить международных экспертов к месту крушения, ссылаясь на соображения безопасности.[50]
Президент Украины Пётр Порошенко во время встречи с министром иностранных дел Нидерландов Франсом Тиммермансом ruen сообщил, что, несмотря на достигнутую договоренность с боевиками ДНР, были обстреляны представители ОБСЕ, которые приехали на место катастрофы, чтобы зафиксировать обстоятельства крушения самолёта[51]. Пресс-служба ОБСЕ в интервью агентству Интерфакс рассказала, что «был осуществлён предупредительный выстрел вверх, потому что кто-то пересёк дозволенную линию», это произошло в момент, когда представители ОБСЕ уже покидали место крушения, пострадавших нет[52]. Государственный департамент США также сообщил о том, что боевики ДНР препятствуют доступу международных специалистов к месту катастрофы. Американское ведомство заметило, что в пятницу наблюдатели ОБСЕ смогли находиться на месте катастрофы только в течение 75 минут, в субботу — менее трех часов. Кроме того, специалистам предоставляют разрешение находиться на небольшом участке места падения самолёта[53].
Как указано в опубликованном в Вене 21 июля докладе наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине за период по 18:00 20 июля включительно, наблюдатели ОБСЕ получили полный доступ к месту падения самолёта, зона крушения теперь надёжно охраняется[54]. «Двадцатого июля сотрудникам миссии был предоставлен полный доступ к основному месту аварии, который для этого был соответствующим образом оцеплен, — говорится в документе. — Поиск погибших продолжался». Наблюдатели констатировали, что «19 июля их доступ был ещё ограничен, но в меньшей степени, чем днём ранее; периметр безопасности охранялся слабо». «Спасатели на месте происшествия сообщили, что места расположения всех тел погибших были сфотографированы и сняты на видео до того, как были убраны в мешки», — отмечается в документе. При этом сами наблюдатели 19 июля насчитали 55 тел погибших, убранных в мешки для транспортировки. Они также сообщают, что количество тел, хранящихся в рефрижераторном вагоне на железнодорожной станции Торез, им подсчитать не удалось[55].
Вечером 21 июля поезд с телами жертв авиакатастрофы направился в Харьков, где, по данным голландских СМИ, уже находится голландский военно-транспортный самолет, который готов забрать тела и вылететь в Нидерланды. По словам премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, украинские власти согласились на то, чтобы процесс опознания был организован в Нидерландах[54].
Бортовые самописцы
Власти самопровозглашённой Донецкой Народной Республики через несколько часов после катастрофы заявляли, что бортовые самописцы малайзийского «Боинга» будут переданы в Москву (в МАК) на экспертизу.[56] Министр иностранных дел РФ 18 июля заявил, однако, что Россия не будет забирать «чёрные ящики»: «Мы не собираемся забирать „чёрные ящики“. Мы не собираемся нарушать нормы для таких случаев в международном сообществе… Это дело тех государств, которые имеют наиболее прямое отношение к той трагедии, чьи граждане были на борту… Это нужно сделать, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в неискренности и готовности провести полноценное расследование».[57].
19 июля министр транспорта Малайзии Наджиб Тун Разак потребовал предоставить «чёрные ящики» потерпевшего крушение самолёта. По его словам, согласно международному праву, владелец самолета, то есть в данном случае Малайзия, имеет полное право на то, чтобы ему отдали бортовые самописцы. Ранее в Киеве заявили, что, «согласно всем нормам международного права, эти бортовые самописцы должны находиться на территории государства, где произошёл этот инцидент, то есть на территории Украины». «Соответственно, перемещение их за пределы Украины является неправомерным», — сказал директор департамента консульской службы МИД страны Андрей Сыбига. Об обнаружении чёрных ящиков спасателями сообщил 18 июля советник главы Донецкой областной госадминистрации Константин Батозский[58]. Украинская сторона заявила, что «чёрные ящики» находятся у повстанцев и она ими не располагает[59][60].
