
Художественный руководитель театра «Современник» Галина
Борисовна Волчек скончалась 26 декабря 2019 года. Родному
театру она отдала почти полвека, возглавив его в непростое
время. Волчек всегда оставалась верна своей профессии, вписав
себя в историю как одного из величайших режиссёров прошлого
века. Сегодня к зданию на Чистых прудах несут цветы,
чтобы почтить её память.

Это очень большая, серьезная и глубокая потеря. Даже если
вы не видели ее спектаклей непосредственно в театре, но
посмотрели их в Интернете, как и ее выступления, то этого
вполне достаточно, чтобы понять, какая огромная брешь в
искусстве образовалась с уходом Галины Волчек. Великие
актеры и режиссеры уходят. Свято место пусто не бывает,
на их место кто-то приходит. Но они другие. Всё другое.
А она, конечно, незаменима...

Безусловно, трагическое известие о смерти актрисы и
выдающегося режиссёра шокировало всю страну, от людей
из мира искусства до простых зрителей. Верите, даже пост в
тот день писать не было сил. Немного написать, не получится,
столь велик её творческий путь. Прошлый год был юбилейный.
Пост «Бог дал мне много счастья и одну любовь на всю
жизнь - театр». Главному режиссеру «Современника» Галине Волчек - 85!, можно вспомнить - (здесь). Поэтому просто собрала альбом
фото (здесь) и сделала ролик памяти...
Самые яркие цитаты и истории
из интервью Галины Борисовны.
1. Помню, как в тринадцать лет родители посадили меня
напротив себя на круглый стульчик от рояля и сказали:
«Выбирай, с кем ты будешь жить. Мы расходимся». И
когда напротив тебя сидят два родных человека, которые
тебя сделали, родили… Я выбрала папу (Борис Волчек -
знаменитый кинорежиссёр, снявший фильмы «Сотрудник ЧК»,
«Командир счастливой „Щуки“», оператора кинофильмов
«Пышка», «Ленин в Октябре») ). Для мамы (мать Вера
Маймина была сценаристом) это не было шоком.

2. До своего первого замужества я жила с папой в доме на
Полянке. Как положено, около каждого подъезда сидели
тетки на лавочках, смотрели, кто с кем и куда пошел,
перетирали это и сплетничали. Однажды к нам приехал
погостить мой двоюродный брат, который был старше меня.
Мы с ним вышли на улицу, погуляли, посидели в
обнимку на скамейке, поболтали.

На следующий день по дому поползли слухи о моем
разнузданном поведении. Мне тогда было лет 15. Ну что
сделает нормальный человек в такой ситуации? Посмеется.
Что делаю я со своим идиотским протестным максимализмом?
Надеваю папин плащ, хотя он мне безумно велик, но в нем
есть прорези в карманах, в которые можно просунуть руки,
покупаю большой арбуз, застегиваю плащ и вот таким
манером, придерживая под плащом арбуз на животе, гордо
прохожу мимо этих теток. Ну точь-в-точь беременная
на последнем месяце…

Галина Волчек. Регана в фильме Григория Козинцева «Король Лир»
3. Кино казалось мне ежедневным, как бы почти бытовым
будничным существованием. Ведь почти напротив нашего дома
был «Мосфильм». Как-то девчонки, подружки, мне кричат:
«Галь, беги скорее, тут тетя Люся Целиковская в гробу лежит!»
Это Эйзенштейн снимал «Ивана Грозного». Я же отвечаю:
«Ни за что, я с дядей Колей Крючковым собираюсь кататься
на танке вокруг студии». Понимаете, в этом мире я жила.

Евгений Евстигнеев и Галина Волчек в спектакле «Голый король», 1960 е гг.
4. Услышав, что я хочу поступать в театральный, отец
отреагировал на это со свойственным ему юмором - тонким,
чуть-чуть грустным: «Ну что ж, реквизит - конверт и поднос
- я куплю тебе сам». В том смысле, что, кроме как «Вам
письмо» или «Кушать подано», мне в профессии ничего
не светит. Не верил он в мои перспективы.

Игорь Кваша, Олег Ефремов и Галина Волчек
5. Окончив школу, я поступила в Школу-студию МХАТ.
Больше всего я тогда боялась, что станут говорить, будто
меня взяли, потому что папа известный оператор и режиссер.
Тогда же было модно без конца обсуждать, у кого родители
артисты. Мне хотелось всего этого избежать. И я сказала
себе: «Раз папа ВОлчек, то я буду ВолчОк!» Со мной учились
Олег Ефремов, Игорь Кваша, они, собственно, и подхватили,
стали называть меня ВолчОк. Сейчас меня так Сережа
Гармаш называет, а из-за него еще полтеатра.

