Портрет Александры Николаевны Гончаровой (1811–1891). 1843
Александра Николаевна Гончарова (1811–1891) — средняя дочь Гончаровых, сестра жены Пушкина — Натальи и Екатерины (1809–1843), фрейлина (с 1839), жена (с 1852) барона Г. Фризенгофа, чиновника австрийского посольства.
Александра или, как её называли в семье, Александрина, была внешне очень похожа на Наталью, только той небольшое косоглазие придавало неповторимый шарм, а у неё оно бросалось в глаза, совсем не украшая лицо. «Люди, видевшие обеих сестёр рядом, находили, что именно это предательское сходство служило в явный ущерб Александре Николаевне», — отмечала А. П. Арапова. «Они красивы, его невестки, — писала сестра поэта Ольга Павлищева о сёстрах Гончаровых, — но они ничто в сравнении с Натали». Зато Александра Николаевна была самая подвижная, весёлая, музыкальная и озорная из сестёр. Она очень любила верховую езду и абсолютно непринуждённо чувствовала себя в мужском обществе.
Ещё до выхода своей сестры Натальи замуж за Пушкина Александрина знала наизусть многие его стихотворения и была в него заочно влюблена. После свадьбы Наталья Николаевна решила забрать сестёр к себе, чтобы вывести их в общество и «устроить судьбу». Пушкин к этому отнёсся скептически: «Моё мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети — покамест малы… А то хлопот не наберёшься, и семейственного спокойства не будет», — писал он жене 4 июля 1834 года. Однако противиться решению жены поэт не стал и не мешал переселению её сестёр в свой дом. Александра вместе со своей старшей сестрой Екатериной с большим удовольствием переехала к Пушкиным в Петербург.
Поэту, постоянно испытывавшему финансовые проблемы, Александрина отдала для заложения своё столовое серебро и брегет. Вещи эти так и не были выкуплены и пропали. Правда, после смерти Александра Сергеевича опекой ей был уплачен долг в размере 2500 руб.
Пушкин очень сдружился с Александриной. Только ей в семье он показал второе письмо барону Геккерну, вызвавшее затем кровавую развязку, но предотвратить дуэль она оказалась не способна, так как дала поэту слово молчать об этом и, к сожалению, его сдержала. Александрина принимала деятельное участие в хозяйственных и материальных делах семьи Пушкина, заботилась о его детях. Характер у неё был очень непростой и неуравновешенный. Иногда безудержно весёлая, ироничная, язвительная Александрина замыкалась в себе и могла упорно молчать целыми днями и неделями.
В 1831 году в Александрину был влюблён знакомый Пушкина А. Ю. Поливанов, даже пытался свататься к ней, но безуспешно. В 1835–1836 годах ею увлёкся Аркадий Россет. Но, видимо, до него дошли слухи о сожительстве поэта с Александриной, и свадьба расстроилась. О том, что такая связь имела место на самом деле, говорили и писали Идалия Полетика, В. Ф. Вяземская, А. П. Арапова и П. В. Нащокин.
Вот приведённое С. Н. Карамзиной описание вечера в доме у её сводной сестры Екатерины Николаевны за два дня до дуэли (24 января 1937 года): "В воскресенье у Катрин было большое собрание без танцев: Пушкины, Геккерны [Дантес и Екатерина Николаевна], которые продолжают разыгрывать свою сентиментальную комедию к удовольствию общества. Пушкин скрежещет зубами и принимает своё всегдашнее выражение тигра, Натали опускает глаза и краснеет под жарким и долгим взглядом своего зятя [Дантеса] — это начинает становиться чем-то бОльшим обыкновенной безнравственности; Катрин [Карамзина] направляет на них обоих свой ревнивый лорнет, а чтобы ни одной из них не оставаться без своей роли в драме, Александрина по всем правилам кокетничает с Пушкиным, который серьёзно в неё влюблён и если ревнует свою жену из принципа, то свояченицу — по чувству. В общем, всё странно..."
Известна история о нательной цепочке с крестиком Александры Николаевны, в поисках которой она перевернула весь дом, а нашёл её дядька поэта Никита Козлов в простынях дивана Пушкина и затем передал ему. В последние минуты жизни поэт достал этот крестик и попросил В. Ф. Вяземскую вернуть его без свидетелей Александрине, что было выполнено уже после его смерти. При этом Вяземская заметила, как свояченица поэта густо покраснела и стушевалась. После смерти самой Александры Николаевны среди её вещей нашли эту цепочку, но без крестика. Очень вероятно, что по её просьбе он был захоронен вместе с ней.