По информации агентства Интерфакс со ссылкой на Twitter днём 20 июля чёрные ящики обнаружены и доставлены в Донецк[61].
Поздно ночью с 21 на 22 июля было объявлено, что глава правительства ДНР Александр Бородай передал «чёрные ящики» экспертам — представителям Малайзии. Факт передачи был зафиксирован в специальном протоколе, подписанном двумя сторонами. Представитель Малайзии, член её Совета национальной безопасности полковник Мохамед Сакри, поблагодарив Бородая, сказал: «Я вижу, что „чёрные ящики“ в нетронутом состоянии, хотя и немного повреждённые». По данным газеты New Straits Times, власти Малайзии намерены вывезти «чёрные ящики» к себе в страну[62]. По словам Бородая, Малайзия обязалась передать "чёрные ящики" ИКАО.
Версии
Версия о причастности повстанцев
Место падения Boeing 777[63] (линия) - маршрут Boeing 777 Предполагаемое место запуска ракеты (по данным The New York Times от Государственного департамента США) Территория, контролируемая повстанцами
Президент Украины в своём заявлении обвинил в случившемся ополченцев, ссылаясь на перехваченные СБУ переговоры лидера боевиков с полковником Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых Сил России Василием Гераниным[64].
18 июля президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва заявил о наличии явных признаков того, что катастрофу вызвала ракета, запущенная из контролируемых повстанцами районов[65]. С аналогичными заявлениями выступили премьер Польши Дональд Туск[66] и президент США Барак Обама[67].
19 июля пресс-служба украинского президента заявила, что вице-президент Соединенных Штатов Джозеф Байден в разговоре с Порошенко заявил о наличии у американской стороны четких доказательств того, что ракетный выстрел по самолету рейса MH17 был осуществлен с территории, которая полностью контролируется ополченцами (по словам Байдена — «поддерживаемыми Россией боевиками»)[68][69].
СБУ обнародовала запись разговора «террористов», где говорится, что «группа Минёра» сбила самолёт и он упал за Енакиево, а затем, что самолёт оказался гражданским[70]. На записи человек с позывным «Майор» докладывает информацию собеседнику с позывным «Грек», которого называет Сашей. «Майор» докладывает также о найденных на месте документах «индонезийского студента из института Томпсона»[71]. Представитель руководства ДНР Сергей Кавтарадзе заявил, что утверждения СБУ о перехваченных радиопереговорах казаков является «непрофессиональной пропагандой»[72] Кроме того, представитель ополчения заявил, что фигурирующие в переговорах повстанцы были далеко от места событий, а чернухинский блокпост, с которого, как утверждается, сбили самолёт по информации из записи, находится уже в Луганской области[73]. О дезертирстве из ополчения человека с позывным «Минёр» сообщалось 3 июля[74].
В соответствии с информацией СБУ, в перехваченных переговорах участвовал И. Безлер («Бес»), который доложил «своему куратору полковнику ГРУ РФ В. Геранину о только что сбитом боевиками гражданском самолёте»[75][76]. Геранин впоследствии опроверг обсуждение темы сбитого самолёта[77].
Недалеко от лайнера пролегал маршрут украинского военно-транспортного самолёта «Ил-76»[источник?], который направлялся, по сообщению журналиста Юрия Бутусова, для сброса грузов блокированным украинским войскам[78]. По заявлению штаба Антитеррористического центра, «в какой именно самолёт хотели попасть — неизвестно»[79].
По версии советника министра внутренних дел Украины Антона Геращенко, самолёт сбит «террористами из зенитного ракетного комплекса «Бук»[80][81][82]. Он опубликовал фотографии инверсионного следа, оставленного, по его утверждению, ракетой ЗРК «Бук».[83] Геращенко заявил, что ракета была запущена «из 3-го микрорайона города Торез»[83].
