• Авторизация


Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 3. 02-09-2023 00:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!




Владимир Иванович Гау (1816-1895)


Акварельные портреты. Часть 3.






Портрет актрисы Анны Матвеевны Степановой (1816/17-1838/39) в восточном костюме. 1842 год.
Бумага, акварель. 48,2 х 38,5 см.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва



Портрет Анны Степановой (1816/17-1838/39) в роли Пеки. 1837 год.




Портрет Анны Степановой (1816/17-1838/39) в роли Пеки. 1837 год.


Анна Матвеевна Степанова (1816 или 1817 год, Санкт-Петербург, Российская империя — 1838 (или 9 декабря 1839 года), Санкт-Петербург) — русская оперная певица (контральто). В театре её называли Степанова 2-я из-за служившей в той же труппе сестры.
Старшей сестрой Анны Матвеевны — впрочем, старше всего на один год с небольшим — была известная русская певица Мария Матвеевна Степанова (1815—1903 годы), первая исполнительница главных партий в операх М. И. Глинки: в 1836 году — Антонида (опера «Иван Сусанин») и в 1842 году — Людмила («Руслан и Людмила»).
Сестры родились в семье придворного музыканта и обе были отданы учиться в Петербургскую театральную школу при императорских театрах. Однако жизнь сестёр, начавшись очень похоже, сложилась совершенно по-разному. В отличие от сестры, Анна Матвеевна, прожив трагически короткую жизнь, не успела стать знаменитой певицей, хотя о её таланте остались неоспоримые свидетельства.
Анна Матвеевна Степанова, которая по окончании училища поступила в Петербургскую императорскую труппу и выступала в петербургском Большом театре не только как оперная певица, но и драматическая актриса.
Всего несколько лет сценической жизни выпало ей. Среди её крупных ролей известны лишь две оперные партии, исполненные ею ещё во время учебы: Сильфа (опера «Иван царевич, золотой шлем» А. Сапиенцы, 1830 год, первая исполнительница) и Пекки («Бронзовый конь» Д. Обера, 1837 год, первая исполнительница в России). Роль Пекки, по данным «Биографического словаря», стала официальным дебютом на сцене начинающей артистки, причём прошёл дебют столь удачно, что художник Владимир Иванович Гау запечатлел её в этом образе акварельным портретом, а английский гравёр Томас Райт, долго работавший в России, автор множества портретов-гравюр выдающихся русских деятелей николаевской эпохи, сделал гравюру Анны Степановой в этой роли.
Сохранилось высказывание одного из критиков о ней: «Во втором действии очень мила песенка „Скучно мне“, которую очаровательно поёт младшая Степанова».
Её красивый звучный голос и сценический дар предвещали несомненное великое будущее. Она успела сыграть ещё несколько ролей в незначительных водевилях — и всё.
Молодая актриса заболела чахоткой и скончалась в возрасте 23 лет 9 декабря 1839 года. Похоронена на другой день, 10 декабря, на Смоленском кладбище в Петербурге.



Портрет княгини Анны Александровны Голицыной (1763-1842 годы). 1842 год.
Бристольский картон, акварель, белила, лак. 22,9 х 20,6 см.
Государственный музей изобразительных искусств А.С. Пушкина. Москва


Княгиня Анна Александровна Голицына, урождённая княжна Грузинская (1763-1842 годы) - — грузинская царевна, правнучка царя в эмиграции Вахтанга VI.

Дочь гвардии капитана царевича Александра Бакаровича Багратион-Грузинского (1726—1791) и княжны Дарьи Александровны Меншиковой (1747—1817), внучки «полудержавного властелина». Воспитывалась в Москве во дворце царя Арчила под руководством родной тётки и бабушки, Анны Георгиевны Грузинской (1706—1780).

В июле 1785 года вышла замуж за полковника Александра Александровича де-Лицына (1768—1789), незаконного сына вице-канцлера А. М. Голицына. С началом русско-турецкой войны сопровождала мужа в военных походах. Однако, брак был недолгим. В марте 1789 года де-Лицын умер от ран, полученных под Очаковым. Их дочь Дарья (02.06.1786—23.10.1810) была замужем (с 22 июля 1804 года)[2] за князем Алексеем Ивановичем Долгоруковым (1777—1840); а сын Михаил умер в младенчестве 26 февраля 1792 года; оба похоронены в Донском монастыре.

В 1790 году вышла замуж за князя Бориса Андреевича Голицына (1766—1822), двоюродного брата первого мужа. В 1796 году Голицын был назначен гофмаршалом при дворе цесаревича Константина Павловича, и его семья переехала из Москвы в Петербург. В столице Анна Александровна оказалась в ближайшем окружении императрицы. Сохранились весьма любопытные её письма к князю А. М. Голицыну в Москву за 1796 год, рисующие петербургское общество конца царствования Екатерины II. Они были напечатаны в «Историческом вестнике» в 1887 году.

Княгиня Голицына была одной из первых красавиц своего времени. Будучи женщиной умной, добродетельной и хозяйственной, пользовалась всеобщим уважением и играла большую роль в высшем свете, где была известна под именем «княгиня Борис». Любя празднества и балы, она принимала в своём богатом доме на Миллионной улице весь город. В её же имении, в селе Симы близ Юрьева-Польского, скончался и первоначально был похоронен герой Отечественной войны 1812 года Пётр Иванович Багратион. Была дружна с княжной В. Туркестановой, имя Голицыной часто упоминается в переписке княжны с Кристином.

Умерла 11 октября 1842 года в Петербурге и похоронена в Сергиевской пустыни в церкви Воскресения Христова.