6. Мне не было тридцати, когда я играла старуху в спектакле
«Без креста» по Владимиру Тендрякову. Серьезно готовилась
к роли, как могла одолевала старческую пластику, трясущиеся
руки репетировала днем и ночью. Замечательная артистка
Лена Миллиоти играла мальчика так, что невозможно
было признать в ней женщину.

На спектакль пригласили приехавшего в Москву Питера Брука.
В антракте он разговаривал с Ефремовым и не поверил, что и
бабка, и мальчик - молодые артистки. Сказал: «Дождусь, пока
они снимут грим, и приду в ваш кабинет их потрогать». Так я
впервые встретилась с великим английским режиссером.

Волчица в фильме «Про Красную Шапочку», 1977 год
7. Я себя в кино не видела. Я там не состоялась, потому что
играла монстров. Роли, кроме того, что я играла у Григория
Козинцева, не имели человеческого объема.

8. Помню свой режиссерский дебют - спектакль «Двое на качелях».
Репетируем. И пройдя, по-моему, два акта по пьесе, я выбегаю
на улицу. Это была зима, угол нашего театра на площади
Маяковского. Я выскакиваю в мороз и рыскаю глазами…
Искала я самое нетеатральное лицо. И идет мужик. В авоське
у него… Очень победоносно он ее нес, эту авоську… Апельсины.
Я к нему подлетаю и говорю:«Вы москвич?» Он отвечает:«Нет».
С ужасом на меня смотрит. «Из города Сталино».

Я говорю: «У вас есть полчаса, ну минут 40 самое большее?
Вы сможете зайти со мной вот сюда? Это театр. Вы когда-нибудь
были в театре?» Он говорит: «Нет». Я говорю: «Ну идем». Он:
«Ну ладно». И намертво держит эту свою авоську. В зале уже он
ставит авоську на пол, но ее не отпускает…

Галина Волчек и Валентин Гафт
А потом отпустил в какой-то момент, и стал очень внимательно
следить за всем. В конце я говорю: «Большое спасибо, и что
вы поняли?» Ну он сказал что-то такое, ничего нам не дающее,
и пошел. Так доходит до двери, потом вдруг поворачивается
к нам и говорит: «Нет, но вы мне расскажите, что дальше с ними
будет, я ведь теперь думать буду!» И это была победа.

9. Как-то в доме отдыха Вера Марецкая меня удивленно
спросила: «Неужели ты собираешься заниматься режиссурой?
Будешь всю жизнь ходить в мужском костюме и с портфелем
под мышкой?» Такое уж мнение бытовало о профессии.
Наверное, она и впрямь мужская. Слово «режиссер» не имеет
женского рода. «Летчица» - да, хоть это тоже не очень
женское дело, а «режиссерши» - нет.

10. Я, первый раз попав в Америку, с открытыми глазами
восторгалась ею. Все улыбаются все время. Я стою, жду
машину, проходят старые, молодые люди, и все улыбаются,
и все что-то ласково говорят друг другу и даже мне… На
четвертый день я спросила: «Чего они все улыбаются-то?
Что, никто чашку утром случайно не разбил, что ли? Никто
с мужем не поругался? Чего они все?..»

И я говорю своей переводчице: « Как сказать по-английски,
что у меня муж утонул?» Она сказала, я прихожу в театр, идет
навстречу один, второй, третий артист, все говорят: «Галина,
хеллоу!..» И что я отвечаю, абсолютно неважно, улыбка и
ответ: «Файн! Файн!» Я одной с улыбкой сказала: «У меня
муж утонул!» И она ответила: «Файн!» Я поняла, что бороться
с этим бесполезно и глупо. И поняла, что я в этом
никогда не могла бы жить.

11. Самый лучший предмет для исследования - ты сам.
Свою личную жизнь однажды я сформулировала так: у меня
было два замужества, несколько романов и одно заблуждение,
причем все длилось подолгу. Но и помимо любви, вся моя
жизнь, и сейчас не меньше, чем в юности, тоже своего рода качели.

Галина Волчек с сыном Денисом Евстигнеевым
12. Женя (Евгений Евстигнеев, первый муж) порой хлопотал
над Денисом (общий сын пары) больше, чем я. Ночами подходил
к кроватке и прислушивался к дыханию малыша. Каждый день
приносил ему воздушный шарик: другие игрушки стоили дорого.
Но был мне неверен. Однажды я сказала мужу фразу, которая
поставила точку в нашей семейной жизни: «Если у тебя хватило
мужества предать меня, то почему не хватает в этом признаться?»

