
В музее Рерихов (филиале музея Востока) открыта удивительная
выставка, приуроченная к выходу анимационного
фильма Станислава Соколова.

Тем, кто уже посмотрел мультипликационный фильм
«Гофманиада», равно как и ещё не смотревшим, смело
можно рекомендовать поход на выставку.

В пространстве музея развернулась мистическо-удивительная
экспозиция, представленная 35 куклами и макетами декораций.
 
Их, как известно, выполнил знаменитый современный художник
Михаил Шемякин - близкий друг (а может быть и единственный в
последние годы жизни) Владимира Высоцкого.
 
В таком непростом и кропотливом деле ему помогали
художники-кукольники Елена и Николай Ливановы.

Металл, ткань, дерево, краска, поролон, нити умелыми руками
мастеров претворились в персонажей гофмановских новелл.

Эскизы к мультфильму из личного архива режиссёра
Станислава Соколова стали прекрасным дополнением к выставке.

Работа над мультфильмом продолжалась с 2001 по 2017 год.
Сценарий мультфильма написан по мотивам сказок Гофмана:
«Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Песочный человек»,
«Принцесса Брамбилла».

Главным героем стал сам Эрнст Теодор Амадей Гофман, который
в обычной жизни работал государственным служащим. Для того,
чтобы прописать общую линию главного героя, были
использованы письма и дневники самого Гофмана.
В окончательной версии мультфильма «Гофманиада» участвует
более 150 кукольных героев, созданных по эскизам
художника Михаила Шемякина.

Увлечение мастера произведениями Гофмана давнее, а в
творческом аспекте эта любовь впервые была реализована
в 2001 году, когда Шемякин поставил в Мариинском театре
балет «Щелкунчик» на основе либретто Мариуса Петипа.

Постановка на музыку Чайковского объединила гротеск и
волшебство сказки, одновременно сделав повествование более
взрослым. Балет Михаила Шемякина был отмечен высокими
международными наградами, призами и театральными премиями.

Четыре года спустя была реализована новая постановка
«Волшебный орех», созданная по мотивам сказки Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный король».

Для этого спектакля Шемякин создал не только оформление,
но и либретто, в основе которого - превращение племянника
Дроссельмейера, расколдовавшего принцессу Пирлипат, в Щелкунчика.

Таким образом, идейно оба балета образовали единый рассказ,
своего рода дилогию - «Гофманиану Шемякина».

Режиссер Станислав Соколов (слава) и художник Михаил Шемякин
Но вернемся к истории мультфильма. Первые 20 минут «Гофманиады»
были показаны еще осенью 2006 года; в них было задействовано
22 куклы, каждую из которых создавали не менее месяца.

Работа продолжилась два года спустя. Эскизы, созданные
Михаилом Шемякиным, переводили в скульптурное изображение,
которое затем передавали в кукольный цех.

Для каждого персонажа изготовили несколько голов с разными
выражениями лица, а также кукол-дублеров. Материалом стал
специальный композитный состав - жесткий, и при этом пластичный.

Как отмечал тогда режиссер фильма Станислав Соколов,
«творческий диапазон, который есть у художника Шемякина, здесь
попадает в точку, его образы соединяются идеально. Этот фильм
прочитается на нескольких уровнях - он глубокий в своей второй
прослойке, но в то же время зрелищный».

В 2015 году между режиссером и художником «Гофманиады»
пробежал, условно говоря, «крошка Цахес». Михаил Шемякин после
полутора десятков лет решил отозвать свое авторство из проекта.

Как заявил художник, и режиссура, и музыка, и озвучивание
в проекте «не дотягивают до современного уровня».

Исключение составляют лишь участники проекта, приглашенные
самим мастером (Слава Полунин и Владимир Кошевой).
В итоге за Шемякиным осталось авторство кукол,
выполненных им для мультфильма.

22 февраля 2018 года «Гофманиада» была показана в Российском
Доме науки и культуры в Берлине, где также открылась уникальная
двухдневная выставка кукол - персонажей «Гофманиады»,
изготовленных на киностудии «Союзмультфильм» по эскизам
Михаила Шемякина. Всего в экспозиции было представлено
35 кукол, 7 эскизов и 19 элементов декораций.

Как отметила по итогам Берлинале коммерческий директор
«Союзмультфильма» Мария Смирнова, публика тепло приняла фильм,
также он вызвал интерес у международных дистрибьюторов.
Этот мультфильм - самый большой проект, над которым
работала студия «Союзмультфильм» со времён распада СССР.
 
В течение весны 2008 года группа кукольников создавала куклы,
а непосредственно съёмки оставшейся части мультфильма
начались летом того же года.

В первых 20 минутах мультфильма, продемонстрированных
в ноябре 2006-го, присутствовало 22 куклы. Работа по созданию
каждой куклы занимала не меньше месяца. В законченном
мультфильме участвует более 150 кукол, некоторые из них
появляются на экране лишь на несколько секунд.