Дети

В браке имела детей:

Дочь - Елизавета Борисовна (1790—1870), с 1808 года супруга сенатора князя Б. А. Куракина (1783—1850). Отличалась религиозностью и перешла в католичество. В минуту религиозной экзальтации сожгла себе руку на жаровне, вследствие чего пришлось сделать ампутацию. Умерла в умопомешательстве.
Сын - Андрей Борисович (1791—1861), флигель-адъютант, генерал-майор, масон, председатель комитета ланкастерских школ. После доносов о масонском заговоре, помещен для расследования в Кегсгольмскую крепость в январе 1831 года, где находился четыре месяца. Затем выслан из Москвы в 24 часа, удалён от службы, жил под надзором полиции в Курской губернии, Новом Осколе, Владимирской губернии. С 1841 года разрешено жить, «где пожелает», кроме Москвы и Петербурга. Разорился откупами.
Александр Борисович (1792—1865), адъютант великого князя Константина Павловича, саратовский губернатор, мемуарист и масон. Был женат с 1817 года на фрейлине Анне Васильевне Ланской (1793—1868), их единственная дочь Зинаида (1818—1845) была замужем за камер-юнкером графом К. К. Толем (1817—1884), сыном известного участника Отечественной войны 1812 года генерала К. Ф. Толя.
Сын - Николай Борисович (1794—1866), полковник, участник войны 1812 года; переводчик, военный историк и музыкант, виртуоз-виолончелист, друг Бетховена.
Дочь - Софья Борисовна (1795—1871), фрейлина и кавалерственная дама, была замужем с 1818 года за генерал-лейтенантом К. М. Полторацким (1782—1858).
Дочь - Александра Борисовна (1798—1876), фрейлина, с 1820 года замужем за генерал-майором князем С. И. Мещерским (1799—1870).
Дочь - Татьяна Борисовна (1797—1869), статс-дама, известная благотворительница, с 1816 года супруга действительного тайного советника А. М. Потёмкина (1787—1872).
Дочь - Ирина Борисовна (1800—1802)

Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Голицына,_Анна_Александровна_(1763)




Портрет Платона Ивановича Паншина (1816- не ранее 1862). 1847 год.
Бристольский картон, акварель, лак. 21,5 х 17,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва


Платон Иванович Паншин (1816- не ранее 1862) - окончил Школу юнкеров (1836 год), корнет, позднее поручик Лейб-гвардии Гусарского полка (по 1841 год). Сослуживец Михаила Юрьевича Лермонтова. Женат на Вере Львовне, урождённой графине Соллогуб (1820–1880).



Портрет неизвестной дамы.



Портрет неизвестного. 1843 год.
Бристольский картон, акварель, белила. 23 х 18 см (овал)
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург



Портрет Евдокии Андреевны Рихтер (1821-1894).


Евдокия Андреевна Рихтер, урождённая Пашкова (1821–1894), дочь генерал-майора Андрея Ивановича Пашкова (1793–1850) и его первой жены Екатерины Дмитриевны, урождённой графини Зубовой (1801–1821). По отзывам современников, не будучи красавицей, девица Пашкова была очень представительна, держалась прямо, говорила тихо и свысока. Умная и бойкая, она сумела собрать вокруг себя нечто вроде собственного двора. Отец её держал в своём петербургском имении великолепную псовую охоту, и она, лихо ездя верхом и зная в совершенстве все законы и термины благородной забавы, проводила, во главе свиты поклонников, целые дни на коне, травя лисиц и зайцев. Пока очаровательница не вышла замуж за пленившего её сердце дипломата Рихтера (А. В. Неклюдов. Старые портреты, семейная летопись. Париж: Книжное дело «Родник» (La Source), 1932).

С 1850 по 1853 год совладелица Белорецких, с 1850 по 1855 год Кагинских заводов на Урале. Замужем за Александром Борисовичем Рихтером (1809–1859), дипломатом, посланником в Бельгии (1856-1859).
Дочь: Екатерина, в первом браке графиня Мордвинова, во втором – Ермолова (1853–1933).



Портрет двух неизвестных дам. 1868 год.
Картон, акварель. 43 х 30,4 см.


Особенно удавались Владимиру Ивановичу Гау портреты молодых красивых дам. Среди заказчиков художника преобладала высшая петербургская знать; в их числе была и знаменитая Наталья Гончарова — жена А.С. Пушкина, портрет которой донёс до нас черты, воспетые поэтом. Акварель «Портрет двух неизвестных» относится к немногочисленным произведениям позднего периода творчества художника.



Портрет Василия Алексеевича Перовского (1795-1857). 1841 год.
Бумага, акварель, белила. 21,6 х 18,2 см.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург


Василий Алексеевич Перовский (1795-1857) - Генерал от кавалерии, генерал-адъютант, оренбургский губернатор, затем генерал-губернатор. Руководил ранними попытками завоевания Средней Азии - Хивинским походом и Кокандским походом.



Портрет Александра Ивановича Рибопьера (1783-1865). 1847


Граф (с 1856) Александр Иванович Рибопьер (20 апреля [1 мая] 1783, Санкт-Петербург — 24 мая [5 июня] 1865, Санкт-Петербург) — русский придворный и дипломат швейцарского происхождения, управляющий государственными банками, действительный тайный советник, масон. Знаменитый в своё время красавец, блестящую карьеру при дворе сделал ещё в юности, при императоре Павле и в начале царствования Александра I. При пяти монархах он был, по свидетельству М. А. Корфа, «человек домашний во дворце».

Александр Иванович Рибопьер происходил из швейцарского рода, представители которого в XVII веке проживали на берегу Невшательского озера. Сын Ивана Степановича Рибопьера (1750-1790), бригадира российской службы, который погиб при штурме Измаила. Тот прибыл в Россию с рекомендательным письмом от Вольтера и был обласкан императрицей, которая женила его на дочери покойного генерала Александра Ильича Бибикова - Аграфене Александровне Бибиковой (1755-1812).

Александр Иванович Рибопьер родился в Петербурге 20 апреля 1783 г.; восприемником его при крещении был малолетний тогда великий князь Александр Павлович. Ребёнок был необыкновенно красив; все его ласкали при дворе, куда часто водил его с собой отец, бывший в числе приближённых Императрицы Екатерины II, и он скоро был как у себя дома в уборной Императрицы, которую полюбил до чрезвычайности.

Необыкновенная красота мальчика, геройская смерть отца и великие подвиги деда заставили строгую иногда по необходимости, но всегда чувствительную и добрую Екатерину взять отрока под особое своё покровительство: она сделала его офицером конной гвардии, часто призывала к себе и любовалась им. В восемнадцать лет, когда Павел пожаловал его камергером, на плечах у него такая была головка, за которую всякая, даже довольно пригожая девица готова была бы поменяться своею.
— «Записки» Вигеля.

При рождении был зачислен сержантом в лейб-гвардию Семёновского полка. В службу вступил 31 декабря 1788 года; Екатерина II пожаловала его вахмистром в Конную гвардию. Император Павел, вступив в должность гроссмейстера ордена св. Иоанна Иерусалимского, назначил одним из четырёх оруженосцев Рибопьера, продолжавшего действительную службу в Конном полку, на которую поступил в 1798 году корнетом. В феврале 1799 г. он был назначен флигель-адъютантом государя.

