
Печальная новость пришла утром 6 июля из Рима:
после полученной при падении в собственном доме травмы
на 92-м году жизни скончался Эннио Морриконе. Казалось,
он был с нами рядом всегда - и всегда будет. Теперь нам
останется лишь его музыка. Вспомним одного из самых
известных широкой публике «серьезных» композиторов ХХ
столетия, оставившего свой неизгладимый след в кинематографе.

Его музыка давно уже существует отдельно от фильмов, к
которым она была написана, а общее количество проданных
записей перевалило за 70 миллионов - редкое достижение
даже для поп-певцов, не говоря уж о кинокомпозиторах.
К его жизни, долгой, размеренной и до самых последних
дней заполненной работой, так и напрашивается какой-нибудь
штамп в духе «музыка стала его судьбой», «человек
искусства», «не от мира сего».

В общем и целом, они действительно будут верны: Морриконе
начал сочинять музыку в возрасте шести лет - и не переставал
более никогда. Он закончил три курса (композиция, аранжировка
и труба) в престижнейшей академии «Санта-Чечилия» - став,
таким образом, почти универсалом в избранной им области.

Ему принадлежит, кажется, абсолютный рекорд, согласно
авторитетному киносайту IMDb. Музыка Морриконе звучит
в 522 фильмах и телесериалах. Притом, что сам Морриконе
честно признавался, что лишь 5% его работы - это то, что
он действительно считает серьезным. Остальные 95
- музыка для публики.

Впрочем, именно «ремесленные» творения уже более
полувека очаровывают и привлекают публику по всему
миру - собственно, самые знаменитые из них давно
отделились от кинематографического контекста.

Дело, наверное, в том, что Морриконе почти всегда писал
музыку до завершения съемок - и уже режиссерам
приходилось подлаживаться под мелодику и тональность.
«Когда Бетховен создавал свои симфонии, он не адаптировал
их под конкретный зал. Если по каким-то причинам музыка
не подходила, ее просто там не играли - я так же
работаю с кино», - объяснял Морриконе.

Знаменитый режиссер Джузеппе Торнаторе как-то заметил:
«Морриконе - не великий кинокомпозитор. Он просто великий
композитор». С этим, в конечном счете, трудно поспорить.
Впрочем, Морриконе никогда не считал работу в кино чем-то
зазорным или унизительным: это работа, а к работе он привык
с юности, когда играл на трубе в джаз-бандах на
римских танцплощадках.

«Я не хочу сказать, что моя киномузыка бессмысленна
или банальна. Просто она сочиняется для простых
надобностей: кино должно быть понятно аудитории,
которая необязательно понимает сложную музыку», -
говорил маэстро в интервью британской The Guardian.
Но музыку, которую он пишет строго для концертного
исполнения, он сочиняет только для себя: «это высшие
идеалы композиторского искусства», по его
собственному определению.

Искусством этим он владел в полной мере. Собственно,
тривиальная фраза «Музыка стала его судьбой» в отношении
Морриконе верна почти до неприличия - в скандалах замечен
не был, с 1956 года женат на одной и той же женщине по
имени Мария, с которой познакомился еще во время
учебы в «Санта-Чечилии».

При всей своей любви к передовым композиторским
техникам и направлениям, Морриконе был нарочито,
воинствующе старомоден. Он не любил дальних перелетов
- «может, я и соглашусь поехать с концертами в Америку,
но только за очень большие деньги».

В эпоху, когда большинство его коллег (и работающих на
элитарную аудиторию, и кинокомпозиторов) вовсю упрощали
себе задачи, используя компьютерные технологии, он, словно
великие предшественники, пользовался нотной
бумагой и карандашом.

Композитор-электронщик Пол Хартнолл, бравший интервью
у мэтра в конце 1990-х, столкнулся с искренним непониманием
со стороны тогда уже великого и уже старца, предположив,
что тот начинает день, сочиняя мелодии за роялем.
«Я композитор, я пишу ноты на бумаги, а вы делаете как-то
иначе, молодой человек?» - спросил Морриконе. Пристыженный
Хартнолл признался, что не знает нотной грамоты.

И, возможно, именно в этом смысле уход Морриконе - это
и уход одного из последних могикан старой культуры,
требовавшей и от гения «пяти процентов вдохновения и
95 - потения». Эннио Морриконе был одним из последних
героев такой, совсем немассовой культуры - несшим ее
самым простым людям 60 с лишним лет.

«Самое главное - это качество. Я надеюсь, люди запомнят,
что моя музыка обладала качеством. Иногда меня просят
написать что-то простое, так как история фильма простая.
Но я всегда стараюсь создать что-то уникальное».
Эннио Морриконе

Италия всегда будет помнить о вкладе композитора
Эннио Морриконе в развитие культуры. Об этом сообщил
премьер-министр республики Джузеппе Конте на
своей странице в Twitter.
«Мы всегда будем вспоминать с бесконечной
признательностью художественный гений мастера
Энрике Морриконе», - написал Конте. По его словам,
музыка Морриконе заставляла итальянцев мечтать,
испытывать эмоции, волноваться и размышлять.

По словам друга семьи адвоката Джорджо Ассумма,
Морриконе сохранил до последнего момента полную
ясность ума. Композитор попрощался с женой Марией,
«которая с преданностью сопровождала его в личной
и профессиональной жизни и была рядом с ним до
последнего момента, поблагодарил детей и внуков за
любовь и заботу, которые они ему подарили».
Посты, посвященные маэстро, можно
посмотреть (здесь) и (здесь)
 
Lyarder |
|