
«Два дня у Майи было суровое лицо, боль мучила.
И вдруг напоследок мягко улыбнулась. Я спросил ее:
«Ты меня узнаешь?» - «Я тебя обожаю!» - ответила Маюша.
И улыбнулась так красиво, как умела только она».
Так описывает последние дни великой артистки Майи Плисецкой
самый близкий ей человек Родион Щедрин, с которым
она прожила вместе 57 лет.
«В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке,
на моем премьерном «Левше». Майя на банкете вместе со всеми
сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы
дотянуть этот год - до юбилея.
Потом приехали в Москву, всякие там дела были. В том числе
по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне
на футбол, она очень любила бывать на стадионе.
И вдруг схватило сердце».
2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни
балерина скончалась от обширного инфаркта миокарда.

Смерть Майи Плисецкой, на девяностом году жизни - это
совершенно естественно, но потрясает совместное с
Щедриным завещание - развеять их прах над Россией...
Когда-то Щедрин сказал о Плисецкой, что она не только великая
балерина, сделавшая много для развития балета в ХХ веке, но
она и великая женщина. Можно смело добавить, что Майя
Михайловна и умнейшая женщина, которая знала
наперед и предвидела многое.
Когда обнародовали это завещании, - стало нехорошо.
Что могло бы заставить человека так поступить? Почему?
Причина могла быть только одна. Она не хотела быть
похороненной в России. Но можно ведь было
упокоиться и в Германии или Литве...
 
Но нет же, она не захотела после себя даже могилы оставить,
а чтобы непременно прах был развеян над Россией. Это было
именно ее желание, чтобы всё было так.
Это ее личный приговор России!
Майя Михайловна из очень знаменитой семьи. Если бы ее
деду удалось в 1906 году эмигрировать со всей семьей в США,
то великая балерина родилась бы в США, но выпало - в России.

Какое детство у нее было после убитого в 38-м году
сталинистами отца, да еще и с сидящей в ГУЛАГе матерью?
Единственное, что ей оставалось - это вкалывать как
проклятой, тратя все свое время на хореографию, забыв
обо всем остальном. Иначе бы она о Большом театре могла
только мечтать - дочь врагов народа.

Господь всегда дарует талант человеку, а не стране проживания
таланта. Это то, что принадлежит миру. Многие артисты
задыхались в Союзе, рвались на свободу, любыми путями
пытались остаться на Западе.

У нее тоже была возможность остаться на Западе, но не осталась.
И только при Горбачеве, когда артистам всякими кооперативами
разрешили работать на себя, она работала везде.
 
Была худруком Римского оперного театра и Испанского
национального балета, а после развала Союза получила литовское
гражданство, жила в Германии. Почему уехала? В голодные 90-е
уехали все артисты, кто хотел и имел такую возможность.
Великий артист не может принадлежать одной стране.
Она никогда не теряла связь с Россией, часто приезжала.
Потом поняла к чему дело идет.

Еще в 1966 она с другими деятелями науки, литературы и
искусства подписала письмо Брежневу против реабилитации
Сталина. Как она могла спокойно наблюдать сейчас за тем,
что происходит в России? Как могла принять все это?

Но Россия - это страна, которая сначала все свои таланты
изгоняет, а потом собирает по миру и свозит в Россию их останки.
Страна некрофилов. Здесь самую большую любовь
испытывают ко всему мертвому.

Она прекрасно понимала, что через какое-то время некрофилы
начнут откапывать её могилу и тащить останки в Москву, как
пытались притащить к себе останки генерала Врангеля. Но у
генерала есть потомки и внук генерала очень хорошо и культурно
их послал лесом. Покайтесь сначала, сказал он им, уберите хотя
бы Ленина со Сталиным с Красной площади.
Не понимают. У них теперь так.
Такое впечатление, что люди перестали понимать, где добро,
а где зло. Копаются в личной жизни. Цитируют композитора
Свиридова: «Я, помню, спросил композитора Щедрина, когда
узнал, что он женится на Плисецкой: «Родион, зачем тебе это
нужно?» Он ответил мне: «Я сейчас известный композитор,
а после женитьбы на Плисецкой стану композитором знаменитым».
Чтобы понять такую «шутку юмора» - нужно мозги иметь.
Как еще он мог отшутиться, когда лезли в душу?

Майя была на 7 лет старше Щедрина. Свиридову не могло
придти в голову, что они просто любили друг друга. Зато все
почему-то считали себя вправе давать ему советы. Даже
после стольких лет их совместной жизни имеют наглость
это обсуждать. Потому что в их понимании любит - это когда бьет.
А вот что написал Миша Барышников: «Майя Плисецкая, звезда
и богиня, для всех, кто когда-либо видел ее... Второй день рвет
сердце: мы дружили 20 лет. А каково Родиону Константиновичу
- они с Майей Михайловной вместе прожили 57 лет!
И стали просто единым целым».
У Плисецкой со Щедриным не было детей. Разрешение просить
будет не у кого. Зачем же, чтобы всякие на твоей могиле потом
что-то рисовали или писали гадости? Можно понять, что было
на душе у Майи Михайловны, когда она видела по телевизору
Киселева с его «радиоактивным пеплом». Возможно, именно
тогда ей и захотелось засыпать Россию пеплом всех безвинно
убиенных этой бесчеловечной системой.
Если бы собрать весь пепел убитых в стране, то в России
можно было бы этим пеплом засыпать всех с ног до головы.
Но что она могла? Что могла, то и сделала.
Вкус такой жертвенности, ее горечь и стиль неведомы
нынешнему населению. Это поступок, который в России
поймут только последующие поколения. Когда научатся
ценить человечество больше империи.
Из книги Майи Плисецкой:
«Плисецкий стиль», могу сказать, пошел по миру. Со сцены,
с экрана телевизора нет-нет да и увижу свое преломленное
отражение - поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова,
брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз.
Я радуюсь этому. Я грущу».
Источник: из статьи «Завещание Майи Плисецкой» (здесь) + дополнения
Музыка: Морис Равель «Болеро»
 | 
|
|
|
|