В феврале 1799 г. 17-летний Рибопьер был пожалован императором Павлом в действительные камергеры, а 13 июня назначен в посольскую миссию в Вену сверх штата. В Вене жил в доме графа А. К. Разумовского, а когда последний, после поражения Римского-Корсакова, был отозван из Вены, Рибопьер поехал в Петербург. Граф Ф. В. Ростопчин, управлявший в то время Коллегией иностранных дел, приказал допустить Рибопьера в Архив, чтобы он мог ознакомиться с прежними договорами и изучить историю иностранных сношений российского двора. Скоро, однако, он был исключён из службы, лишён камергерского ключа и Мальтийского креста и посажен в крепость.

В последние дни царствования Павла Рибопьер имел поединок с князем Четвертинским за одну придворную красавицу; бредя рыцарством, Павел обыкновенно в этих случаях бывал не слишком строг; но как ему показалось, что любимая его княгиня Гагарина на него иногда заглядывалась, то из ревности велел он его с разрубленной рукой, исходящего кровию, засадить в каземат, откуда при Александре не скоро можно было его выпустить по совершенному расслаблению, в которое он оттого пришёл. После того сделался он кумиром прекрасного пола.
— «Записки» Вигеля.

Подозрительному в таких вопросах императору донесли, что Рибопьер и Четвертинский (которому едва минуло 17 лет) дрались из-за княгини Гагариной. Поэт Гёте заносит в свой дневник: «Воскресенье. Происходит дуэль между князем Четвертинским и Рибопьером, последний ранен. Понедельник. Под уговором великого князя граф Пален должен замять дело. Нарышкин пробалтывается. Рибопьера сначала отправляют в крепость, потом высылают с семьёй из города». В день своего восшествия на престол Александр I возвращает ему прежний чин и отправляет вновь в Вену. Перед этим на своё 20-летие Рибопьер был пожалован в действительные статские советники.

Граф (с 1856) Александр Иванович Рибопьер (20 апреля [1 мая] 1783, Санкт-Петербург — 24 мая [5 июня] 1865, Санкт-Петербург) — русский придворный и дипломат швейцарского происхождения, управляющий государственными банками, действительный тайный советник, масон. Знаменитый в своё время красавец, блестящую карьеру при дворе сделал ещё в юности, при императоре Павле и в начале царствования Александра I. При пяти монархах он был, по свидетельству М. А. Корфа, «человек домашний во дворце»

Труды Рибопьера были оценены Комитетом министров и он был награждён орденом св. Владимира 3-й степени.
За полезную деятельность в государственных банках был награждён 21 августа 1818 года чином тайного советника и орденами св. Анны 1-й степени (25 июня 1819 г.) и св. Владимира 2-й степени (12 августа 1821 г.)
9 мая 1823 г. получил бриллиантовые знаки к ордену св. Анны 1-й степени.
25 марта 1839 г. Рибопьер был награждён орденом св. Владимира 1-й степени.
Рибопьер был назначен обер-шенком Высочайшего двора 15 апреля 1841 года, а затем — обер-камергером (5 декабря 1844 г.), присутствовал при освящении отстроенного Кремлёвского дворца в Москве в 1849 году и был награждён в тот день (3 апреля) орденом св. Андрея Первозванного.
В день коронования императора Александра II — 26 августа 1856 г. — Рибопьер был возведён в графское достоинство Российской империи. Позднее, 17 апреля 1862 г., ему пожалованы алмазные знаки ордена св. Андрея Первозванного.

С 12 марта 1862 года (после смерти канцлера Нессельроде) и до конца жизни Рибопьер занимал наивысшее положение среди чиновников Российской империи по старшинству пожалования в чин 2-го класса табели о рангах (чиновников 1-го класса в этот период в империи не было; князь А. М. Горчаков был пожалован канцлером через два года после кончины А. И. Рибопьера).

Во время приготовлений к погребению наследника государя Николая Александровича граф Рибопьер заболел нервной горячкой и через день скончался — 24 мая 1865 года. Он погребён в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Граф Пётр Валуев писал в дневнике:
"Граф Рибопьер скончался вчера почти внезапно. Сильный припадок возвратного тифа кончил жизнь его в 24 часа. Добрый и милый старец. Мир его праху."

Семья

С 29 сентября 1809 года Рибопьер состоял в браке с Екатериной Михайловной Потёмкиной (1788—1872), дочерью генерал-поручика М. С. Потёмкина, внучатой племянницей князя Потёмкина. Молодые люди знали друг друга с детства и давно проявляли взаимную симпатию, но княгиня Т. В. Юсупова мечтала для дочери о более блестящем замужестве, поэтому свадьба долгое время откладывалась.

Их роман возбуждал всеобщее участие, после долгих усилий со стороны родственников невесты, Голицыных и Браницких, удалось получить согласие матери, к приданому за дочерью она дала 200 тысяч рублей из собственного капитала. Брак оказался счастливым, Екатерина Михайловна почти не расставалась с мужем во время его поездок по Европе, вызванных его дипломатическою службою. Она была гостеприимной хозяйкою роскошных приёмов в их петербургском доме на Гороховой, их домашние спектакли посещались императором и всем двором. Екатерина Михайловна была кавалерственной дамой ордена св. Екатерины (пожалован в 22 августа 1826 — день коронации Николая I), а в 1854 году была пожалована в статс-дамы. В молодости она была красавицей и очень походила на императрицу Жозефину.

