
Музей искусств Кливленда (штат Огайо, США) выложил в открытый
доступ высококачественные изображения примерно 30 тысяч
произведений из своей постоянной коллекции. Это означает, что
любой желающий может загружать, делиться, воспроизводить или
преобразовывать их для научных, коммерческих и некоммерческих целей
Каждое изображение дополнено обширными метаданными,
включая выставочную историю и провенанс, номера в каталогах,
библиографию, авторские тексты и так далее.

Онлайн-поиск на официальном сайте учреждения доступен
по этой ссылке. Посетители могут выбрать, загрузить изображение в формате jpg, tiff или только метаданные в текстовом формате.

Также музей предоставляет публике более подробную информацию
о более чем 61 тысяче работ из своей коллекции. Сюда входят как
экспонаты с пометкой «общественное достояние», так и те, что
подпадают под законы о защите авторских прав. Это даст
возможность поклонникам искусства, учёным, студентам
и энтузиастам глубже погрузиться в коллекцию.

Винсент ван Гог, «Большие платаны
(Дорожные рабочие в Сен-Реми)» (1889)
В подборке (ниже) несколько выдающихся шедевров из коллекции
Музея искусств Кливленда, которые теперь можно подробно
рассматривать, изучать, копировать, переделывать и использовать
в коммерческих целях. Небольшие пояснительные тексты делают
просмотр экспонатов весьма интересным.

Святое семейство с младенцем Крестителем и
святой Маргаритой. Филиппино Липпи. 1490-е
Утонченная композиция Липпи изящно перекрывает пять фигур в круглом формате. Оливьеро Караффа, кардинал Неаполя, заказал эту работу, хотя Липпи, вероятно, нарисовал ее в Риме, работая для семьи кардинала. Эта картина - пример широко распространенного вкуса во всей Италии.

Джованни ди Паоло. Пределла панно из алтаря.
Святая Екатерина Сиенская. 1460 (общая)
Святая Екатерина (1347-1380) была дочерью зажиточного сиенского суконщика. В возрасте шести лет она увидела видение Христа и затем посвятила себя целомудрию, покаянию и добрым делам. Она стала очень любимой в Сиене за самоотверженную заботу о жертвах черной смерти. Эти панели когда-то были частью пределлы (или пьедестала) большого алтаря госпитальной Церкви Сиены. Главная сцена этого алтаря, показывающего появление Христа в храме (ныне сохранившемся в Сиене), была заказана гильдией Мясников свинины (The Pizzicaiuoli) в 1447 году.

Джованни ди Паоло. Святая Екатерина Сиенская и нищий. 1460
Пределла была добавлена позже, когда Екатерина была канонизирована
в 1461 году. В первой панели она становится на колени перед алтарем и тянется вверх, чтобы выбрать из монашеских одежд, предлагаемых святыми Домиником, Августином и Франциском - основателями религиозных орденов. На второй панели справа изображена Святая Екатерина, подающая плащ нищему. Нищий был действительно переодетым Христом, а слева он возвращает ей плащ. До этого акта милосердия плащ постоянно защищал своего владельца от холода

Портрет мисс Доры Уилер. Уильям Меррит Чейз. 1883
Дора Уилер стала первой студенткой Чейза, когда он вернулся из-за
рубежа и создал учебную студию в Нью-Йорке. В то время лишь немногие американские художники принимали женщин в качестве частных учеников. После курса обучения Уилер присоединилась к своей матери в создании успешной фирмы по декорированию, одного из первых предприятий в стране, полностью управляемых женщинами. Портрет Чейза был награжден золотой медалью на международном опросе современного искусства в Мюнхене в 1883 году, а позже в том же году был также показан в Париже. В какой-то момент картина была приобретена натурщицей, которая впоследствии передала ее в дар музею.

Распятие Святого Андрея. Микеланджело
Меризи де Караваджо. 1607
Попытки Святого Андрея ввести христианство в Греции в первом веке
нашей эры были встречены с враждебностью со стороны местных властей. Его приговорили к смерти на кресте, потому что он отказался признать языческих богов. В течение двух дней Андрей проповедовал из своей мученической станции все более сочувствующей толпе. Поддавшись публичному требованию, потенциальные палачи Эндрю пытались развязать его, но их руки были таинственно парализованы. Таким образом, желание Андрея к мученичеству исполнилось, и он умер, окутанный божественным светом. Смелые контрасты света и темноты указывают на присутствие Бога. Шедевр Барочной живописи, распятие Караваджо Святого Андрея - единственный алтарь художника в Америке.

Портрет Изабеллы Брант. Питер Пауль Рубенс. 1625
Изабелла Брант была первой женой Рубенса. Он рисовал ее много раз
разными способами, прежде чем она умерла в возрасте 35 лет. Она
является моделью для нимфы в другой работе Рубенса.

Питер Пауль Рубенс. Диана и нимфы отправляются на охоту. 1615
Нимфа справа имеет черты жены художника Изабеллы Брант,
и ее можно сравнить с портретом Рубенса. Портрет, написанный
не менее чем за пять лет до ее смерти, предполагает тесную связь
между художником и натурщицей через теплую палитру,
сочные мазки кисти и ее живое выражение.

Амур и Психея. Жак-Луи Давид. 1817
Дэвид использовал историю Амура и Психеи, чтобы исследовать конфликт между идеализированной любовью и физической реальностью. Психея была столь хороша, что люди почитали ее, как саму Венеру, забросив старые святилища богини. Тогда богиня посылает своего сына Амура призывая сделать так, чтобы Психея влюбилась в самого ничтожного из людей и всю жизнь была бы с ним несчастна. Амур полетел выполнять приказание матери, но все вышло не так, как хотела Венера. Увидев Психею, Амур был поражен ее красотой, и прекрасная девушка, о том не подозревая, уязвила любовью самого бога любви. Амур решил, что красавица должна стать его женой, и принялся отваживать от нее всех женихов. Амур обычно изображался как идеальный подросток, но здесь Дэвид представляет его как неугомонного подростка. Дэвид черпал вдохновение в нескольких древних текстах, в том числе в недавно опубликованной греческой поэме Мосха, которая описывает Амура как подлого мальчишку с темной кожей, сверкающими глазами и вьющимися волосами.

