Марфа Афанасьевна Венецианова, урождённая Азарьева, происходила из обедневшего дворянского рода. Она вышла замуж за художника Венецианова в 1815 году, став ему верной спутницей. Именно она поддержала желание мужа поселиться в деревне и заниматься живописью.
Супруги оставили столицу и отправились жить в деревню Сафонково Тверской губернии, где художник, спустя годы, написал жену в жанре парадного портрета, но в праздничном наряде крестьянок этой губернии. По великолепию и художественному вкусу костюм ничуть не уступает роскошному светскому платью.
«Портрет М.А. Венециановой в русском наряде»
На Марфе Афанасьевне голубой сарафан с округлым неглубоким вырезом, сшитый из шелковистой ткани с ромбовидными узорами, украшенный золототканым позументом, белая узорчатая рубаха с широкими рукавами.
«Ржевская ряска» изготавливалась из волжского речного жемчуга редкого цвета и, прежде всего, использовалась в качестве женского оберега.
Её голову украшает типичный праздничный головной убор Тверской губернии в форме «каблучка», который носили и крестьянки, и купчихи. Это так называемая «ржевская ряска», которая представляет собой неповторимый, более нигде не встречающийся предмет редкой красоты.
Широкая поднизь из крупного речного жемчуга низко спускается на лоб, поверх «каблучка» наброшена полупрозрачная длинная накидка, прошитая по краю тесьмой из серебряных и золотых нитей. Считалось, что такое обрамление успешно скрадывает возраст, отвлекая внимание от немолодого лица.
Ожерелье из нескольких ниток жемчуга и жемчужные грушевидные серьги дополняют богатый наряд. Хотя, конечно, великолепие народного костюма не скрывает болезненности постаревшего лица женщины.
Семейное счастье
Алексей Гаврилович служил в Петербурге чиновником и при этом учился мастерству живописи. В 1811 году он — ученик Боровиковского — стал кандидатом в академики живописи и в том же году получил желаемое звание.
А 1815-м, как говорилось выше, женился на Марфе Азарьевой. Сначала молодожёны жили в Петербурге, где художник работал в земельном ведомстве, а через три года семья приобрела имение Сафонково в Вышневолоцком уезде, что на северо-западе Тверской губернии, и переехала туда на постоянное место жительства. Искусствоведы утверждают: подлинный расцвет творческого дарования Венецианова приходится именно на этот период.
Дом Алексея Венецианова в Сафонково
Вершиной зрелого творчества художника стали его картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето», написанные в тверской глубинке. Но всё не так красиво, как кажется на первый взгляд.
Судя по всему, отношения супругов были, скажем так, своеобразными.
Верная спутница художника
Писательница Мария Каменская, которая прекрасно знала чету Венециановых, в своих мемуарах «Знакомые. Воспоминания былого» (1861), описала её под именем семьи Щепотковых.
«Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой» вторая половина
Русский музей
В этом произведении Марфа Афанасьевна предстаёт женщиной доброй, мягкой и очень болезненной. Из-за мигреней она целые дни проводила в постели. Справедливости ради следует сказать, брак был заключён по любви. Но с годами чувства угасли… Трудно сказать, что стало тому причиной. Возможно, здоровье супруги.
Алексей Гаврилович, например, иногда будил Марфу Афанасьевну, осыпая свежесрезанными розами. Звучит поэтично, хотя в реальности, если верить Каменской, это выглядело так: на лицо измученной, заснувшей на рассвете женщины вдруг падало что-то мокрое и колючее. «Вскочит она, бедная, в испуге (…), вся переколется, перемочится росой и еле-еле дух переведёт».
«Натурки»
Несложно представить эту пару. Энергичный, всё успевающий, темпераментный, с примесью южных кровей супруг и тихая, измученная болезнями жена, не выходящая из покоев.
Гадание на картах. Русский музей
Нет, Венецианов относился к ней не зло. Просто, похоже, со временем Марфа Афанасьевна отошла для него на второй план. Как все творческие люди, Венецианов жил своим делом, своими страстями.