Дети:

Дочь - Аглаида (Анна) Александровна (04.11.1811—15.09.1842), крестница бабушки Т. В. Юсуповой и А. А. Бибикова; фрейлина, замужем (с 4 октября 1840 года) за бароном Эрнестом Зенденом (1807— ?), сыном гессенского посланника в Пруссии.
Дочь - Софья Александровна (04.05.1813—08.07.1881), фрейлина, с 1836 года замужем за графом В. П. Голенищевым-Кутузовым (1803—1873).
Дочь - Мария Михайловна (12.10.1814— ?), крещена 12 октября 1814 года в Морском Богоявленском соборе при восприемстве князя Б. Н. Юсупова и княжны Т. Б. Голицыной.
Сын - Михаил Александрович (умер в младенчестве);
Дочь - Мария Александровна (20.06.1816—22.09.1885), фрейлина, замужем (с 27 мая 1849 года; Петербург) за прусским посланником в Константинополе графом Жозефом Брасье де Сен-Симоном (1810—1872); умерла в Париже, похоронена на Монмартре.
Сын - Иван Александрович (25.11.1817—06.02.1871), выпускник юридического факультета Санкт-петербургского университета (1839), чиновник II Отделения СЕИВК (на 1849), гофмейстер (1863), женат на княжне Софье Васильевне Трубецкой, дочери генерала от кавалерии, генерал-адъютанта, сенатора В. С. Трубецкого. Их единственный сын Георгий Иванович Рибопьер (1854—1916) стоял у истоков олимпийского движения в России, был организатором атлетического общества и провел первый в России чемпионат по борьбе.
Дочь - Татьяна Александровна (29.06.1829—14.01.1879), фрейлина, жена князя Н. Б. Юсупова, мать княгини Зинаиды Юсуповой.

Старшие дочери унаследовали красоту матери, современница писала про них[16]:
... Какие очаровательные особы, какие прелестные лица, особенно их выражение — соединение живости и кротости, и притом какой тон, сколько достоинства, я никогда не видала подобного комильфо. Они очаровательны! Можно быть красивее, особенно чем младшая, но нельзя быть привлекательнее. Чем больше на них смотришь, тем больше хочется их видеть. Если бы я была мужчиной, думаю, влюбилась бы в них, едва увидав. Все в один голос ими восхищаются, и молодые, и старые от них в восторге.

Долли Фикельмон в 1831 году записала в своем дневнике:
Дочери Рибопьеров, хотя и не пользуются большим успехом, по-моему, прелестны. Их красоту находят очень холодной, но я считаю, что они хороши большими черными глазами, правильными чертами и бледностью лица, они немного похожи на евреек, однако ведь есть такие красивые еврейки! Но то, что в них особенно очаровательно, — выражение доброты, доброжелательности и отсутствие претенциозности, чем они всегда будут привлекательны.

Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рибопьер,_Александр_Иванович




Портрет статс-дамы княгини
Софьи Григорьевны Волконской (1785-1868). 1830-е годы.
Акварель.


Светлейшая княгиня Софья Григорьевна Волконская (1785-1868), статс-дама, кавалерственная дама, сестра декабриста Сергея Григорьевича Волконского (1788-1865) и малороссийского наместника Николая Григорьевича Репнина-Волконского. Знакомая А.С. Пушкина, который снимал последнюю в своей жизни квартиру в принадлежавшем ей доме на набережной реки Мойки, 12.

Дочь оренбургского генерал-губернатора князя Григория Семёновича Волконского (1742-1824) и Александры Николаевны (1757-1834), дочери и наследницы фельдмаршала Н.В. Репнина. Родилась Софья 21 и крещена 26 августа 1785 года в церкви Святой великомученицы Екатерины в Екатерингофе. Восприемниками были знаменитый дипломат и вице-канцлер князь Александр Борисович Куракин и бабушка новорожденной, княгиня Наталья Александровна Репнина, племянница графов Никиты и Петра Паниных, жена генерал-фельдмаршала князя Н. В. Репнина.

Будущая кавалерственная дама получила хорошее домашнее воспитание под руководством матери, женщины с твёрдым и властным характером, занимавшей видное положение при дворе. Князь Григорий Семёнович Волконский обожал свою единственную дочь. Софья Григорьевна внешне была очень на него похожа: «Все сознают, что ваше прекрасное лицо подобно моему изношенному, - писал он ей и звал её «душевным другом» и «ангелом своим».

В замужестве Софье Григорьевне не пришлось менять фамилию, потому что она вышла замуж по большой любви за своего дальнего родственника гвардейского офицера князя Петра Михайловича Волконского, которому, к слову, покровительствовал сам император Александр I. Венчание их было 5 октября 1802 года в Придворной церкви Зимнего дворца. Живя в Петербурге, супруги были близкими людьми в интимном кружке императорской четы.
Проживая в Петербурге, и дружа с императорской семьёй, Волконские, надо сказать, никогда этой дружбой не пользовались.

Супруги Волконские были при Александре I при последних днях его в Таганроге в 1825 году. Император поручил перед смертью свою супругу чете Волконских.
Софья Григорьевна сопровождала императрицу Елизавету Алексеевну при её возвращении из Таганрога, присутствовала при её кончине в Белёве, именно княгиня Волконская закрыла глаза скончавшейся подруге-императрице Елизавете Алексеевне. А в дальнейшем сопровождала её тело в Санкт-Петербург.

В письмах Софьи Григорьевны из Таганрога ко вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, матери Александра I, содержится много исторических сведений о событиях, последовавших за кончиной Александра I. В них она высказывала желание удалиться из света и жить уединённо, занявшись приведением в порядок запутанного состояния.

В первой половине XIX столетия Софья Григорьевна Волконская считалась одной из самых богатых помещиц Владимирской губернии. Ей принадлежали целые сёла и волости. Владения её Светлости простирались на десятки километров, где были расположены сотни населённых пунктов. До сих пор сохранились храмы, которые выстроила на собственные средства княгиня Софья Григорьевна.

В обществе княгиня Волконская была известна независимостью характера и эксцентричностью. Её приятельница леди Дисборо в 1825 году писала своим родным в Англию из Петербурга:
«Княгиня Софья Григорьевна решила быть совершенно независимой, имеет свои собственные идеи, ездит всего одной парой лошадей, осмеливается разгуливать повсюду без прислуги, отказывается появляться при дворе; короче, она считается весьма странной. Она очень предупредительна к иностранцам, особенно к англичанам, исключительно дружелюбна к нам и не слишком пылает к своим соотечественникам. Княжна Алина, её дочь, по слухам - одна из самых милых девушек; хорошо воспитана и образована, хотя иногда, подобно матери, подвержена чудаковатостям».

С приходом Николая I положение супругов при дворе переменилось. Супруг Пётр Михайлович стал ближайшим сподвижником молодого царя, а Софья Григорьевна попала в оппозицию.

События 14 декабря 1825 года были тяжёлым испытанием для неё.
Родной брат Волконской - герой войны 1812 года генерал-майор князь Сергей Григорьевич Волконский - оказался в числе декабристов и был сослан в Сибирь.
Родные боялись, что она лишится рассудка и в своём горе пойдёт на чрезвычайные шаги. Она сочувствовала брату и не могла простить императору Николаю I его строгости по отношению к декабристам.
С тех пор Софья Григорьевна демонстративно перестала появляться при Дворе. Это было сложно, поскольку квартира Волконских располагалась прямо в Зимнем дворце.

