
Творчество Владимира Егоровича Маковского - это живописный
учебник истории, наполненный краткими рассказами в красках
о жизни людей всех слоев общества России в 19 веке. Являясь
ярким представителем славноизвестной династии художников
Маковских, живописец творил в жанре критического реализма.
А талант его был так велик, что первая его работа, написанная
в 15-летнем возрасте, украшала в свое время стены Третьяковки.

«Автопортрет». Автор: Владимир Егорович Маковский.
Дом семьи Маковских, отличающийся радушием и гостеприимством,
регулярно собирал известных художников, музыкантов, писателей,
артистов. В него были вхожи знаменитости того времени - Глинка,
Гоголь, Пушкин, Щепкин. Художник унаследовал от своих родителей
безмерную любовь к искусству, чудесный слух и очень красивый голос.

«В жаркий день». (1881).
Серпуховский художественно-исторический музей.
Из пятерых детей, которых воспитали Егор Иванович и Любовь
Корнилиевна Маковские - трое стали известными художниками.
Успешнее всех был брат Константин, творивший в манере салонной
живописи, героями его полотен были люди высшего света многих
стран. Чего не скажешь о Владимире он был менее знаменит, но его
картины носили хрестоматийный характер, отражающие жизнь России.

«Мальчик, продающий квас». (1861). Автор: Владимир Маковский.
В доме, где царила атмосфера искусства, Владимир очень рано
приобщился к живописи. Он мастерски управлялся и с акварелью,
и с маслом, и с карандашами; а испытывая страсть к музыке - отлично
играл на скрипке и превосходно пел. В 15-летнем возрасте Володя
под руководством своего учителя В.А. Тропинина создал полотно
«Мальчик, продающий квас» (1861), которое станет
украшением стен Третьяковской галереи.

«Приезд учительницы в деревню». (1896-1897)
Государственная Третьяковская галерея
Множество картин Владимира Егоровича Маковского являются реальным отражением бытия практически всех социальных слоев и сословий Российской империи. «Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов; разночинная интеллигенция и трудовой люд - ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы».

«Деспот семьи. В мастерской художника». 1893
Сюжет этой картины можно считать автобиографическим.
Она написана в 1893 году, во время работы над заказом для храма
Христа Спасителя в Борках, причём одна из неоконченных икон,
изображенных на картине, - копия его «Преображения» для Спасова
монастыря. Примечательно, что в качестве работы для заработка
художник изобразил именно свои занятия иконописью.

«Крестьянские дети», 1890.
Харьковский художественный музей.
Талантливый живописец, пристально всматриваясь в окружающий мир, искренне сочувствовал людскому горю и слабостям, от души радовался их маленьким удачам. Из под его кисти одна за другой выходили картины, повествующие о судьбе простого народа.

Не пущу! (1892).
Около полувека ежегодно выставлял он свои новые работы
на всевозможных выставках. И всегда были в центре внимания
полотна злободневного характера, пробуждающие мысль
и гражданское сознание, понятные самой широкой аудитории.

«Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей». (1869).
Картина, написанная на конкурс «Крестьянские мальчики в ночном
стерегут лошадей» в 1869 году принесла живописцу славу и золотую
медаль за художественную экспрессию. Тогда же Академия художеств
удостоила живописца звания художника 1-й степени.

«В приемной у доктора». (1870).
Полотно «В приемной у доктора», представленное на выставке
в 1870 году - имело немалый успех, а художнику пророчили большую
славу. Затейливый сюжет картины пропитан тонким юмором, а техника
- скрупулезностью в деталях. Мы видим как сердобольный священник со
знанием дела объясняет старушке свой «верный» рецепт от зубной боли.
А та в свою очередь всем своим видом воплощает живущую в народе
веру в чудодейственную исцеляющую силу народных способов лечения.

«Любители соловьев». (1872-1873).
Государственная Третьяковская галерея.
В 1873 году полотно «Любители соловьев» принесло ему звание
академика Академии художеств и экспонировалось на Всемирной
выставке в Вене, где привлекло немалый интерес публики.