Кстати, до сих пор пушкинисты недоумевают, почему, несмотря на настойчивые просьбы Александрины встретиться с умирающим Пушкиным, тот, поочередно простившись со всеми присутствующими в его доме друзьями, а затем с членами своей семьи, не захотел её видеть. Но она всё равно нашла способ оказаться в комнате умирающего поэта, приведя туда его детей для последнего прощания.
Если верить сведениям Араповой, то Наталья Николаевна в 1852 году обсуждала с сестрой Екатериной, как лучше поставить в известность жениха Александрины барона Фризенгофа об имевшей ранее место любовной связи сестры с её мужем: «Перед свадьбой Александрины сестрицы долго совещались, как ловчее сообщить жениху, что невеста не девица, и что её любовником был Пушкин». Свои сложные отношения с Александрой Гончаровой Пушкин, по-видимому, отразил в стихотворении «Странник» (1835). На рукописи этого стихотворения Пушкин дважды нарисовал профиль Александры Николаевны.
«В ряду женских образов пушкинской биографии, — писал пушкинист Л. Гроссман, — Александра Николаевна Гончарова заслуживает, быть может, самого почтительного упоминания. Её любовь к поэту была по-настоящему жизненной и действенной. Она не ждала от любимого человека мадригалов или посвящений, но старалась всячески облегчить ему жизнь».
После смерти Пушкина она продолжала жить с сестрой Натальей, помогая ей растить детей. Евпраксия Вревская писала в письме Алексею Вульфу 2 сентября 1837 года: «Сергей Львович [отец Пушкина], быв у невестки [Натальи Николаевны], нашёл, что сестра её [Александра] более огорчена потерею её мужа». Остаётся, правда, непонятным её поведение, когда она, в отличие от других ближайших знакомых поэта, возненавидевших его убийц, продолжала доброжелательно общаться с Дантесом.
В 1852 году Александра Николаевна вышла замуж за чиновника австрийского посольства барона Густава Фризенгофа (1807–1889) и уехала с ним за границу. В гостях у неё в Венгрии бывали Наталья, братья, Арапова, Дантес, его жена и дети. Дети А. С. Пушкина, воспитанные при участии Александры Николаевны, поддерживали родственные отношения с Дантесом и его семьей: Александр и Григорий Пушкины ездили к «дяде Жоржу» в Сультец; Мария и Наталья постоянно переписывались с эльзасскими кузинами. В доме Александрины Арапова познакомилась с дочерью Дантеса графиней де Вандаль и т. д. И что уже совсем непонятно: в замке Фризенгоф (до 1940 года) висел портрет Дантеса, но не было ни одного портрета Пушкина.
Источник:
https://vk.com/wall-88922270_15106
Портрет Марии Ивановны Гончаровой. 1851 год.
Бумага, акварель. 34,8 х 26,8 см
Всероссийский музей А.С. Пушкина. Санкт-Петербург
Мария Ивановна Гончарова, урождённая княжна Мещерская (1815–1859), дочь князя Ивана Сергеевича Мещерского (1775–1851) и его второй жены Софии Сергеевны, урожд. Всеволожской (1775–1848). Была «очень красива и соединяла блестящие дарования и остроумие с подкупающей добротой и необыкновенной пылкостью и отзывчивостью сердца» (кн. А. В. Мещерский). В 1836 году В. Н. Карамзин, сын историка, писал брату: «Ах! Если б ты, дорогой Андрей, получил моё последнее письмо, ты бы знал, что во время пребывания в Лотошине я безумно влюбился в Мари Мещерскую. Правда, редко можно видеть, чтоб в одном существе соединялось вместе столько красоты, грации, ума, своеобразия и сердечности». Первая жена Ивана Николаевича Гончарова (1810–1881), генерал-майора, брата Н. Н. Пушкиной (Ланской). К ней адресовано проникновенное письмо кн. Е. Н. Мещерской (её золовки) о дуэли и смерти А. С. Пушкина. С годами супруги всё труднее находили общий язык и Н. Н. Пушкина писала о них: «Он и его жена – оба превосходные люди, каждый имеет большие достоинства и самые лучшие намерения, но, увы, Ване надо было бы другую жену, а ей другого мужа. Это две половинки яблока, которые не подходят друг другу».