Руководство ЛНР заявило, что не имеет оружия, способного сбить самолёт на такой высоте[84]. Председатель правительства самопровозглашённой Донецкой Народной Республики (ДНР) Александр Бородай заявил, что «у ополчения нет средств ПВО, которые могли бы поразить транспортный самолёт на магистральной высоте»[85][86][87][88].
Ранее сторонник ДНР политолог Сергей Кургинян заявлял о том, что на вооружении у ополчения есть установки «Бук»[89]. Даже самые ранние модификации этого высокоэффективного войскового ракетного комплекса имеют потолок поражения по высоте не менее 20 км[90], а это в два раза выше эшелона полета сбитого над Торезом авиалайнера.
Системы «Бук» имеются на вооружении как украинских[91], так и российских войск[92].
В конце июня ополченцы ДНР захватили войсковую часть А-1402 — полк ПВО, вооружённый ЗРК «Бук»[93]. Однако генпрокурор Украины Виталий Ярема заявил, что повстанцы не захватывали украинские комплексы «Бук» или «С-300»[94][95].
По сообщениям украинской стороны, журналистов и руководителей повстанцев, попавшие в руки повстанцев украинские комплексы «Бук» находились в небоеспособном состоянии[96][97][98]. Однако, как ранее заявлял Сергей Кургинян, повстанцам удалось починить один украинский комплекс[99].
Как заявляла украинская сторона, у повстанцев есть как минимум два комплекса[100]. По информации главы СБУ Валентина Наливайченко, зенитный комплекс, который подбил самолет, «был переправлен с территории России» вместе с экипажем, что подтверждается перехваченными разговорами[101]. По словам Дмитрия Тымчука, в день катастрофы в регионе была зафиксирована колонна повстанцев с ЗРК «Бук»[102].
Корреспондент Ассошиэйтед Пресс Питер Леонард в своём репортаже, переданном 17 июля, сказал, что один из корреспондентов АП видел зенитный комплекс «Бук» в контролируемом повстанцами Снежном[103].
По словам главы МВД Украины Арсена Авакова, подразделениями скрытого наблюдения МВД был зафиксирован тягач с «Буком», двигающийся по направлению через Краснодон, в сторону границы с Российской Федерацией. Также МВД Украины опубликовало видео, на котором запечатлено данное событие[104].
Начальник департамента СБУ Виталий Найда опубликовал сообщение, что ночью 18 июля в Россию были вывезены три пусковых установки «БУК-М» и, предположительно, модуль управления комплексом[105]. Ссылаясь на неназванные источники, Wall Street Journal и «Вашингтон пост» также сделали сообщения о попытке вывоза установок в Россию из Украины[106]. Подтверждений того, что ополченцы могли получить установки «Бук» из России, у США нет, что признал официальный представитель Пентагона Д. Кирби: «У меня нет конкретной информации по поводу комплексов „Бук“».[107]
Официальный представитель Минобороны РФ заявил, что никакие виды вооружений ВС РФ, включая комплекс «Бук», государственную российско-украинскую границу не пересекали.[107] ,
Версия о причастности российских военных
По версии главы СБУ Валентина Наливайченко, зенитный комплекс, которым был сбит самолет, «был переправлен с территории России» вместе с экипажем, что подтверждается перехваченными разговорами[108]. По заявлению МВД Украины, «имеются доказательства того, что к катастрофе причастны российские кадровые военные»[109]. Постпред Украины в ООН Юрий Сергеев заявил, что Киев представит ООН доказательства причастности российских военных к катастрофе[110].
Как заявила представитель США в Совбезе ООН Саманта Пауэр, «несмотря на признание террористов о том, что это они сбили малазийский самолет», США не верит, что они могли это сделать без помощи военных специалистов, возможно российских, «в связи с техническими сложностями SА-11 (ЗРК „Бук“, по классификации США и НАТО SA-11)»[111]. Генерал армии Украины Николай Маломуж также заявил, что комплексом «Бук», сбившим самолет, могли управлять только опытные российские военные[112].
