• Авторизация


«Ирония судьбы, или с лёгким паром» - детальный анализ «шедевра» 14-01-2019 01:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


445ef2305429dffa5.jpg


В новогодние и предновогодние дни по всем телеканалам
из года в год повторяется одна и та же программа - выступают
артисты, которые уже 30 лет назад были немолодыми, шутятся одни
и те же шутки... Частью «телевизионной стабильности» является и
целый сборник советских «новогодних фильмов» - которые
заканчиваются всегда на мажорной ноте и призваны создавать
послевкусие в стиле «ах, в какой великой стране мы жили!»

18f7cda2b65669a348.jpg

Все были румяные, радостные, двери никогда не закрывались,
жили дружно зато бедно, и какое же вкусное было мороженое!».
Именно так выглядит «стабильность» в представлении дорвавшихся
до власти престарелых комсомольцев, душа которых осталась
где-то там, словно страна продолжает жить в каком-нибудь 1976-м году.

27457b3241e95314fa.jpg

Одним из таких «классических новогодних фильмов» стала
лента «Ирония судьбы, или с лёгким паром» - которую многие
до сих пор продолжают считать «шедевральной лентой».

Посмотрите на досуге фильм:
«Ирония судьбы или с легким паром. Рождение легенды»




Прошло уже более 40 лет, как был снят этот фильм и, естественно,
встает вопрос, а так ли показательна судьба героев, рассказанная
в ленте. Попробуем разобраться...

Разоблачение главного советского новогоднего «шедевра»
под названием «Ирония судьбы, или с лёгким паром».
Советую дочитать до конца, возможно согласитесь с автором (!?)

14bab26855dd81181.jpg

Сейчас мало кто знает, но сам сюжет фильма «Ирония судьбы,
или с лёгким паром» появился, можно сказать, случайно. Фильм
был снят по написанной в 1969 году пьесе Рязанова и Брагинского,
которые создали её в буквальном смысле слова «с бодуна» - авторы
пьесы (впрочем, как и её герои) в то время сильно пили. Сам Эльдар
Рязанов в то время не придавал пьесе никакого значения и считал
её «проходняком», написанным исключительно для зарабатывания денег.

1463c60f93b3e755ab.jpg

Больших денег, правда, ни Рязанов, ни Брагинский не заработали.
После постановки фильма и его выхода в кинотеатрах кино во время
первого показа посмотрело 100 миллионов человек, а Рязанову и
Брагинскому заплатили всего по 9.000 рублей гонорара. Это сущие
копейки в сравнении с теми миллионами, которые заработал
киноконцерн - в общем, здесь всё мало чем отличается от
обмана советских киноактёров государством.

224a63417f0620ccd.jpg

Что самое интересное - изначально пьеса Рязанова и Брагинского
была задумана как сатирическая, высмеивающая так сказать
пороки советского пьянства. В старых вариантах пьесы главного
героя звали Женя Алкашин - такое имя было подчеркнуть общую
сатирическую канву повествования и сразу рассказать о герое
многое, но позже Алкашин был переделан в Лукашина.

1306eb4bae0a329ecc.jpg

Вот эта переработка сатирической пьесы в лирический
киносценарий и стала - фатальной. Если встречи, знакомства и
пьяные признания в любви Жени Алкашина вызывали только смех,
то теперь Женя Лукашин даже вызывал симпатию и сочувствие
в стиле «да, он пьёт - но на самом деле он хороший» - именно так
в быту оправдывали большинство гадких поступков советских
алкоголиков. И именно фильм «Ирония судьбы» с его благодушным
отношением а алкашам стал ещё одной причиной того,
что народ в совке пил всё больше и больше.

11bf83173fcfde9559.jpg

Счастье для советского алкоголика.

Главным героем фильма, безусловно, является тот самый
архетипический Женя Алкашин (не Надя и уж конечно не Ипполит)
- именно за его приключениями мы наблюдаем на протяжении всей
ленты и видим некий задний фон всей истории именно с его позиции.