Дети: Мария, в замужестве Шебеко (1839–1935); Владимир (1847–1880); Александр (1844–1906); София (1850- ?).
Дочь фаворитки императора Александра I, тётя публициста князя В.П.Мещерского, 4-юродная сестра директора Эрмитажа и директора императорских театров И.А.Всеволожского. Её муж: шурин поэта А.С.Пушкина, 4-юродный брат министра внутренних дел А.Г.Булыгина, 3-юродный племянник поэта А.С.Хомякова, праправнук гетмана П.Д.Дорошенко, 2-юродный дед художницы Н.С.Гончаровой, 5-юродный брат поэта М.Ю.Лермонтова и писателя Н.В.Гоголя
Источник:
https://vk.com/wall-52196838_18649
Портрет Марии Сергеевны Олениной (1810-1899). 1836 год.
Бристольский картон, акварель, белила, карандаш, лак.
Государственный музей А.С.Пушкина. Москва
Мария Сергеевна Оленина, урождённая Львова (1810-1899), дочь С.Д.Львова и Т.П.Полторацкой. В январе 1831 года вышла замуж за полковника Петра Алексеевича Оленина (1794-1868), старшего брата А.А.Олениной.
Портрет Анны Александровны Олениной (1807-1888). 1839 год.
Бумага, акварель. 24,4 х 20 см.
Государственный Музей А.С.Пушкина. Москва.
Анна Алексеевна Оленина (1807-1888) - Дочь президента Петербургской Академии художеств А. Н. Оленина. Возлюбленная Пушкина в 1828-1829 годах. Адресат его стихотворений «Её глаза», «Пустое Вы сердечным ты…», «Не пой красавица при мне», многих строф «Онегина». Музыкант и певица. Автор неизданных до сих пор дневников и мемуаров о Пушкине. Супруга президента Варшавы Ф. А. Андро. Покровительствовала молодым талантам Польши.
Портрет девушки Любови Александровны Мусиной-Пушкиной (1833-1917), урождённая Кушелева-Безбородко. 1852 год.
Бумага, акварель, белила. 25,1 х 20,7 см.
Рыбинский музей-заповедник.
Любовь Александровна Мусина-Пушкина (1833-1917), урождённая графиня Кушелева-Безбородко, дочь государственного контролёра, камергера, действительного тайного советника графа (1816) Александра Григорьевича Кушелева-Безбородко (1800–1855) и Александры Николаевны, урождённой княжны Репниной (1805–1836). Статс-дама. Замужем за гофмаршалом, вице-президентом Придворной конторы, петербургским уездным предводителем дворянства графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным (1825–1879).
Любовь Александровна Мусина-Пушкина внучатая племянница декабриста князя С.Г.Волконского, праправнучка генерал-фельдмаршала князя Н.В.Репнина, 4-юродная племянница писателя графа Л.Н.Толстого. Её муж: внук обер-прокурора Синода графа А.И.Мусина-Пушкина (открывателя "Слова о полку Игореве"), племянник декабриста графа В.А.Мусина-Пушкина
Портрет графини Эмилии Мусиной-Пушкиной. 1830-е годы.
Среди обожателей Эмилии Карловны мы находим имена Александра Сергеевича Пушкина, Александра Ивановича Тургенева , князя Петра Андреевича Вяземского и позднее — Михаила Юрьевича Лермонтова. Последний, видимо, увлёкся белокурой красавицей и «следовал за нею всюду, как тень» (В. Соллогуб), но взаимности не имел. Поэт посвятил ей в 1839 году мадригал:
****
Графиня Эмилия –
Белее, чем лилия,
Стройнее её талии
На свете не встретится.
И небо Италии
В глазах её светится.
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.
Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810—1846). 1840 год .
Бумага, акварель. 23,5 х 18,8 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Эмилия Карловна Мусина-Пушкина, урождённая Шернваль (1810-1846), почти девочкой влюбилась в ссыльного декабриста В.А. Мусина-Пушкина, содержавшегося в Выборгской крепости, комендантом которой был её отец. Она вышла замуж за «государственного преступника» и совершенно неожиданно для себя стала женой графа, наследника древнего богатого аристократического рода: родня Владимира Алексеевича всё же сумела добиться для него прощения.