18 июля Служба безопасности Украины (СБУ) объявила о задержании на украинско-российской границе в Донецкой области двух «корректировщиков огня из России», которых обвиняют в причастности к катастрофе[113]. Представитель СБУ заявил также, что экипаж установки ЗРК «Бук», с которой запущена сбившая самолет ракета, — трое российских военнослужащих, и СБУ намерена выяснить их фамилии[113]. Минобороны России сделало официальное заявление, что ни российская военная техника, ни военный персонал государственную границу с Украиной не пересекали. Представитель Минобороны отметил также, что «корректировщики огня используются только для тех систем вооружений, цели которых расположены на земле»[114].
Министр обороны Украины Валерий Гелетей заявил, что также рассматривается версия об уничтожении авиалайнера российскими истребителями[115].
19 июля руководитель департамента контр-разведки СБУ Виталий Найда заявил: «У нас имеются безупречные доказательства того, что террористический акт был спланирован и совершен с участием представителей Российской Федерации. Следствие чётко знает, что членами экипажа установки „Бук“ были граждане РФ»[116] [117]
Версия о причастности украинских военных
По версии руководства ЛНР, практически сразу после падения лайнера и в том же самом месте ополченцы подбили украинский штурмовик Су-25[118], который, возможно, и сбил Boeing 777[84].
Летчик-испытатель Магомед Толбоев считает, что Боинг могли сбить только украинские военные, которые скрывают это: «Сейчас необходимо как можно быстрее получить объективную документацию и сделать выводы, пока они все не попрятали»[119].
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш предположил, что самолет, скорее всего, мог быть сбит украинскими военными[120].
Экс-главком ВВС РФ Владимир Михайлов считает, что крушение самолета — преднамеренная провокация со стороны киевских властей[121].
Как заявила представитель США в Совбезе ООН Саманта Пауэр, США не считают причастными к инциденту украинских военных. «Украинские военные имели системы SА-11 [Бук] на своих складах, но рядом с этим районом такого оружия не было. А с начала этого кризиса ПВО Украины не выпустило ни одной ракеты, несмотря на то, что их воздушное пространство нарушалось»[122]
Версия о сбитии самолета за 200—300 км от места падения
«Народный губернатор» Донецка Павел Губарев, обвиняя киевские власти в крушении авиалайнера, заявил, что самолёт был сбит в 200—300 км от места падения, то есть в Днепропетровской области[123]. Как утверждает Губарев, «специалисты в Киеве» все рассчитали так, чтобы поврежденный за 200—300 км самолет упал в ДНР с тем, чтобы возложить вину на сепаратистов.
Версия об уклонении от обычного курса
Глава минтранса Малайзии опроверг утверждения о том, что пассажирский лайнер Boeing 777 компании Malaysia Airlines, упавший на охваченном войной юго-востоке Украины, якобы сильно отклонился от курса, взяв севернее на 482 километра. По данным издания The Malay Mail Online, остальные самолеты, также выполнявшие рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, летали значительно южнее.
«Рейс не отклонялся от своего маршрута. Не было никакого урагана, никакого шторма. Это подтверждается сообщением пилотов, которые летели перед этим самолетом. Похоже, что он был сбит», — заявил он.[124]
Информация в СМИ о сбитом ополченцами Ан-26
По данным портала Flightradar24 Боинг прекратил передачу ADS-B после 16:21 по Киевскому времени[125].
Вечером 17 июля российский круглосуточный информационный телеканал Life News со ссылкой на повстанцев сообщал об военно-транспортном самолёте Ан-26 украинских ВВС, сбитом повстанцами с помощью ракеты около 17:30 по местному времени[126]. В дальнейшем Life News сообщил, что вызов в милицию о том, что неизвестный самолёт упал на землю, поступил от очевидцев в 17:00 по местному времени[127]. Так же Life News по телеканалу и на своем аккаунте на канал youtube сообщил, «что все произошло около 5 вечера по московскому времени»[128]. В дальнейшем, после появления информации о гибели пассажирского авиалайнера, видео было удалено.