Месье Буало в кафе. Анри де Тулуз-Лотрек. 1893
Натурщик, возможно, некий мистер Буало, должно быть, был другом Лотрека. Художник даже сделал ему посвятительную надпись на самой картине в верхнем левом углу. Французский мастер написал типичного персонажа вольной атмосферы французской столицы. Самодовольный, упитанный, возможно, занимающийся коммерцией и имеющий неплохой доход, месье Буало пришел развлечься и получить удовольствие. Он не стесняется бокала абсента на первом плане, а также разбросанных пластинок домино, герой открыто ведет диалог со зрителем, смотря ему в глаза. Этот первая картина художника, вошедшая в американскую музейную коллекцию.

Натараджа, Шива как Повелитель танца, Южная
Индия, Тамилнад, период Чола
Одна из самых знаменитых скульптурных форм в истории Индийского искусства, эта элегантная и динамичная фигура воплощает некоторые из самых фундаментальных принципов индуизма. Согласно индуистской мысли, время циклическое; мир создается, поддерживается, сохраняется в течение времени, затем разрушается, только чтобы быть вновь создано бесконечное число раз. Кольцо огня и язык пламени, который Шива держит в левой руке, относятся к разрушению, а барабан в его поднятой правой руке относится к неустанному удару времени, поскольку оно неизбежно движется вперед. С каждым шагом в своем танце Шива приземляется на карликовую фигуру, олицетворяющую невежество.

Часы королевы Изабеллы католической, королевы Испании.
Мастер первого Молитвенника Максимилиана (Фламандский, 1444-1519)
Первоначальным владельцем этой изысканной книги часов была
Королева Испании Изабелла, которая спонсировала исследовательское путешествие Христофора Колумба в Америку. В конце концов эта книга нашла свой путь к Новому миру и была приобретена Кливлендским художественным музеем в 1963 году.

Продавщица яблок. Пьер-Огюст Ренуар. 1890
На этой картине изображена молодая деревенская девушка, предлагающая яблоки жене Ренуара, Алине. Мальчик в соломенной шляпе может быть племянником художника - Эдмон, но молодая девушка с лентой в волосах не была идентифицирована. Прыгающая собака обеспечивает акцент на юмор и движение в безмятежной сцене. Картина, вероятно, была завершена в Эссойе, на востоке Франции.

«Франсуа Трончин». Жан-Этьен Лиотар. 1757
Эта великолепная пастель изображает Франсуа Трончина, видного деятеля в его родной Женеве и страстного покровителя искусств. На столе книги, математические инструменты и документы, которые показывают его вкус к архитектуре и музыке. Леди Рембрандта в постели, около 1645-1646 гг. (Шотландская Национальная Галерея), наиболее ценная картина в коллекции Трончина, покоится на мольберте. Лиотар считал портрет Трончина одним из лучших своих произведений. Действительно, тщательно напудренный парик, прозрачные кружевные манжеты, свидетельствует о непревзойденном мастерстве пастельщика.

Пасхальное Яйцо Императорского Красного Креста.
Фирма Петера Карла Фаберже. 1915
Золото, серебро, эмаль, стекло, слоновая кость. Это яйцо было
конфисковано большевиками во время русской революции.

Рене Лалик. Ваза лягушки и лилии. Франция 20 век
Эта ваза является ранним примером экспериментирования французского дизайнера Рене Лалика со стеклом, которым он станет известен. Здесь, художник совмещает прикладное искусство и отлитые в форму методы glasswork. Колодки лилий украшают поверхность этой вазы с зелеными лягушками на вершине.

Таким образом Музей искусств Кливленда присоединился к плеяде
мировых художественных учреждений, поддерживающих инициативу
некоммерческой организации Creative Commons по увеличению
количества произведений, разрешённых для легального свободного
использования. В числе таких институтов - Рейксмузеум в Амстердаме,
Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Смитсоновский музей дизайна
в Вашингтоне, Государственный музей искусств в Копенгагене
и ряд других крупных галерей.

Винсент ван Гог, «Спальня в Арле (второй вариант)».
1889. Институт искусств в Чикаго.
В октябре 2018 года неограниченный доступ к 44 тысячам изображений
из своего цифрового архива предоставил Институт искусств в Чикаго.
Об этом можно почитать на сайте artchive.ru - здесь

По данным Метрополитен-музея, открывшего коллекцию в феврале
2017-го, уже через полгода количество загрузок изображений с сайта
увеличилось на 64%, а на 17% - общий трафик в онлайн-коллекцию.
Пользователи, загрузившие фотографии, проводили на сайте
в пять раз больше времени, чем обычно...

Вильям Сидни Маунт. Сила музыки, 1847.
Музей искусств в Кливленде
Замечательно, что многие известные библиотеки, музеи и галереи
выкладывают часть своих коллекций в свободном доступе. Те, кто
мечтает побывать в самых известных музеях мира, теперь могут
это сделать, не выходя из дома.
Источник: По материалам официального сайта
Музея искусств Кливленда - здесь и artchive.ru. Музыка: Francis Goya «Blue Moon»
Сладкая Меланхолия. Жозеф-Мари Вьен. 1756
Музей искусств в Кливленде
 | 
Lyarder |
|