
«Письма римскому другу» (1972 г.) - самое знаменитое и самое
музыкальное произведение Иосифа Бродского. Одиночество
здесь осознано как благой удел, а всемирный абсурд
вызывает лишь добродушную усмешку:
Я сижу в своём саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных -
лишь согласное гуденье насекомых.

Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции, у моря.

Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.
***
Приезжай, попьём вина, закусим хлебом.
Или сливами. Расскажешь мне известья.
Постелю тебе в саду под чистым небом
и скажу, как называются созвездья.

«Письма римскому другу» обозначили весьма важную для
начала 70-х гг. проблему: как жить в империи, которая на глазах
дряхлеет и при этом ужесточается, грезя о былом величии?
Стихотворение передаёт чувства, общие для жителей всех
дряхлеющих империй, будь то Древний Рим или СССР. Активная
жизнь закончилась, осталось только доживать и спокойно
ждать смерти: «лебезить не нужно, трусить, торопиться».

Бродский предлагает не худший выход: в конце концов борьба
ни к чему не ведёт, разве что прибавляет страдания либо самоуважения.
А вот жизнь «в глухой провинции у моря» позволяет и не участвовать
в подлости, и не тратить жизнь на бессмысленную борьбу с ней.

Не удивительно, что советская интеллигенция, выработавшая
тогда множество способов бегства от действительности
(в дворники, в сторожа, в мистику, в садоводство и огородничество),
любила эти стихи больше других.
Бродский и сам питал слабость к «Письмам…» - понимал, что уловил
особую, неведомую прежде гармонию уединения и примирённости.
«Письма римскому другу» и анализ
стихотворения Бродского, можно почитать (здесь)
Музыка: Фрэнсис Лэй из к/ф «Отверженные»
 | 
Lyarder |
|