РИА Новости сообщила ссылаясь на свидетельствам очевидцев: «Около 16.00 по местному времени над городом пролетал Ан-26. Мы видели, как в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет пошел к земле, оставляя за собой чёрный дым. С неба посыпались какие-то обломки», незадолго до исчезновения Боинга с экранов радаров, и примерно в том же районе (около города Торез)[129].
Так же Издательский дом Коммерсант после известий о катастрофе опубликовал заметку в которой журналист газеты "Донецкий кряж" Игорь Сычев отвечал на вопросы журналиста: "Cегодня в 17:30 по местному времени в районе Тореза был сбит самолет ВВС Украины Ан-26. По предварительным данным, он должен был доставлять грузы, людей в районы, окруженные группировкой противника, в районы Саур-Могилы, которая также находится недалеко от Тореза."[130]
Также ИТАР-ТАСС со слов очевидцев сообщал об военно-транспортном самолёте Ан-26 украинских ВВС, сбитом повстанцами с помощью ракеты[131].
Версия о покушении на Президента России
Агентство «Интерфакс» на правах "полной конфиденциальности" ( т.е. без какого-либо подтверждения источника информации ) получило от источника в Росавиации информацию о том, что вероятной целью украинской ракеты мог быть самолет Президента России. По информации агентства, российский борт номер один и малайзийский «Боинг» пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне с промежутком чуть более получаса. Это произошло около Варшавы на высоте 10100 метров. «Контуры самолетов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдаленном расстоянии она практически идентична», — пояснил собеседник агентства.[132]
Сведения, обнародованные силовыми ведомствами и спецслужбами США и России
Согласно заявлениям разведки США, сделанным сразу же после катастрофы, малайзийский лайнер был сбит ракетой земля-воздух. Единственное, в чём расходятся спецслужбы, — это вопрос о том, кто именно сбил самолёт, — российская армия или пророссийские повстанцы, которые, по мнению официальных лиц, не располагают необходимыми знаниями и умениями, чтобы сбить авиалайнер[133].
По данным министерства обороны России, 17 июля была зафиксирована работа украинской радиолокационной станции «Купол» батареи «Бук-М1», дислоцированной в районе населённого пункта Стыла. Технические особенности «Бук-М1» позволяют осуществлять обмен информацией о воздушных целях между батареями одного дивизиона. Район крушения самолёта, как утверждает российское ведомство, попадает в зону поражения двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса С-200 и трёх батарей ЗРК «Бук-М1», дислоцированных в населённом пункте Авдеевка или Грузско-Зорянское[134][135][136]. При этом комплекс С-200 был снят с вооружения на Украине по причине физического и морального устаревания в 2013 году, когда была расформирована последняя часть, вооружённая этим ракетным комплексом (располагавшаяся во Львовской области)[137].
Как передаёт украинское агентство УНН со ссылкой на «Wall Street Journal», новые данные разведки США свидетельствуют, что Россия, скорее всего, действительно недавно предоставила повстанцам мощные зенитные ракетные комплексы, которыми был сбит лайнер «Малайзийских авиалиний». Американские официальные лица считают, что эти системы были вывезены обратно в Россию после того, как авиалайнер был сбит[138].