6769e6f4bea48d9a3.jpg

По сюжету фильма неоднократно заявляется, что на самом деле
Женя не пьёт - он пьёт только воду, кефир и напиток «Байкал»,
а всё что произошло - это случайность, но на самом деле эти
заявления совершенно несущественны и сделаны, скорее всего,
для цензуры (иначе фильм могли бы не пропустить).

17baa4ec78e94a6745.jpg

Важно то, что главным героем фильма является алкаш - именно
в состоянии алкогольного опьянения совершаются все его поступки,
и что самое главное - все мотивы его поведения точно такие же,
какие бывают у хронических, многолетних профессиональных
алкашей. Впрочем, оправдания «на самом деле я не пью и могу
бросить в любой момент» хроническим алкашам тоже свойственны.

53b42fd0be2fbbfdf.jpg

Свою судьбу алконавт Женя Лукашин пустил на самотёк - ему уже
далеко за 30, он продолжает жить с мамой в маленькой квартире
и, видимо, совсем не думает про переезд. У Жени есть некая работа,
на которую он ходит - судя по всему, совершенно без удовольствия
и без карьерных амбиций.

196732dbfaa45fa2b3.jpg

Также у Жени есть компания друзей - которая время от времени
приглашает его выпить. После попойки происходит похмелье,
катарсис и некий период воздержания, после чего всё повторяется снова.

159552194f870747c2.jpg

Женщинам в жизни Жени Алкашина не место - у него в доме
есть только мать, и даже если бы он и женился - то жена, скорее
всего, заняла бы роль матери - отчитывала бы его за пьянки и
пыталась «наставить на истинный путь».

22da0e5f4c358b28b1.jpg

Проще говоря - жизнь Жени Лукашина полностью укладывается
в жизненную матрицу стандартного советского алкоголика:
неамбициозного, безынициативного, инфантильного и
подверженного стороннему влиянию. Именно такой тип мужчины
начал массово появляться в городах с приходом советской власти.

7bf5b3306ef7506d7.jpg

Немаловажно и то, что в конце фильма простой советский
алкаш обретает счастье - причём не делает для этого ничего
существенного, к берегам счастья его прибивают волны
алкоголической судьбы. Счастье в виде красивой и властной
женщины, которая теперь будет Алкашину наставницей вместо
мамы, падает в руки как бы само собой.

2035a6b13f0df694c9.jpg

Именно в этом и заключается секрет многолетней
популярности фильма - Женя Лукашин воплотил в себе типаж
советского Емели - который лежал на печи, бухал с друзьями,
не думал о будущем - но в итоге оказался королём. Это типаж,
презираемый в западных странах за безответственность и
потребительство - но вполне любимый в СССР, в котором не
было ни частного бизнеса, ни политической жизни, и мужчины
в котором превращались вот в такое аморфное алкоголическое «нечто».

166855c817e147c5d9.jpg

В стране безотцовщины и «бесплатных» квартир.

Теперь давайте пройдёмся по отношениям между героями.
Главным женским персонажем картины является Надя - которая
точно так же, как и Женя Лукашин, живёт с мамой. Можно конечно
предположить, что отец Нади уже попросту умер - но почему-то
кажется (на это намекают некоторые поведенческие моменты
в фильме), что и в случае с Женей, и в случае с Надей имеются
в виду именно неполные семьи, и этот факт подтверждается,
если посмотреть на отношения между героями в ленте...

25150fe6a3ac7e4b89.jpg

И Жене, и Наде сложно строить отношения с противоположным
полом - у них ничего не получается именно потому, что они с
детства не видели примера нормальных семейных отношений и,
так сказать, не наблюдали распределения «семейных ролей».
У Жени, судя по всему, были только какие-то эпизодические
контакты с женщинами (и были ли они вообще?), а Надя жила
десять лет в «браке выходного дня» с каким-то непонятным типом,
имя которого в фильме даже не упоминается.

2648346159e59bd040.jpg

Тут можно ещё много написать о косяках отношений детей
из неполных семей, но лично мне в этой связи интересно совсем
другое - насколько проблемную страну показал в своей ленте
Рязанов. Удивительно, что никто не заметил раньше этот
задний фон «новогодней сказки» - в ленте встречаются два
персонажа, выращенных только мамами, это воспринимается
как норма и более того - целиком и полностью принимается
зрителями как близкое и понятное им явление.