Графиня Э.К. Мусина-Пушкина была одной из красивейших женщин петербургского света. Когда она и её сестра Аврора появились в Петербурге, их стали называть «финляндскими звёздами»; «все светила побледнели перед ними», как писал о них современник. А.О. Смирнова рассказывала об Эмилии, что «в Петербурге произвели фурор её белокурые волосы, её синие глаза и чёрные брови».
Среди её многочисленных поклонников оказался и Лермонтов. Поэт восхищался красотой Эмилии Карловны, посещал её дом. В.А. Соллогуб свидетельствовал, что «в то время (1838-1839) он страстно был влюблён в графиню Мусину-Пушкину и следовал за нею всюду, как тень». Рядом с нею И.С. Тургенев впервые увидел Лермонтова: «Он поместился на низком табурете перед диваном, на котором, одетая в чёрное платье, сидела одна из тогдашних столичных красавиц — белокурая графиня М.-П. - рано погибшее, действительно прелестное создание. На Лермонтове был мундир лейб-гвардии Гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню».
Об отношении Мусиной-Пушкиной к Лермонтову красноречиво говорит шуточный экспромт, посвящённый ей поэтом.
Эмилия Карловна умерла во время эпидемии тифа, когда лечила в деревне своих крестьян, посещала больных и заразилась сама.
Автор: научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Т.Н. Кольян.
Графиня Эмилия —
Белее чем лилия,
Стройней её талии
На свете не встретится.
И небо Италии
В глазах её светится,
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.
М.Ю. Лермонтов. «Э.К. Мусиной-Пушкиной», 1839 г.
Источник:
https://vk.com/wall330400480_4752
Портрет графини Эмилии Карловны Мусиной-Пушкиной (1810-1846). 1845 год.
Бумага, акварель.
Эмилия Карловна родилась 29 января 1810 года в семье выборгского губернатора, шведа, состоявшего на русской службе, Карла Иоганна Шернваль (1764—1815) и Евы Густавы фон Виллебранд (1784—1844). В 1815 году Карл Шернваль заболевает и умирает, а его 32-летняя вдова в 1816 году выходит замуж за видного выборгского сенатора и юриста Карла Йохана фон Валлен.
Светское общество в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) было сравнительно небольшое, и появление в нём красивых сестёр Шернваль фон Валлен Авроры и Эмилии не могло не остаться незамеченным. Ни один бал не проходил без них. У двух юных красавиц было много поклонников. Но в отличии от роковой Авроры, Эмилия с выбором мужа определилась сразу — в шестнадцать лет она отдала своё сердце декабристу графу Владимиру Алексеевичу Мусину-Пушкину (1798—1854). О внешности Эмилии сам Владимир писал родным:
« …Она не очень красива, но её лицо так интересно и живо, что заслоняет признанную красоту её сестры».
Родители Эмилии не возражали против брака. Но, чтобы жениться офицеру, графу, да ещё ссыльному, было необходимо получить согласие матери, разрешение командира полка, генерал-губернатора и императора. Казалось, преодолеть все эти барьеры не представлялось возможным. Весь 1827 год тянулась эта борьба. Мать Владимира, графиня Е. А. Мусина-Пушкина, никак не могла примириться с тем, что сын женится на шведке.
По хлопотам родственников Владимира переводят в более отдалённую крепость, чтобы удалить от Эмилии. Генерал-губернатор А. А. Закревский, имеющий свои счёты с отчимом Эмилии, действует заодно с семьёй Мусиных и обещает Владимиру всякие милости и награды, если он откажется от невесты.
Однако Владимир был непреклонен, он был согласен провести всю жизнь ссыльным в глуши, но только с Эмилией. Доведённый до отчаяния, Владимир заболел. 19 декабря 1827 года его мать писала:
« …Ты разрываешь моё сердце… »...и даёт согласие на этот брак. Начались хлопоты, приготовления, подарки, будущая свекровь посылает Эмилии жемчужное ожерелье, шаль за 3000 рублей и золотой, с мощами, крест.
Свадьба состоялась 4 мая 1828 года, никто из Мусиных-Пушкиных на ней не присутствовал.
Прослужив четыре года в провинции, Владимир Мусин-Пушкин в чине капитана был уволен в отставку. В 1831 году после отставки у графа взяли подписку об обязательстве жить в Москве и не выезжать за границу. Ему разрешалось посещать только свою подмосковную усадьбу Валуево.