21 июля начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов представил на брифинге данные объективного контроля, имеющие отношение к катастрофе малайзийского самолёта. Он сообщил, что в распоряжении Минобороны имеются космические снимки с расположением средств ПВО украинской армии, которые подтверждают, что в день катастрофы одна из установок «Бук» была перемещена к контролируемой ополченцами территории. Картаполов представил космические снимки отдельных мест расположения средств ПВО украинской армии, сделанные 14, 17 и 18 июля в районе 8 км северо-западнее Луганска (самоходная установка и две пускозаряжающие машины) и вблизи Донецка (радиолокационные станции). Сопоставление снимков показывает, что к утру 17 июля одна батарея ЗРК «Бук» была переведена в район населённого пункта Зарощенское, что в 50 км восточнее Донецка и в 8 км южнее Шахтёрска, вблизи территории, контролируемой ополченцами. «Съёмки этого района, произведённые 18 июля, показали, что батарея оставила занимаемую ранее позицию», — сказал Картаполов[139]. Картаполов подчеркнул, что именно 17 июля возросла интенсивность работы украинских радиолокационных станций зенитного комплекса «Бук». Картаполов также сообщил о том, что 17 июля с 17.06 мск по 17.21 мск над юго-восточными районами Украины пролетал американский экспериментальный аппарат, предназначенный для обнаружения ракетных пусков. Время катастрофы самолёта и время наблюдения спутником США за территорией Украины совпадают, указал Картаполов, так что американцы также могли бы предоставить имеющиеся у них данные наблюдения[140].
Генерал-лейтенант Андрей Картаполов также заявил, что российскими средствами объективного контроля в момент катастрофы рядом с «Боингом», на одном эшелоне с ним, был зафиксирован украинский самолёт Су-25: «Был зафиксирован набор высоты самолётом ВВС Украины, его удалённость от малайзийского „Боинга“ составила от 3 до 5 км», — сказал он (по словам генерала, Су-25 по своим характеристикам способен достигать высоты 10 км, на его вооружении стоят ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, которые могут поражать цели на расстоянии до 12 км и гарантированно до 5 км). Подтверждением представленным данным объективного контроля служат видеокадры, полученные Ростовским центром наблюдения.
По словам генерала, в месте разрушения пассажирского лайнера была зафиксирована новая отметка воздушного объекта, наблюдавшаяся в течение четырёх минут. Объект барражировал над местом крушения с целью контроля ситуации. Картаполов также отметил, что, по данным объективного контроля Минобороны РФ, «Боинг-777» после пролёта над Донецком отклонился от маршрута на 14 км. Согласно данным Ростовского центра воздушного движения, лайнер начал терять скорость на удалении 51 км от госграницы РФ. Самолёт предпринял попытку вернуться на заданный маршрут. С момента начала падения самолета до момента исчезновения с экранов радаров прошло три минуты. Минобороны РФ намерено передать европейским и малайзийским экспертам эти материалы[141].
Официальный представитель Белого дома Джош Эрнест пока отказался комментировать заявления Министерства обороны РФ. Британские власти также не комментируют эти данные[142].
Заместителю начальника пресс-службы госдепартамента США Мари Харф в ходе брифинга был задан вопрос по поводу фотографий украинских ЗРК «Бук», которые были опубликованы Министерством обороны РФ — её спросили, почему США не приводят своих аналогичных данных, ограничиваясь фотографиями и видео из соцсетей и портала YouTube. «Есть публичная информация, а есть не публичная. Мы публикуем столько информации, сколько можем», — ответила Харф. Она также подчеркнула, что у неё нет достаточного допуска к секретной информации[143].
Жертвы и последствия
Человеческие жертвы
Гражданство находившихся на борту[144]
Гражданство Кол-во
Flag of the Netherlands.svg Нидерланды 192[ 3]
Flag of Malaysia.svg Малайзия 44[ 4]
Flag of Australia.svg Австралия 27[ 5]
Flag of Indonesia.svg Индонезия 12
Flag of the United Kingdom.svg Великобритания 10[ 6]
Flag of Belgium (civil).svg Бельгия 4
Flag of Germany.svg Германия 4
Flag of the Philippines.svg Филиппины 3
Flag of Canada.svg Канада 1[ 7]
Flag of New Zealand.svg Новая Зеландия 1
Общее 298
Всего в результате авиакатастрофы погибло 298 человек. Среди пассажиров было трое малолетних (возрастом до 2-х лет) детей: двое малайзийцев и один индонезиец[145][146][147].
