
В новогодние и предновогодние дни по всем телеканалам
из года в год повторяется одна и та же программа - выступают
артисты, которые уже 30 лет назад были немолодыми, шутятся одни
и те же шутки... Частью «телевизионной стабильности» является и
целый сборник советских «новогодних фильмов» - которые
заканчиваются всегда на мажорной ноте и призваны создавать
послевкусие в стиле «ах, в какой великой стране мы жили!»

Все были румяные, радостные, двери никогда не закрывались,
жили дружно зато бедно, и какое же вкусное было мороженое!».
Именно так выглядит «стабильность» в представлении дорвавшихся
до власти престарелых комсомольцев, душа которых осталась
где-то там, словно страна продолжает жить в каком-нибудь 1976-м году.

Одним из таких «классических новогодних фильмов» стала
лента «Ирония судьбы, или с лёгким паром» - которую многие
до сих пор продолжают считать «шедевральной лентой».
Посмотрите на досуге фильм:
«Ирония судьбы или с легким паром. Рождение легенды»
Прошло уже более 40 лет, как был снят этот фильм и, естественно,
встает вопрос, а так ли показательна судьба героев, рассказанная
в ленте. Попробуем разобраться...
Разоблачение главного советского новогоднего «шедевра»
под названием «Ирония судьбы, или с лёгким паром».
Советую дочитать до конца, возможно согласитесь с автором (!?)

Сейчас мало кто знает, но сам сюжет фильма «Ирония судьбы,
или с лёгким паром» появился, можно сказать, случайно. Фильм
был снят по написанной в 1969 году пьесе Рязанова и Брагинского,
которые создали её в буквальном смысле слова «с бодуна» - авторы
пьесы (впрочем, как и её герои) в то время сильно пили. Сам Эльдар
Рязанов в то время не придавал пьесе никакого значения и считал
её «проходняком», написанным исключительно для зарабатывания денег.

Больших денег, правда, ни Рязанов, ни Брагинский не заработали.
После постановки фильма и его выхода в кинотеатрах кино во время
первого показа посмотрело 100 миллионов человек, а Рязанову и
Брагинскому заплатили всего по 9.000 рублей гонорара. Это сущие
копейки в сравнении с теми миллионами, которые заработал
киноконцерн - в общем, здесь всё мало чем отличается от
обмана советских киноактёров государством.

Что самое интересное - изначально пьеса Рязанова и Брагинского
была задумана как сатирическая, высмеивающая так сказать
пороки советского пьянства. В старых вариантах пьесы главного
героя звали Женя Алкашин - такое имя было подчеркнуть общую
сатирическую канву повествования и сразу рассказать о герое
многое, но позже Алкашин был переделан в Лукашина.

Вот эта переработка сатирической пьесы в лирический
киносценарий и стала - фатальной. Если встречи, знакомства и
пьяные признания в любви Жени Алкашина вызывали только смех,
то теперь Женя Лукашин даже вызывал симпатию и сочувствие
в стиле «да, он пьёт - но на самом деле он хороший» - именно так
в быту оправдывали большинство гадких поступков советских
алкоголиков. И именно фильм «Ирония судьбы» с его благодушным
отношением а алкашам стал ещё одной причиной того,
что народ в совке пил всё больше и больше.

Счастье для советского алкоголика.
Главным героем фильма, безусловно, является тот самый
архетипический Женя Алкашин (не Надя и уж конечно не Ипполит)
- именно за его приключениями мы наблюдаем на протяжении всей
ленты и видим некий задний фон всей истории именно с его позиции.

По сюжету фильма неоднократно заявляется, что на самом деле
Женя не пьёт - он пьёт только воду, кефир и напиток «Байкал»,
а всё что произошло - это случайность, но на самом деле эти
заявления совершенно несущественны и сделаны, скорее всего,
для цензуры (иначе фильм могли бы не пропустить).

Важно то, что главным героем фильма является алкаш - именно
в состоянии алкогольного опьянения совершаются все его поступки,
и что самое главное - все мотивы его поведения точно такие же,
какие бывают у хронических, многолетних профессиональных
алкашей. Впрочем, оправдания «на самом деле я не пью и могу
бросить в любой момент» хроническим алкашам тоже свойственны.

Свою судьбу алконавт Женя Лукашин пустил на самотёк - ему уже
далеко за 30, он продолжает жить с мамой в маленькой квартире
и, видимо, совсем не думает про переезд. У Жени есть некая работа,
на которую он ходит - судя по всему, совершенно без удовольствия
и без карьерных амбиций.

Также у Жени есть компания друзей - которая время от времени
приглашает его выпить. После попойки происходит похмелье,
катарсис и некий период воздержания, после чего всё повторяется снова.

Женщинам в жизни Жени Алкашина не место - у него в доме
есть только мать, и даже если бы он и женился - то жена, скорее
всего, заняла бы роль матери - отчитывала бы его за пьянки и
пыталась «наставить на истинный путь».