Однако вскоре графа освободили от надзора. В ноябре 1831 года Эмилия вместе с мужем переезжает в Петербург.
Судьба Эмилии Карловны была незавидной — Владимир пристрастился к азартным играм и однажды проиграл крупную сумму. Экономические трудности семьи росли, затраты намного превышали доходы. Денег не хватало, их поступало на счёт недостаточно даже от больших имений. Долговая ноша Владимира Мусина-Пушкина росла и к 1856 году составила около 700 000 рублей.
Эмилия становится экономной и мечтает прожить весь 1845 год в Борисоглебе. Письмо Авроры сестре Алине проясняет обстоятельства:
Эмилия решила остаться на пять лет в имении и за этот период поправить свои финансовые дела, так как в настоящее время средства не позволяют им оставаться даже на зиму в Петербурге.
И вдобавок к этому, Эмилия никогда и ничего не делала без энтузиазма. Она наслаждалась работой, за которую бралась, и говорила, что счастлива, когда может украсить жизнь полезным трудом и добрым делом.
В имении, где длительное время отсутствовал хозяин, было много беспорядка. Эмилия занималась садоводством, подыскивала в окрестности умельцев рукоделия, устраивала их на работу и выделяла им помещение. Через знакомых она узнавала о новых модах, принимала заказы на изготовление вещей. Эмилия старалась облегчить жизнь своих крестьян. Её больницы, школа для крестьян и хорошие условия для обучения молодёжи свидетельствовали о её стремлении к улучшению положения крестьян. От крестьян Эмилия получила имя «Борисоглебский ангел».
Эмилия умела уменьшить жизненную достоверность своим весёлым, очаровательным характером, похожим на искры шампанского.
17 ноября 1846 года 36-летняя Эмилия умерла от тифа. Все знавшие её были безутешны. А. О. Смирнова-Россет писала:
«Она была очень умна и не притворно добра, как Аврора. В деревне она ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла.»
После смерти Эмилии Аврора писала:
«Даже страшно подумать, что наша Эмилия могла умереть в такой молодости, такой любящей и нужной для всей семьи, какой она была… Она управляла всей землей в имении, придумывала и создавала облегчения крестьянам, делилась правдой, защищала бедных и угнетённых…».
Позднее В. Соллогуб напишет в своих воспоминаниях:
«Графиня Мусина-Пушкина умерла молодой — точно старость не посмела коснуться её лучезарной красоты».
Похоронена в семейном склепе в Борисоглебе, сегодня её могила находится на дне Рыбинского водохранилища.
...После смерти Эмилии Владимир полностью ушёл в себя, запершись в Борисоглебском. Жизнь потеряла смысл. Он вышел в отставку и в одиночестве растил четверых детей. Аврора, вышедшая к тому времени замуж за А.Н.Карамзина, помогала ему, как и чем могла. Прожил он после смерти Эмилии менее восьми лет. В 1854 году умирает его юная дочь Александра. И после этого, 21 августа 1854 года Владимир умирает в Москве в возрасте 56-и лет от сердечного приступа.
У супругов Мусиных-Пушкиных было четыре сына и две дочери, два сына умерли во младенчестве:
Алексей (1829—1831)
Алексей (1831—1889), мологский уездный предводитель дворянства. Был женат на Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной (1845—1923), которая вскоре после свадьбы покинула мужа и вышла в 1873 году замуж за князя Б. А. Куракина, а несчастный Алексей Владимирович сошёл с ума.
Владимир (1832—1865), его дочь Александра (1863—1913) была первой женой графа А. Ф. Гейдена.
Александра (1835—1854)
Мария (фин., 1840—1870), после смерти матери воспитывалась у тётки, А. Карамзиной, и в 1858 году была ею официально удочерена. В 1860 году вышла замуж за графа Константина Линдера (1836—1908), статс-секретаря министра Финляндии.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусина-Пушкина,_Эмилия_Карловна
Портрет графа Алексея Владимировича Мусина-Пушкина в детстве.
1846 г.