Со ссылкой на Международного общества борьбы со СПИДом было заявлено, что на борту самолета было как минимум 108 ученых, врачей и общественных деятелей, среди которых были ведущие специалисты мира в области борьбы со СПИДом. Они были зарегистрированы на международную конференцию, которая должна была состоятся в Мельбурне (Австралия) и летели на неё. Одновременная потеря такого количества ученых, длительное время занимавшихся изучением СПИД, многими рассматривается как очень тяжелый удар по борьбе с этой болезнью, поскольку их накопленный бесценный опыт и знания потеряны навсегда[148]. Однако, позже появились новые данные и со ссылкой на главу Международного общества борьбы со СПИДом Франсуаза Барре-Синусси было названо другое, значительно меньшее количество погибших специалистов — 6 участников конференции[149].
Среди погибших:
Флаг Нидерландов Сенатор Лейбористской партии Нидерландов Виллем Виттевен ruen.
Флаг Нидерландов Основатель и председатель PharmAccess ruen фонда Юп Ланге ruen.
Флаг Австралии Австралийский писатель Лиам Дэвисон ruen.
Пресс-секретарь Всемирной организации здравоохранения Гленн Томас[150].
Шри Сити Амира, вторая жена деда премьер-министра Малайзии Наджиба Разака[151]
Экономические последствия
Происшествие привело к снижению таких фондовых индексов, как Dow Jones (0,73 %) и S&P 500 (0,77 %). Крупнейший индексный фонд, инвестирующий в российские акции, Market Vector Russia ETF потерял 7 % от своей стоимости. Т. н. «индекс страха» (en:VIX) возрос на 31 % и достиг пика с апреля года. Кроме того, возросли цены на золото и сырую нефть: на 1,3 % и 1,8 % соответственно[152].
Реакция на происшествие
Цветы и игрушки в знак скорби у посольства Нидерландов в Москве.
Реакция международных организаций
Европа Руководители Совета Европы назвали катастрофу терактом, выразили соболезнования семьям погибших и призвали к немедленному расследованию трагедии с целью выяснить все её обстоятельства[153].
18 июля 2014 года ОБСЕ провела в штаб-квартире в Хофбурге в Вене специальное заседание своего совета в связи с авиакатастрофой[154]. В течение пяти часов консультаций представители стран ОБСЕ согласовали текст заявления. По информации агентства ИТАР-ТАСС, украинская сторона настаивала на включении в текст документа тезисов «об осуждении террористов, сбивших самолет»[155]. Данные тезисы не были включены в текст заявления[154].
Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) расценила крушение малайзийского Boeing как несчастный случай[156][157], Украина также проинформировала Евроконтроль о закрытии воздушного пространства над Донбассом. Все планы полётов, использующие в маршрутах этот район, отклоняются с 17 июля[158].
Организация Объединённых Наций Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун склоняется к тому, что лайнер был намеренно сбит ракетой, выпущенной с земли, отдельно отметив, что «на данном этапе ООН не может независимо подтвердить обстоятельства» крушения[159]. Заместитель генерального секретаря ООН Джеффри Фелтман ruen в ходе экстренного заседания Совета безопасности ООН 18 июля акцентировал внимание на том, что ответственны за крушение малайзийского «Боинга» как пророссийские террористы, так и Россия, которая поддерживает их поставками оружия[160].
Реакция различных государств
Проведения независимого международного расследования катастрофы «Боинга» в небе над Украиной потребовали мировые лидеры разных стран[161].
Украина Президент Украины Пётр Порошенко инициировал создание государственной комиссии с привлечением специалистов ИКАО и других международных структур для расследования авиакатастрофы[162] и выразил соболезнования премьер-министру и народу Малайзии[163]. По заявлению Порошенко, катастрофа является террористическим актом[164], После падения самолёта Госавиаслужба Украины полностью закрыла воздушное пространство для гражданских полётов в зоне военных действий[165][166]. Как заявил постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев, лидерами террористов, сбивших самолёт, являются граждане России. По его мнению, этого бы случая не произошло, если бы Россия не поставляла террористам современное оружие, танки, артиллерию и ракетные системы[167].