10733da5aea820bc3e.jpg

Вдруг оказывается, что в «благополучном и успешном СССР»
на самом деле существует невероятное количество неполных
семей - большое количество браков распадалось из-за пьянства,
из-за того, что отец попросту уходил в другую семью, оказывался
в тюрьме или в лагере - в СССР это воспринималась не как
что-то из ряда вон выходящее, а как норма.
Более того - как норма массовая.

126e448db12e7ec428.jpg

И ещё один очень интересный момент - обе неполные семьи
только-только переехали в новые квартиры - в маленькие
«бесплатные» квартирки на полторы проходные комнаты.
Это означает, что большую часть жизни семьи прожили в
каких-то бараках или коммунальных комнатах - в СССР только
в этом случае можно было претендовать на какое-то жилищное
улучшение. Герои-«дети» прожили в этих бараках более 30 лет,
а герои «матери» - всю жизнь, только на склоне лет получив
микроскопическую квартирку-полуторку.

3e895118379931c05.jpg

Если вдуматься - то это невероятно интересный и скрытый
пласт ленты, который остаётся за кадром и присутствует в фильме
только в виде намёков. Жизненный и профессиональный опыт героев
страшен, и показывает типично-несчастную советскую жизнь,
которая судя по «всенародной любви» к фильму была нормой и для
большинства зрителей картины… Новогодняя антисказка.

9c3bab164a41fe5eb.jpg

Вместо эпилога.

«Иронию судьбы, или с лёгким паром» принято считать неким
новогодним аналогом западных рождественских сказок - но, сказка
получилась горькой. Да, на Западе тоже есть новогодние ленты с
рассказом о том, как в жизни маленького человека происходит чудо
- но для этого чуда нужно много и упорно работать над собой,
быть добрым и ответственным человеком - и тогда
Судьба тебя обязательно наградит.

8f0ef85bc69f7e88f.jpg

В СССР же сняли какую-то в полном смысле слова антисказку
- радость от празднования Нового года с её ожиданием чуда
совместили с «радостью» от употребления спиртного, а
алкоголические приключения в полуторакомнатной квартирке
взрослого инфантильного ребёнка из проблемной семьи
подали как что-то нормальное и правильное.

21c99468b5dd4dc970.jpg

И вдвойне печально то, что это кино столь любимо зрителями
на протяжении десятилетий - это означает лишь то, что многие
зрители увидели в героях себя и собственные жизненные трагедии…

Такие дела! Восклицает автор текста Максим Мирович...
А вы, согласны с ним, или еще следует хорошо подумать?

24d803a626802a6583.jpg

«На правду нельзя обижаться, даже если она горькая».

***
«Такие, как вы, всегда правы, во всем, потому что живете как
положено, как предписано, но в этом и ваша слабость - вы не
способны на безумство. Великое вам не по плечу, а жизнь
нельзя подогнать под вымеренную схему...»

Музыка: Микаэл Таривердиев «Музыка и песни из кинофильма Ирония судьбы...»