Говорили, что у молодого императора Николая I в то время было две трудные задачи: чем бы ещё наградить Петра Михайловича и как смягчить сердце Софьи Григорьевны. Однако в царских милостях княгиня не нуждалась. Она любила путешествовать по своим владимирским имениям, доход с которых позволял ей быть финансово независимой. Долгие годы сестра декабриста пользовалась любой возможностью, чтобы через третьих лиц передавать денежное пособие арестантам. Всё это было известно царю, однако подвергнуть репрессиям Светлейшую княгиню он не посмел.

Летом 1827 года княгиня Волконская с дочерью Александрой уехала за границу. Император предоставил им фрегат, который увёз их в Копенгаген, оттуда Волконские переехали в курортный город Бад-Эмс на западе Германии.

С этого времени Софья Григорьевна большую часть жизни проводила за границей. В 1830-х годах она жила в Италии у своей невестки княгини Зинаиды Александровны Волконской, урождённой Белосельской, поэтессы, певицы, будущей хозяйки литературного салона в Санкт-Петербурге.
Одна, без горничной, Софья Григорьевна путешествовала по Европе и, даже будучи назначенной в апреле 1832 года статс-дамой, она редко показывалась в Петербурге. В один из её приездов Долли Фикельмон, записала в своём дневнике:
«Княгиня Софья Волконская приехала из Италии повидаться с родными. Не знаю, осознала ли она все заблуждения своей жизни, но, по крайней мере, держится с предупредительностью и учтивостью, за что ей охотно извиняешь её несколько сумасшедший вид».

По воспоминаниям графа Бутурлина, княгиня Волконская была достойнейшей женщиной, но оригиналкой в своих житейских привычках. Обладая огромным состоянием, она отличалась бережливостью. Останавливалась она в самых дешёвых гостиницах и одевалась очень бедно. Носила всегда чёрное шёлковое платье, по мере того как рукава изнашивались, она заменяла их новыми, отличавшимися от остальной части платья цветом.
Софья Григорьевна была очень скромна в быту. Она могла позавтракать одним сухарём, не любила наряжаться, а путешествовала в простой карете, без гербов и свиты. Однако она легко расставалась с деньгами, если речь шла о помощи кому-нибудь из бедных людей. О «матушке-барыне» в прежних её селах помнят даже сейчас, потому что первые школы и больницы построены там на средства Софьи Григорьевны.

Владея миллионами, княгиня не пользовалась трудом слуг, снимала самые недорогие немецкие гостиницы и сама топила печь. Тогда-то с ней и приключилась история.

В начале 1837 года, отправившись из Парижа в Лондон по случаю коронации королевы Виктории, Софья Григорьевна захватила с собой свои бриллианты на случай, если бы пришлось ей представляться ко Двору. Проездом из Дувра в Лондон она открыла свой ручной мешок, куда сложила бриллианты, её попутчики, увидев столь несообразные с её убогой наружностью драгоценности, приняли её за сомнительную личность. Они тут же сообщили об этом в полицию, поскольку решили, что скромно одетая пожилая женщина ограбила своих господ.
По прибытии в Лондон Волконскую арестовали. Софья Григорьевна была вынуждена обратиться за помощью к русскому посланнику, который приехал спасать жену министра российского двора.

Но всё обошлось благополучно. Оказывается, что когда в полицейском участке разбирали драгоценности, то нашли портрет Волконской в парадном облачении статс-дамы, в бриллиантах и орденах. Спешно вызванный русский посол пригрозил разрывом дипломатических отношений, если представители власти не попросят прощения у Софьи Григорьевны. Что и было исполнено во избежание дипломатического скандала.

В пожилом возрасте княгиня Волконская стала отличаться ещё большей скупостью. Рассказывали, что находясь в гостях, она прятала в карманы сахар и сухари, и однажды подобрала на улице полено и принесла его домой, чтобы затопить печку. Из экономии не держала горничной, обходясь услугами старого лакея. Однако, она всегда помогала бедным и щедро одаривала истинно нуждающихся. Она была одним из первых членов Женского патриотического общества.

В 1848 году Софья Григорьевна предприняла путешествие на Восток, сначала морем в Александрию, а потом в Каир, и с караваном через пустыню к Святым местам.

В 1852 году она овдовела.

Будучи легка на подъём до старости, она в 1854 году, несмотря на преклонные годы, совершила поездку в Иркутск для свидания с братом. Причём эта поездка, несмотря на высокое положение княгини в обществе, была обставлена особыми требованиями и распоряжениями. В частности она дала подписку в том, что не будет ни с кем вступать в переписку и не примет ни от кого писем.
Ей давали понять, что этот поступок отлучит её от Двора, но княгиня давно не нуждалась в светских приёмах.

Даже после освобождения Сергея Волконского в 1856 году, ходатайство о его приезде в Петербург для свидания с сестрой было отклонено с формулировкой: «так как вдова фельдмаршала кн. Волконская в 1854 г. для свидания с братом совершила поездку в Иркутск, то теперь она найдёт полную возможность отправиться туда, где будет находиться её брат, и здоровье её этому, вероятно, не воспрепятствует.»

Объездив всю Сибирь и повидавшись с братом в Иркутске, Софья Григорьевна провела зиму и весну во Владимирской губернии.

Однако, вскоре княгиня опасно заболела, лишь тогда брату было разрешено на несколько дней приехать, навестить её. Едва оправившись от болезни, Софья Григорьевна уехала в Европу и более в Россию не возвращалась. Петербург стал ей ненавистен, и отправившись навсегда в Германию, она отпустила на волю многих своих крепостных.

Княгиня Софья Волконская скончалась в марте 1869 года в Женеве от воспаления в груди. Её тело, по завещанию, было перевезено из Швейцарии в Россию и похоронено в Болгарской церкви городка Аккермана (ныне город Белгород-Днестровский, Украина).
В 1882 году рядом с нею был похоронен и её сын, Григорий.
Свой значительный капитал княгиня Волконская завещала не сыну, а внукам.

