
7 сентября 1894 года в Казани родилась Елена Дьяконова,
которую мир знает под именем Гала Дали.

Порт-Льигат - это место, которое давало Сальвадору Дали силы
и питало жизненной энергией. Куда бы он ни ездил, будучи уже
известным, публичным, медийным, скандальным, c первыми
настоящими солнечными днями он каждый год возвращался в
Порт-Льигат и уезжал с наступлением осенних холодов.

Дали прожил в Порт-Льигате больше 50 лет и оставлял его
надолго лишь однажды - во время Второй мировой войны.
На целых 8 лет, которые провел в Америке.
В 1930, когда Сальвадор Дали и Гала в самом начале отношений
купили здесь дом. Это был даже не дом. Рыбацкая хижина 4 на 4
метра, в которой до сих пор даже не жили, а сушили сети, и
пристроенный сарайчик, в котором разместятся
потом кухня и туалет.

Через 2 года они купят хижину по соседству, еще через три
- построят на их месте высокий дом. Строительство здесь
никогда не заканчивалось: друг за другом появлялись
библиотека, просторная мастерская, овальная зала,
столовая, бассейн и вымощенная дорога.
«Порт-Льигат для меня - символ аскетизма и уединения. Именно
здесь я научился обходиться малым, направлять и оттачивать
свою мысль, чтобы она стала разящей, как меч», - писал Дали.
«Мадонна Порт-Льигата» - одна из самых скандальных картин
Сальвадора Дали, где художник фантастически причудливым
образом синтезировал мистицизм и христианские
мотивы в единое целое.

Первый вариант «Мадонны Порт-Льигата» он пишет сразу же по
возвращении из Америки, через год еще один (он справа). Пакует
его - и отправляется к Папе Римскому с этим даром в надежде
получить разрешение на венчание с Галой (они уже были женаты,
но венчание было все еще невозможно из-за того, что первый
муж Галы жил и здравствовал).

Своей работой Дали видимо хотел убедить почитателей своего
таланта и критиков в своем искреннем возвращении к вере.
Что совсем не убедило последних, которые и придумали
название новому стилю художника - «ядерный мистицизм»,
то есть - далек от веры.

Но тут произошло нечто неожиданное: римский папа Пий XII в
1949 году благословил это полотно, и в знак уважения Дали
преподнес ему в дар свое творение. По-видимому, этот шаг был
связан с кризисом церковной власти в послевоенное время, и
для того чтобы показать, что католицизм - открытая
и прогрессивная религия.
Папу римского не ввел в смущение даже тот факт, что облик
Богоматери был написан с Галы Дали, вся жизнь которой
состояла из множества скандальных историй и мистификаций.

По возвращении из Америки Дали одержим двумя новыми
страстями - католицизмом и физикой. Квантовая физика,
расщепление атома, антиматерия - он не просто прочитал
в популярном журнале о новых научных открытиях, он
методично и глубоко разбирается в них на протяжении
многих лет. Эти открытия, как ни странно, не противоречат
его мистицизму, а наоборот, питают и расширяют его границы.

Биограф Дали Мишель Нюридсани утверждает, что художник
даже бросил пить, чтобы сохранять остроту ума, не давать
разуму расслабиться ни на минуту. И будучи в состоянии
постоянного умственного возбуждения, осилить и переварить
мощь, объем новых знаний. Ощутить мир разобранным на
частицы и усилием воображения собрать его в зримые
образы. И «Мадонна» становится одной из картин, которые
открывают этот «атомный период».

Новейшие научные открытия позволяют Дали технически
вернуться к классической живописи: писать Мадонну в
традиционной позе и наделять ее чертами Галы, вернуть
объектам узнаваемость и даже реалистичность, применить
классическую треугольную композицию.
Тщательно прописать драпировку на юбке Мадонны, а потом
проделать убаюкивающую дыру с космическим пейзажем в
ее груди, заставить волны биться о ее ребра. И подвесить
все это в воздухе, выключить гравитацию и заставить
ничто ни с чем не соприкасаться.
Музыка: Дидюля - Испанская
Сальвадор Дали - Галатея со сферами. 1952 год
 | 
|
|
|