Проще говоря - жизнь Жени Лукашина полностью укладывается
в жизненную матрицу стандартного советского алкоголика:
неамбициозного, безынициативного, инфантильного и
подверженного стороннему влиянию. Именно такой тип мужчины
начал массово появляться в городах с приходом советской власти.

Немаловажно и то, что в конце фильма простой советский
алкаш обретает счастье - причём не делает для этого ничего
существенного, к берегам счастья его прибивают волны
алкоголической судьбы. Счастье в виде красивой и властной
женщины, которая теперь будет Алкашину наставницей вместо
мамы, падает в руки как бы само собой.

Именно в этом и заключается секрет многолетней
популярности фильма - Женя Лукашин воплотил в себе типаж
советского Емели - который лежал на печи, бухал с друзьями,
не думал о будущем - но в итоге оказался королём. Это типаж,
презираемый в западных странах за безответственность и
потребительство - но вполне любимый в СССР, в котором не
было ни частного бизнеса, ни политической жизни, и мужчины
в котором превращались вот в такое аморфное алкоголическое «нечто».

В стране безотцовщины и «бесплатных» квартир.
Теперь давайте пройдёмся по отношениям между героями.
Главным женским персонажем картины является Надя - которая
точно так же, как и Женя Лукашин, живёт с мамой. Можно конечно
предположить, что отец Нади уже попросту умер - но почему-то
кажется (на это намекают некоторые поведенческие моменты
в фильме), что и в случае с Женей, и в случае с Надей имеются
в виду именно неполные семьи, и этот факт подтверждается,
если посмотреть на отношения между героями в ленте...

И Жене, и Наде сложно строить отношения с противоположным
полом - у них ничего не получается именно потому, что они с
детства не видели примера нормальных семейных отношений и,
так сказать, не наблюдали распределения «семейных ролей».
У Жени, судя по всему, были только какие-то эпизодические
контакты с женщинами (и были ли они вообще?), а Надя жила
десять лет в «браке выходного дня» с каким-то непонятным типом,
имя которого в фильме даже не упоминается.

Тут можно ещё много написать о косяках отношений детей
из неполных семей, но лично мне в этой связи интересно совсем
другое - насколько проблемную страну показал в своей ленте
Рязанов. Удивительно, что никто не заметил раньше этот
задний фон «новогодней сказки» - в ленте встречаются два
персонажа, выращенных только мамами, это воспринимается
как норма и более того - целиком и полностью принимается
зрителями как близкое и понятное им явление.

Вдруг оказывается, что в «благополучном и успешном СССР»
на самом деле существует невероятное количество неполных
семей - большое количество браков распадалось из-за пьянства,
из-за того, что отец попросту уходил в другую семью, оказывался
в тюрьме или в лагере - в СССР это воспринималась не как
что-то из ряда вон выходящее, а как норма.
Более того - как норма массовая.

И ещё один очень интересный момент - обе неполные семьи
только-только переехали в новые квартиры - в маленькие
«бесплатные» квартирки на полторы проходные комнаты.
Это означает, что большую часть жизни семьи прожили в
каких-то бараках или коммунальных комнатах - в СССР только
в этом случае можно было претендовать на какое-то жилищное
улучшение. Герои-«дети» прожили в этих бараках более 30 лет,
а герои «матери» - всю жизнь, только на склоне лет получив
микроскопическую квартирку-полуторку.

Если вдуматься - то это невероятно интересный и скрытый
пласт ленты, который остаётся за кадром и присутствует в фильме
только в виде намёков. Жизненный и профессиональный опыт героев
страшен, и показывает типично-несчастную советскую жизнь,
которая судя по «всенародной любви» к фильму была нормой и для
большинства зрителей картины… Новогодняя антисказка.

Вместо эпилога.
«Иронию судьбы, или с лёгким паром» принято считать неким
новогодним аналогом западных рождественских сказок - но, сказка
получилась горькой. Да, на Западе тоже есть новогодние ленты с
рассказом о том, как в жизни маленького человека происходит чудо
- но для этого чуда нужно много и упорно работать над собой,
быть добрым и ответственным человеком - и тогда
Судьба тебя обязательно наградит.

В СССР же сняли какую-то в полном смысле слова антисказку
- радость от празднования Нового года с её ожиданием чуда
совместили с «радостью» от употребления спиртного, а
алкоголические приключения в полуторакомнатной квартирке
взрослого инфантильного ребёнка из проблемной семьи
подали как что-то нормальное и правильное.

И вдвойне печально то, что это кино столь любимо зрителями
на протяжении десятилетий - это означает лишь то, что многие
зрители увидели в героях себя и собственные жизненные трагедии…
Такие дела! Восклицает автор текста Максим Мирович...
А вы, согласны с ним, или еще следует хорошо подумать?

«На правду нельзя обижаться, даже если она горькая».
***
«Такие, как вы, всегда правы, во всем, потому что живете как
положено, как предписано, но в этом и ваша слабость - вы не
способны на безумство. Великое вам не по плечу, а жизнь
нельзя подогнать под вымеренную схему...»
Музыка: Микаэл Таривердиев «Музыка и песни из кинофильма Ирония судьбы...»
 | 
Lyarder |
|
|
|