В браке с Петром Михайловичем Волконским имела троих детей:

1. Александра Петровна (1804-1859) - фрейлина, статс-дама, с 1831 года была замужем за гофмейстером Павлом Дмитриевичем Дурново (1804-1864). По отзывам современников, была «женщина в высшей степени умная и образованная», с нею были дружны Гоголь, Жуковский, Вяземский и А. И. Тургенев;

2. Дмитрий Петрович (1805-1859) - предводитель дворянства Петербургской губернии; вице-президент Кабинета Его Императорского Величества, церемониймейстер. Был женат на Марии Петровне Кикиной (1816—1856);

3. Григорий Петрович (1808-1882), состоял в первом браке с графиней Марией Александровной Бенкендорф (1820-1880), дочерью графа А. Х. Бенкендорфа. Был похоронен вместе с матерью.

Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Волконская,_Софья_Григорьевна




Портрет Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). 1844 год.
Бристольский картон, акварель, тушь. 24,3 х 18,7 см.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург


ВасИлий АндрЕевич ЖукОвский (29 января [9 февраля] 1783, село Мишенское, Белёвский уезд, Тульская губерния — 12 [24] апреля 1852, Баден, Великое герцогство Баден) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, автор элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений. Также известен, как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В 1817—1841 годах учитель русского языка великой княгини, а затем императрицы Александры Фёдоровны и наставник цесаревича Александра Николаевича. Тайный советник (1841). Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» (1833).

В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина.

Обстоятельства рождения

Предание об обстоятельствах рождения и первых годах жизни будущего поэта оставила его племянница А. П. Зонтаг.
В 1770 году секунд-майор Афанасий Иванович Бунин (1727—1791), помещик Тульской, Калужской и Орловской губерний, получил в подарок от приятеля майора Муфеля двух девушек, захваченных в плен при штурме турецкой крепости Бендеры. Это были сёстры Сальха и Фатьма, отец которых погиб при защите города. Младшая из них, Фатьма, которой было 11 лет, скончалась через год, а её 16-летняя старшая сестра выжила. Обстоятельства, предшествующие появлению юных турчанок в имении русского помещика, описаны в дневнике Анны Петровны Зонтаг:

"В царствование императрицы Екатерины II, когда были ведены Россией такие счастливые войны против Турции, мещане города Белёва и многие крестьяне, казённые и помещичьи, повадились ездить за нашей армией маркитантами и торговали с большой выгодой. Один крестьянин села Мишенского, находящегося в трёх верстах от Белёва, принадлежавшего деду моему и где он преимущественно проживал со своим семейством, также собрался в маркитанты и, пришедши проститься со своим господином, спросил: "Батюшка, Афанасий Иванович, какой мне привезти тебе гостинец, если посчастливится торг мой?". Дедушка отвечал ему шутя: "Привези мне, брат, хорошенькую турчаночку, - видишь, жена моя совсем состарилась!".
Но крестьянин не за шутку принял эти слова."

В 1786 году Сальха получила официальный вид «к свободному в России жительству», в котором указано, что она была крещена, восприемницей стала жена Бунина Мария Григорьевна. После крещения Сальха получила имя Елизавета Дементьевна Турчанинова. П. А. Плетнёв в своих воспоминаниях уточнял, что якобы слышал от самого Жуковского, что его мать происходила из сераля турецкого паши Силистрии. Елизавета Дементьевна стала наложницей А. И. Бунина, её поселили в усадьбе Мишенское в особом домике; в дальнейшем она заняла должность ключницы в поместье.

В законном браке у Афанасия Ивановича Бунина и его жены Марии Григорьевны Безобразовой (1728—15.03.1811) родилось 11 детей, из которых к 1770 году выжило пятеро. Оставаясь наложницей, Елизавета Турчанинова нянчила младших дочерей своего хозяина от законной жены — Варвару и Екатерину. У А. И. Бунина не было наследника: его единственный сын Иван, подававший большие надежды (он даже был отправлен на обучение в Галле, вместе с отпрысками фаворитов императрицы — сыном императрицы Алексеем Бобринским и Александром Чесменским), скончался в молодых годах.

Со временем глава семьи поселился в доме у своей наложницы; у них родились три дочери, умершие в младенчестве. После переезда Афанасия Ивановича к Турчаниновой разгневанная Мария Григорьевна перестала пускать турчанку в усадебный дом и запретила общаться с нею дочери Варваре. 29 января 1783 года Елизавета Дементьевна родила сына Василия, отец которого тогда находился в Москве. Крещён Василий был в усадебной церкви Покрова Пресвятой Богородицы и записан как «незаконнорождённый сын дворовой вдовы». Восприемником стал обедневший киевский помещик Андрей Григорьевич Жуковский, приживал Буниных, он же усыновил Василия, передав ему свою фамилию и отчество. По легенде, крёстной матерью вызвалась быть Варвара Бунина, а весной и сама Елизавета Дементьевна пришла к Марии Григорьевне и положила младенца Василия у её ног, после чего мир в поместье был восстановлен. И. Ю. Виницкий отмечал, что биографический миф об отношениях в семье Буниных был сконструирован по лекалам романтической литературы XVIII века, а в действительности отношения в усадьбе были сложными до такой степени, что личные драмы требовалось смягчить и эстетизировать в глазах потомков.

Василий Жуковский остался единственным ребёнком в барском доме и рос на попечении родного и приёмного отцов. Тем не менее А. Н. Веселовский замечал: «Его не отделяли от других детей, окружали теми же попечениями и лаской, он был как свой, но чувствовал, что не свой; он жаждал родственных симпатий, семьи, любви, дружбы, и не находил».

Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.

Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учёбы в пансионе при университете г. Москвы.
Творчество Жуковского тех времён наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808), «Кассандра»(1809), «Светлана»(1808-1812)).

С 1805—1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808—1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского расцветает и достигает своего пика.

После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.

В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”.
В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет.

Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.

Семья и личная жизнь Василия Жуковского

Почти 20 лет Василий Жуковский был мучительно и безнадёжно влюблён в юную Марию Андреевну Протасову, дочь своей сводной сестры Екатерины Афанасьевны, урождённой Буниной. Маша стала вдохновительницей многих произведений Жуковского и, вероятно, сама любила поэта, но категоричная позиция матери, несколько раз отвергавшей предложения близкого родственника о свадьбе, не позволили осуществиться столь желанному для влюблённых сердец счастью.