В связи с катастрофой Служба безопасности Украины открыла уголовное производство по статье 258 УК Украины (террористический акт)[31].
Россия Президент России Владимир Путин выразил соболезнования премьеру Малайзии Наджибу Разаку в связи с авиакатастрофой[168]. На совещании 17 июля Владимир Путин заявил, что «трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, <…> не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины. И, безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несёт ответственность за эту страшную трагедию.»[169].
МЧС России предложило помощь Украине в проведении мероприятий по ликвидации последствий крушения Boeing[170]. Министерство обороны Российской Федерации сделало заявление, что малайзийский Boeing в момент своего крушения находился вне зоны действия российской ПВО и полёты военных самолётов ВВС России возле украинской границы в этот день не проводились[91].
Соединённые Штаты Америки Госсекретарь США Джон Керри заявил 20 июля в интервью CNN, что Вашингтон располагает данными, которые свидетельствуют о том, что авиалайнер был сбит ополченцами[171].
Малайзия Премьер-министр Малайзии заявил, что несмотря на то, что украинская сторона считает самолёт сбитым, «на данном этапе Малайзия не может достоверно определить причину трагедии, но мы должны выяснить и выясним в точности, что именно случилось с этим рейсом». Он также сказал, что Малайзия примет непосредственное участие в расследовании и если выяснится, что самолёт был действительно сбит, Малайзия будет настаивать, чтобы виновные были незамедлительно преданы правосудию[172].
Нидерланды Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что пребывает «в состоянии глубокого шока» и был потрясен фотографиями крайне неуважительного поведения на месте трагедии. Также он добавил, что прерывает свой отпуск в связи с инцидентом.[173] 19 июля состоялся телефонный разговор Рютте с Путиным. По словам Рютте — «У него [Путина] есть последний шанс показать, что он намерен помочь»[174][175].
Австралия Премьер-министр Австралии Тони Эбботт сказал, что разочарован позицией России. По словам Эббота, крайне важно «не позволить России помешать проведению полноценного расследования, которое позволит точно установить, что произошло»[176]. Россия понесет тяжелую ответственность, если окажется, что упавший самолет компании Malaysia Airlines был сбит российской ракетой «земля-воздух», поставленной донецким ополченцам[177]. «В данный момент все мы можем сказать, что все факты указывают на это», — заявил австралийский премьер[178].
Премьер Австралии не исключил, что Россия не будет допущена к участию в саммите G20[179].
Германия Канцлер ФРГ Ангела Меркель выразила соболезнования близким погибших в результате данной авиакатастрофы и потребовала срочного проведения независимого расследования катастрофы[180]. По словам члена Комитета по международным делам Бундестага Карла-Георга Вельмана, косвенные же обстоятельства указывают на то, что ответственность за катастрофу лежит на России[181].
Франция Представитель Франции в Совбезе ООН заявил, что те, кто вооружал действующих на востоке Украины террористов, несут ответственность за их действия. Он также отметил, что нужно прекратить поток оружия и боевиков, которые попадают на Украину через российскую границу[182].
Великобритания Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что надо дать понять, что это прямой результат дестабилизации Москвой ситуации в независимой стране. По мнению британского премьера, многие европейские страны проводят недостаточно жесткую политику в отношении России. Министр обороны Майкл Фэллон одновременно с премьером также выступил с резким комментарием в адрес России и призвал к более жестким санкциям в отношении Москвы[183][184][185][186].
Соединённые Штаты Америки Глава Хельсинской комиссии США ruen Бен Кардин назвал уничтожение самолёта невыразимой трагедией. По словам сенатора, авиакатастрофа является «следствием путинской дестабилизации Украины», которая ещё началась с захвата Крыма[187].
Реакция авиакомпаний
Авиакомпании Аэрофлот, Трансаэро, Air France, Turkish Airlines, Virgin Airlines, Lufthansa и S7 сообщили о намерении совершать рейсы в облёт Украины[188].