Свидание. (1883). Автор: Владимир Маковский.
Многие творенья художника повествуют печальные новеллы
о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий
город. Тихой грустью, умилением, печалью веет от глаз матери,
пришедшей из деревни навестить отданного «в люди» сына. Картина
«Свидание» перекликается с сюжетом чеховского рассказа «Ванька».

«На бульваре». Государственная Третьяковская галерея
Есть у художника и сюжетные полотна, наполненные трогательностью,
лиризмом и драматизмом. Картина «На бульваре», вновь затрагивает
темы города и деревни.

«Объяснение». (1889-1891).
Женитьба и рождение двух сыновей оказали свое влияние на
тематику творчества художника, который погрузился в мир детства
и создал полотна «Пастушки», «Ночное», «Игра в бабки».

«Игра в бабки». (1870).
Государственная Третьяковская галерея.
На многих картинах Владимира Егоровича просматривается
легкий юмор, и это при всей сложности композиций, наполненных
мелкими деталями и массой образов, которые наделялись
соответствующим характером и мимикой.

«Друзья-приятели» (1878).
Челябинская картинная галерея.
Идея народничества и борьбы за правду, прошедшая через всю
творческую деятельность Маковского, послужила мотивом
вступления художника в ряды Товарищества передвижных
выставок в 1872 году. А через год он уже занимал место в правлении.

«Крах банка». 1881
Одно из значительных полотен художника, повествующее
о трагической повседневности, - это «Крах банка». Маковский
показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние
сбережения в банк, потерпевший крах.

Этюд к картине «Толкучий рынок в Москве» (1875).
Государственная Третьяковская галерея.
Его полотна всегда были разнохарактерными, но узнаваемыми
по манере и технике. А натурщиками его были самый простой люд, толпа
и зеваки на улицах, образы которых стали своеобразным посвящением
жизни крестьян и трудового народа. Причем характер этих
людей всегда источал позитив и искренность.

«Две матери. Мать приемная и родная». (1905).
Самарский областной художественный музей.
И дабы подчеркнуть несправедливость по отношению к обездоленным и бесправным слоям общества живописец в своих работах использует контраст персонажей: бедный - богатый, грязный - холеный, голодный - сытый.

«Наем прислуги». (1891).
Почти в каждой работе Владимир Егорович создавал интригу, которая удивительным образом вписывалась в композицию картины. Он как бы строил драматургию своих жанров на удачно выстроенных мизансценах. Разного рода мелкие бытовые детали и подробности всякий раз удачно дополняли создаваемый образ.

«В трактире». (1887).
Владея уникальным даром психолога, мастер заглядывал в душевный
мир своих героев и с помощью найденной характерной позы или
выразительного жеста, мимики усиливал впечатление
от происходящего на картине.

«Ходынка». (1901).
В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации
императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии
на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского.
Его впечатления отразились в картине «Ходынка», которая
долгое время была запрещена цензурой.

«После Ходынки. Ваганьковское кладбище» (1901).
Владимир Маковский пользовался огромной популярностью у
московской публики, его полотна хорошо продавались всегда в
отличии от работ большинства художников того времени.
«Варка варенья»
Из воспоминаний современников мастера:
«Жил Маковский богато, имел по сравнению с другими художниками
значительный капитал, выработанный упорным трудом, постоянной
систематической работой. Картины Маковского были очень дороги:
сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись лица, обладавшие
большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи».
В отличие от Владимира - правдолюбца и борца за честь униженных и оскорбленных, его брат - Константин Егорович Маковский был дорогим салонным художником, имевшим в своих клиентах знать не только России, но с стран Европы и Америки. Об этом можно почитать в очерке «Семейный альбом Константина Маковского в живописных портретах: картины, которые из-за дороговизны не мог купить сам Третьяков» - здесь
Титульное фото: В.Е. Маковский «Выбор приданого». 1897-1898.
Источник: kulturologia.ru Музыка: Chris Spheeris «Душа»
Портрет Владимира Егоровича Маковского
в детстве. 1854. Маковский Константин Егорович.
 | 
Lyarder |
|