Купальщицы. 1829. Русский музей
Для позирования отбирал «натурок» из крестьянских девушек. В итоге у него образовался целый «гарем». Эти самые «натурки» заняли лучшие комнаты в барском доме, сильно потеснив хозяйку. Ночами живописец пировал с ними, весёлые крики и дерзкие выходки изводили Марфу Афанасьевну, но верная спутница всё терпеливо сносила.
Кстати, если посмотреть портреты жены, написанные в то время Венециановым, то перед нами предстаёт милая, угасающая женщина.
Мудрая женщина
Марфа Афанасьевна была мудрой женщиной. Она, понимая насколько талантлив её муж, старалась создать все необходимые условия для комфортной жизни на селе.
Кроме того, Марфа Афанасьевна ввела его в круг своих знатных родственников, которые регулярно заказывали у художника картины, устраивали выставки, снабжали Венецианова лучшими красками и холстами. Словом, она ежедневно делала незаметную работу, чтобы, не отвлекаясь на мелочи, художник имел возможность творить, создавая свои шедевры…
Туалет Дианы.Третьяковская галерея
Сегодня уже никто не скажет, ревновала ли она его открыто к «натуркам», но то, что сцен не устраивала, совершенно очевидно. Молчала и тихо угасала в задних комнатах.
Причащение умирающей. Третьяковская галерея
После смерти супруги, а случилось это в 1831 году, художник остаётся один с двум маленькими дочерьми — Александрой и Фелицатой.
Жизнь после Марфы
Вскоре у него появилась другая женщина. В 1840-е годы в доме воцарилась дворовая Елена Никитина.
Мы не знаем как она выглядела, однако можно предположить, что именно её изобразил мастер на нескольких картинах 1840 годов «Крестьянка Тверской губернии», «Туалет Дианы», «Спящая девушка».
Спящая девушка. Нижегородский государственный художественный музей
Впервые этот тип лица угадывается в «Крестьянке с васильками» (1830), хотя изображена там девчушка-полуребёнок, застенчивая, милая. Но теперь она выросла…
Крепостная прочно обосновалась в доме художника и крепкой рукой взялась за хозяйство, третируя дворню. О прежней хозяйке крепостные вспоминали с добротой, а эту невзлюбили.
Крестьянка с васильками. Третьяковская галерея
В итоге в 1843 году приказчик Ларион Дмитриев решился на отчаянный шаг — написал жалобу тверскому губернатору. Он обвинял Никитину в том, что она состоит в недозволенной связи с барином. Как и следовало ожидать, для жалобщика история закончилась плачевно.
Губернатор отреагировал письмом на имя уездного предводителя дворянства, в котором были и такие слова: «При сём прошу не оставить и обратить внимание на поведение г. Венецианова относительно дворовой женщины Никитиной».
Крестьянка Тверской губернии. Русский музей
Дмитриева арестовали, заключили в острог, осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего», приговорив к наказанию плетьми, после чего возвратили обратно «в вотчину», другими словами — Венецианову. Последний избавился от бывшего приказчика радикальным способом — отдал в солдаты.
Проводы рекрута. Павловск (музей-заповедник)
Скорее всего, в глазах деревни Елена была просто выскочкой. Однако из-за неё вся дворня люто возненавидела барина…
Дочери
В собрании Третьяковской галереи хранится прелестный портрет старшей дочери в детском возрасте кисти Венецианова, написанный не позже 1826 года.
Венецианов А. .Портрет дочери Александры Венециановой
Третьяковская галерея
Александра училась живописи, исполняла портреты, жанровые картины, натюрморты. Именно для неё отец открыл рисовальную школу в деревне, где занимались мальчики и только одна девочка — его Сашенька.
Дочери художника, Алексей Венецианов
Русский музей
«Её искусство, очень искреннее, несёт на себе печать наивности, свойственной так называемым домашним живописцам», — писали о ней критики.