23e2d90185640bfbd3.jpg
28.gif
Lyarder
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
VeraVik 14-01-2019-01:39 удалить
Чушь чистой воды........ писал какой-то дурак все эти "разоблачения". И кому они нужны?
Фильм классный, на уровне комедии и смотрится легко, и полюбился на многие годы. А гадость написать много ума не надо
Как все плохо было при Советах,жили в основном алкаши и секса у них не было.Как хорошо стало при капитализме.Живем и радуемся.
Микаэл Таривердиев своей волшебной музыкой поднял статус фильма в разы.Хочеться только отметить о полутора комнатных квартирках:страна после войны была вся разрушена, люди жили в чудовищных условиях и строительство т.н. незатейливых "хрущевок" дало многим возможность достойно жить,имея газ и отапливаемую квартиру,это сейчас люди чванливо высмеивают прошлое,когда сейчас в глубинках до сих пор отапливаются дровами и за водой стоят в очередях за привозной питьевой водой.
Еленаско 14-01-2019-13:01 удалить
Поняла, что каждый видит свой мир. Не удивлюсь, если на этой чуши кто-то диссертацию защитит. Это же не страна - это "совок"...
Lyarder 14-01-2019-22:31 удалить
Ответ на комментарий VeraVik # Вера, зачем вы так... Это взгляд молодого человека, родившегося в постсоветское время. Если вы внимательно почитали "разбор полетов", и посмотрели видео, то не могли бы не отметить, что автор - прав (Рязанов сам рассказывает в докфильме, как отнеслись к ленте, и что она 7 месяцев не допускалась к просмотру именно по этой причине). Мне кажется, надо радовать, что новое поколение зрителей задумывается о роли кинематографии в жизни. Конечно, мне пришлось немного "причесать" сие повествование, но в основном оно сохранено. Умалять талант Рязанова никто не собирается... Он четко охарактеризовал эпоху "застоя", за что ему вечная память. А вы знаете, что психологи не рекомендуют показывать фильм молодежи, ибо он может разрушить жизнь (так и пишут). Наше поколение "закаленное", а вот юные мозги могут принять сюжет как - действие. Искусство (в любом проявлении) должно изменять людей только в лучшую сторону. Всего доброго, будьте спокойны. Всех Благ!
Lyarder 14-01-2019-22:34 удалить
Ответ на комментарий бвс # С Новым годом и пусть он будет наполнен новыми впечатлениями и, конечно, счастьем!
Lyarder 14-01-2019-23:05 удалить
Ответ на комментарий МаргаритаГК # Ну, до капитализма мы еще не дошли, хотя эта система уже давно прошла трансформацию. По классическому определению, капитализм - экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве (!) и свободе предпринимательства (!). А у нас, пока этого нет (и будет ли?). Сейчас даже трудно сказать, какая экономическая система была в СССР, и тем более - какая сейчас... Но, придет время и ей дадут определение (думается не очень лестное). Всего доброго!
Lyarder 14-01-2019-23:37 удалить
Ответ на комментарий GALINA_RAKITYANSKI # Галочка, хорошо начала... Именно Таривердиев понял задумку Рязанова и своей музыкой дополнил (стихи правильно подобраны) сюжет фильма. Умница Рязанов, здорово"протащил" убогость застройки (все везде одинаково). Война-то уже 30 (!) лет как закончилась. Никто не высмеивает прошлое, просто стоит задуматься - почему сейчас не могут создать достойную жизнь россиянам. Уже почти 20 лет, как по земле шагает 21 век. Ты можешь представить себе, чтобы в Израиле так жили??? Просто у вас социально ориентированное государство, а у нас оно - только по Конституции... Ладно, не будем о грустном. Всего доброго, всх благ!
Ответ на комментарий Lyarder # Людочка,у нас тоже своих проблем хватает,если бы не колоссальные вложения в оборонную промышленность,люди меньше бы страдали.Очень болит душа за всех,столько в России достойных грамотных людей,а подавлены действительностью,меня уже праздники не радуют,не весело совсем.Обнимаю тебя,моя,подруга.С Новым Годом! Остается только надеяться на лучшее.
VeraVik 16-01-2019-23:44 удалить
Ответ на комментарий Lyarder # И все же я продолжу тему. То, что показывают сегодня (думаю, молодой человек смотрит и одобряет!)... голы зады, бесконечные маты, стрельба, гульбища и все прочее, перечислять можно долго - это можно к показу. Получается так. А вот рязановский фильм!... да, пропогандирует водку.
А может наоборот, показывает, что так делать не стОит, что выпивка к хорошему не приведет. Хотя... скажу, это проскальзывает и ускальзывает и не акцентируется, это как ПРИЧИНА появления нежданного гостя в квартире девушки. А потом разворачивается сюжет. Там же нет выпивки бесконечной на протяжении всего фильма. А в нынешних?... разве не пьют в нынешних картинах? Да сколько угодно, кафе, проституки, бары, стрипклубы. А тут наивный фильм.
Я остаюсь при своем мнении.
Всего только хорошего.
Кто не пьет, тому хоть лей и экрана телевизора, а кто............ тогда смотреть и колобок опасно))


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Ирония судьбы, или с лёгким паром» - детальный анализ «шедевра» | Lyarder - Дневник Lyarder | Лента друзей Lyarder / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»