Только по выходе в отставку в 1841 году уже пожилой поэт обрёл семейное благополучие. 21 мая 1841 года в русской посольской церкви Штутгарта венчались 58-летний тайный советник Василий Андреевич Жуковский и 19-летняя дочь живописца Елизавета Евграфовна Рейтерн. Несмотря на почти четыре десятка лет разницы в возрасте и слабое здоровье супруги, брак оказался удачным. В нём родилось двое детей – сын Павел (1845–1912), ставший живописцем, членом Академии художеств, и дочь Александра (1842–1899), тайно обвенчавшаяся с сыном императора Александра II великим князем Алексеем Александровичем.

С середины 1840-х гг. Жуковский часто хворал, особенно его тревожило резкое ухудшение зрения. Поэт посещал курорты, пил целебные воды, но болезнь давала о себе знать всё сильнее. «Глаза слабеют, слух тупеет», – жаловался Жуковский в письме близкому другу П.А. Плетнёву. Вопреки всему, поэт продолжал работать и даже подумывал о специальной машинке для писания в случае полной слепоты.

Летом 1851 года Жуковский всерьёз задумывался о возвращении в Россию, но сильно воспалившийся глаз отменил поездку за два дня до отправления. Зимой 1851/1852 гг. Жуковский почти не вставал с постели и спокойно готовился к смерти. 12 (24) апреля 1852 года в Бадене великий творец русского романтизма скончался. Его похоронили в склепе на местном кладбище, а позднее перевезли прах в Россию: 29 августа (10 сентября) 1852 года поэт нашёл вечный покой в некрополе Александро-Невской Лавры.

Значение творчества Василия Жуковского

Жуковский принадлежит к числу мастеров, определивших направление русской поэзии XIX века. Он придал русскому стихосложению то мелодичное звучание, певучесть и лирическую свежесть, что стали отличительными чертами Золотого века. Личностное звучание, отказ от сковывающих формул классицизма, романтические идеалы свободы выглядели тогда настолько необычно и притягательно, что привлекли к себе внимание выдающихся творцов эпохи. Лучшие поэты той замечательной поры, начиная с Пушкина, многим обязаны Жуковскому. «Без Жуковского не было бы Пушкина», – писал когда-то В.Г. Белинский, и со знаменитым критиком трудно не согласиться.

Источник:
https://histrf.ru/read/biographies/vasiliy-andreevich-zhukovskiy
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жуковский,_Василий_Андреевич




Портрет герцога Вильгельма Георга Августа Нассау (1792-1839). 1838 год.
Бристольский картон, акварель, белила, лак.


Вильгельм Георг Август Генрих Бельгикус Нассауский (нем. Wilhelm Georg August Heinrich Belgicus zu Nassau; 14 июня 1792, Кирххаймболанден — 20 августа 1839, Киссинген) — герцог Нассау в 1816—1839 годах.

Вильгельм родился 14 июня 1792 года в Кирхгаймболандене. Он был старшим из четырёх детей Фридриха Вильгельма Нассау-Вейльбургского (1768-1816) и его супруги Луизы Сайн-Гахенбургской (1772-1827).

В январе 1816 года наследовал отцу как соправитель герцогства. Спустя несколько недель после смерти герцога Фридриха Августа (1738-1816) стал единоличным правителем.

25 сентября 1818 года российский император Александр I наградил Вильгельма орденом Святого Георгия 4-го класса.

Государственными министрами в правление Вильгельма были Эрнст Франц фон Биберштайн (с 1806 года и до своей смерти в 1834 году) и Карл фон Вальдердорф (с 1834 до 1842 года).

29 февраля 1832 года был награждён орденом Св. Андрея Первозванного.

1 января 1836 года герцогство Нассау вошло в Германский таможенный союз.

Резиденцией герцога служил дворец Бибрих. В 1837 году в Висбадене началось строительство нового замка, однако до его завершения Вильгельм не дожил, уйдя из жизни 20 августа 1839 года от инсульта.

В возрасте 21 года Вильгельм женился на 19-летней дочери герцога Фридриха Саксен-Гильдбурггаузенского Луизе. Свадьба состоялась 24 июня 1813 года. У супругов родилось восемь детей:

Августа (13 апреля — 3 октября 1814) — умерла младенцем;
Тереза (1815—1871) — супруга принца Петра Георгиевича Ольденбургского, имела восемь детей;
Адольф (1817—1905) — следующий герцог Нассау (1839—1866), великий герцог Люксембурга (1890—1905), был дважды женат, имел шестерых детей;
Вильгельм Карл Генрих (1819—1823) — умер в детском возрасте;
Мориц (1820—1850) — женат не был, детей не имел;
Мария Вильгельмина (1822—1824) — умерла в детском возрасте;
Вильгельм Карл Август (1823—1828) — умер в детском возрасте;
Мария (1825—1902) — супруга принца Германа фон Вида, их дочь Елизавета стала королевой Румынии.

Через два с половиной месяца после рождения младшей дочери Луиза умерла. Через четыре года после этого Вильгельм женился на Паулине Вюртембергской, племяннице своей покойной жены. Свадьба состоялась 23 апреля 1829 года в Штутгарте. Невесте было 19 лет, жениху — 36. Вильгельм был вдовцом и имел четырёх детей от первого брака.

От этого брака имел трёх детей, достигших взрослого возраста:

Елена (1831—1888) — жена князя Вальдек-Пирмонтского Георга Виктора, имела шестерых дочерей и сына;
Николай Вильгельм (1832—1905) — принц Нассауский, вступил в морганатический брак с Натальей Пушкиной, которая получила титул графини фон Меренберг, имел с ней в браке двух дочерей и сына;
София (1836—1913) — жена короля Швеции и Норвегии Оскара II, имела четверых сыновей.

Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вильгельм_I_(герцог_Нассау)




Портрет Фёдора Николаевича Челищева (1811—1881). 1851 год.
Бумага, акварель.



Фёдор Николаевич Челищев (1811–1881) – действительный статский советник, камергер. Сын действительного тайного советника, члена Государственного Совета, александровского кавалера Николая Александровича Челищева (1783–1859) и Марии Михайловны, урождённой княжны Хованской (1790–1846). Женат на Александре Михайловне, урождённой Веригиной (1816–1913).

Дети: Николай (1852-1852); Дмитрий (1854(57)-1901); Александра (1856-1857); Мария (1858-1859); Виктор (1860-1862); Григорий (1863(66)-1897)

Источник:
https://vk.com/wall-52196838_12527




Портрет Александры Михайловны Челищевой. 1851 год.
Бумага, акварель.