13. Чаще всего обижают самые близкие, самые любимые.
Я часто не могу простить осознанного предательства, и от
этого очень страдаю. При этом чувство зависти мне совершенно
не знакомо, а вот - ревности да.

Галина Волчек в фильме «Шли солдаты» 1958
14. Я уже столько видела плохого, что слезы лить не стану,
могу разгневаться, но проживу это в себе. Заплакать могу от
радости. В театре многие ребята, когда видят, что я сердитая,
говорят: «Как ее можно вывести из этого состояния?
Покажи ей маленького ребенка». Это правда.

15. Звездной болезнью болеют все. Правда, в разное время и
в разной форме. Как-то я прочла замечательную фразу:
«Звездная болезнь - это мания величия, только без госпитализации».
Она плохо лечится да еще обладает невероятной заразностью.

16. Совсем не ощущаю себя старой, иначе, наверное, не могла
бы с таким пониманием относиться к молодым, не дружила
бы с ними, не была бы с ними на равных.

17. В отличие от многих своих ровесников я практически никогда
не прибегаю к аргументу «вот в наше время…». Во-первых, любое
время твое, если ты в нем живешь. Во-вторых, баланс хорошего
и плохого в любом из них примерно равен.

18. Если когда-нибудь я встречусь со Всевышним,
скажу ему только одно слово: «спасибо».

Ярким светом своей души режиссер «Современника» зажгла
десятки звезд самых знаменитых актеров и режиссеров. На
сотнях спектаклей, рожденных благодаря Галине Волчек,
поколения зрителей смеялись и плакали. И хотя она честно
называла театр мясорубкой, перемоловшей всю ее жизнь, не
могла прожить без него и нескольких дней.
Сердце болело сразу за все.

«Волчек была нетороплива, много курила, но даже если
чувствовала себя неважно, не пропускала ничего. Как
художественный руководитель «Современника» она могла
бы выбрать себе любую роль (тем более, что актриса
выдающаяся). И она выбрала. Роль самой себя. Это точный
выбор. Кто, кроме неё, много лет мог оставаться
неповторимой Галиной Волчек? Она знает всех, все знают её.

Польский режиссер Анджей Вайда (слева), главный режиссер
театра «Современник» Галина Волчек и актер Олег Табаков. 1973 год
В дни премьер (кто бы спектакль ни поставил) в кабинете
художественного руководителя собирается разнообразное
общество разнообразных персон (и не только из мира искусств),
чтобы засвидетельствовать Волчек свою лояльность театру.
Это паломничество длится много лет. И зрительный зал
«Современника» всегда полон.

Галина Волчек в спектакле «Ревизор»
Спектакли, поставленные самой Галиной Борисовной, вызывают
особый интерес, и имеет этот интерес давнюю историю.
Московский интеллигент не мог считаться полноценным,
если не ходил в «Современник» на Маяковке, который
основал и возглавил Олег Ефремов...

Галина Волчек и Марина Неёлова
... и, среди других шедевров, не видел «Двое на качелях»
с Лилей Толмачевой и Михаилом Козаковым в постановке Волчек.
Или уже на Чистых прудах на её же «Крутой маршрут»
с Мариной Нееловой» (Юрий Рост. «Новая газета»)

История одной фотографии
Когда ушел из жизни Сергей Кушнерев - долголетний и верный
друг театра «Современник», Волчек собрала в фойе своих
молодых актеров и несколько гостей помянуть после спектакля
близкого человека. После поминок в зрительном зале «Другой
сцены» на Чистых прудах Юрий Рост сделал эту фотографию.

Там, за спиной Галины Борисовны Волчек в креслах сидят
люди «Современника» - те, кто его создавал, кто играл на его
сцене, кто был рядом: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев,
Олег Даль, Лилия Толмачева, Игорь Кваша, Михаил Козаков,
Татьяна Лаврова, Юрий Богатырев, Михаил Рощин, Людмила
Иванова, Ирина Метлицкая, Валентин Никулин, Виктор
Сергачев, Александр Володин, Виктор Розов, Петр
Щербаков, Людмила Гурченко.

Прощайте, Галина Борисовна! Возможно, вы последний
человек-эпоха. Дальше люди пошли другого калибра, и
поэтому в эпоху не складываются. Будем же помните слова
Волчек: «У нас у всех есть какие-то маски, но нельзя, чтобы
маска приросла настолько, чтобы забыть, кто ты есть
на самом деле», - как правильно…
 | 
Lyarder |
|