11 ноября 2006 года в прессе появились сообщения, что
создателям мультфильма не удалось найти в России деньги на
продолжение съёмок, и что, скорее всего, они попытаются
найти западных инвесторов.

18 ноября 2008 года в прессе появились сообщения, что
необходимые деньги, наконец-то, удалось найти: их выделило
государство, однако 8 октября 2010 года на MIPTV Media Market в
Каннах Михаил Шемякин представил публике всё ту же 1-ю часть
ленты с целью заинтересовать зарубежных инвесторов.

3 июня 2011 года на сайте «Союзмультдизайн» был опубликован
официальный буклет мультфильма, в котором указано, что
подготовка к съёмке второй и последней части мультфильма
началась 1 марта 2011 года, законченная лента будет иметь
продолжительность 90 минут и выйдет в прокат в мае 2014 года.

В 2013 году Станислав Соколов отмечал: «я просто делаю
полнометражный фильм уже больше десяти лет, поскольку
финансирование то идет, то останавливается, такие паузы
по два, по три года. Вот как бы возобновили финансирование,
и мы сейчас начали готовить вторую часть полнометражного фильма».

В сентябре 2015 года Михаил Шемякин отозвал своё авторство
из мультфильма: «К сожалению, я должен признать, что это - большая
неудача. Уже 15 лет идет мучительная работа. Буквально через месяц
мы должны уже его сдавать. Но не думаю, что из этого получилось
что-то серьезное. Я даже снял своё имя, просто оставляю,
что куклы - Михаила Шемякина».
 
«Любой полнометражный фильм делается долго - не меньше
пяти лет, считая написание сценария, подготовительный период и
съёмки. И быстрее его всё равно не сделать, в какой бы технике он
не делался. Сложнее на студии, где не так много работает народу
и не так много параллельных съёмочных площадок, чтобы как-то
ускорять процесс. Покадровая съёмка - достаточно медленная.

В день у аниматора есть план: 2,5 полезных метра - это где-то пять
секунд полезного времени. Даже короткий мультфильм - это год.
Ну, пять минут - это, может быть, полгода, а десять минут - это уже
год: подготовительный период - где-то месяца три, несколько месяцев
делается мультипликат, и только потом это идёт в съёмку. Поэтому
анимация, конечно, - медленный процесс, а полнометражная тем более».
Станислав Соколов

Мультфильм получился интересным и в тоже время многогранным.
В нём нам предстоит погрузиться в умы персонажей, прочувствовать
весь быт и реальность того времени. Так же имеет место
интересная история и романтическая встреча.

Щелкунчик, Мышиный король, Песочный человек, Крошка Цахес,
Повелитель блох - это только малая часть сказочных персонажей,
вышедших из-под пера Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Многие
из них стали героями масштабного проекта «Гофманиада». Теперь
зрители могут увидеть не только сам мультфильм,
но и сопутствующие произведения.

Идея выставки принадлежит директору
Музея Рерихов Тиграну Мкртычеву.
- Попав на студию, где создавалась «Гофманиада», мы поняли,
что у нас есть возможность ввести посетителей Музея Рерихов в
сказочный мир Гофмана - писателя, оказавшего большое влияние
на Николая Константиновича Рериха, - рассказал Тигран Мкртычев.
- Мы готовы были принять всё, что студия предоставит.

На выставке можно увидеть, как от макета к макету главный
герой фильма - сам Гофман, становится старше.

В первой кукольной декорации это еще мальчик, которого
няня пугает страшилкой про Песочного человека.

Во второй - юноша в мансарде дает уроки пения красотке
Веронике. Есть на выставке и макет лаборатории алхимика - какая
же сказка без колдовства! А в библиотеке архивариуса Гофман
склонился над собственной рукописью. И если приглядеться,
то можно даже разобрать текст.

Всё это - рукотворная работа мастеров-мультипликаторов.
Макеты и куклы проработаны до мельчайших деталей. Они
передают волшебную атмосферу произведений Гофмана и
позволяют зрителю ближе познакомиться с кукольной анимацией.

- Все куклы в экспозиции игровые, у них двигаются ручки, ножки,
открываются рты. Кстати, ротики у кукол сменные, - демонстрирует
возможности героев «Гофманиады» художник Станислав Соколов.

«Хотя руководство студии считает, что «Гофманиада» сделана
специально для фестивалей и избранной публики, - говорит Соколов,
- я всегда рассчитывал, что фильм будет понятен всем - даже детям.

Я показывал материал самым маленьким зрителям: они прекрасно
смотрят и не боятся. Слава Богу, есть прокатчики, которые говорят,
что не надо ничего переделывать, и эту работу
не стыдно показать и заграницей».
Дополнено 28 января 2019 года.
Мультипликационная картина «Гофманиада» киностудии
«Союзмультфильм» удостоена премии «Золотой орел» в
категории «Лучший анимационный фильм». Национальная
кинонаграда, учрежденная Академией кинематографических
искусств и наук России, вручена одному из главных создателей
фильма режиссеру Станиславу Соколову.
Поздравляем Станислава Михайловича с наградой!
 | 
Lyarder |
|
|
|