Картон на картоне, акварель, белила, лак. 19,4x15,8 см (овал)
Государственный Русский музей
Алексей Владимирович Мусин-Пушкин (1834-1889) - мологский уездный предводитель дворянства. Сын капитана Измайловского полка, декабриста, надворного советника графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина (1798–1854) и Эмилии Карловны, урождённой Шернвалль фон Валлен (1810–1846). Женат на Екатерине Алексеевне, урожд. Мусиной-Пушкиной (1845–1923), которая вскоре «покинула своего мужа и впоследствии вышла за князя Бориса Куракина, а несчастный её муж граф Алексей Владимирович Мусин-Пушкин сошёл с ума» (гр. С. Д. Шереметев).
Внук обер-прокурора Синода, коллекционера графа А.И.Мусина-Пушкина, 2-юродный племянник декабриста М.М.Нарышкина, 3-юродный брат художника князя Г.Г.Гагарина, 2-юродный и 5-юродный дядя своей жены. Его жена: сноха и внучатая племянница декабриста графа В.А.Мусина-Пушкина, правнучка обер-прокурора Синода и коллекционера графа А.И.Мусина-Пушкина, 3-юродная сестра скульптора Паоло Трубецкого и философов князей Е.Н.и С.Н.Трубецких, 2-юродная и 5-юродная племянница своего мужа, 3-юродная племянница княгини Е.П.Трубецкой, во 2-ом браке графини де Морни (фаворитки императора Николая I)
Можно ещё добавить, что он двоюродный дед графини Марии Гейден, супруги графа Арвида Цёге фон Мантойфель, который ревнуя к жене, застрелил в 1908 г. на дуэли князя Николая Юсупова, старшего брата знаменитого Феликса. Не убей Арвид Мантейфель Николая Юсупова, именно он, а не Феликс был бы наследником знаменитого рода. Возможно тогда и Феликс не был бы столь заметен и не женился бы на племяннице императора. Возможно и Распутина бы он не убил. Кто знает теперь?
Источник:
https://vk.com/wall-52196838_18428
Портрет графини Софьи Андреевны Шуваловой (1829-1912), в замужестве Бобринской. 1855.
Графиня Софья Андреевна Шувалова (в замужестве Бобринская) (1829—1912) — праправнучка Петра Ивановича Шувалова (1711—1762) и правнучка Андрея Петровича Шувалова (1744—1789), виднейших деятелей елизаветинской и екатерининской эпох, первых владельцев Ижевского и Воткинского железоделательных заводов (соответственно в 1759—1762 и 1762—1763 гг.).
Её родители — Андрей Петрович (1802—1873) действительный статский советник, дипломат, вице-президент Придворной конторы — управляющий «Собственным Его Императорского Величества дворцом в Петербурге, загородными дачами и дворцами Государыни Императрицы», член Государственного Совета) и Тёкла (Фёкла) Игнатьевна (1802—1873), урождённая Валентинович, в первом браке Зубова) — жили в царствование императоров Александра I, Николая I и Александра II. Супруги были петербургскими знакомыми Александра Сергеевича Пушкина.
А. С. Пушкин был знаком и с будущим мужем Софьи Андреевны Шуваловой — графом Александром Алексеевичем Бобринским (1823—1903), равно как и с другими членами большого семейного клана Бобринских.
Среди представителей графских родов Шуваловых и Бобринских было немало высокопоставленных военных — участников таких войн, как Семилетняя (1756—1763), Отечественная (1812), Крымская (1853—1856), Русско-турецкая (1877—1878), Первая мировая (1914—1918). Шуваловы и Бобринские были также крупными землевладельцами, состояли в свите российских императоров и императриц, исполняли дипломатическую миссию в Европе и Азии, возглавляли министерства и департаменты, достойно проявили себя на гуманитарном поприще (история, археология, генеалогия, юриспруденция, поэзия, переводческая деятельность, коллекционирование и др.).
Портрет графини Анны Владимировны Бобринской (1769-1846). 1837 год.
Бумага, акварель. 31,5х25,2 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Графиня Анна Владимировна Бобринская (урождённая баронесса Унгерн-Штернберг, 20 января 1769 — 9 марта 1846) — жена Алексея Бобринского, внебрачного сына Екатерины II.
Портрет Александра Мордвинова (1799-1858). 1846
Граф АлексАндр НиколАевич МордвИнов (24 февраля 1799, Николаев — 13 декабря 1858, Одесса) — русский живописец и акварелист, сын военно-морского деятеля графа Н. С. Мордвинова; ученик М. Н. Воробьёва, автор натюрмортов и пейзажей. Камергер и коллежский советник, почётный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1837 г.), владелец приморской мызы Мордвиново.
