
В последний день 14-го Римского кинофестиваля состоялась
премьера фильма Андрея Кончаловского «Грех» о нескольких
годах жизни великого Микеланджело. В фильме он показан
как раз не великим, а почти безумцем с
бешеным темпераментом.

Он живет по законам своего жестокого века, вынужденный
лавировать между двумя враждующими кланами делла
Ровере и Медичи, получая от обоих деньги, но не выполняя
заказы, потому что берет на себя неподъемные обязательства.

Роль Микеланджело исполнил итальянский
актер Альберто Тестоне.
В фильме его несколько раз называют divino - божественный,
но гениальность Микеланджело раскрывается только в
финале, когда камера с восхищением, медленно и подробно,
рассматривает великие скульптуры. И зрители следят за тем,
как персонажи, которых они видели на экране, превращаются
в божественные образы Спасителя, Девы Марии, Моисея и Давида.
Действие картины начинается в тот период, когда Микеланджело
Буонарроти параллельно работает над двумя проектами -
гробницей папы Римского Юлия и фасадом Базилики Сан
Лоренцо во Флоренции. На него давят его заказчики: с одной
стороны Медичи, с другой - Делла Ровере, и Микеланджело
оказывается втянутым в борьбу между самыми
могущественными семьями Италии.

Микеланджело вынужден лгать и предавать, чтобы сохранить
отношения с двумя влиятельными семьями и выполнить оба
заказа. Переживая, он продолжает грезить идеей создать
что-то настолько прекрасное, что окажется способно
искупить его грехи.

Микеланджело часто одолевают видения, которые
невозможно отличить от реальности. Больше всего он
одержим Данте Алигьери, великим поэтом, которого
безуспешно ищет среди гор Каррары. Все его видения
реальны, как и окружающие его люди.

Микеланджело гоним постоянным страданием, он чувствует,
что его окружают враги и предатели, его тревога растет, и
кажется, что над ним висит проклятие. День, когда он
теряет самых дорогих ему людей, становится для него
тяжким испытанием и расплатой за его грехи.

Всю жизнь Микеланджело искал Бога, но вместо этого лишь
приблизился к Человеку. Он понимает, что его работы, хоть
и посвящены религиозным замыслам, всё же лишены той
сакральности, которая ведёт человека к Богу. Возможно,
это и есть его самый тяжкий грех.

После премьеры Андрей Кончаловский ответил на
несколько вопросов газеты The Art News Paper Russia (здесь),
где рассказал о детстве в семье художника, финансовом
состоянии гения эпохи Возрождения и своих следующих
проектах. Немного о картине и интервью.

«Мой фильм - это не размышление о живописи
Микеланджело. Я вовсе не хотел снимать фильм о его
произведениях. Моей задачей было показать человека
Ренессанса, который был гениальным художником и
вместе с тем обычным человеком со своими
слабостями, страхами и недостатками.

На самом деле я больше заинтересован не талантом
Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его
отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты,
и в то же время кровавой и жестокой»,
- говорит Кончаловский.

Съемки проходили в регионах Тоскана и Лацио, а также
в Риме, где жил и работал художник. В картине также
снимались Орсо Мария Гуэррини, Массимо Де Франкович,
Глен Блэкхолл и Юлия Высоцкая.

Из интервью:
Вопрос. - Но вы, как кажется, очень заземлили Микеланджело,
а ведь он был интеллектуалом, знал поэзию, писал умные
стихи. Это специальное огрубление или вы именно
так видите титана Возрождения?
АК. - Если так вижу, значит, специально. И вам только кажется,
что он заземлен. Он же бесконечно цитирует Данте, ищет его дух.

Вопрос. - Но он же в рубище у вас полкартины ходит.
АК. - Да он в рубище и ходил! Если уж на то пошло, то он
никогда не мылся, спал в сандалиях в одной постели с учениками.
Но дело не в этом. Тогда жизнь была гораздо грубее, чем
показано у нас. И жизнь Микеланджело в частности. Но он же
был человеком, а у каждого человека есть земная сторона.
Были, конечно, совсем неземные люди вроде Блаженного
Августина, но они и считались святыми, были не от мира сего.

А Микеланджело был вполне от сего мира. Мало того, есть
книжка «Богатство Микеланджело». Это очень интересно.
Американский ученый Рэб Хэтфилд потратил годы на то,
чтобы собрать сведения обо всех денежных аферах
Микеланджело: сколько заплатили, сколько потратил.

Вопрос. - Эти финансовые махинации и скупость гения
отражены в фильме, что неожиданно.
АК. - Так вот, когда Микеланджело умер (а жил он очень скромно),
у него под кроватью нашли 80 тыс. флоринов - это 280 кг золота.
Леонардо да Винчи за всю жизнь заработал 9 тыс. флоринов.
Микеланджело был мультимиллиардер, что очень интересно!

Во-первых, это очень земное, во-вторых, это ни в коем случае
не противоречит его гению. Мне нравятся такие черты,
человеческие слабости, и я его люблю за них. Он обкрадывал
богатейших мира сего - и правильно делал, у них
слишком много денег!
Вопрос. - Одна из главных сюжетных линий «Греха» - про
мраморную глыбу, которую каррарские каменотесы под
напряженным вниманием зрителей - сорвется, не сорвется
- спускают с горы. Понятно, что это еще и метафора. А у
вас есть такая мраморная глыба, замысел,
который ждет своего воплощения?
АК. - Да не одна! У меня на очереди четыре-пять проектов,
которые живут годами. Рахманинов живет со мной уже 35 лет.
Я все дописываю и переписываю сценарий. Если я не сниму
фильма о Рахманинове, никто не снимет. Потому что никто
не знает того, что знаю я. О Рахманинове мне
рассказывали люди…
Фильм «Грех» выходит в российский прокат 14 ноября
2019 года. Сценарий: Андрей Кончаловский и Елена
Киселёва. Режиссер: Андрей Кончаловский. Композитор:
Эдуард Артемьев. Производство: Продюсерский центр
Андрея Кончаловского (Россия), Jean Vigo Italia (Италия)
совместно с телеканалом Rai Cinema. При поддержке:
Благотворительный фонд Алишера Усманова
«Искусство, наука и спорт»
Музыка: Эдуард Артемьев - Медитация
Посмотрите и этот пост, где Канчаловский начал
съемки фильма «Грех», - интересно. Спасибо за внимание!
 | 
Lyarder |
|
|
|