Кроме того, она стала автором воспоминаний «Записки об отце». После смерти отца Александра осталась почти без средств к существованию, вынуждена была продать имение Сафонково и до самой смерти вела переписку о помещении её в Смольный дом призрения.
Работы Александры Венециановой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее.
Венецианова Александра Алексеевна Почтовая станция
Тверская областная картинная галерея

Венецианова Александра Алексеевна. Старик крестьянин
Третьяковская галерея
А вот Фелицата завещала часть своего состояния на учреждение в Академии художеств стипендии имени отца, а его «Автопортрет» — в Русский музей.
Автопортрет. 1811. Третьяковская галерея
.

Странная гибель
4 декабря 1847 года Венецианов решил выехать в Тверь: несколько месяцев назад он получил крупный заказ на роспись домовой церкви дворянского пансиона для бедных детей-дворян в Твери.
Ранним утром по приказанию Венецианова кучер Григорий Лаврентьев запряг тройку лошадей в сани с кибиткою, погрузил вещи. С собой рядом он посадил второго кучера Агапа Богданова - старшего брата Марии Богдановой.
В материалах Уголовного дела указано, что первую остановку тройка с санями сделали через пять верст - у деревни Токариха. Записано об этом со слов обоих кучеров: "Как лошади шли смирно, то Венецианов приказал отпустить Богданова, который и слез с беседки, а они отправились в дальний путь".
Вторая остановка, по словам кучера Григория, произошла на горке у въезда с северной стороны в Поддубье, где художник, как писала Александра Венецианова в своих "Воспоминаниях", якобы приказал кучеру остановить и перепрячь лошадей. "Потом он закурил сигару, и они опять пустились в дорогу".
Это подробность могла быть рассказана лишь единственным свидетелем - кучером Григорием. Возможно, подельники решились на заранее обдуманное убийство. Для девушек, позировавших для картин Венецианову в деревне был позор несмываемый. Вот родственники и решили отомстить.
Как писал историк Борис Виноградов, крестьяне в имении Милюковых рассказывали, что в снегу возле того места, где в тройке Венецианова якобы перезапрягли лошадей, они нашли тряпку, смазанную медвежьим жиром. Известно, что от медвежьего запаха может взбеситься любая даже самая смирная лошадь. Но вряд ли кучер каждый день носил с собой баночку с медвежьими жиром - на "всякий случай". Значит, убийство было спланировано.
Можно предположить, что дальнейшие события могли развиваться так: Агап Богданов отправился домой, обеспечивая себе алиби - в момент смерти барина соседи видели его дома. Лаврентьев же быстро отвез труп к имению Милюковы
Когда тройка подъехала к самому спуску на Поддубье, Лаврентьев намотал вожжи на руку уже мертвого художника, вложил в рукавицу дымящуюся сигару, а затем ткнул тряпку с медвежьм жиром в морды лошадям. Тут главное было не только увернуться от взбесившихся коней, но и ловко опрокинуть сани.
Место трагедии было выбрано грамотно: обезумевших лошадей, тащивших перевернутые сани и безжизненное тело художника, видели крестьяне в усадьбе, выступившие потом свидетелями в пользу Лаврентьева и подтвердившие несчастный случай.
Следствие по делу о гибели 67-летнего помещика Алексея Гавриловича Венецианова шло более полугода.
Наконец в августе 1848 года в Тверской губернской палате постановили: "Уголовная палата слушала дело об убитом лошадьми помещике Венецианове. Приказала: случай смерти вышневолоцкого помещика, происшедшей от ушибов сбесившимися лошадьми, предать суду и воле Божьей".
Немало этому поспособствовали и дочери покойного Алексея Венецианова, решив, что публичное расследование убийства может подорвать достойную репутацию отца. С крепостных Агапа Богданова и Григория Лаврентьева все подозрения были сняты. Дело вроде бы обычное на Руси - тройка понесла-с.