Портрет графа Александра Николаевича Мордвинова (1799-1858). 1846
Граф АлексАндр НиколАевич МордвИнов (24 февраля 1799, Николаев — 13 декабря 1858, Одесса) —
Русский живописец и акварелист, сын военно-морского деятеля графа Н. С. Мордвинова; ученик М. Н. Воробьёва, автор натюрмортов и пейзажей. Камергер и коллежский советник, почётный вольный общник Императорской Академии художеств; владелец приморской мызы Мордвиново.
Не только в русской литературе, но и в русской живописи были свои графы. По традиции дворянских детей в начале XIX века не было принято обучать в специальных художественных учебных заведениях. Возможно, именно поэтому сын известного российского государственного деятеля, адмирала Н.С. Мордвинова Александр Николаевич Мордвинов (будущий граф) не получил систематического живописного образования. Просто во время поездки в Италию (1832—1833) молодой Мордвинов стал выполнять наброски с натуры, которые по возвращении в Петербург воплотил в картины. А далее — известная ситуация. Линии и краски приковывают способного к рисованию человека. Граф А.Н. Мордвинов увлёкся живописью всерьёз и до конца дней своих. Он пользуется советами и уроками известных художников, много работает. Его виды городов, в которых он побывал, свидетельствуют о высоком исполнительском мастерстве. Во многих своих пейзажах, написанных в соответствии с требованиями классицизма, художник вносит и элементы собственного видения исполнения картин. Так, розовый туман над вторым планом величественного собора как бы намечает отход от чисто академических требований.
Известен А.Н. Мордвинов и тем, что рисовал натюрморты — обманки, редкий в XIX веке вид живописного творчества, когда художник в соответствии с мифом Древней Греции пытается своим достоверным изображением предметов ввести в заблуждение неискушенных зрителей.
Что ж, граф А.Н. Мордвинов, как и наш другой великий граф в литературе, доказывают, что в искусстве важно не происхождение, а талант, работоспособность, удача.
Источник:
https://vk.com/wall-39764942_366
Портрет митрополита Филарета (1782-1867). 1854 год.
Картон, акварель, белила. 35,5 х 27,3 см (в свету)
Государственный Исторический музей. Москва.
Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) – епископ Православной Российской Церкви, митрополит Московский и Коломенский, политический деятель, учёный, богослов, сыгравший ключевую роль в становлении русской духовной школы, инициатор первого перевода Священного писания на русский язык.
Женский портрет. 1855 год.
Бумага, акварель. 22 х 18,3 см (овал).
Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых.
Портрет графини Ольги Эсперовны Шуваловой,
урождённой Белосельской-Белозельской (1838-1869). 1868 год.
Акварель.
Ольга Эсперовна Шувалова (1838-1869) - Фрейлина императорского двора; жена варшавского губернатора графа П. А. Шувалова. Вместе со старшей сестрой княгиней Е. Э. Трубецкой была наследницей мясниковских миллионов.
Портрет неизвестной из великокняжеской семьи. 1848 год.
Портрет Надежды Андреевны Дуровой (1783-1866). 1837 год.
Бумага, карандаш, гуашь, белила.
НадЕжда АндрЕевна ДУрова (известна также под именем АлексАндра АндрЕевича АлексАндрова; 17 (28) сентября 1783 — 21 марта (2 апреля) 1866) — русская кавалеристка, офицер Русской императорской армии, участница Отечественной войны 1812 года (известна как кавалерист-девица); писательница. В литературе и СМИ её часто называют первой русской женщиной-офицером, что в целом не соответствует истине
Дама в багряном. 1848 год.
Частное собрание
В.И.Гау. Портрет графини Прасковьи Сергеевны Уваровой (1840-1924)
Графиня Прасковья Сергеевна Уварова (урождённая княжна ЩербАтова; 28 марта (9 апреля) 1840, Москва ― 30 июня 1924, Добрна, Королевство Югославия) ― русский учёный, историк и археолог из рода Щербатовых; придворная статс-дама (с 1912). Жена археолога Алексея Сергеевича Уварова (1824—1884).
Портрет неизвестной дамы в голубом платье и с красной шалью.(А.К.Карамзиной?). 1847 год.
