
Марлен Мартынович Хуциев - известный кинорежиссер,
сценарист, актер и педагог, Народный артист СССР ушел
из жизни 19 марта 2019 года в возрасте 93 лет.

Хуциев - автор и режиссер фильмов: «Градостроители»,
«Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Застава Ильича»,
«Июльский дождь», «Был месяц май», «Алый парус Парижа»,
«Послесловие». Он также снял документальные фильмы
«И все-таки я верю» и «Люди 1941 года».

Марлен Хуциев - ключевая фигура кинематографа. Это художник
с невероятно созерцательным характером, ярко выраженной
художественностью в кино, повышенной внимательностью
к духовной жизни героев.

Смерть Марлена Хуциева - действительно трагедия. Да, ему
было 93 года, его здоровье было исключительно хрупким.
Живым классиком, писавшим историю отечественного - да
и мирового - кино, он стал уже полвека назад.

Но человеком из прошлого Хуциев не был никогда. И более
того: главным содержанием его картин было мучительное
переживание сегодняшнего дня, отраженного в дне вчерашнем.

Что говорить, каждая новая картина Хуциева становилась
заметным событием не только кинематографической, но часто
и общественной жизни. Марлен Хуциев - общепризнанный
классик советского кино. Его кинокартины неоднократно
представляли советский кинематограф за рубежом и
отмечены призами на различных кинофестивалях.

Но, главное, его фильмы очень нравятся зрителю:
за любовь, искреннюю доброту и внимание мастера Хуциева
к человеку, за желание режиссера всегда отстаивать высокие
нравственные принципы.

Снимая вместе с Феликсом Миронером свой дебютный фильм
«Весна на Заречной улице», Хуциев переосмыслял само
представление о школе и учении. Учительница была уравнена
в правах с учеником, истины не знал ни один из них, - и
потому они искали ее в любви.

После успеха «Весны...» Хуциев уже самостоятельно снимает
мелодраму «Два Федора» с Василием Шукшиным в роли фронтовика,
который после возвращения с войны усыновил беспризорника.

А в начале 60-х он делает программную киноповесть
«Застава Ильича». Картина была вдохновлена XX съездом
КПСС и развенчанием культа Сталина, она стала одним из
символов «оттепели» и одной из немногих работ сценариста
Геннадия Шпаликова. Но работу Хуциева ждала трудная судьба.

Этот фильм по задумке режиссера должен был стать гимном
оттепели - с поэтами-шестидесятниками, вечеринками
«золотой молодежи». Но Марлену Хуциеву позавидовал
классик советского кино и написал донос...

В результате из фильма пришлось выкинуть вечер в
Политехническом музее, вечеринку с участием Андрея
Тарковского. Полную версию зрители увидели
только 20 лет спустя...
Откровенная интонация фильма «Застава Ильича», его воздушный,
поэтически-сновидческий стиль, сочетание переплетающихся
сюжетов и документальной съемки: концерт в Политехе, на котором
звучат голоса Рождественского и Ахмадулиной, Окуджавы и Слуцкого,
Евтушенко и Вознесенского, - чуть ли не главный документ «оттепели»,
прямой разговор о растерянном поколении нежданной свободы...
Все это было чуть ли не шокирующим. Для цензуры, увы, тоже.

Фильм Хуциева «Июльский дождь», вышедший двумя годами
позже в искусственно ограниченный прокат, был своеобразным
«сиквелом». В нем растерянные тридцатилетние пытались поймать
улетучившийся воздух свободы и не могли - за летом
наступала осень, за любовью - расставание.

Марлен Хуциев на съемках фильма «Июльский дождь»
Два эти фильма, ненарочная дилогия, и определили 1960-е
отечественного кино - больше, чем любые другие картины.

В последующие десятилетия Хуциев работал труднее и реже.
У него вышло всего несколько фильмов, у каждого случилась
непростая и интересная судьба: «Был месяц май» (1970),
«Послесловие» (1983), «Бесконечность» (1991). В новом
веке началась история «Невечерней».

Марлен Хуциев в последние годы - фигура тихая, чуть ли не
теневая; меж тем, он - тот праведник, без которого не стоит
село, то бишь, российское кино.

Сын коммуниста, расстрелянного в 1937 году, чье имя
сложено из фрагментов «Маркса» и «Ленина», Хуциев выработал
язык «оттепели». Сформулировал ее, по меньшей мере, в кино.
Стал ее крестным отцом.

Марлен Хуциев в фильме «Гори, гори, моя звезда»
Он был глашатаем свободы, опьянение которой в 1950-х
накрыло волной всю страну, но, парадоксальным образом,
никогда не повышал голоса, никого не учил, не назидал,
не наставлял. Его интонация была неуверенной, вопрошающей.

В конфликте отцов и детей он всегда был на стороне детей - не
только тогда, когда совпадал с ними по возрасту. Но и отцов ни за
что не осуждал: они отслужили свою вахту. Этот отход от
гуманистического догматизма советского кино
был настоящей революцией.

Уникальность и значение самой фигуры Марлена Мартыновича
Хуциева проявляются, по сути, до сих пор, ибо потребность в
воздухе свободы становится острее и острее. Так что, самое
время вернуться к его классическим картинам и пересмотреть их...

Пожалуй, самым камерным фильмом Марлена Хуциева, стала
картина «Послесловие» (1983). Актеров всего двое - Андрей Мягков
и Ростислав Плятт. Сорокалетний ученый, заканчивающий
диссертацию, и приехавший к нему 70-лений тесть - два
поколения. Два взгляда на жизнь.

Рассудочность, подчеркнутая невозмутимость, холодноватая
вежливость - одного, и активная, жизнерадостная восторженность
- другого. Как обычно у Хуциева, конфликт между героями дается
больше намеком, подтекстом.
Люблю этот фильм, поэтому и выбрала его,
как дань памяти великому режиссеру.
Эта лента стала фактически бенефисом двух актеров.
Ростислав Плятт сыграл предпоследнюю роль в кино, а Андрей
Мягков предстает здесь в совершенно неожиданном амплуа для
тех зрителей, которые знают его только по комедиям.

Это фильм, сделанный на двоих больших артистов, актеры,
сыгравшие эпизодические роли даже не указаны в титрах.

Работе над этой картиной предшествовали 12 лет молчания,
в течение которых Хуциев готовил, так и не поставленный,
фильм о Пушкине. Кстати, с этой идеей - снять о Пушкине - он
поступал во ВГИК. В «Послесловии» он будто подвел
какой-то свой итог.

Но после этого режиссер снял еще одну художественную
картину - «Бесконечность» (1991) и в последние годы работал
над так и не оконченным фильмом «Невечерняя». Говорят,
режиссер все-таки успел закончить свой прощальный фильм.
В 2019 году запланирован выход его новой картины «Невечерняя».
| 
Lyarder |
|
|
|