Александра Михайловна Челищева, урождённая Веригина (1816—1913), дочь генерал-майора Михаила Федотовича Веригина.



Портрет молодой женщины. 1845 год.
Бумага, акварель.



Портрет Софьи Никаноровны Долгоруковой (1819-1902).
Бумага, акварель.


Софья Никаноровна Долгорукова, урождённая Хитрово (24.02.1819 года — 05.01.1902 года), дочь карачевского помещика, коллежского асессора Никанора Никаноровича Хитрово (1791—1855 годы) от его брака с Екатериной Николаевной Лопухиной (1798—1858 годы), владельцев дома на Арбате, 53, в котором Пушкин снимал квартиру и жил первые месяцы после свадьбы.
Первым мужем Софьи Никаноровны с 1853 года был генерал-майор Н. И. Мясоедов, умерший через неделю после свадьбы.
Софья Никаноровна была начальницей Александринского училища в Москве. От второго брака с князем Дмитрием Ивановичем Долгоруковым (1797–1867), имела дочь - Екатерину Дмитриевну (1859—20.11.1920 годы).



Портрет графини Марии Петровны Валуевой (1813-1849). 1845 год.
Бумага, акварель. 24,3 х 18,6 см.
Кировский областной художественный музей


Мария Петровна Валуева, урождённая княжна Вяземская (1813–1849), дочь поэта, критика, государственного и общественного деятеля, сенатора, члена Государственного Совета князя Петра Андреевича Вяземского (1792–1878) и Веры Фёдоровны, урождённой княжны Гагариной (1790–1886). С 1836 года замужем за графом (1880) Петром Александровичем Валуевым (1815–1890), государственным деятелем, главой Курляндской губернии (1853-1858), министром внутренних дел (1861-1868), председателем комитета министров (с 1879).

*****

Графиня Мария Петровна Валуева, «хорошенькая дурнушка» в свете при дворе Николая Павловича. Урождённая княжна Вяземская. Единственная из дочерей знаменитого поэта и камергера, приятеля Пушкина, дожившая до взрослых лет и до замужества....

Мария подарила семейству Вяземских троих внуков, мужу - двух прекрасных сыновей и дочь Елизавету. Один из её детей умер рано. Родилась княжна Мария Петровна в 1813 году , когда была свежа ещё была память о пожаре Москвы в сердце её отца, и память о гибели любимого человека на Бородинском поле в сердце её матушки, урождённой княжны Веры Фёдоровны Гагариной.

От матушки унаследовала она, должно быть, горячее волнение крови, темперамент, и мягкую обворожительность светского разговора, искусство устремлять на собеседника прелестные, голубые глаза, под чарующее, мягкое обаяние которых так легко было попасть каждому, кто знал её.

Мария, получив хорошее домашнее образование, росла в обширном светском и семейном кругу. У неё было пять братьев и две сестры! Всегда находились товарищи по играм и забавам, развлечениям в саду и в загородном имении Остафьево.

Светлая, безмятежность её детства была омрачена лишь постепенными, но весьма болезненными утратами всех сестёр и братьев, кроме обожаемого Павлуши. Так беспощаден был Господь к семье Вяземских, оставив в живых из восьмерых детей лишь Машу и Павла. Брат и сестра были очень преданы друг другу.

Марию всегда поражало умение родителей и в глубокие моменты горя, сохранять веру в себя и продолжать любить жизнь. Дом Вяземских, салон князя Петра Андреевича и княгини Веры Фёдоровны, и в горестные для них дни и годы утрат продолжал быть одним из самых заметных в обеих столицах.

Вечера в гостиной Вяземских были особо ценимы такими людьми, как А. С. Пушкин, П. А. Плетнёв, В. Ф. Одоевский, С. Соболевский. Машенька, в юности и позднее, немало видела интересных собеседников в гостиной дома родителей.

Ей нравились светский шум, суета, пикники. Она хорошо разбиралась в нарядах, владела искусством беседы, прекрасно исполняла при матушке обязанности домашнего секретаря, вела переписку с большим кругом знакомых.

Замуж Мария вышла по взаимной, большой любви. Её супруг, будущий министр внутренних дел, граф Пётр Александрович Валуев, в то время был скромным помощником рижского губернатора. Большой любитель карточной игры, умеющий вести себя умно и по-светски, он то и познакомил супругу с будущим её возлюбленным, графом Александром Строгановым.

Роман графини Валуевой с наследником громадного состояния и соляных копей случился открытый, страстный и ошеломляюще трагичный, поскольку никто не мог себе его представить и подумать, что он приведёт к ссылке Александра Сергеевича на Кавказ и последующей его женитьбе на княжне Татьяне Дмитриевне Васильчиковой. По выражению современников, «Невеста была квинтэссенцией всего наитончайшего». /граф С. Д. Шереметьев/

Ещё один из мемуаристов писал о ней так: «У неё было много приятелей и поклонников… Я уже застал её пожилою, но танцующею в виде исключения с присными… Статная и большого роста, она казалась выточенною из блестящей стали… Она оберегала всю жизнь своё достоинство, и жизнь свою повела по заученному… уроку. Она принадлежала к числу металлических женщин».

Мария же Валуева к числу «непоколебимых и стальных», увы, не принадлежала. С трудом перенеся весть о женитьбе возлюбленного, она металась в тоске, не ища ни смирения, ни утешения. В 1849 году графиня Мария заболела и скоропостижно скончалась, прометавшись в холерной горячке три дня. Её едва успели причастить и исповедовать.

Современные исследователи серьёзно и очень доказательно пишут, что она умерла от холеры или тифа, но в светских кругах ещё долго и упорно ходили легенды, что графиня Машенька отравилась, не желая подчиниться приказу мужа и появиться на балу, где должна была блистать и молодая графиня Строганова.

Лев Толстой в первой редакции своего романа "Анна Каренина», которую он окончил за две недели, героине тоже "предписал" отравиться, как и молодой графине Валуевой, и многие из современников да и позже легко считывали в этом тексте историю страстного и ошеломительного светского романа.

Источник:
https://www.liveinternet.ru/users/7185862/post495221404/


Источник:
https://alesha.bbok.ru/viewtopic.php?id=340&p=3
https://alesha.bbok.ru/viewtopic.php?id=340&p=4




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 3. | natali120654 - Дневник natali120654 | Лента друзей natali120654 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»