Бумага на картоне, акварель, белила, карандаш, лак. 26 x 21 см.
Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера». Архангельск
Портрет девушки у фортепиано. 1846 год.
Портрет неизвестной в бордовой накидке. 1838 год.
Портрет дамы в голубом платье. 1847 год.
Женский портрет. 1840 год.
Бумага, акварель, белила. 20 х 16 см.
Дальневосточный художественный музей. Хабаровск.
Портрет молодой женщины. 1849 год.
Портрет молодой девушки. 1837 год.
Портрет детей из великокняжеской семьи. 1850-е годы.
Акварель.
Детский портрет. 1842 год.
Детский портрет. 1846 год.
Портрет мальчика в красной рубашке. 1830 год.
Портрет сидящего мальчика, 1840 год
Иосиф Карлович Ламберт (1809-1879) - Генерал от кавалерии Русской императорской армии, управляющий делами Императорской Главной квартиры и Собственного Е. И. В. конвоя. Брат Карла Ламберта.
Портрет княгини Александры Сергеевны Урусовой (1814-1865), урождённой Уваровой. 1839 год.
Картон, акварель, свинцовые белила, графитный карандаш, лак.
26,8 х 21,5 см.
Государственный Исторический музей. Москва.
Александра Сергеевна Урусова (1814-1865) – княгиня, дочь графа Сергея Семёновича Уварова (1786-1855), президента Академии наук и министра народного просвещения. Её мать – Екатерина Алексеевна Разумовская (1781-1849), дочь графа Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822). Брат – Алексей Сергеевич Уваров – археолог, один из основателей Российского исторического музея. Муж – князь Павел Александрович Урусов, генерал от инфантерии.
Портрет Прасковьи Арсеньевны Бартеневой на фоне Кремля. 1841 год.
Картон, акварель, свинцовые белила, графитный карандаш.
25 х 20 см.
Дар П. И. Щукина в 1905 году, ранее - музей Российских древностей П. И. Щукина.
Государственный Исторический музей. Москва.
Прасковья Арсеньевна Бартенева (1811-1872 годы) — салонная певица (сопрано). Родилась в обедневшей дворянской семье. Получив разностороннее музыкальное образование, с 1824 года начала выступать на светских балах и вскоре стала широко известна в Петербурге и Москве (с 1835 года была произведена в камер-фрейлины и придворные певицы). Обладала редким по красоте и силе голосом "металлического" тембра и обширного диапазона. Репертуар включал романсы русских композиторов, русские народные песни, а также арии из опер итальянских композиторов. В 1830 году исполнила романс "Соловей" А. Алябьева в концерте на московском балу в честь известной певицы Г. Зонтаг. Современники называли Бартеневу "русская Зонтаг".
Красота и проникновенность пения Бартеневой вызывали восхищение слушателей, что нашло отражение в творчестве её современников — поэтов и композиторов. Она была знакома с Александром Пушкиным (с 1832 года). В 1830 году Михаил Лермонтов посвятил певице новогодний мадригал:
Скажи мне, где переняла
Ты обольстительные звуки,
И как соединить могла
Отзывы радости и муки?..
Премудрой мыслию вникал
Я в песни ада, в песни рая,
Но что ж! — нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я.
В 1838 году Бартенева участвовала вместе с Лермонтовым в репетициях спектаклей в доме Карамзиных в Петербурге. По мнению Э. Найдича, исследователя творчества Лермонтова, Бартенева была адресатом и других его стихотворений: "Как небеса, твой взор блистает" (1837 год), "Она поёт, и звуки тают" (1838 год), "Слышу ли голос твой" (1840 год), "Есть речи — значенье" ("Волшебные звуки", 1841 год). Посвящённые певице поэтические строки есть в творчестве В. Жуковского, П. Вяземского, И. Мятлева, Н. Павлова, Е. Ростопчиной, В. Сологуба. Под впечатлением от искусства Бартеневой написал стихотворение "Русская певица" И. Козлов (1836 год).
... Но томное любви роптанье
Уже не слышно; голос твой
Пылает, льёт очарованье
Напевом радости живой...
Он дивной, зыбкою стрелою
Летит сквозь радужный эфир,
Небесною блестит красою.
В нём жизнь сердец —
в нём — целый мир.
Источник:
https://alesha.bbok.ru/viewtopic.php?id=340&p=2
