
В Московском государственном театре «Ленком» 1 октября
2019 года простились с его художественным руководителем,
режиссером Марком Захаровым. Марк Анатольевич был
неизменным руководителем «Ленкома» с 1973 года.
Думается, правы те, кто считает, что все эти годы, «Ленком»
держал монополию на отечественный Бродвей, не опасаясь
конкурентов: их просто не было. В народе святого Марка
называли ключником: согласно поверью он хранил ключи от
дождей и в засуху именно к нему обращались за помощью.
Начало спектакля «Поминальная молитва» (телеверсия 1993 года)
Марк Захаров был театральным ключником божьей милостью
- у него были ключи от зрительного зала. Он чувствовал зал
и владел им как мало кто. Да, в последние годы это
великолепное умение стало ему изменять. Терял главных
друзей-соавторов, это были кровавые потери: ушел драматург
Григорий Горин, ушел художник Олег Шейнцис.

Уходили один за другим главные актеры: Евгений Леонов,
Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов.
Он не сдавался, искал новые ключи: брался за Сорокина
(«День опричника»), скрещивал Дюрренматта с Ануем
(«Плач палача»),Чехова с Аристофаном («Попрыгунья»).
Не все получалось. Последней его по-настоящему большой
победой стала «Поминальная молитва» с Евгением
Леоновым в главной роли.
Как режиссер-новатор, Марк Захаров всегда славился смелым
подходом к созданию своих спектаклей. Не стала исключением
и постановка «Поминальная молитва», премьера которой
состоялась в 1989 году. Успех спектакля оказался настолько
ошеломительным, что в 1993 году появилась телеверсия
ленкомовского шедевра, которую смогли увидеть
миллионы российских телезрителей.
Творческий союз таких выдающихся личностей, как Григорий
Горин и Марк Захаров был просто обречен на громкий успех.
Пьеса, написанная талантливым российским драматургом по
мотивам произведений Шолом-Алейхема, была настолько
многообещающей, что в успех постановки верили абсолютно
все, кто был причастен к работе над спектаклем.
Разумеется, не только бесподобная игра признанных мэтров
сцены как магнитом притягивала зрителей в театр Ленком.

Любая история, в которой поднимаются темы об обретении
счастье, поиске своего места в жизни и умении несмотря ни
на какие национальные и расовые различия оставаться
настоящим человеком всегда интересна людям.

В центре внимание спектакля «Поминальная молитва» судьбы
нескольких еврейских семей времен царской России. После
известных погромов, прокатившихся по всей стране в 1905-м
году, простые евреи пытаются жить и радоваться жизни
несмотря ни на что. Их ежедневные заботы и мечты, искренние
чаянья и маленькие радости показаны в спектакле
с особой трогательностью и любовь.

Несмотря на различное вероисповедание и менталитет
зрители к удивлению для себя наблюдают сцены из
жизни знакомые многим из нас. И то, что вроде бы
вначале спектакля казалось далеким и неприемлемым
к финалу становится близким и даже родным.

Спектакль очень хорошо был встречен и зрителями, и
критикой. Роль Тевье-молочника называли одной из
лучших театральных ролей Евгения Леонова.

Критика отмечала также Александра Абдулова (Менахем-Мендл)
- выразительный и образный персонаж. Среди других участников
спектакля зрители и критика отмечали: Елену Шанину (Цейтл);
Александру Захарову (Хава); Александра Сирина (Мотл)
и Татьяну Пельтцер (Берта).
Ошеломительный успех спектакля привлекал к нему
внимание далеко за пределами Москвы. Возможность
прикоснуться к постановке получили телезрители
благодаря снятой телеверсии 1993 года.
И сегодня спектакль «Поминальная молитва» ставится на сценах
других театров. Вот этим спектаклем мы и простимся с великим
режиссером - Марком Захаровым... (Полная версия спектакля)
Следует вспомнить, что «Поминальная молитва»,
запланированная к показу 29 января 1994 года не
состоялась - ушёл из жизни Евгений Леонов.

Возвратов по билетам не было - зрители молча
стояли со свечами перед дверями театра.
Спектакль сняли с репертуара.

Трудно сказать, что станет с Ленкомом после смерти Марка
Анатольевича, но хочется надеяться, что традиции режиссера
продолжатся. Поклонники театра в это очень верят!
 | 
|
|
|